ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Непременным условием установления новой цены яв ляется существенное изменение потребительских свойств нового изделия, когда они реально ощутимы и нужны потребителю. Если же качество продукта остается неиз менным или изменяется несущественно, несмотря на из менения издержек производства (их повышения или по нижения), новые цены не устанавливаются, он реали зуется по действующим ценам аналогичного про дукта.
Структура цены (и прежде всего розничной) нового изделия устанавливается также в соответствии с анало гичной продукцией. В целях стимулирования производ ства более качественных изделий на них может быть установлена повышенная рентабельность.
Если, например, все отличие нового женского платья от старого заключается, скажем, в небольшом бантике или мужской сорочки — в кармане, то новая цена не мо жет быть установлена, поскольку такие изменения, вопервых, не ощутимы для потребителя и, во-вторых, они не влияют на затраты. На подобные изделия распростра няются цены аналогов, но в описании их указывается, что они могут выпускаться с такими-то незначительными модификациями.
Чтобы исключить неправильное толкование выраже ния «незначительные изменения в качестве», следует как обязательное условие оговорить в соответствующих ин структивных материалах по каждой отрасли и группе из делий необходимые требования, согласно которым можно судить о значительных или незначительных изменениях в качестве нового продукта. Например, в производстве майоликовых и гончарных изделий незначительными из менениями признаются: отклонения по емкости, диамет ру, длине или высоте изделий в пределах ± 10%, а также изменения формы и качества, не вызывающие существен ного изменения в затратах на их производство. К сожа
136
лению, это не делается во многих отраслях, что отрица тельно сказывается на ценообразовании.
Если на какую-то группу изделий действуют рознич ные цены, не возмещающие затрат, то розничная цена нового изделия этой группы определяется, исходя из цен аналогичных товаров, с учетом качества и других потре бительских свойств новой продукции, и также может быть установлена ниже затрат.
По сравнению с розничными оптовые цены на товары
народного потребления долгое |
время не утверждались, |
||
а определялись расчетно — путем |
вычитания |
из рознич |
|
ной цены торгово-сбытовых скидок |
и налога |
с оборота |
|
по продукции, им облагаемой. |
Таким образом, оптовые |
цены были производными от розничных и не имели само стоятельной политики. Налог с оборота устанавливался в процентах от розничной цены и в целом по отдельным группам товаров народного потребления, порой весьма укрупненным и определенным по формальным призна кам (например, завернутая и незавернутая карамель). Такие оптовые цены весьма часто, особенно в производ ствах со сложным и разнообразным ассортиментом про дукции, не соответствовали действительным затратам на производство, что приводило к пестроте в рентабель ности и отрицательно сказывалось на хозрасчетных интересах предприятий.
С укреплением хозрасчетных принципов и с усилени ем стимулирующей целенаправленности цен стали вво диться и твердо фиксированные (прейскурантные) опто вые цены. С введением прейскурантных цен налог с обо рота исчисляется в основном в виде разницы между розничными ценами за исключением торгово-сбытовых скидок и оптовыми ценами предприятий. Этот историче ский оттенок образования цен сохранился и до настояще го времени, поскольку на товары народного потребления имеются как твердофиксированные оптовые цены, так
137
и цены, определяемые расчетно. В таких отраслях про мышленности, как швейная, меховая, хлебопекарная, мясная, молочная, плодоовощная, рыбная, утверждают ся только розничные цены, оптовые же определяются расчетно.
По сравнению с одним прейскурантом розничных цен, при котором оптовые цены определяются расчетно, сис тема двух прейскурантов — оптовых и розничных цен — имеет определенные преимущества. Дело в том, что она нивелирует отрицательное влияние групповых ставок на лога с оборота и дифференцированных торгово-сбыто вых скидок на производственно-хозяйственную деятель ность предприятий, в большей степени учитывает интере сы как потребителей, так и изготовителей, создавая тем самым необходимые хозрасчетные стимулы для всех про мышленных организаций.
При фиксированных оптовых ценах появляется воз можность проводить самостоятельную политику оптовых цен, проявить их стимулирующую целенаправленность, более гибко маневрировать оптовыми и розничными це нами при их относительной самостоятельности (изменять, предположим, оптовые цены при неизменности рознич ных, и наоборот).
Рассмотрим примеры установления цен на новые пищевые продукты, взятые нами из соответствующих временных методических указаний.
Пример 1. Отраслевое министерство представило про ект новой цены на колбасу вареную «Новая» на уровне 2 руб. 50 коп. за килограмм. В качестве аналога была принята вареная колбаса «Любительская» по цене 2 руб. 80 коп. за килограмм. Сравнение потребительских свойств новой и аналогичной продукции (табл. 5), прежде всего сырьевого набора, показало, что министерство выбрало аналог неправильно, поскольку в ассортименте анало гичных колбас имеется более близкая по качеству к «Но-
138
Т а б л и ц а 5
Сравнение потребительских свойств новой и аналогичной
продукции |
(в % ) |
|
|
|
|
|
|
|
А н а л о г и ч н а я п р о д у к |
||||
|
|
|
ц и я |
|
||
|
Н о в а я |
|
|
|
|
|
|
п р о д у к |
п р е д л о |
у т в е р ж |
|||
С ы р ь е в о й н а б о р |
ц и я - к о л |
ж е н н а я |
||||
д е н н а я |
||||||
|
б а с а . Н о |
м и н и с т е р |
||||
|
К о м и т е т о м |
|||||
|
в а я , |
с т в о м к о л |
ц е н |
к о л |
||
|
|
б а с а |
. Л ю |
|||
|
|
б а с а |
. О т |
|||
|
|
б и т е л ь |
||||
|
|
д е л ь н а я * |
||||
|
|
с к а я * |
||||
|
|
|
|
|||
Мясо говяжье жилованное высше |
|
|
35 |
|
|
|
го сорта ...................................... |
60 |
|
60 |
|||
Мясо говяжье жилованное 1 сорта |
|
— |
||||
Свинина нежирная ........................... |
15 |
|
40 |
23 |
||
Ш п и г ..................................................... |
25 |
|
25 |
15 |
||
Крахмал .............................................. |
— |
|
— |
|
2 |
|
И т о г о . . . |
1 0 0 |
1 0 0 |
1 0 0 |
|||
Выход готовой продукции . . . . |
п о |
106 |
116 |
|||
вой» колбаса «Отдельная» по цене 2 руб. 10 коп. Аналог |
||||||
был заменен. |
|
|
|
|
|
|
Представленная себестоимость колбасы «Новая» бы |
||||||
ла откорректирована, затраты |
на сырье |
снижены со |
174 руб. 80 коп. за |
центнер до 157 руб. 01 коп. за счет |
||||
более |
точного их |
исчисления |
(в данной республике |
||
в колбасном производстве используется 60% |
говядины |
||||
I категории и 40% — II категории, проект исходил из цен |
|||||
на говядину лишь I |
категории). |
Прочие расходы были |
|||
приняты |
на уровне |
нового аналога — колбасы |
«Отдель |
||
ной». |
В |
результате |
себестоимость колбасы |
«Новая» |
значительно снизилась по сравнению с представленным проектом и оказалась примерно на одинаковом уровне с новым аналогом (табл. 6).
139
Т а б л и ц а 6
Определение себестоимости новой продукции—колбасы
|
.Н о вая ' |
(в руб. и коп. |
за 1 ц) |
|
|
|
|
Н о в а я п р о д у к ц и я — к о л б а с а |
|
|
|
А н а л о г и ч н а я |
« Н о в а я * |
|
|
|
п р о д у к ц и я - |
|
|
|
|
к о л б а с а |
п р е д л о ж е н и е |
п р и н я т а я |
|
|
• О т д е л ь н а я * , |
||
|
|
о т ч е т |
м и н и с т е р с т в а К о м и т е т о м ц е н |
|
Сырье . |
расходы . . . |
152—23 |
174—80 |
157—01 |
Прочие |
1 1 — 0 0 |
12—35 |
1 1 — 0 0 |
|
Полная |
себестоимость |
163—23 |
187—15 |
168—01 |
Сравнительный анализ исходного сырья, а также его дегустация показали, что по потребительским свойствам представленная колбаса «Новая», несмотря на некото рое увеличение себестоимости, существенно не отличает ся от аналогичной «Отдельной», поэтому нет необходи-
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
||
Определение цен на новую продукцию— |
|
||||
колбасу „Новая" |
(в руб. |
и коп. за 1 |
ц) |
|
|
|
|
Н о в а я п р о д у к ц и я — |
|||
А н а л о г и ч н а я |
к о л б а с а . Н о в а я * |
||||
п р о д у к ц и я - |
|
|
|
||
|
к о л б а с а |
|
|
п р и н я т а я |
|
. О т д е л ь н а я * |
п р е д л о ж е н и е |
||||
К о м и т е т о м |
|||||
|
|
м и н и с т е р с т в а |
|||
|
|
ц е н |
|||
|
|
|
|
||
Полная себестоимость . . |
163-23 |
187—15 |
|
168—01 |
|
Розничная цена ............... |
2 1 0 — 0 0 |
250—00 |
|
2 1 0 — 0 0 |
|
Торговая и сбытовая скид |
18—06 |
21—50 |
|
18—06 |
|
ки ( 8 ,6 % ) ....................... |
|
||||
Оптовая цена ................... |
191—94 |
228—50 |
|
191—94 |
|
Прибыль ............................... |
28—71 |
41—35 |
|
23—93 |
|
Рентабельность в % к се |
17,6 |
|
|
14,2 |
|
бестоимости ................ |
2 2 , 1 |
|
140
мости в установлении новой цены. В результате неиз менности розничной цены остались неизменными и тор
гово-сбытовые скидки и оптовая цена |
(табл. 7). |
|
|
|||||||
По данной продукции нет фиксированных оптовых |
||||||||||
цен. Они определяются расчетно |
от розничных — путем |
|||||||||
исключения из них торгово-сбытовых скидок. |
|
|
|
|||||||
Пример 2. На утверждение представлен проект роз |
||||||||||
ничной цены карамели с молочной начинкой |
(заверну |
|||||||||
той) в размере 2 |
руб. 80 коп. за килограмм. |
В качестве |
||||||||
аналога |
принята |
родственная |
карамель |
«Орленок» |
||||||
(также |
с молочной начинкой |
и |
завернутая) |
с ценой |
||||||
2 руб. за килограмм. |
Расчет |
себестоимости |
|
приведен |
||||||
в табл. 8. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Определение себестоимости новой продукции - |
|
|||||||||
карамели с |
молочной |
начинкой (в руб. и коп. |
за |
1 т) |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Н о в а я п р о д у к ц и я |
|
||
|
|
|
|
А н а л о г и ч н а я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п р о д у к ц и я - |
|
|
|
п р и н я т а я |
||
С т а т ь и з а т р а т |
|
к а р а м е л ь |
п р е д л о ж е н и е |
|
||||||
|
|
|
|
. О р л е н о к * , |
м и н и с т е р с т в а |
|
К о м и т е т о м |
|||
|
|
|
|
о т ч е т |
|
|
ц е н |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
С ы р ь е ................... • . . . |
918—00 |
1119—40 |
1119—40 |
|||||||
Вспомогательные |
мате- |
47—60 |
|
65—70 |
|
65—70 |
||||
р и а л ы ............................... |
|
|
||||||||
Стоимость обработки . . |
148—40 |
180—90 |
|
148—40 |
||||||
Полная себестоимость . . |
1114-00 |
1366—00 |
1333—50 |
|||||||
Увеличение |
стоимости сырья |
новой продукции |
на |
|||||||
201 руб. 40 коп. |
(1119 руб. 40 коп.— 918 руб. |
00 коп.) |
||||||||
вызвано |
применением |
более дорогих |
компонентов: |
ка |
као-масла, кокосового масла, которые отсутствуют в ана логе. Повышенны0 расходы на вспомогательные мате риалы связаны с более качественным оформлением за вертки для карамели. Увеличение этих затрат непосред
141