ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
в ценах экономической эффективности новых изделий должно идти по линии изменения самой схемы учета, по линии усиления ее стимулирующей целенаправленности и увеличения роли самого экономического эффекта. Для этого необходимо обосновать целесообразный критерий, имеющий определенный экономический смысл и стиму лирующую целенаправленность, на основе которого и будут устанавливаться надбавки к ценам, а также более точно определить уровень экономического эффекта.
В качестве стимулирующего показателя, увязывающе го экономический эффект и поощрительную надбавку, должна выступать действительная эффективность новой техники у потребителя и ее обратная величина — окупае мость. Именно действительная эффективность новой про дукции, определяемая путем соизмерения непосредствен но экономического эффекта в виде прироста прибыли с вложениями средств, вызвавшими этот прирост, и ее об ратная величина — окупаемость являются теми реальны ми величинами, которые имеют экономический смысл и большое стимулирующее значение.
Эффективность — окупаемость позволяют в наиболь шей степени сочетать интересы производителей и потре бителей в производстве и внедрении новой высокоэффек тивной техники. Эффективность выступает в качестве основного критерия совершенствования новой продук ции, окупаемость — в качестве важного стимула, ориен тирующего производителей на получение максимального эффекта в наиболее короткие сроки. Потребителям оку паемость дает надежный инструмент, показывающий конкретные сроки, в течение которых экономия от нового изделия сможет компенсировать (окупить) дополнитель но произведенные затраты. На основе эффективности и окупаемости, с учетом их взаимосвязи и взаимозависи мости должны устанавливаться поощрительные надбав ки к оптовым ценам на новые, более качественные изде-
128
лия. Для определения эффективности и окупаемости но вого продукта у потребителя необходимо рассчитывать годовой экономический эффект.
Непосредственный размер надбавок к оптовым ценам должен также находиться из сопоставления полученной фактической (плановой) эффективности и окупаемости новых изделий с эффективностью и окупаемостью, нахо дящимися в типовой шкале поощрительных надбавок. Но эту шкалу следует построить на иных началах. Если норматив эффективности новой техники равен 15%, то это означает, как известно, что с каждого рубля вложен ных средств мы должны получить не менее 15 коп. при были. Все затраты, дающие прибыль выше минимального 15% уровня, можно считать эффективными, и на них сле дует устанавливать поощрительную надбавку. Отсюда минимальное превышение нормативной эффективности, равное 16 коп. прибыли с каждого рубля вложенных средств, будет выступать в качестве нижней границы для расчета шкалы поощрительных надбавок. В переводе на срок окупаемости она будет равна 6,25 года (100:16).
Норматив эффективности выступает, следовательно,
вкачестве норматива окупаемости, т. е. в виде ее мак симального уровня. Все вложения средств, окупающиеся
всрок меньше нормативного, будут давать прибыль больше нормативной эффективности, т. е. будут эффек тивными, и наоборот, все вложения средств, окупающие ся в срок больше нормативного, будут давать прибыли меньше норматива эффективности, будут неэффективны ми. Отсюда норматив окупаемости представляет собой максимальный уровень, превышение которого не дает права на поощрительную надбавку к оптовым ценам.
Эффективность выступает в качестве исходной вели чины при определении предельного срока окупаемости и низшей границы поощрительной надбавки. Окупае мость же служит основным показателем при построении
5 З а к а з 194 |
129 |
самой шкалы эффективности и поощрительных надбавок. Размер надбавок должен находиться в определенном со отношении с эффективностью и быть ниже ее уровня. От сюда минимальная надбавка, соответствующая 16% эф фективности, должна составить не более 15% норматив ной прибыли.
Максимальный размер поощрительной надбавки, рав ный нормативной прибыли, устанавливается на наиболее эффективную технику, окупающуюся за весьма короткий срок —I менее чем за полгода. Если изменяется норматив эффективности новой техники, то соответственно меняет ся максимальный срок окупаемости и вся шкала разме ров эффективности, окупаемости и поощрительных над бавок.
Схема учета экономического эффекта через эффектив ность-окупаемость является более реальной, посколь ку она отражает действительные экономические процес сы и имеет большую стимулирующую целенаправлен ность. Стимулирующая целенаправленность заключается не только в увеличении самого экономического эффекта, а следовательно, в повышении эффективности и сниже нии окупаемости, но и в сокращении разницы между ба зовой и новой ценой. Непосредственное сопоставление затрат в виде стоимости нового и старого оборудова ния — это не только надежный ориентир для потребите лей, но и большой стимул для изготовителей, заинтере совывающий их в рациональном сочетании цен новой и
старой продукции.
Определение оптовых и розничных цен на новые, более качественные товары народного потребления. При установлении цен на товары народного потребления исходят из следующих основных предпосылок: новые це ны определяются с учетом потребительских свойств, соотношения спроса и предложения и применительно к уровню действующих цен на аналогичные изделия. Они
130
должны обеспечить стабильность сложившегося уровня цен и их экономически обоснованные соотношения, ис ключить необоснованные различия цен по районам стра ны и стимулировать производство новой, более качест венной продукции.
Разработка цен начинается с утверждения норматив но-технической документации, в которой должны быть четко склассифицированы качественные показатели, ха рактеризующие новую продукцию. В нормативных доку ментах нельзя допускать замены одного вида сырья дру гим, особенно худшим. Качество новой продукции долж
но строго |
соответствовать |
утвержденным стандартам |
и техническим условиям, |
что является гарантией от |
|
скрытого |
повышения цен. |
Всякое отступление качества |
от утвержденных нормативных документов, с разре шения Государственного комитета стандартов, должно сопровождаться установлением соответствующих ски док с оптовых, а в отдельных случаях и розничных цен. Так как многие товары народного потребления свя заны со здоровьем населения, то новые его виды, кроме регистрации во Всесоюзном фонде стандартов и техниче ских условий (ВИФСе) Государственного комитета стан дартов, согласовываются с органами здравоохранения, Государственной инспекцией по качеству и основными потребителями — министерствами торговли СССР или союзных республик.
Поскольку цены на новые товары определяются по аналогии с ценами на уже освоенные изделия, то выбор аналога является одной из важнейших задач.
Аналогичными считаются изделия, как правило, мас сового производства, занимающие значительный удель ный вес в общем его объеме, пользующиеся спросом на- ' селения и в наибольшей степени сопоставимые с новыми продуктами по потребительским свойствам, назначению и технологии производства. При производстве хлеба
5* |
131 |
и хлебобулочных изделий, например, в качестве анало гов выступают продукты соответствующих групп (хлеб пшеничный, ржаной; бараночные, булочные, диетические изделия и т. п.), вырабатываемые из одинаковых сортов муки, близкие по составу дополнительного сырья, спосо бу выработки (заварной, подовой, формовой), выходу изделий, развесу, питательным и вкусовым свойствам. В производстве мясных полуфабрикатов аналог подби рается с учетом вида мяса (говядина, баранина, теляти на, свинина, мясо птицы), части туши (вырезка, лопаточ ная часть, спинная), способа обработки сырья (измель чение на мясорубке, нарезка на куски, панировка), кули нарного назначения. По кондитерским изделиям аналог выбирается из однородных групп (карамели с фруктово ягодной начинкой, конфеты с помадными начинками), отражающих сырьевой состав, калорийность, вкусовые качества, возможность хранения и транспортировки, сортность, фасовку и внешнее оформление.
В хлопчатобумажной промышленности аналог под бирается из одной и той же группы тканей (одежная, ситцевая, ворсовая), одного сырья и родственных номе ров пряжи, одинакового способа производства и отделки (отбеленные, гладкокрашеные, меланжевые), одинако вой или близкой плотности.
В целях лучшей ориентации в выборе аналога следует иметь соответствующие схемы группировки выпускаемой продукции, в которых наглядно представлены потреби тельские свойства производимых изделий. На стр. 133 в качестве примера приводится схема группировки вы пускаемой стеклянной посуды.
В некоторых отраслях с обширным ассортиментом продукции выбор аналога затруднен. В подобных случа ях ориентировка производится по основным показателям, определяющим товарные свойства и потребительскую ценность как аналогичного, так и нового продукта.
132
С Х Е М А Г Р У П П И Р О В К И В Ы П У С К А Е М О Й С Т Е К Л Я Н Н О Й П О С У Д Ы
|
С т е к л я н н а я п о с у д а |
|
с т о л о в а я п о с у д а : |
|
х у д о ж е с т в е н н о - д е к о р а т и в н ы е и з д е л и я : |
б л ю д а , б л ю д ц а , б о к а л ы и т . |
п . |
в а з ы д л я ц в е т о в , т у а л е т н ы е н а б о р ы и т . п |
в ы д у в н ы е
п о с п о с о б у в ы р а б о т к и |
п о с о с |
|
т а в у |
|
с ы р ь я |
м е х а н и з и р о |
|
в а н н а я в ы р а |
|
б о т к а |
|
V >> 4) Ч
0*3
по ц в е т у с т е к л а
бес |
с к р а |
ц в е т |
ш е н н ы е |
ны е
пр о с т ы м и
кр а с и т е
ля м и
ок и с л а м и
ме т а л л о в р е д к о з е
ме л ь н ы х
э л е м е н т о в
п о |
с л о ж |
п о р а з м е |
||
н о с т и ф о р м |
||||
|
р а м |
|||
|
|
|
||
н а |
п о д |
|
|
|
д о н е |
|
|
||
с |
р у ч |
|
|
|
к о й |
|
д и а |
||
|
|
м е т р |
||
|
б е з |
|
е м |
|
р у ч к и |
|
|||
к о с т ь |
||||
|
|
R |
f |
лю с т р о в ы -
ми к р а с и
те л я м и
сн а ц в е -
то м
р и с у н к и а л м а з
но й г р а н ь ю
де к о р и р о в а н и е
к р а с к а м и , з о л о т о м
по в и д а м
де к о р и р о
ва н и я
гл а д к и е
бе з р а з
де л к и
I
ху д о ж е с т
ве н н о
оф о р м л е н
н ы е в |
п р о |
ц е с с е |
в ы - |
р а б о т к и -
пр е с с о в а -
ни я
I
ри с у н к и
тр а в л е
н и е м , н о
ме р н а я
шл и ф о в к а ,
пе с к о
ст р у й н а я
нд р .
В качестве аналога может выступать также продук ция другой группы или вида, но схожая по своим потре бительским свойствам с новой продукцией. Например, в рыбной промышленности рыба-капитан, луфарь океани ческий и мероу относятся к различным семействам и ви
дам, однако по потребительской |
ценности, вкусовым |
и питательным свойствам они почти |
одинаковы. Доста |
точно сказать, что содержание белка в них колеблется от 19 до 21,2%, жира, играющего основную роль при оценке качества,— от 0,3 до 3,5%, влаги — от 74 до 78 %• Поскольку цена нового продукта должна «вписаться» в сложившийся уровень цен аналогичных изделий, то по
возможности следует выбирать несколько аналогов соот ветствующих групп. При сопоставлении нового и анало гичного изделий учитываются и особенности изготовле ния новой продукции, связанные с ее новыми свойствами или с лучшей отделкой. Цена аналогичного изделия вы ступает в качестве базисной цены, она должна правиль но отражать действительные затраты на производство и реализацию продукции, поэтому задача органов цено образования — отобрать аналоги-эталоны, которые вы пускаются в массовом количестве и действительно отра жают уровень затрат и цен данной группы изделий.
Если же цены товаров-аналогов сами не вписываются в общий уровень цен товарной группы, т. е. они завыше ны или занижены, то такие изделия не могут быть при няты в качестве аналогов. Таким образом, проверка со ответствия цен аналогов сложившемуся уровню цен дан ной группы товаров является необходимой стадией уста новления цен на новые товары народного потребления, предохраняющей от ошибок и злоупотреблений при оп
ределении цен.
Кроме того, необходимо сопоставить потребитель ские свойства нового и аналогичного изделий. Как пра вило, сопоставление производится по показателям, пре
134
дусмотренным в соответствующих нормативных докумен тах, в частности структуры и состава сырья, характери стики его технологической обработки. Используются также органолептические, физико-химические показате ли, материалы лабораторных испытаний, художествен ных, дегустационных советов и экспертных комиссий. Если аналог не подходит по потребительским свойствам, он также заменяется на более подходящий.
Определение новой цены по аналогии с действующи ми ценами не означает умаления роли себестоимости как базы цены. Без экономически обоснованного определения действительных издержек производства невозможно пра вильно установить цену. Отсюда расчет калькуляций, их сопоставление с аналогичной себестоимостью изделийаналогов, анализ меры отклонений затрат, соответствую щих изменениям в качестве продукции, являются необходимыми условиями установления правильных, обоснованных цен. Себестоимость новой продукции рас считывается организациями-разработчиками, как пра вило, традиционным способом и рассматривается орга нами ценообразования, которые на основе конкретного и сравнительного анализов принимают окончательное решение об ее уровне ив необходимых случаях соответ ствующим образом корректируют.
Действующие цены на аналогичную продукцию опре деляют границы, в которые должна вписаться цена ново го изделия: в качестве верхнего предела новой цены вы ступает цена на аналогичное изделие с более высокими качественными показателями, в качестве нижнего — цена аналогичного изделия с более низкими качественными по казателями. Уровень цены нового изделия предопределя ется сравнительной характеристикой потребительских свойств и издержек производства нового и аналогичного продукта. При этом учитывается степень удовлетворения спроса на этот продукт и его социальная значимость.
135