Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
+ |
|
4 - |
f |
fi (X) cos ^ ( ц — Х |
dX, |
|
(2.30) |
|
|
|
Hi |
J |
|
|
|
|
|
1 Щ ^ Г ~ |
= К Л Ъ )+ }Г \U{X)dX. |
|
||||||
Разобьем промежуток интегрирования l на n равных участков. |
||||||||
Длина участка т = |
|
l/п. Запишем уравнения (2.25), (2.28) и (2.30) |
||||||
для конца первого |
участка: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
qi (т) = j |
|
ft (X) sin kt (т — X) dX, |
|
|
|
|||
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
U = |
т г ffi (Я) cos ki (T ~ |
A) dK |
(2.31) |
|||
|
|
|
X |
|
|
|
: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
z (T> T) = |
-jT 61 (T — |
u M d X ’ |
|
|
|
|||
/^ b _ r p l |
|
|
i L l d l |
|
|
|
||
dr] |
|
|t,=t |
|
l J |
' |
|
|
|
Для вычисления на втором участке т < |
ц < |
2т положим b = т |
и, считая выражения (2.31) начальными значениями для второго
участка, найдем А( (т), В, |
(т), |
К г (т) и К 2 (т), которые теперь бу |
||||||||
дут отличными от нуля. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Для г] = |
2т получим |
|
|
|
|
|
|||
|
|
qt (2т) = |
Л; (т) cos kflx -f- В, (т) sin kt2x + |
|||||||
|
|
|
|
|
2т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
~г\ |
fi М sin ki (2т — я,) с&, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
2т |
|
|
|
z (2т, |
2т) = |
(т) |
+ |
К 2 (т) + ~ |
j |
(2т — X)U (X) dX. |
|||
|
Аналогично |
запишутся |
|
-~ - |
1 |
dz |
|
|||
|
|
и I —г~ |
|
|||||||
Положив й = |
2т, |
можно |
|
Ч1=2т |
|
■П=2х |
||||
получить произвольные |
постоянные для |
|||||||||
третьего участка и т. д. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Таким образом, приходим к рекуррентным соотношениям на |
|||||||||
каждом шаге. |
Запишем их для т] = т т + т: |
|
||||||||
qt (/пт т) = |
Л^ (тт) cos k t (тх + т) - f |
|
|
: |
||||||
|
|
|
|
|
|
тх-\-х |
|
|
I |
|
+ |
В г (тх) sin kt (тх - f т) + |
-jr |
( fi (Я) sin kt {тх + |
т — X) dX, |
||||||
l |
п Сп) |
|
= |
— А; (тт) sin ki (тх + |
т) + |
|
||||
ki |
|
|
|
|||||||
г)=/!гг-(-т |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
56
m x + x
-f- В i (/пт) cos kt (mx + t ) + -jr |
j |
ft (Ц cos k, 'mx -ф т — Я) dX, |
||||||||||
|
|
|
|
|
1 |
rnx |
|
|
|
|
|
(2.32) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г (mx + |
т, |
mx + |
x) = |
m%^~r |
/Сг (mx) + |
^ 2 |
imx) + |
|
|
|||
|
mx+% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ - i- |
J |
(mx + |
x — X)U(X)dX, |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
mx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t dz (г], |
г]) |
|
|
|
m x + x |
|
|
|
|
|||
|
= K i (mx) -+- -j- |
j |
£/(Я)<&, |
|
|
|||||||
|
dri |
|
|
|
|
|||||||
|
|
г(=тт+т |
|
|
mx |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ai (mx) = |
qt (mx) cos ktmx ■ |
|
1 |
dq{ |
x\=mx sin k(mx, |
|
|||||
|
|
ki |
dr\ |
|
||||||||
|
|
B t (mx) = |
q{ (mx) sin k tmx -f- ~ |
dqi |
cos ktmx, |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ki |
dt] |
T|=mx |
|
(2.33) |
|
|
Kx (mx) = |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
T]—m x |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K2 (mx) = |
2t,=, |
ml |
dz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7Г ~dif |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
T,=mx |
x\=mx |
|
|
|
|
|||
|
Выберем длину участка x так, |
чтобы функцию f t |
(т]) |
из (2.24), |
||||||||
как |
медленно |
изменяющуюся по сравнению с sin |
kt |
(ц — X) и |
||||||||
cos |
kt (т] — Я.) можно |
было считать в |
этом интервале постоянной, |
равной среднему значению и вынести за знак интеграла на каждом участке. Для тригонометрических функций в качестве среднего примем значение функции посредине интервала. Тогда на участке
тх ■< г) < ; тх + |
т |
|
|
|
2а2Р |
|
|
|||
|
|
|
|
п (л) = |
|
я2 |
U т +\ + |
|
||
|
|
|
|
(а /)2 |
я 2 |
|
||||
|
|
|
, |
G |
. |
vn (2тт + т) |
sin in (2тх + т) |
(2.34) |
||
|
|
|
+ |
- P 7 sm ------- |
|
21 |
|
|||
где Um+1, /* (т]) — средние значения |
функций U (г]) |
и ft (ц). Вы |
||||||||
числив интегралы и приняв во внимание, что х/1 = |
1/я, из (2.32) |
|||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4i (тх + |
х) = Л, (тх) cos— |
(т + 1) + |
|
|
|
|||||
+ |
В, (тх) sin ~ |
( т - f |
1) + |
Д ,т+1 [1 — с (/')], |
|
|||||
1 |
dgl |
I |
= |
— At (тх) sin i'2я (m+ 1) |
+ |
|
||||
ki |
d'f] |
|п=тт-(-т |
|
|
|
|
an |
|
|
(2.35) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
В; (mx) cos |
г2я (m + |
1) |
|
|
|
|
|||
+ |
+ |
Ftjn+iS (i), |
|
|
||||||
|
|
|
|
a n |
|
|
|
|
|
|
57
г (Л> |
Л) |ч=тт+т — |
от+ 1 Кх (mi) + |
К 2 (тт) + |
Um+U |
|
|||
dz |
= Кх (тт) + — U,m+1, |
|
|
|
|
|||
ёц |
|
|
|
|
||||
П=тт+х |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
2 а !(3 |
|
|
|
|
|
Fi,m+1 |
= -м |
(Лп-f-l “Ь |
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
+ |
-n -s in |
vji (2т -f- 1) sin |
in (2т + |
1) |
(2.36) |
||
|
|
|
|
2л |
|
2л |
|
|
|
|
с (г) = cos |
fat |
,.. |
. 13Л |
|
|
|
|
|
ал ; |
S (I) = |
sin ------ . |
|
|||
|
|
|
|
' ' |
ап |
|
|
В случае, когда груз движется с постоянной скоростью, формулы {2.35) можно упростить.
Вводим обозначения
qt (тт) |
= М (г, ш); |
1 |
dqt |
= (V (г, т ), |
|
ki |
dr| П^тт |
||||
|
|
(2.37) |
|||
2 (Т|, Л) |
1л=тт = Q И ; -L -% . |
= /?(т). |
|||
|
|
|
г)=тт |
|
Пользуясь теоремами сложения для тригонометрических функ ций и подставляя значения постоянных из формулы (2.33), после приведения подобных членов получаем
M (i, |
т + |
1) = |
М (i, |
т) с (0 + N (г, |
т) s (i) + |
Fi<m+l [1— с (i)], |
|||||||||
N (i, |
m -f |
1) = |
iV (i, |
m) c (i) — M (t, |
m) s (i) + |
FiMl+iS (i), |
|
||||||||
Q (m + |
1) = |
Q (m) -j- R (m) -f- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
^ (m + |
1) = |
R (m) -f- |
|
i/m+i, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
где Fi,m+i |
берется |
из (2.36). Очевидно, |
что при m = |
О |
(2.38) |
||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
Л4 (t, |
0) = |
Л( (t, 0) = Q (0) = |
R (0) = 0. |
|
(2.39) |
||||||
Запишем теперь коэффициент динамичности под грузом в виде |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2 (л. л) = 2 > Л л )5т ^ . |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
Для л = |
т т |
+ |
т, использовав обозначения (2.37), |
получим |
|
||||||||||
|
|
|
Q (т + |
1) = |
^ М (t, m + |
1) sin |
|
(т^+ |
1} |
. |
(2.40) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
Подставляя в (2.40) |
значения Q (т + |
1) и М (i, m + |
1) и выделяя |
||||||||||||
Um+ и приходим к уравнению для его определения: |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
u, |
|
|
|
+ |
2а 2В ■tp |
. |
in |
(rr |
-t- 1) |
|
|
|
|
|
|
|
2л2 |
- w - Z aimSm — |
“л |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
58
vn (2m + |
1) |
aim + м |
(I, m) c (i) + N (t, m) s |
*)} X |
2h |
|
|||
X sin --- --- |
+ ^------Q (m) — R (m), |
(2.41) |
где
a,-m = 7Г sin — 4 fn— - [1 — C(01-
Вычислительный процесс строится следующим образом. Прини мая условия (2.39), из (2.41) определяем Ux, затем из (2.38) находим
М (1, |
1), N (i , |
1), Q (1), R (1). После подстановки этих величин в |
(2.41) |
находим |
1!г. Вычисление заканчивается при т = п — 1. |
При расчете определяются и коэффициенты динамичности переме щений в любом сечении х:
z(mx + x, x) = |
^ M ( i, |
т + l ) s i n - ^ - . |
(2.42) |
||||
|
Q (т + |
|
i |
|
|
|
|
Отметим, что |
1) |
определяет коэффициент динамичности |
|||||
перемещений под грузом при т] = |
т т |
+ т. |
|
|
|||
Динамические |
напряжения в |
балке |
|
|
|||
|
aA{t, |
X) = |
El |
дггп (t, х) |
|
|
|
|
Г |
дзё |
’ |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
где W — момент сопротивления балки. |
|
|
|||||
Примем Од = |
<т0аг (/, х), |
где а0 |
= |
Р i |
|
статиче |
|
-----------наибольшее |
ское напряжение при силе Р 0 посредине пролета; а — коэффициент динамичности для напряжений. Продифференцировав 2Д, получим
|
О (Т|, X ) = - Л |
г |
2 ^ |
ft) sin ~ 1 —» |
|
(2-43) |
|
или при Т1 = т т |
+ |
т |
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
а (тт + |
т, |
х) = |
^ |
р м |
(В m + 1) sin |
, |
(2.44) |
При некоторых значениях параметров а и р динамическая кон тактная сила
р л (Л) = р ор (Л) = Р о |
2а2Р |
(2.45) |
m л) |
где Р (тр — коэффициент динамичности давления, может прини мать отрицательные значения, что свидетельствует о нарушении контакта груза и балки [24]. Явление отрыва груза от направляю щей балки незадолго до конца движения наблюдалось при экспери ментальных исследованиях [31, 57].
Приведенный выше алгоритм позволяет определять динамиче ские прогибы, напряжения и силы в месте контакта однопролетных балок в случае, если исходные данные заданы в виде безразмерных параметров а , р, G/P0 и v. Кроме того, должны быть заданы цело численные параметры, определяющие точность вычислений: i — число членов ряда в разложении (2.18) и п — число участков, на
59
которое разбит интервал интегрирования. Вычисления следует проводить при а > О, так как при а = 0 формулы теряют смысл. Чтобы изучить случай «проползания» нагрузки с очень малой ско ростью, соответствующей кинематическому воздействию подвиж ной нагрузки, нужно положить скорость малой, например v = = 0,1 мм/сек, и вычислить соответствующее значение а. Так могут быть построены статические линии влияния прогибов и напряжений в любом сечении балки.
Из физического смысла следует, что а и р положительны. Пара метры G/P0 и v могут принимать любые значения. Чтобы не учиты вать пульсирующей силы, достаточно положить один из них равным нулю.
Алгоритм интегральных уравнений реализован на ЭЦВМ. В качестве примера использования описанного алгоритма можно привести расчет динамической погрешности прибора для измере ния диаметров отверстий при быстром перемещении измерительной каретки [25]. Ниже приведен пример расчета пролетного строения железнодорожного моста.
Для изучения влияния различных динамических факторов проведены расчеты балочного моста ПСК № 4 под действием по движного состава с паровозом типа ФД. Состав заменен точечной массой с пульсирующей силой, равной суммарной неуравновешен ности осей паровоза. Из работы [11, рис. 5.2] взяты значения наи больших статических прогибов середины пролетного строения при проходе двух различных поездов: поезд 1 создает статический про гиб г/ст = 22,5 мм, поезд 2 — уст = 26,5 мм. Данные для расчета, взятые из экспериментальных замеров незагруженного пролетного строения [11], следующие: пролет I — П м; период собственных вертикальных колебаний Т0 = 0,249 сек; жесткость пролетного строения с — 121 т/см.
Эквивалентная сосредоточенная нагрузка вводится из условия
равенства |
наибольших статических прогибов середины моста: |
||||
Р 0 = суСТ. |
Затем определяется |
жесткость и |
плотность единицы |
||
длины пролетного строения |
|
|
|
||
|
E I |
Рп13 |
Fp = |
Т02п*Е1 |
|
|
|
w ~ |
|
||
|
|
|
|
|
|
и находятся безразмерные параметры |
|
|
|||
|
|
vl |
|
ро |
|
|
|
п |
р = Fplg |
• |
Угловая скорость колеса локомотива со = 2 v/D, где D — диа метр колеса. Амплитуда пульсирующей силы, равная центро бежной силе, развивающейся при вращении противовесов спа ренных колес [Ш ,
т
G = ус0' /2 V R fi-
1=1
60