ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ственно связано с улучшением потребительских свойств новой продукции, поэтому в данном случае разработчи ки проекта новой цены правы. Однако с повышением стоимости ее обработки согласиться нельзя, поскольку новая карамель вырабатывается на таком же технологи ческом оборудовании, что и аналог. Определенная та ким образом (несколько повышенная по сравнению с аналогом и пониженная по сравнению с проектом) себестоимость отражает действительные затраты на про изводство новой, более качественной продукции.
Улучшение качества новой карамели, повышение ее себестоимости непосредственно отражается и в установ лении более высокой оптовой и розничной цены (табл. 9).
Т а б л и ц а 9
Определение цен на новую продукцию— карамель с молочной начинкой (в руб. и коп. за 1 т)
Ан а л о г и ч н ы й
пр о д у к т - к а р а м е л ь
•О р л е н о к *
Н о в а я п р о д у к ц и я
п р е д л о ж е н н а я |
п р и н я т а я |
М и н и с т е р |
К о м и т е т о м |
с т в о м |
ц е н |
Полная себестоимость . |
. |
1114—00 |
1366—00 |
1333—50 |
|
Прибыль ........................... |
% |
к |
136—00 |
234—00 |
166—50 |
Рентабельность в |
12,2 |
17,1 |
12,5 |
||
себестоимости . . . . |
|
||||
Оптовая цена .................... |
|
|
1250—00 |
1600—00 |
1500—00 |
Налог с оборота . . . . |
|
550—00 |
740—00 |
660—00 |
|
в % к розничной цене |
|
27,5 |
28,5 |
27,5 |
|
Торгово-сбытовые |
скидки |
200—00 |
260—00 |
240—00 |
|
( 1 0 % ) ............................... |
|
|
|||
Розничная цена ............... |
|
|
2000—00 |
2600—00 |
2400—00 |
Стимулирование увеличения производства новой продукции достигается в этом случае при помощи уста новления несколько повышенной рентабельности (12,5%
142
вместо 12,2%). При неизменности в структуре налога с оборота и торгово-сбытовых скидок (соответственно 27,5 и 10% к розничной цене) определяется рознич ная цена в размере 2 руб. 40 коп. за килограмм кара мели.
Качество некоторых новых товаров отличается от ра нее производимых изменением лишь отдельных их эле ментов. В подобных случаях исчисляется стоимость измененных деталей, на основе чего и определяется но вая цена. Если, например, все отличие нового жакета от ранее выпускавшегося состоит в длине рукавов, то вме сто расчета себестоимости на весь новый жакет опреде ляется лишь разница в затратах на изготовление более длинных рукавов, которая после прибавления к ней установленных размеров чистого дохода показывает, на сколько должна отличаться цена новой продукции от аналогичной, предусмотренной прейскурантом.'
Действующая оптовая цена на клеенку столовую с наполненным поливинилхлоридным покрытием, шири ной 131—135 см, на подкладочной ткани арт. 7154 и 7288 равна 1 руб. 56 коп. за метр. Оптовая цена новой клеен ки с таким же покрытием и такой же ширины, но изго тавливаемая с применением другой подкладочной тка ни— арт. 4791 будет отличаться (при неизменной стои мости обработки) от ранее выпускавшейся на разницу в стоимости сырья. Если эта разница с учетом установ ленной рентабельности равна +40 коп. за метр, то новая оптовая цена будет составлять 1 руб. 96 коп.
Уровень цен на принципиально новые товары народ ного потребления, непосредственно ни с чем не сопоста вимые, изготовленные из новых видов сырья или по но вой технологии, например ткани с лавсаном, обувь из синтетической кожи, нетканые материалы, искусственные меха и т. п., также определяется, исходя из цен наиболее близких по потребительским свойствам аналогичных
143
изделий с учетом перспектив производства, реализации и соотношений цен, в том числе и зарубежных. Для срав нения качества принципиально новой продукции, кроме показателей, принимаемых при оценке однородных изде лий, используются также показатели, характеризующие новые дополнительные свойства товаров (гигиенические, износоустойчивость и т. п.), полученные на основе дан ных лабораторных испытаний и опытного применения, а в необходимых случаях и заключения экспертной ко миссии.
На ряд новых товаров народного потребления, таких, как швейные и трикотажные изделия, обувь и ткани, ме бель лучшего качества и ассортимента, пользующиеся повышенным спросом населения, устанавливаются вре менные цены. Временные розничные цены определяются в виде надбавок, исходя из постоянных цен с учетом до полнительных затрат, связанных с освоением и расшире нием производства новых изделий, необходимостью образования специальных средств на премирование ра ботников предприятий, непосредственно участвующих в изготовлении новой продукции, и на покрытие потерь от уценки товаров в торговой сети при последующем снижении на них временных розничных цен. Они долж ны обеспечить рентабельность производства новой про дукции в среднем по предприятию размере и учесть дей ствующий уровень розничных цен на аналогичные изде лия лучшего качества и ассортимента. Размер временной надбавки к розничным ценам определяется на основе тщательного анализа показателей качества и устанавливается, как правило, в пределах 5—10% к уровню постоянно действующих розничных цен. Времен ные оптовые цены в виде надбавки устанавливаются в основном на новые трикотажные изделия, обувь, ткани. Их размер определяется как разница между временны ми розничными ценами за вычетом торговых и сбытовых
144
скидок и постоянными розничными ценами за вычетом торговых и сбытовых скидок. На новую кожаную обувь временные цены исчисляются, исходя из постоянных цен и временных надбавок, предусмотренных в специально разработанной шкале.
5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ И НОРМАТИВНО
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕН
Нормативно-параметрические методы об разования цен обычно применяются на однотипные, функционально однородные изделия. Группа изделий с одинаковой номенклатурой технико-экономических по казателей (параметров) и с закономерной связью затрат на их производство (цен) и параметров представляет собой параметрический ряд. Зависимость себестоимости и цен от технико-экономических параметров в пределах параметрических рядов наблюдается по многим видам продукции как производственно-технического назначе ния, так и товаров народного потребления. Например, параметрический ряд на ящики сопротивления типа «С» представляет собой группу однородных изделий со сле дующей одинаковой номенклатурой технико-экономиче ских параметров: число элементов, мощность, вес. С уве личением этих показателей соответственно увеличивают ся себестоимость и оптовые цены. Розничные цены хо лодильников находятся в определенной связи с объемом холодильной камеры, розничные цены на чистошерстя ные ткани зависят от ее ширины, веса одного квадрат ного метра, номера пряжи по основе и утку. Нормативы
145
затрат на обработку в ткачестве предопределяются дли ной основной и уточной пряжи и затратами на обработку 100 погонных метров ткани. Таких примеров можно при вести много. Образование цен в зависимости и при по мощи технико-экономических параметров и представля ют собой нормативно-параметрические методы. Посколь ку технико-экономические показатели можно увязать как с себестоимостью, так и с оптовыми и розничными ценами, то нормативно-параметрические методы приме няются и для определения себестоимости, и для опреде ления оптовых и розничных цен. Если на основе этих методов определяется себестоимость, то цена образуется путем прибавления к полученной себестоимости соответ ствующего чистого дохода.
Следует отметить, что на практике при определении цен весьма часто отступают от представленных органи зациями исходных калькуляционных данных. Это проис ходит тогда, когда не наблюдается зависимости цен (себестоимости) от потребительских свойств продукции. Так, например, в свое время машиностроительный завод представил проект цен на серию ящиков сопротивления, состоящую из восьми типов, с ярко выраженным несо ответствием цен и технико-экономических показателей, в которой некоторые изделия с меньшими параметрами стоили дороже, чем с большими (ящики с 10 элементами стоили дешевле, чем с 8, а с 14 и 16 элементами дешевле, чем с 12). Проект таких цен был приведен в соответствие с техническими параметрами изделий, что наглядно вид но из графика на стр. 147. Аналогичное положение на блюдалось с магнитными усилителями трехфазными, с переключателями, предохранителями и со многими дру гими видами продукции. Кроме того, в некоторых про изводствах с большим ассортиментом продукции, произ водимой одновременно на ряде предприятий, значитель но различающихся по техническому оснащению, кальку-
146
ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА ящики СОПРОТИВЛЕНИЯ
Каямчестбо х*ел*9нто8 В ящняе
Обозначения;______просят цон,представленный
забодоы ниотовнтемм
. цтбершденнне,скорректи рованные цены
ляционные материалы не могут выступать в качестве базы цен, в результате чего приходится рассчитывать нормативные проекты.
Особенно актуально применение нормативно-пара метрических методов в периоды пересмотров цен, когда за относительно короткое время практически невозмож но провести огромную и постоянно возрастающую рабо ту по разработке необходимых исходных данных. Отсю да подробные калькуляции с расшифровкой стоимости
147
основных материалов и полуфабрикатов, заработной платы и т. п. представляются лишь на изделия — пред ставители серий; по остальным изделиям калькуляции составляются укрупненно и далеко не точно. Аналогич
ное явление повторяется при самом пересмотре |
цен. |
Рассчитанный по расшифровке — представителю |
про |
цент удешевления-удорожания материалов распростра няется на всю серию, пропорционально какой-либо базе определяются и такие комплексные статьи, как общеза водские, общецеховые и внепроизводственные расходы. Все это говорит об актуальности и необходимости более широкого применения экономико-математических мето дов в ценообразовании.
Новые цены (себестоимость) в пределах или в про должение параметрических рядов определяются приме нительно к уровню действующих цен с учетом потреби тельских свойств по установленной зависимости между ценами (себестоимостью) и технико-экономическими по казателями продукции. Параметрические методы позво ляют также строить наиболее правильные и экономичес ки целесообразные ценностные соотношения на однород
ную продукцию.
Использование параметрических методов в ценообра зовании является прогрессивным направлением, позво ляющим определять цены более просто, быстро и надеж но, отказаться от массы трудоемких и малоэффективных расчетов по определению калькуляций. Это отнюдь не означает умаления роли себестоимости как базы цены, а лишь сокращает количество разрабатываемых данных, приводит к экономии времени, сил и средств, позволяет уделять больше внимания качеству рассматриваемых материалов, вопросам методологии, соотношения цен и более тесной увязки их с технико-экономическими па раметрами. Основными методами параметрического обоснования являются: метод корреляционного анализа;
148
метод удельных показателей; балловый метод; агрегат ный метод; нормативный метод.
Метод корреляционного анализа. Ценообразование при помощи корреляционных расчетов заключается в на хождении эмпирических формул зависимости между це нами (себестоимостью) фактически выпускаемой про дукции, представляющей из себя параметрический ряд, и ее технико-экономическими параметрами и определение на основе решения выведенных уравнений новых цен (себестоимости). Корреляционные расчеты в ценообразо вании позволяют решить следующие задачи: 1) выравнить параметрические ряды, т. е. определить экономи чески целесообразные ценностные соотношения в преде лах группы однородных изделий; 2) определить новые цены как в пределах параметрического ряда, так и вне его; 3) определить новый уровень цен на весь парамет рический ряд в период пересмотра цен.
Определение уровня цен при помощи корреляцион ных расчетов можно условно разбить на три этапа: установление наличия корреляционной связи между це нами (себестоимостью) и технико-экономическими па раметрами продукции и отбор основных, необходимых для расчета, параметров; выбор функции, наилучшим образом отображающей характер изучаемой связи, вы вод соответствующих уравнений и измерение их точно сти; и, наконец, определение, на основе решения выве денных уравнений, искомых цен (себестоимости) на но вую продукцию.
Корреляционная связь может быть парной, при кото рой цена (себестоимость) зависит от какого-либо одно го параметра, и множественной — когда эта цена (себе стоимость) зависит от целого ряда технико-экономичес ких параметров. Зависимость цены (себестоимости), предположим, электрической машины лишь от мощности или зависимость цены (себестоимости) ящиков сопротив
149
ления от веса характеризует парную корреляцию. Зави симость же цены (себестоимости) в той же электрической машине одновременно и от мощности, и от веса, и от скорости вращения якоря, и от напряжения или в тех же ящиках сопротивления — от веса, мощности и числа эле ментов характеризует множественную корреляцию.
Установить наличие корреляционной связи и выбрать основной (при парной связи) или основные (при множе ственной) технико-экономические параметры можно табличным и графическим способами или при помощи коэффициентов корреляции. В табличном способе нали чие связи и представление о ее характере устанавливает ся при помощи сопоставления и сравнения параллельных рядов. Для этого показатели, характеризующие потреби тельские свойства продукции, располагают в возраста ющем или убывающем порядке и наблюдают, как изме няются в связи с этим другие интересующие нас призна ки (себестоимость и цены) — возрастают ли они в свою очередь или уменьшаются, насколько быстро происходят эти процессы и т. д.
Графическое изображение изучаемых явлений позво ляет не только установить наличие или отсутствие связи между ценой (себестоимостью) продукции и ее технико экономическими параметрами, но и изучить характер этой связи. На основе логического анализа таблиц и графиков определяются и основные технико-экономи ческие параметры, в наибольшей степени влияющие на цены и себестоимость. Коэффициент корреляции показы вает тесноту связи между изучаемыми явлениями: чем больше коэффициент корреляции, тем теснее связь. От сюда в качестве основных показателей отбираются те, у которых выше коэффициент корреляции. Теснота связи определяется как при помощи последовательного исчис ления коэффициентов парной корреляции между ценой (себестоимостью) и каждым в отдельности технико-эко
150