Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в ценах экономической эффективности новых изделий должно идти по линии изменения самой схемы учета, по линии усиления ее стимулирующей целенаправленности и увеличения роли самого экономического эффекта. Для этого необходимо обосновать целесообразный критерий, имеющий определенный экономический смысл и стиму­ лирующую целенаправленность, на основе которого и будут устанавливаться надбавки к ценам, а также более точно определить уровень экономического эффекта.

В качестве стимулирующего показателя, увязывающе­ го экономический эффект и поощрительную надбавку, должна выступать действительная эффективность новой техники у потребителя и ее обратная величина — окупае­ мость. Именно действительная эффективность новой про­ дукции, определяемая путем соизмерения непосредствен­ но экономического эффекта в виде прироста прибыли с вложениями средств, вызвавшими этот прирост, и ее об­ ратная величина — окупаемость являются теми реальны­ ми величинами, которые имеют экономический смысл и большое стимулирующее значение.

Эффективность — окупаемость позволяют в наиболь­ шей степени сочетать интересы производителей и потре­ бителей в производстве и внедрении новой высокоэффек­ тивной техники. Эффективность выступает в качестве основного критерия совершенствования новой продук­ ции, окупаемость — в качестве важного стимула, ориен­ тирующего производителей на получение максимального эффекта в наиболее короткие сроки. Потребителям оку­ паемость дает надежный инструмент, показывающий конкретные сроки, в течение которых экономия от нового изделия сможет компенсировать (окупить) дополнитель­ но произведенные затраты. На основе эффективности и окупаемости, с учетом их взаимосвязи и взаимозависи­ мости должны устанавливаться поощрительные надбав­ ки к оптовым ценам на новые, более качественные изде-

128

лия. Для определения эффективности и окупаемости но­ вого продукта у потребителя необходимо рассчитывать годовой экономический эффект.

Непосредственный размер надбавок к оптовым ценам должен также находиться из сопоставления полученной фактической (плановой) эффективности и окупаемости новых изделий с эффективностью и окупаемостью, нахо­ дящимися в типовой шкале поощрительных надбавок. Но эту шкалу следует построить на иных началах. Если норматив эффективности новой техники равен 15%, то это означает, как известно, что с каждого рубля вложен­ ных средств мы должны получить не менее 15 коп. при­ были. Все затраты, дающие прибыль выше минимального 15% уровня, можно считать эффективными, и на них сле­ дует устанавливать поощрительную надбавку. Отсюда минимальное превышение нормативной эффективности, равное 16 коп. прибыли с каждого рубля вложенных средств, будет выступать в качестве нижней границы для расчета шкалы поощрительных надбавок. В переводе на срок окупаемости она будет равна 6,25 года (100:16).

Норматив эффективности выступает, следовательно,

вкачестве норматива окупаемости, т. е. в виде ее мак­ симального уровня. Все вложения средств, окупающиеся

всрок меньше нормативного, будут давать прибыль больше нормативной эффективности, т. е. будут эффек­ тивными, и наоборот, все вложения средств, окупающие­ ся в срок больше нормативного, будут давать прибыли меньше норматива эффективности, будут неэффективны­ ми. Отсюда норматив окупаемости представляет собой максимальный уровень, превышение которого не дает права на поощрительную надбавку к оптовым ценам.

Эффективность выступает в качестве исходной вели­ чины при определении предельного срока окупаемости и низшей границы поощрительной надбавки. Окупае­ мость же служит основным показателем при построении

5 З а к а з 194

129


самой шкалы эффективности и поощрительных надбавок. Размер надбавок должен находиться в определенном со­ отношении с эффективностью и быть ниже ее уровня. От­ сюда минимальная надбавка, соответствующая 16% эф­ фективности, должна составить не более 15% норматив­ ной прибыли.

Максимальный размер поощрительной надбавки, рав­ ный нормативной прибыли, устанавливается на наиболее эффективную технику, окупающуюся за весьма короткий срок —I менее чем за полгода. Если изменяется норматив эффективности новой техники, то соответственно меняет­ ся максимальный срок окупаемости и вся шкала разме­ ров эффективности, окупаемости и поощрительных над­ бавок.

Схема учета экономического эффекта через эффектив­ ность-окупаемость является более реальной, посколь­ ку она отражает действительные экономические процес­ сы и имеет большую стимулирующую целенаправлен­ ность. Стимулирующая целенаправленность заключается не только в увеличении самого экономического эффекта, а следовательно, в повышении эффективности и сниже­ нии окупаемости, но и в сокращении разницы между ба­ зовой и новой ценой. Непосредственное сопоставление затрат в виде стоимости нового и старого оборудова­ ния — это не только надежный ориентир для потребите­ лей, но и большой стимул для изготовителей, заинтере­ совывающий их в рациональном сочетании цен новой и

старой продукции.

Определение оптовых и розничных цен на новые, более качественные товары народного потребления. При установлении цен на товары народного потребления исходят из следующих основных предпосылок: новые це­ ны определяются с учетом потребительских свойств, соотношения спроса и предложения и применительно к уровню действующих цен на аналогичные изделия. Они

130


должны обеспечить стабильность сложившегося уровня цен и их экономически обоснованные соотношения, ис­ ключить необоснованные различия цен по районам стра­ ны и стимулировать производство новой, более качест­ венной продукции.

Разработка цен начинается с утверждения норматив­ но-технической документации, в которой должны быть четко склассифицированы качественные показатели, ха­ рактеризующие новую продукцию. В нормативных доку­ ментах нельзя допускать замены одного вида сырья дру­ гим, особенно худшим. Качество новой продукции долж­

но строго

соответствовать

утвержденным стандартам

и техническим условиям,

что является гарантией от

скрытого

повышения цен.

Всякое отступление качества

от утвержденных нормативных документов, с разре­ шения Государственного комитета стандартов, должно сопровождаться установлением соответствующих ски­ док с оптовых, а в отдельных случаях и розничных цен. Так как многие товары народного потребления свя­ заны со здоровьем населения, то новые его виды, кроме регистрации во Всесоюзном фонде стандартов и техниче­ ских условий (ВИФСе) Государственного комитета стан­ дартов, согласовываются с органами здравоохранения, Государственной инспекцией по качеству и основными потребителями — министерствами торговли СССР или союзных республик.

Поскольку цены на новые товары определяются по аналогии с ценами на уже освоенные изделия, то выбор аналога является одной из важнейших задач.

Аналогичными считаются изделия, как правило, мас­ сового производства, занимающие значительный удель­ ный вес в общем его объеме, пользующиеся спросом на- ' селения и в наибольшей степени сопоставимые с новыми продуктами по потребительским свойствам, назначению и технологии производства. При производстве хлеба

5*

131

и хлебобулочных изделий, например, в качестве анало­ гов выступают продукты соответствующих групп (хлеб пшеничный, ржаной; бараночные, булочные, диетические изделия и т. п.), вырабатываемые из одинаковых сортов муки, близкие по составу дополнительного сырья, спосо­ бу выработки (заварной, подовой, формовой), выходу изделий, развесу, питательным и вкусовым свойствам. В производстве мясных полуфабрикатов аналог подби­ рается с учетом вида мяса (говядина, баранина, теляти­ на, свинина, мясо птицы), части туши (вырезка, лопаточ­ ная часть, спинная), способа обработки сырья (измель­ чение на мясорубке, нарезка на куски, панировка), кули­ нарного назначения. По кондитерским изделиям аналог выбирается из однородных групп (карамели с фруктово­ ягодной начинкой, конфеты с помадными начинками), отражающих сырьевой состав, калорийность, вкусовые качества, возможность хранения и транспортировки, сортность, фасовку и внешнее оформление.

В хлопчатобумажной промышленности аналог под­ бирается из одной и той же группы тканей (одежная, ситцевая, ворсовая), одного сырья и родственных номе­ ров пряжи, одинакового способа производства и отделки (отбеленные, гладкокрашеные, меланжевые), одинако­ вой или близкой плотности.

В целях лучшей ориентации в выборе аналога следует иметь соответствующие схемы группировки выпускаемой продукции, в которых наглядно представлены потреби­ тельские свойства производимых изделий. На стр. 133 в качестве примера приводится схема группировки вы­ пускаемой стеклянной посуды.

В некоторых отраслях с обширным ассортиментом продукции выбор аналога затруднен. В подобных случа­ ях ориентировка производится по основным показателям, определяющим товарные свойства и потребительскую ценность как аналогичного, так и нового продукта.

132


С Х Е М А Г Р У П П И Р О В К И В Ы П У С К А Е М О Й С Т Е К Л Я Н Н О Й П О С У Д Ы

 

С т е к л я н н а я п о с у д а

с т о л о в а я п о с у д а :

 

х у д о ж е с т в е н н о - д е к о р а т и в н ы е и з д е л и я :

б л ю д а , б л ю д ц а , б о к а л ы и т .

п .

в а з ы д л я ц в е т о в , т у а л е т н ы е н а б о р ы и т . п

в ы д у в н ы е

п о с п о с о б у в ы р а б о т к и

п о с о с ­

 

т а в у

 

с ы р ь я

м е х а н и з и р о ­

 

в а н н а я в ы р а ­

 

б о т к а

 

V >> 4) Ч

0*3

по ц в е т у с т е к л а

бес­

с к р а ­

ц в е т ­

ш е н н ы е

ны е

пр о с т ы м и

кр а с и т е ­

ля м и

ок и с л а м и

ме т а л л о в р е д к о з е ­

ме л ь н ы х

э л е м е н т о в

п о

с л о ж ­

п о р а з м е ­

н о с т и ф о р м

 

р а м

 

 

 

н а

п о д ­

 

 

д о н е

 

 

с

р у ч ­

 

 

к о й

 

д и а ­

 

 

м е т р

 

б е з

 

е м ­

р у ч к и

 

к о с т ь

 

 

R

f

лю с т р о в ы -

ми к р а с и ­

те л я м и

сн а ц в е -

то м

р и с у н к и а л м а з ­

но й г р а н ь ю

де к о р и р о в а н и е

к р а с к а м и , з о л о т о м

по в и д а м

де к о р и р о ­

ва н и я

гл а д к и е

бе з р а з ­

де л к и

I

ху д о ж е с т ­

ве н н о

оф о р м л е н ­

н ы е в

п р о ­

ц е с с е

в ы -

р а б о т к и -

пр е с с о в а -

ни я

I

ри с у н к и

тр а в л е ­

н и е м , н о ­

ме р н а я

шл и ф о в к а ,

пе с к о ­

ст р у й н а я

нд р .


В качестве аналога может выступать также продук­ ция другой группы или вида, но схожая по своим потре­ бительским свойствам с новой продукцией. Например, в рыбной промышленности рыба-капитан, луфарь океани­ ческий и мероу относятся к различным семействам и ви­

дам, однако по потребительской

ценности, вкусовым

и питательным свойствам они почти

одинаковы. Доста­

точно сказать, что содержание белка в них колеблется от 19 до 21,2%, жира, играющего основную роль при оценке качества,— от 0,3 до 3,5%, влаги — от 74 до 78 %• Поскольку цена нового продукта должна «вписаться» в сложившийся уровень цен аналогичных изделий, то по

возможности следует выбирать несколько аналогов соот­ ветствующих групп. При сопоставлении нового и анало­ гичного изделий учитываются и особенности изготовле­ ния новой продукции, связанные с ее новыми свойствами или с лучшей отделкой. Цена аналогичного изделия вы­ ступает в качестве базисной цены, она должна правиль­ но отражать действительные затраты на производство и реализацию продукции, поэтому задача органов цено­ образования — отобрать аналоги-эталоны, которые вы­ пускаются в массовом количестве и действительно отра­ жают уровень затрат и цен данной группы изделий.

Если же цены товаров-аналогов сами не вписываются в общий уровень цен товарной группы, т. е. они завыше­ ны или занижены, то такие изделия не могут быть при­ няты в качестве аналогов. Таким образом, проверка со­ ответствия цен аналогов сложившемуся уровню цен дан­ ной группы товаров является необходимой стадией уста­ новления цен на новые товары народного потребления, предохраняющей от ошибок и злоупотреблений при оп­

ределении цен.

Кроме того, необходимо сопоставить потребитель­ ские свойства нового и аналогичного изделий. Как пра­ вило, сопоставление производится по показателям, пре­

134

дусмотренным в соответствующих нормативных докумен­ тах, в частности структуры и состава сырья, характери­ стики его технологической обработки. Используются также органолептические, физико-химические показате­ ли, материалы лабораторных испытаний, художествен­ ных, дегустационных советов и экспертных комиссий. Если аналог не подходит по потребительским свойствам, он также заменяется на более подходящий.

Определение новой цены по аналогии с действующи­ ми ценами не означает умаления роли себестоимости как базы цены. Без экономически обоснованного определения действительных издержек производства невозможно пра­ вильно установить цену. Отсюда расчет калькуляций, их сопоставление с аналогичной себестоимостью изделийаналогов, анализ меры отклонений затрат, соответствую­ щих изменениям в качестве продукции, являются необходимыми условиями установления правильных, обоснованных цен. Себестоимость новой продукции рас­ считывается организациями-разработчиками, как пра­ вило, традиционным способом и рассматривается орга­ нами ценообразования, которые на основе конкретного и сравнительного анализов принимают окончательное решение об ее уровне ив необходимых случаях соответ­ ствующим образом корректируют.

Действующие цены на аналогичную продукцию опре­ деляют границы, в которые должна вписаться цена ново­ го изделия: в качестве верхнего предела новой цены вы­ ступает цена на аналогичное изделие с более высокими качественными показателями, в качестве нижнего — цена аналогичного изделия с более низкими качественными по­ казателями. Уровень цены нового изделия предопределя­ ется сравнительной характеристикой потребительских свойств и издержек производства нового и аналогичного продукта. При этом учитывается степень удовлетворения спроса на этот продукт и его социальная значимость.

135