Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственно связано с улучшением потребительских свойств новой продукции, поэтому в данном случае разработчи­ ки проекта новой цены правы. Однако с повышением стоимости ее обработки согласиться нельзя, поскольку новая карамель вырабатывается на таком же технологи­ ческом оборудовании, что и аналог. Определенная та­ ким образом (несколько повышенная по сравнению с аналогом и пониженная по сравнению с проектом) себестоимость отражает действительные затраты на про­ изводство новой, более качественной продукции.

Улучшение качества новой карамели, повышение ее себестоимости непосредственно отражается и в установ­ лении более высокой оптовой и розничной цены (табл. 9).

Т а б л и ц а 9

Определение цен на новую продукцию— карамель с молочной начинкой (в руб. и коп. за 1 т)

Ан а л о г и ч н ы й

пр о д у к т - к а р а м е л ь

О р л е н о к *

Н о в а я п р о д у к ц и я

п р е д л о ж е н н а я

п р и н я т а я

М и н и с т е р ­

К о м и т е т о м

с т в о м

ц е н

Полная себестоимость .

.

1114—00

1366—00

1333—50

Прибыль ...........................

%

к

136—00

234—00

166—50

Рентабельность в

12,2

17,1

12,5

себестоимости . . . .

 

Оптовая цена ....................

 

 

1250—00

1600—00

1500—00

Налог с оборота . . . .

 

550—00

740—00

660—00

в % к розничной цене

 

27,5

28,5

27,5

Торгово-сбытовые

скидки

200—00

260—00

240—00

( 1 0 % ) ...............................

 

 

Розничная цена ...............

 

 

2000—00

2600—00

2400—00

Стимулирование увеличения производства новой продукции достигается в этом случае при помощи уста­ новления несколько повышенной рентабельности (12,5%

142


вместо 12,2%). При неизменности в структуре налога с оборота и торгово-сбытовых скидок (соответственно 27,5 и 10% к розничной цене) определяется рознич­ ная цена в размере 2 руб. 40 коп. за килограмм кара­ мели.

Качество некоторых новых товаров отличается от ра­ нее производимых изменением лишь отдельных их эле­ ментов. В подобных случаях исчисляется стоимость измененных деталей, на основе чего и определяется но­ вая цена. Если, например, все отличие нового жакета от ранее выпускавшегося состоит в длине рукавов, то вме­ сто расчета себестоимости на весь новый жакет опреде­ ляется лишь разница в затратах на изготовление более длинных рукавов, которая после прибавления к ней установленных размеров чистого дохода показывает, на сколько должна отличаться цена новой продукции от аналогичной, предусмотренной прейскурантом.'

Действующая оптовая цена на клеенку столовую с наполненным поливинилхлоридным покрытием, шири­ ной 131—135 см, на подкладочной ткани арт. 7154 и 7288 равна 1 руб. 56 коп. за метр. Оптовая цена новой клеен­ ки с таким же покрытием и такой же ширины, но изго­ тавливаемая с применением другой подкладочной тка­ ни— арт. 4791 будет отличаться (при неизменной стои­ мости обработки) от ранее выпускавшейся на разницу в стоимости сырья. Если эта разница с учетом установ­ ленной рентабельности равна +40 коп. за метр, то новая оптовая цена будет составлять 1 руб. 96 коп.

Уровень цен на принципиально новые товары народ­ ного потребления, непосредственно ни с чем не сопоста­ вимые, изготовленные из новых видов сырья или по но­ вой технологии, например ткани с лавсаном, обувь из синтетической кожи, нетканые материалы, искусственные меха и т. п., также определяется, исходя из цен наиболее близких по потребительским свойствам аналогичных

143

изделий с учетом перспектив производства, реализации и соотношений цен, в том числе и зарубежных. Для срав­ нения качества принципиально новой продукции, кроме показателей, принимаемых при оценке однородных изде­ лий, используются также показатели, характеризующие новые дополнительные свойства товаров (гигиенические, износоустойчивость и т. п.), полученные на основе дан­ ных лабораторных испытаний и опытного применения, а в необходимых случаях и заключения экспертной ко­ миссии.

На ряд новых товаров народного потребления, таких, как швейные и трикотажные изделия, обувь и ткани, ме­ бель лучшего качества и ассортимента, пользующиеся повышенным спросом населения, устанавливаются вре­ менные цены. Временные розничные цены определяются в виде надбавок, исходя из постоянных цен с учетом до­ полнительных затрат, связанных с освоением и расшире­ нием производства новых изделий, необходимостью образования специальных средств на премирование ра­ ботников предприятий, непосредственно участвующих в изготовлении новой продукции, и на покрытие потерь от уценки товаров в торговой сети при последующем снижении на них временных розничных цен. Они долж­ ны обеспечить рентабельность производства новой про­ дукции в среднем по предприятию размере и учесть дей­ ствующий уровень розничных цен на аналогичные изде­ лия лучшего качества и ассортимента. Размер временной надбавки к розничным ценам определяется на основе тщательного анализа показателей качества и устанавливается, как правило, в пределах 5—10% к уровню постоянно действующих розничных цен. Времен­ ные оптовые цены в виде надбавки устанавливаются в основном на новые трикотажные изделия, обувь, ткани. Их размер определяется как разница между временны­ ми розничными ценами за вычетом торговых и сбытовых

144


скидок и постоянными розничными ценами за вычетом торговых и сбытовых скидок. На новую кожаную обувь временные цены исчисляются, исходя из постоянных цен и временных надбавок, предусмотренных в специально разработанной шкале.

5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ И НОРМАТИВНО­

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕН

Нормативно-параметрические методы об­ разования цен обычно применяются на однотипные, функционально однородные изделия. Группа изделий с одинаковой номенклатурой технико-экономических по­ казателей (параметров) и с закономерной связью затрат на их производство (цен) и параметров представляет собой параметрический ряд. Зависимость себестоимости и цен от технико-экономических параметров в пределах параметрических рядов наблюдается по многим видам продукции как производственно-технического назначе­ ния, так и товаров народного потребления. Например, параметрический ряд на ящики сопротивления типа «С» представляет собой группу однородных изделий со сле­ дующей одинаковой номенклатурой технико-экономиче­ ских параметров: число элементов, мощность, вес. С уве­ личением этих показателей соответственно увеличивают­ ся себестоимость и оптовые цены. Розничные цены хо­ лодильников находятся в определенной связи с объемом холодильной камеры, розничные цены на чистошерстя­ ные ткани зависят от ее ширины, веса одного квадрат­ ного метра, номера пряжи по основе и утку. Нормативы

145

затрат на обработку в ткачестве предопределяются дли­ ной основной и уточной пряжи и затратами на обработку 100 погонных метров ткани. Таких примеров можно при­ вести много. Образование цен в зависимости и при по­ мощи технико-экономических параметров и представля­ ют собой нормативно-параметрические методы. Посколь­ ку технико-экономические показатели можно увязать как с себестоимостью, так и с оптовыми и розничными ценами, то нормативно-параметрические методы приме­ няются и для определения себестоимости, и для опреде­ ления оптовых и розничных цен. Если на основе этих методов определяется себестоимость, то цена образуется путем прибавления к полученной себестоимости соответ­ ствующего чистого дохода.

Следует отметить, что на практике при определении цен весьма часто отступают от представленных органи­ зациями исходных калькуляционных данных. Это проис­ ходит тогда, когда не наблюдается зависимости цен (себестоимости) от потребительских свойств продукции. Так, например, в свое время машиностроительный завод представил проект цен на серию ящиков сопротивления, состоящую из восьми типов, с ярко выраженным несо­ ответствием цен и технико-экономических показателей, в которой некоторые изделия с меньшими параметрами стоили дороже, чем с большими (ящики с 10 элементами стоили дешевле, чем с 8, а с 14 и 16 элементами дешевле, чем с 12). Проект таких цен был приведен в соответствие с техническими параметрами изделий, что наглядно вид­ но из графика на стр. 147. Аналогичное положение на­ блюдалось с магнитными усилителями трехфазными, с переключателями, предохранителями и со многими дру­ гими видами продукции. Кроме того, в некоторых про­ изводствах с большим ассортиментом продукции, произ­ водимой одновременно на ряде предприятий, значитель­ но различающихся по техническому оснащению, кальку-

146


ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА ящики СОПРОТИВЛЕНИЯ

Каямчестбо х*ел*9нто8 В ящняе

Обозначения;______просят цон,представленный

забодоы ниотовнтемм

. цтбершденнне,скорректи­ рованные цены

ляционные материалы не могут выступать в качестве базы цен, в результате чего приходится рассчитывать нормативные проекты.

Особенно актуально применение нормативно-пара­ метрических методов в периоды пересмотров цен, когда за относительно короткое время практически невозмож­ но провести огромную и постоянно возрастающую рабо­ ту по разработке необходимых исходных данных. Отсю­ да подробные калькуляции с расшифровкой стоимости

147

основных материалов и полуфабрикатов, заработной платы и т. п. представляются лишь на изделия — пред­ ставители серий; по остальным изделиям калькуляции составляются укрупненно и далеко не точно. Аналогич­

ное явление повторяется при самом пересмотре

цен.

Рассчитанный по расшифровке — представителю

про­

цент удешевления-удорожания материалов распростра­ няется на всю серию, пропорционально какой-либо базе определяются и такие комплексные статьи, как общеза­ водские, общецеховые и внепроизводственные расходы. Все это говорит об актуальности и необходимости более широкого применения экономико-математических мето­ дов в ценообразовании.

Новые цены (себестоимость) в пределах или в про­ должение параметрических рядов определяются приме­ нительно к уровню действующих цен с учетом потреби­ тельских свойств по установленной зависимости между ценами (себестоимостью) и технико-экономическими по­ казателями продукции. Параметрические методы позво­ ляют также строить наиболее правильные и экономичес­ ки целесообразные ценностные соотношения на однород­

ную продукцию.

Использование параметрических методов в ценообра­ зовании является прогрессивным направлением, позво­ ляющим определять цены более просто, быстро и надеж­ но, отказаться от массы трудоемких и малоэффективных расчетов по определению калькуляций. Это отнюдь не означает умаления роли себестоимости как базы цены, а лишь сокращает количество разрабатываемых данных, приводит к экономии времени, сил и средств, позволяет уделять больше внимания качеству рассматриваемых материалов, вопросам методологии, соотношения цен и более тесной увязки их с технико-экономическими па­ раметрами. Основными методами параметрического обоснования являются: метод корреляционного анализа;

148


метод удельных показателей; балловый метод; агрегат­ ный метод; нормативный метод.

Метод корреляционного анализа. Ценообразование при помощи корреляционных расчетов заключается в на­ хождении эмпирических формул зависимости между це­ нами (себестоимостью) фактически выпускаемой про­ дукции, представляющей из себя параметрический ряд, и ее технико-экономическими параметрами и определение на основе решения выведенных уравнений новых цен (себестоимости). Корреляционные расчеты в ценообразо­ вании позволяют решить следующие задачи: 1) выравнить параметрические ряды, т. е. определить экономи­ чески целесообразные ценностные соотношения в преде­ лах группы однородных изделий; 2) определить новые цены как в пределах параметрического ряда, так и вне его; 3) определить новый уровень цен на весь парамет­ рический ряд в период пересмотра цен.

Определение уровня цен при помощи корреляцион­ ных расчетов можно условно разбить на три этапа: установление наличия корреляционной связи между це­ нами (себестоимостью) и технико-экономическими па­ раметрами продукции и отбор основных, необходимых для расчета, параметров; выбор функции, наилучшим образом отображающей характер изучаемой связи, вы­ вод соответствующих уравнений и измерение их точно­ сти; и, наконец, определение, на основе решения выве­ денных уравнений, искомых цен (себестоимости) на но­ вую продукцию.

Корреляционная связь может быть парной, при кото­ рой цена (себестоимость) зависит от какого-либо одно­ го параметра, и множественной — когда эта цена (себе­ стоимость) зависит от целого ряда технико-экономичес­ ких параметров. Зависимость цены (себестоимости), предположим, электрической машины лишь от мощности или зависимость цены (себестоимости) ящиков сопротив­

149

ления от веса характеризует парную корреляцию. Зави­ симость же цены (себестоимости) в той же электрической машине одновременно и от мощности, и от веса, и от скорости вращения якоря, и от напряжения или в тех же ящиках сопротивления — от веса, мощности и числа эле­ ментов характеризует множественную корреляцию.

Установить наличие корреляционной связи и выбрать основной (при парной связи) или основные (при множе­ ственной) технико-экономические параметры можно табличным и графическим способами или при помощи коэффициентов корреляции. В табличном способе нали­ чие связи и представление о ее характере устанавливает­ ся при помощи сопоставления и сравнения параллельных рядов. Для этого показатели, характеризующие потреби­ тельские свойства продукции, располагают в возраста­ ющем или убывающем порядке и наблюдают, как изме­ няются в связи с этим другие интересующие нас призна­ ки (себестоимость и цены) — возрастают ли они в свою очередь или уменьшаются, насколько быстро происходят эти процессы и т. д.

Графическое изображение изучаемых явлений позво­ ляет не только установить наличие или отсутствие связи между ценой (себестоимостью) продукции и ее технико­ экономическими параметрами, но и изучить характер этой связи. На основе логического анализа таблиц и графиков определяются и основные технико-экономи­ ческие параметры, в наибольшей степени влияющие на цены и себестоимость. Коэффициент корреляции показы­ вает тесноту связи между изучаемыми явлениями: чем больше коэффициент корреляции, тем теснее связь. От­ сюда в качестве основных показателей отбираются те, у которых выше коэффициент корреляции. Теснота связи определяется как при помощи последовательного исчис­ ления коэффициентов парной корреляции между ценой (себестоимостью) и каждым в отдельности технико-эко­

150