Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет верхнего предела цены исходит прежде всего из уровня цены на базисную продукцию. Поэтому пра­ вильный выбор базисного продукта крайне важен. Про­ изводится он организацией-разработчиком по согласова­ нию с основным заказчиком. Для сравнения выбирается лучшая отечественная аналогичная продукция, произво­ димая на современном техническом уровне, имеющая определенную серийность выпуска и, как правило, посто­ янную оптовую цену. Технико-экономические показатели принимаются по действующим стандартам, оптовая цена базисного продукта принимается с учетом предусмотрен­ ных в прейскурантах скидок-надбавок.

Если на базисную продукцию действует временная цена, то она корректируется. Корректировка заключается в определении цены постоянной, которая должна быть установлена после истечения срока действия временной. Корректировка производится также и в случае резкого отклонения действующей цены от действительных затрат на производство, когда она не отражает существующих условий производства и реализации продукции, в резуль­ тате чего необоснованно сложилась или высокая рента­ бельность, или убыточность по причинам, не зависящим от деятельности предприятия. В подобных случаях кор­ ректировка производится применительно к расчетному нормативу рентабельности по следующей формуле:

Цбс

ц 100+_Р2_ 100 + Рф

где Цбс — скорректированная оптовая цена базис­

 

ного продукта;

оптовая це­

Цб — действующая

прейскурантная

Рн

на базисного

продукта;

 

— нормативная рентабельность;

базисного

Рф

— фактическая

рентабельность

 

продукта.

 

 

ИЗ

В целях избежания неправильных соотношении меж­ ду определенной с учетом корректировки базисной ценой, оптовой ценой на новую продукцию и действующей ба­ зисной ценой одновременно с введением новой цены вносятся и поправки в действующую цену базисного про; дукта. Возможны следующие варианты поправок дейст­ вующей базисной цены: откорректированная оптовая це­ на на базисное изделие вводится одновременно с ценой на новую продукцию; ограничивается срок действия прейскурантной цены на базисное изделие; цена базисно­ го изделия остается неизменной, а излишняя прибыль из­ готовителя изымается в бюджет в виде фиксированного платежа; цена на базисное изделие исключается из прей­ скуранта в связи с прекращением его выпуска.

Рассмотренная выше формула верхнего предела це­ ны является наиболее общей. В зависимости от специфи­ ки отраслей и выпускаемой продукции она изменяется применительно к конкретным условиям. В типовой мето­ дике предусмотрены основные видоизменения формулы в зависимости от ее составляющих. Если преимущества новой продукции сводятся лишь к улучшению условий труда — облегчению его, улучшению техники безопасно­ сти и т. п., которые не могут быть выражены в расчетах верхнего предела и вообще экономического эффекта, то их оценка производится другими способами и, в частно­ сти, системой баллов.

Под нижним пределом цены (Цпп) понимается такой ее уровень, который обеспечивает нормально работаю­ щим предприятиям возмещение издержек производства по изготовлению новой, более качественной продукции и нормативную рентабельность, необходимую для рабо­ ты в новых условиях хозяйствования.

Взависимости от схемы определения чистого дохода

вцене нижний предел может рассчитываться различны­ ми путями, и в частности следующими:

П4

(


Цнп = S + ФРнф;

Цнп = S + SPHs

или

Цнп = s (1 + р Hs);

Ц„п = S + (S — M)PS_M,

где S — себестоимость нового изделия, принимаемая

за базу цен;

материалов или

S—М — себестоимость за вычетом

комплектующих изделий;

 

Ф — удельная фондоемкость новой продукции;

Рнф, РHS, '

соответственно к

P s- m — норматив рентабельности

стоимости производственных фондов; себе­ стоимости и себестоимости за вычетом мате­ риалов или комплектующих изделий.

Верхний предел цены призван обеспечить равновыгодность предполагаемого применения потребителем новой и старой продукции, нижний — равновыгодность произ­ водства старого и нового изделия у заготовителя. Но предполагаемая равновыгодность еще не означает дейст­ вительной равновыгодности ни для изготовителей, ни для потребителей, поскольку старое изделие уже освоено и проверено. Отсюда цены на новую продукцию, как правило, не определяются на уровне нижнего и верхнего пределов. Они рассчитываются на уровне, гарантирующем повышенную выгоду (как для изготовителей, так и для потребителей) по сравнению с заменяемой продукцией. Это достигается при помощи установления цен ниже верхнего предела цены и выше нижнего.

Наличие экономического эффекта является необходи­ мым условием постановки новой продукции на серийное производство и определения экономически обоснованной

115

цены. Величина распределяемого экономического эффек­ та и отношение верхнего предела цены к нижнему вместе с затратами на подготовку и освоение дают основание судить об эффективности нового изделия и устанавливать поощрительную надбавку к оптовой цене нового продук­ та. Если верхний предел оптовой цены превышает ниж­ ний вместе с величиной 30ц более чем в 1,15 раза, то плановая цена устанавливается с учетом доли распреде­ ляемого экономического эффекта в виде поощрительной надбавки.

Размер поощрительной надбавки в процентах к нор­ мативной прибыли определяется по типовой шкале, при­ веденной в типовой методике в зависимости от отношения верхнего предела цены к нижнему вместе с затратами на подготовку и освоение нового продукта (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Типовая шкала размера поощрительной надбавки в %

к

нормативной прибыли

Цвп

 

Размер поощрительной

Цнп + З о н

надбавки в % к нормативной

прибыли

1 ,1 6 — 1 ,3

20

1 ,3 1 — 1 ,4

30

1 ,4 1 — 1 ,5

40

1 ,5 1 — 1 ,7

50

1 ,7 1 — 1 ,9

60

1 ,9 1 — 2 , 2

70

2 , 2 1 — 2 , 6

80

2 , 6 1 — 3 , 0

90

с в ы ш е

3 , 0

100

В зависимости

от

особенностей отдельных отраслей

и видов продукции, непосредственно влияющих на отно­ шение верхнего предела цены к нижнему (вместе с 30п)

116

/


типовая шкала может видоизменяться. Но при всех усло­ виях величина поощрительной надбавки не может превы­ шать 50% распределяемого экономического эффекта.

Нормативная прибыль может быть определена путем соизмерения нормативной рентабельности с себестоимо­ стью (удельной фондоемкостью, нормативной стоимостью обработки — в зависимости от схемы определения цены) или как разность между нижним пределом цены и себе­ стоимостью. С учетом поощрительной надбавки (Нп) фор­ мула оптовой цены имеет согласно типовой методике следующий вид:

Ц = Цнп + Нп.

Поощрительные надбавки по каждому новому изде­ лию устанавливаются и утверждаются Государственным комитетом цен Совета Министров СССР сроком, как правило, на три года. В тех случаях, когда после освое­ ния производства новой продукции одним заводом ее вы­ пуск осваивает второй завод, указанный срок действия поощрительной надбавки, по представлению министерст­ ва, может быть продлен.

Если верхний предел оптовой цены превышает ниж­ ний предел менее чем в 1,16 раза, то плановая цена устанавливается на уровне нижнего предела. Если верх­ ний предел цены вместе с затратами на освоение равен нижнему пределу (Эр = 0), необходимо тщательно прове­ рить целесообразность выпуска нового изделия, посколь­ ку замена новой продукцией ранее освоенных изделий не приведет к дополнительному экономическому эффекту для народного хозяйства. Если нижний предел цены вме­ сте с затратами на освоение превышает верхний предел цены, то это свидетельствует об экономической неэффективности производства нового изделия и о неце­ лесообразности его выпуска на данном предприятии.

117

Оптовая цена на такое изделие не может быть утверж­ дена.

Типовой методикой предусматривается следующая по­ следовательность и основные этапы определения оптовой цены на новую продукцию, предназначенную к замене ранее освоенных изделий:

1) выбор базисного изделия и сопоставление с ним нового продукта по технико-экономическим показателям, текущим и сопутствующим капитальным затратам;

2)расчет верхнего предела цены нового изделия, при котором потребителю равновыгодно применение базисно­ го (старого) и нового вида продукции;

3)расчет нижнего предела цены нового изделия, при котором изготовителю равновыгодно производство ста­ рой и новой продукции;

4)определение затрат на подготовку и освоение про­

изводства новой продукции; 5) сопоставление расчетных уровней верхнего и ниж­

него пределов цены для определения экономической эффективности нового изделия;

6) определение уровня оптовой цены новой, более ка­ чественной продукции.

Рассмотрим пример, представленный Государствен­ ным комитетом цен Совета Министров СССР, определе­ ния оптовой цены на новую продукцию, предназначенную к замене ранее освоенной. Предположим, необходимо установить цену на новый, более качественный полупро­ водниковый преобразователь частоты типа СЧИ, который предназначен для питания устройств индукционного на­ грева и плавки металлов в условиях кузнечных и пла­ вильных цехов. По сравнению с действующими новый преобразователь имеет повышенный коэффициент полез­ ного действия, может быстро включаться и выключаться даже во время самых небольших производственных пере­ рывов, поддерживает постоянную мощность в процессе

118


всей технологической операции, повышает производи­ тельность труда и улучшает условия труда, экономит производственные площади. Расчет оптовой цены произ­ водится согласно установленному порядку.

Т а б л и ц а 3

Т е х н и к о - э к о н о м и ч е с к и е п о к а з а т е л и н о в о г о и б а з и с н о г о и з д е л и й

м

Технико-экономические

Единица

п/п

показатели

измерения

 

Базисное

Новое из­

 

делие

 

изделие

(я )—полу­

Обозна­

(6)—элек­

проводни­

тромашин-

ковый пре­

чение

ный преоб­

образова­

 

разователь

тель час­

 

частоты

тоты типа

 

типа ВПЧ

СЧИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь в у с т а н о в к е . . . .

С р о к с л у ж б ы с

у ч е т о м

м о р а л ь н о г о

и з н о с а

С е б е с т о и м о с т ь . . . .

О п т о в а я ц е н а ....................

Ф а к т и ч е с к а я

р е н т а ­

б е л ь н о с т ь к с е б е ­

с т о и м о с т и

. . . .

Н о р м а т и в н а я

р е н т а ­

б е л ь н о с т ь к с е б е ­

с т о и м о с т и

. . . .

Н о р м а т и в н ы й

к о э ф ф и ­

ци е н т э ф ф е к т и в ­

но с т и .........................

О б щ а я с у м м а з а т р а т на

о с в о е н и е

....................

К о л и ч е с т в о

и з д е л и й ,

в ы п у с к а е м ы х в п е ­ р и о д о с в о е н и я . .

К о э ф ф и ц и е н т м и н и м а л ь ­

н о г о

п р е в ы ш е н и я

в е р х н е г о

п р е д е л а

ц е н ы н а д

с у м м о й

н и ж н е г о п р е д е л а и з а т р а т н а о с в о е н и е

кг / ч а с

ле т

ру б ■

ру б .

%

%

ру б .

шт

п

150

190

т

5

5

S

2725

12500

ц3035 —

рф

1 1 ,4

 

 

P..S

1 2 ,0

12,0

Е „

0 ,1 5

0

,1 5

3 q6lu

_

40000

 

 

 

Q

 

240

 

Км

0 ,1 5

119


1. Выбираем базисное изделие и сопоставляем с н новый полупроводниковый преобразователь частоты по технико-экономическим показателям, текущим и сопутст­ вующим капитальным затратам. В качестве базисного изделия принимаем электромашинный преобразователь частоты типа ВПЧ. Сопоставляем основные, необходимые для расчета технико-экономические показатели (табл. 3).

Сопоставляем годовые текущие и сопутствующие ка­ питальные затраты у потребителя (табл. 4).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Текущие и сопутствующие капитальные затраты нового

 

и оазисного изделий

 

 

 

Обозна­

Базисное

Изменение:

п /п

Наименование затрат

Новое из­ уменьше­

чение

изделие

делие (н) ние ( —).

 

 

 

(б>

увеличе­

ние ( + )

1 Г о д о в ы е т е к у щ и е з а т -

р а т ы ..............................

1 С т о и м о с т ь п о т е р ь э л е к - т р о э н е р г и н . . . .

2 З а т р а т ы н а т е к у щ и й и с р е д н и й р е м о н т . .

3 З а т р а т ы н а о б с л у ж и в а - н и е п р е о б р а з о в а т е -

ЛЯ ...................................

4 З а т р а т ы , с в я з а н н ы е с

э к с п л у а т а ц и е й

и з -

д е л и й .........................

 

И т о г о г о д о в ы х

т е к у -

щ и х з а т р а т . . . .

II С о п у т с т в у ю щ и е

к а п и -

т а л ь н ы е з а т р а т ы 1 А в т о т р а н с ф о р м а т о р —

д о п о л н и т е л ь н о е о б о р у д о в а н и е . . .

и

2442

577

— 1865

5950

2800

-3 1 5 0

928

500

—428

2540

1270

1270

11860

5147

-6 7 1 3

к

 

 

500

—500

120