ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Расчет верхнего предела цены исходит прежде всего из уровня цены на базисную продукцию. Поэтому пра вильный выбор базисного продукта крайне важен. Про изводится он организацией-разработчиком по согласова нию с основным заказчиком. Для сравнения выбирается лучшая отечественная аналогичная продукция, произво димая на современном техническом уровне, имеющая определенную серийность выпуска и, как правило, посто янную оптовую цену. Технико-экономические показатели принимаются по действующим стандартам, оптовая цена базисного продукта принимается с учетом предусмотрен ных в прейскурантах скидок-надбавок.
Если на базисную продукцию действует временная цена, то она корректируется. Корректировка заключается в определении цены постоянной, которая должна быть установлена после истечения срока действия временной. Корректировка производится также и в случае резкого отклонения действующей цены от действительных затрат на производство, когда она не отражает существующих условий производства и реализации продукции, в резуль тате чего необоснованно сложилась или высокая рента бельность, или убыточность по причинам, не зависящим от деятельности предприятия. В подобных случаях кор ректировка производится применительно к расчетному нормативу рентабельности по следующей формуле:
Цбс
ц 100+_Р2_ 100 + Рф
где Цбс — скорректированная оптовая цена базис
|
ного продукта; |
оптовая це |
|
Цб — действующая |
прейскурантная |
||
Рн |
на базисного |
продукта; |
|
— нормативная рентабельность; |
базисного |
||
Рф |
— фактическая |
рентабельность |
|
|
продукта. |
|
|
ИЗ
В целях избежания неправильных соотношении меж ду определенной с учетом корректировки базисной ценой, оптовой ценой на новую продукцию и действующей ба зисной ценой одновременно с введением новой цены вносятся и поправки в действующую цену базисного про; дукта. Возможны следующие варианты поправок дейст вующей базисной цены: откорректированная оптовая це на на базисное изделие вводится одновременно с ценой на новую продукцию; ограничивается срок действия прейскурантной цены на базисное изделие; цена базисно го изделия остается неизменной, а излишняя прибыль из готовителя изымается в бюджет в виде фиксированного платежа; цена на базисное изделие исключается из прей скуранта в связи с прекращением его выпуска.
Рассмотренная выше формула верхнего предела це ны является наиболее общей. В зависимости от специфи ки отраслей и выпускаемой продукции она изменяется применительно к конкретным условиям. В типовой мето дике предусмотрены основные видоизменения формулы в зависимости от ее составляющих. Если преимущества новой продукции сводятся лишь к улучшению условий труда — облегчению его, улучшению техники безопасно сти и т. п., которые не могут быть выражены в расчетах верхнего предела и вообще экономического эффекта, то их оценка производится другими способами и, в частно сти, системой баллов.
Под нижним пределом цены (Цпп) понимается такой ее уровень, который обеспечивает нормально работаю щим предприятиям возмещение издержек производства по изготовлению новой, более качественной продукции и нормативную рентабельность, необходимую для рабо ты в новых условиях хозяйствования.
Взависимости от схемы определения чистого дохода
вцене нижний предел может рассчитываться различны ми путями, и в частности следующими:
П4
(
Цнп = S + ФРнф;
Цнп = S + SPHs
или
Цнп = s • (1 + р Hs);
Ц„п = S + (S — M)PS_M,
где S — себестоимость нового изделия, принимаемая
за базу цен; |
материалов или |
S—М — себестоимость за вычетом |
|
комплектующих изделий; |
|
Ф — удельная фондоемкость новой продукции; |
|
Рнф, РHS, ' |
соответственно к |
P s- m — норматив рентабельности |
стоимости производственных фондов; себе стоимости и себестоимости за вычетом мате риалов или комплектующих изделий.
Верхний предел цены призван обеспечить равновыгодность предполагаемого применения потребителем новой и старой продукции, нижний — равновыгодность произ водства старого и нового изделия у заготовителя. Но предполагаемая равновыгодность еще не означает дейст вительной равновыгодности ни для изготовителей, ни для потребителей, поскольку старое изделие уже освоено и проверено. Отсюда цены на новую продукцию, как правило, не определяются на уровне нижнего и верхнего пределов. Они рассчитываются на уровне, гарантирующем повышенную выгоду (как для изготовителей, так и для потребителей) по сравнению с заменяемой продукцией. Это достигается при помощи установления цен ниже верхнего предела цены и выше нижнего.
Наличие экономического эффекта является необходи мым условием постановки новой продукции на серийное производство и определения экономически обоснованной
115
цены. Величина распределяемого экономического эффек та и отношение верхнего предела цены к нижнему вместе с затратами на подготовку и освоение дают основание судить об эффективности нового изделия и устанавливать поощрительную надбавку к оптовой цене нового продук та. Если верхний предел оптовой цены превышает ниж ний вместе с величиной 30ц более чем в 1,15 раза, то плановая цена устанавливается с учетом доли распреде ляемого экономического эффекта в виде поощрительной надбавки.
Размер поощрительной надбавки в процентах к нор мативной прибыли определяется по типовой шкале, при веденной в типовой методике в зависимости от отношения верхнего предела цены к нижнему вместе с затратами на подготовку и освоение нового продукта (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Типовая шкала размера поощрительной надбавки в %
к |
нормативной прибыли |
|
Цвп |
|
Размер поощрительной |
Цнп + З о н |
надбавки в % к нормативной |
|
прибыли |
||
1 ,1 6 — 1 ,3 |
20 |
|
1 ,3 1 — 1 ,4 |
30 |
|
1 ,4 1 — 1 ,5 |
40 |
|
1 ,5 1 — 1 ,7 |
50 |
|
1 ,7 1 — 1 ,9 |
60 |
|
1 ,9 1 — 2 , 2 |
70 |
|
2 , 2 1 — 2 , 6 |
80 |
|
2 , 6 1 — 3 , 0 |
90 |
|
с в ы ш е |
3 , 0 |
100 |
В зависимости |
от |
особенностей отдельных отраслей |
и видов продукции, непосредственно влияющих на отно шение верхнего предела цены к нижнему (вместе с 30п)
116
/
типовая шкала может видоизменяться. Но при всех усло виях величина поощрительной надбавки не может превы шать 50% распределяемого экономического эффекта.
Нормативная прибыль может быть определена путем соизмерения нормативной рентабельности с себестоимо стью (удельной фондоемкостью, нормативной стоимостью обработки — в зависимости от схемы определения цены) или как разность между нижним пределом цены и себе стоимостью. С учетом поощрительной надбавки (Нп) фор мула оптовой цены имеет согласно типовой методике следующий вид:
Ц = Цнп + Нп.
Поощрительные надбавки по каждому новому изде лию устанавливаются и утверждаются Государственным комитетом цен Совета Министров СССР сроком, как правило, на три года. В тех случаях, когда после освое ния производства новой продукции одним заводом ее вы пуск осваивает второй завод, указанный срок действия поощрительной надбавки, по представлению министерст ва, может быть продлен.
Если верхний предел оптовой цены превышает ниж ний предел менее чем в 1,16 раза, то плановая цена устанавливается на уровне нижнего предела. Если верх ний предел цены вместе с затратами на освоение равен нижнему пределу (Эр = 0), необходимо тщательно прове рить целесообразность выпуска нового изделия, посколь ку замена новой продукцией ранее освоенных изделий не приведет к дополнительному экономическому эффекту для народного хозяйства. Если нижний предел цены вме сте с затратами на освоение превышает верхний предел цены, то это свидетельствует об экономической неэффективности производства нового изделия и о неце лесообразности его выпуска на данном предприятии.
117
Оптовая цена на такое изделие не может быть утверж дена.
Типовой методикой предусматривается следующая по следовательность и основные этапы определения оптовой цены на новую продукцию, предназначенную к замене ранее освоенных изделий:
1) выбор базисного изделия и сопоставление с ним нового продукта по технико-экономическим показателям, текущим и сопутствующим капитальным затратам;
2)расчет верхнего предела цены нового изделия, при котором потребителю равновыгодно применение базисно го (старого) и нового вида продукции;
3)расчет нижнего предела цены нового изделия, при котором изготовителю равновыгодно производство ста рой и новой продукции;
4)определение затрат на подготовку и освоение про
изводства новой продукции; 5) сопоставление расчетных уровней верхнего и ниж
него пределов цены для определения экономической эффективности нового изделия;
6) определение уровня оптовой цены новой, более ка чественной продукции.
Рассмотрим пример, представленный Государствен ным комитетом цен Совета Министров СССР, определе ния оптовой цены на новую продукцию, предназначенную к замене ранее освоенной. Предположим, необходимо установить цену на новый, более качественный полупро водниковый преобразователь частоты типа СЧИ, который предназначен для питания устройств индукционного на грева и плавки металлов в условиях кузнечных и пла вильных цехов. По сравнению с действующими новый преобразователь имеет повышенный коэффициент полез ного действия, может быстро включаться и выключаться даже во время самых небольших производственных пере рывов, поддерживает постоянную мощность в процессе
118
всей технологической операции, повышает производи тельность труда и улучшает условия труда, экономит производственные площади. Расчет оптовой цены произ водится согласно установленному порядку.
Т а б л и ц а 3
Т е х н и к о - э к о н о м и ч е с к и е п о к а з а т е л и н о в о г о и б а з и с н о г о и з д е л и й
м |
Технико-экономические |
Единица |
п/п |
показатели |
измерения |
|
Базисное |
Новое из |
|
делие |
|
|
изделие |
(я )—полу |
Обозна |
(6)—элек |
проводни |
тромашин- |
ковый пре |
|
чение |
ный преоб |
образова |
|
разователь |
тель час |
|
частоты |
тоты типа |
|
типа ВПЧ |
СЧИ |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь в у с т а н о в к е . . . .
С р о к с л у ж б ы с |
у ч е т о м |
м о р а л ь н о г о |
и з н о с а |
С е б е с т о и м о с т ь . . . .
О п т о в а я ц е н а ....................
Ф а к т и ч е с к а я |
р е н т а |
б е л ь н о с т ь к с е б е |
|
с т о и м о с т и |
. . . . |
Н о р м а т и в н а я |
р е н т а |
б е л ь н о с т ь к с е б е |
|
с т о и м о с т и |
. . . . |
Н о р м а т и в н ы й |
к о э ф ф и |
ци е н т э ф ф е к т и в
но с т и .........................
О б щ а я с у м м а з а т р а т на
о с в о е н и е |
.................... |
К о л и ч е с т в о |
и з д е л и й , |
в ы п у с к а е м ы х в п е р и о д о с в о е н и я . .
К о э ф ф и ц и е н т м и н и м а л ь
н о г о |
п р е в ы ш е н и я |
|
в е р х н е г о |
п р е д е л а |
|
ц е н ы н а д |
с у м м о й |
н и ж н е г о п р е д е л а и з а т р а т н а о с в о е н и е
кг / ч а с
ле т
ру б ■
ру б .
%
%
ру б .
шт
п |
150 |
190 |
т |
5 |
5 |
S |
2725 |
12500 |
ц3035 —
рф |
1 1 ,4 |
|
|
P..S |
1 2 ,0 |
12,0 |
|
Е „ |
0 ,1 5 |
0 |
,1 5 |
3 q6lu |
_ |
40000 |
|
|
|
||
Q |
|
240 |
|
Км |
0 ,1 5 |
119
1. Выбираем базисное изделие и сопоставляем с н новый полупроводниковый преобразователь частоты по технико-экономическим показателям, текущим и сопутст вующим капитальным затратам. В качестве базисного изделия принимаем электромашинный преобразователь частоты типа ВПЧ. Сопоставляем основные, необходимые для расчета технико-экономические показатели (табл. 3).
Сопоставляем годовые текущие и сопутствующие ка питальные затраты у потребителя (табл. 4).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Текущие и сопутствующие капитальные затраты нового |
||||
|
и оазисного изделий |
|
||
|
|
Обозна |
Базисное |
Изменение: |
п /п |
Наименование затрат |
Новое из уменьше |
||
чение |
изделие |
делие (н) ние ( —). |
||
|
|
|
(б> |
увеличе |
ние ( + )
1 Г о д о в ы е т е к у щ и е з а т -
р а т ы ..............................
1 С т о и м о с т ь п о т е р ь э л е к - т р о э н е р г и н . . . .
2 З а т р а т ы н а т е к у щ и й и с р е д н и й р е м о н т . .
3 З а т р а т ы н а о б с л у ж и в а - н и е п р е о б р а з о в а т е -
ЛЯ ...................................
4 З а т р а т ы , с в я з а н н ы е с
э к с п л у а т а ц и е й |
и з - |
д е л и й ......................... |
|
И т о г о г о д о в ы х |
т е к у - |
щ и х з а т р а т . . . . |
|
II С о п у т с т в у ю щ и е |
к а п и - |
т а л ь н ы е з а т р а т ы 1 А в т о т р а н с ф о р м а т о р —
д о п о л н и т е л ь н о е о б о р у д о в а н и е . . .
и
2442 |
577 |
— 1865 |
5950 |
2800 |
-3 1 5 0 |
928 |
500 |
—428 |
2540 |
1270 |
— 1270 |
11860 |
5147 |
-6 7 1 3 |
к |
|
|
500 |
— |
—500 |
120