Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непременным условием установления новой цены яв­ ляется существенное изменение потребительских свойств нового изделия, когда они реально ощутимы и нужны потребителю. Если же качество продукта остается неиз­ менным или изменяется несущественно, несмотря на из­ менения издержек производства (их повышения или по­ нижения), новые цены не устанавливаются, он реали­ зуется по действующим ценам аналогичного про­ дукта.

Структура цены (и прежде всего розничной) нового изделия устанавливается также в соответствии с анало­ гичной продукцией. В целях стимулирования производ­ ства более качественных изделий на них может быть установлена повышенная рентабельность.

Если, например, все отличие нового женского платья от старого заключается, скажем, в небольшом бантике или мужской сорочки — в кармане, то новая цена не мо­ жет быть установлена, поскольку такие изменения, вопервых, не ощутимы для потребителя и, во-вторых, они не влияют на затраты. На подобные изделия распростра­ няются цены аналогов, но в описании их указывается, что они могут выпускаться с такими-то незначительными модификациями.

Чтобы исключить неправильное толкование выраже­ ния «незначительные изменения в качестве», следует как обязательное условие оговорить в соответствующих ин­ структивных материалах по каждой отрасли и группе из­ делий необходимые требования, согласно которым можно судить о значительных или незначительных изменениях в качестве нового продукта. Например, в производстве майоликовых и гончарных изделий незначительными из­ менениями признаются: отклонения по емкости, диамет­ ру, длине или высоте изделий в пределах ± 10%, а также изменения формы и качества, не вызывающие существен­ ного изменения в затратах на их производство. К сожа­

136

лению, это не делается во многих отраслях, что отрица­ тельно сказывается на ценообразовании.

Если на какую-то группу изделий действуют рознич­ ные цены, не возмещающие затрат, то розничная цена нового изделия этой группы определяется, исходя из цен аналогичных товаров, с учетом качества и других потре­ бительских свойств новой продукции, и также может быть установлена ниже затрат.

По сравнению с розничными оптовые цены на товары

народного потребления долгое

время не утверждались,

а определялись расчетно — путем

вычитания

из рознич­

ной цены торгово-сбытовых скидок

и налога

с оборота

по продукции, им облагаемой.

Таким образом, оптовые

цены были производными от розничных и не имели само­ стоятельной политики. Налог с оборота устанавливался в процентах от розничной цены и в целом по отдельным группам товаров народного потребления, порой весьма укрупненным и определенным по формальным призна­ кам (например, завернутая и незавернутая карамель). Такие оптовые цены весьма часто, особенно в производ­ ствах со сложным и разнообразным ассортиментом про­ дукции, не соответствовали действительным затратам на производство, что приводило к пестроте в рентабель­ ности и отрицательно сказывалось на хозрасчетных интересах предприятий.

С укреплением хозрасчетных принципов и с усилени­ ем стимулирующей целенаправленности цен стали вво­ диться и твердо фиксированные (прейскурантные) опто­ вые цены. С введением прейскурантных цен налог с обо­ рота исчисляется в основном в виде разницы между розничными ценами за исключением торгово-сбытовых скидок и оптовыми ценами предприятий. Этот историче­ ский оттенок образования цен сохранился и до настояще­ го времени, поскольку на товары народного потребления имеются как твердофиксированные оптовые цены, так

137


и цены, определяемые расчетно. В таких отраслях про­ мышленности, как швейная, меховая, хлебопекарная, мясная, молочная, плодоовощная, рыбная, утверждают­ ся только розничные цены, оптовые же определяются расчетно.

По сравнению с одним прейскурантом розничных цен, при котором оптовые цены определяются расчетно, сис­ тема двух прейскурантов — оптовых и розничных цен — имеет определенные преимущества. Дело в том, что она нивелирует отрицательное влияние групповых ставок на­ лога с оборота и дифференцированных торгово-сбыто­ вых скидок на производственно-хозяйственную деятель­ ность предприятий, в большей степени учитывает интере­ сы как потребителей, так и изготовителей, создавая тем самым необходимые хозрасчетные стимулы для всех про­ мышленных организаций.

При фиксированных оптовых ценах появляется воз­ можность проводить самостоятельную политику оптовых цен, проявить их стимулирующую целенаправленность, более гибко маневрировать оптовыми и розничными це­ нами при их относительной самостоятельности (изменять, предположим, оптовые цены при неизменности рознич­ ных, и наоборот).

Рассмотрим примеры установления цен на новые пищевые продукты, взятые нами из соответствующих временных методических указаний.

Пример 1. Отраслевое министерство представило про­ ект новой цены на колбасу вареную «Новая» на уровне 2 руб. 50 коп. за килограмм. В качестве аналога была принята вареная колбаса «Любительская» по цене 2 руб. 80 коп. за килограмм. Сравнение потребительских свойств новой и аналогичной продукции (табл. 5), прежде всего сырьевого набора, показало, что министерство выбрало аналог неправильно, поскольку в ассортименте анало­ гичных колбас имеется более близкая по качеству к «Но-

138

Т а б л и ц а 5

Сравнение потребительских свойств новой и аналогичной

продукции

(в % )

 

 

 

 

 

 

А н а л о г и ч н а я п р о д у к ­

 

 

 

ц и я

 

 

Н о в а я

 

 

 

 

 

п р о д у к ­

п р е д л о ­

у т в е р ж ­

С ы р ь е в о й н а б о р

ц и я - к о л ­

ж е н н а я

д е н н а я

 

б а с а . Н о ­

м и н и с т е р ­

 

К о м и т е т о м

 

в а я ,

с т в о м к о л ­

ц е н

к о л ­

 

 

б а с а

. Л ю ­

 

 

б а с а

. О т ­

 

 

б и т е л ь ­

 

 

д е л ь н а я *

 

 

с к а я *

 

 

 

 

Мясо говяжье жилованное высше­

 

 

35

 

 

го сорта ......................................

60

 

60

Мясо говяжье жилованное 1 сорта

 

Свинина нежирная ...........................

15

 

40

23

Ш п и г .....................................................

25

 

25

15

Крахмал ..............................................

 

 

2

И т о г о . . .

1 0 0

1 0 0

1 0 0

Выход готовой продукции . . . .

п о

106

116

вой» колбаса «Отдельная» по цене 2 руб. 10 коп. Аналог

был заменен.

 

 

 

 

 

Представленная себестоимость колбасы «Новая» бы­

ла откорректирована, затраты

на сырье

снижены со

174 руб. 80 коп. за

центнер до 157 руб. 01 коп. за счет

более

точного их

исчисления

(в данной республике

в колбасном производстве используется 60%

говядины

I категории и 40% — II категории, проект исходил из цен

на говядину лишь I

категории).

Прочие расходы были

приняты

на уровне

нового аналога — колбасы

«Отдель­

ной».

В

результате

себестоимость колбасы

«Новая»

значительно снизилась по сравнению с представленным проектом и оказалась примерно на одинаковом уровне с новым аналогом (табл. 6).

139


Т а б л и ц а 6

Определение себестоимости новой продукции—колбасы

 

.Н о вая '

(в руб. и коп.

за 1 ц)

 

 

 

 

Н о в а я п р о д у к ц и я — к о л б а с а

 

 

А н а л о г и ч н а я

« Н о в а я *

 

 

п р о д у к ц и я -

 

 

 

 

к о л б а с а

п р е д л о ж е н и е

п р и н я т а я

 

 

• О т д е л ь н а я * ,

 

 

о т ч е т

м и н и с т е р с т в а К о м и т е т о м ц е н

Сырье .

расходы . . .

152—23

174—80

157—01

Прочие

1 1 — 0 0

12—35

1 1 — 0 0

Полная

себестоимость

163—23

187—15

168—01

Сравнительный анализ исходного сырья, а также его дегустация показали, что по потребительским свойствам представленная колбаса «Новая», несмотря на некото­ рое увеличение себестоимости, существенно не отличает­ ся от аналогичной «Отдельной», поэтому нет необходи-

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Определение цен на новую продукцию—

 

колбасу „Новая"

(в руб.

и коп. за 1

ц)

 

 

 

Н о в а я п р о д у к ц и я —

А н а л о г и ч н а я

к о л б а с а . Н о в а я *

п р о д у к ц и я -

 

 

 

 

к о л б а с а

 

 

п р и н я т а я

. О т д е л ь н а я *

п р е д л о ж е н и е

К о м и т е т о м

 

 

м и н и с т е р с т в а

 

 

ц е н

 

 

 

 

Полная себестоимость . .

163-23

187—15

 

168—01

Розничная цена ...............

2 1 0 — 0 0

250—00

 

2 1 0 — 0 0

Торговая и сбытовая скид­

18—06

21—50

 

18—06

ки ( 8 ,6 % ) .......................

 

Оптовая цена ...................

191—94

228—50

 

191—94

Прибыль ...............................

28—71

41—35

 

23—93

Рентабельность в % к се­

17,6

 

 

14,2

бестоимости ................

2 2 , 1

 

140



мости в установлении новой цены. В результате неиз­ менности розничной цены остались неизменными и тор­

гово-сбытовые скидки и оптовая цена

(табл. 7).

 

 

По данной продукции нет фиксированных оптовых

цен. Они определяются расчетно

от розничных — путем

исключения из них торгово-сбытовых скидок.

 

 

 

Пример 2. На утверждение представлен проект роз­

ничной цены карамели с молочной начинкой

(заверну­

той) в размере 2

руб. 80 коп. за килограмм.

В качестве

аналога

принята

родственная

карамель

«Орленок»

(также

с молочной начинкой

и

завернутая)

с ценой

2 руб. за килограмм.

Расчет

себестоимости

 

приведен

в табл. 8.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

 

 

 

 

 

 

 

Определение себестоимости новой продукции -

 

карамели с

молочной

начинкой (в руб. и коп.

за

1 т)

 

 

 

 

 

 

 

 

Н о в а я п р о д у к ц и я

 

 

 

 

 

А н а л о г и ч н а я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п р о д у к ц и я -

 

 

 

п р и н я т а я

С т а т ь и з а т р а т

 

к а р а м е л ь

п р е д л о ж е н и е

 

 

 

 

 

. О р л е н о к * ,

м и н и с т е р с т в а

 

К о м и т е т о м

 

 

 

 

о т ч е т

 

 

ц е н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С ы р ь е ................... • . . .

918—00

1119—40

1119—40

Вспомогательные

мате-

47—60

 

65—70

 

65—70

р и а л ы ...............................

 

 

Стоимость обработки . .

148—40

180—90

 

148—40

Полная себестоимость . .

1114-00

1366—00

1333—50

Увеличение

стоимости сырья

новой продукции

на

201 руб. 40 коп.

(1119 руб. 40 коп.— 918 руб.

00 коп.)

вызвано

применением

более дорогих

компонентов:

ка­

као-масла, кокосового масла, которые отсутствуют в ана­ логе. Повышенны0 расходы на вспомогательные мате­ риалы связаны с более качественным оформлением за­ вертки для карамели. Увеличение этих затрат непосред­

141