Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

ч

 

 

 

 

+

 

4 -

f

fi (X) cos ^ ( ц — Х

dX,

 

(2.30)

 

 

Hi

J

 

 

 

 

1 Щ ^ Г ~

= К Л Ъ )+ }Г \U{X)dX.

 

Разобьем промежуток интегрирования l на n равных участков.

Длина участка т =

 

l/п. Запишем уравнения (2.25), (2.28) и (2.30)

для конца первого

участка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

qi (т) = j

 

ft (X) sin kt (т — X) dX,

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

U =

т г ffi (Я) cos ki (T ~

A) dK

(2.31)

 

 

 

X

 

 

 

:

 

 

 

 

 

 

 

 

z (T> T) =

-jT 61 (T —

u M d X ’

 

 

 

/^ b _ r p l

 

 

i L l d l

 

 

 

dr]

 

|t,=t

 

l J

'

 

 

 

Для вычисления на втором участке т <

ц <

2т положим b = т

и, считая выражения (2.31) начальными значениями для второго

участка, найдем А( (т), В,

(т),

К г (т) и К 2 (т), которые теперь бу­

дут отличными от нуля.

 

 

 

 

 

 

Для г] =

2т получим

 

 

 

 

 

 

 

qt (2т) =

Л; (т) cos kflx -f- В, (т) sin kt2x +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

~г\

fi М sin ki (2т — я,) с&,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z (2т,

2т) =

(т)

+

К 2 (т) + ~

j

(2т — X)U (X) dX.

 

Аналогично

запишутся

 

-~ -

1

dz

 

 

 

и I —г~

 

Положив й =

2т,

можно

 

Ч1=2т

 

■П=2х

получить произвольные

постоянные для

третьего участка и т. д.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, приходим к рекуррентным соотношениям на

каждом шаге.

Запишем их для т] = т т + т:

 

qt (/пт т) =

Л^ (тт) cos k t (тх + т) - f

 

 

:

 

 

 

 

 

 

тх-\-х

 

 

I

+

В г (тх) sin kt (тх - f т) +

-jr

( fi (Я) sin kt {тх +

т — X) dX,

l

п Сп)

 

=

— А; (тт) sin ki (тх +

т) +

 

ki

 

 

 

г)=/!гг-(-т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56


m x + x

-f- В i (/пт) cos kt (mx + t ) + -jr

j

ft (Ц cos k, 'mx т — Я) dX,

 

 

 

 

 

1

rnx

 

 

 

 

 

(2.32)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г (mx +

т,

mx +

x) =

m%^~r

/Сг (mx) +

^ 2

imx) +

 

 

 

mx+%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ - i-

J

(mx +

x — X)U(X)dX,

 

 

 

 

 

 

 

 

mx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t dz (г],

г])

 

 

 

m x + x

 

 

 

 

 

= K i (mx) -+- -j-

j

£/(Я)<&,

 

 

 

dri

 

 

 

 

 

 

г(=тт+т

 

 

mx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ai (mx) =

qt (mx) cos ktmx ■

 

1

dq{

x\=mx sin k(mx,

 

 

 

ki

dr\

 

 

 

B t (mx) =

q{ (mx) sin k tmx -f- ~

dqi

cos ktmx,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ki

dt]

T|=mx

 

(2.33)

 

 

Kx (mx) =

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T]—m x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K2 (mx) =

2t,=,

ml

dz

 

 

 

 

 

 

 

 

7Г ~dif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T,=mx

x\=mx

 

 

 

 

 

Выберем длину участка x так,

чтобы функцию f t

(т])

из (2.24),

как

медленно

изменяющуюся по сравнению с sin

kt

(ц — X) и

cos

kt (т] — Я.) можно

было считать в

этом интервале постоянной,

равной среднему значению и вынести за знак интеграла на каждом участке. Для тригонометрических функций в качестве среднего примем значение функции посредине интервала. Тогда на участке

тх ■< г) < ; тх +

т

 

 

 

2а2Р

 

 

 

 

 

 

п (л) =

 

я2

U т +\ +

 

 

 

 

 

/)2

я 2

 

 

 

 

,

G

.

vn (2тт + т)

sin in (2тх + т)

(2.34)

 

 

 

+

- P 7 sm -------

 

21

 

где Um+1, /* (т]) — средние значения

функций U (г])

и ft (ц). Вы­

числив интегралы и приняв во внимание, что х/1 =

1/я, из (2.32)

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

4i (тх +

х) = Л, (тх) cos—

+ 1) +

 

 

 

+

В, (тх) sin ~

( т - f

1) +

Д ,т+1 [1 — с (/')],

 

1

dgl

I

=

At (тх) sin i'2я (m+ 1)

+

 

ki

d'f]

|п=тт-(-т

 

 

 

 

an

 

 

(2.35)

 

 

 

 

 

 

 

 

В; (mx) cos

г2я (m +

1)

 

 

 

 

+

+

Ftjn+iS (i),

 

 

 

 

 

 

a n

 

 

 

 

 

 

57


г (Л>

Л) |ч=тт+т —

от+ 1 Кх (mi) +

К 2 (тт) +

Um+U

 

dz

= Кх (тт) + — U,m+1,

 

 

 

 

ёц

 

 

 

 

П=тт+х

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

2 а !(3

 

 

 

 

 

Fi,m+1

= -м

(Лп-f-l “Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

+

-n -s in

vji (2т -f- 1) sin

in (2т +

1)

(2.36)

 

 

 

 

 

2л

 

 

 

 

с (г) = cos

fat

,..

. 13Л

 

 

 

 

ал ;

S (I) =

sin ------ .

 

 

 

 

 

' '

ап

 

 

В случае, когда груз движется с постоянной скоростью, формулы {2.35) можно упростить.

Вводим обозначения

qt (тт)

= М (г, ш);

1

dqt

= (V (г, т ),

ki

dr| П^тт

 

 

(2.37)

2 (Т|, Л)

1л=тт = Q И ; -L -% .

= /?(т).

 

 

 

г)=тт

 

Пользуясь теоремами сложения для тригонометрических функ­ ций и подставляя значения постоянных из формулы (2.33), после приведения подобных членов получаем

M (i,

т +

1) =

М (i,

т) с (0 + N (г,

т) s (i) +

Fi<m+l [1— с (i)],

N (i,

m -f

1) =

iV (i,

m) c (i) — M (t,

m) s (i) +

FiMl+iS (i),

 

Q (m +

1) =

Q (m) -j- R (m) -f-

 

 

 

 

 

 

 

^ (m +

1) =

R (m) -f-

 

i/m+i,

 

 

 

 

 

 

 

где Fi,m+i

берется

из (2.36). Очевидно,

что при m =

О

(2.38)

 

 

 

 

 

Л4 (t,

0) =

Л( (t, 0) = Q (0) =

R (0) = 0.

 

(2.39)

Запишем теперь коэффициент динамичности под грузом в виде

 

 

 

 

 

 

2 (л. л) = 2 > Л л )5т ^ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

Для л =

т т

+

т, использовав обозначения (2.37),

получим

 

 

 

 

Q (т +

1) =

^ М (t, m +

1) sin

 

(т^+

1}

.

(2.40)

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя в (2.40)

значения Q (т +

1) и М (i, m +

1) и выделяя

Um+ и приходим к уравнению для его определения:

 

 

 

 

 

u,

 

 

 

+

2а 2В ■tp

.

in

(rr

-t- 1)

 

 

 

 

 

 

 

2л2

- w - Z aimSm

“л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

58


vn (2m +

1)

aim + м

(I, m) c (i) + N (t, m) s

*)} X

2h

 

X sin --- ---

+ ^------Q (m) — R (m),

(2.41)

где

a,-m = 7Г sin — 4 fn— - [1 — C(01-

Вычислительный процесс строится следующим образом. Прини­ мая условия (2.39), из (2.41) определяем Ux, затем из (2.38) находим

М (1,

1), N (i ,

1), Q (1), R (1). После подстановки этих величин в

(2.41)

находим

1!г. Вычисление заканчивается при т = п — 1.

При расчете определяются и коэффициенты динамичности переме­ щений в любом сечении х:

z(mx + x, x) =

^ M ( i,

т + l ) s i n - ^ - .

(2.42)

 

Q (т +

 

i

 

 

 

 

Отметим, что

1)

определяет коэффициент динамичности

перемещений под грузом при т] =

т т

+ т.

 

 

Динамические

напряжения в

балке

 

 

 

aA{t,

X) =

El

дггп (t, х)

 

 

 

Г

дзё

 

 

 

 

 

 

где W — момент сопротивления балки.

 

 

Примем Од =

<т0аг (/, х),

где а0

=

Р i

 

статиче­

-----------наибольшее

ское напряжение при силе Р 0 посредине пролета; а — коэффициент динамичности для напряжений. Продифференцировав 2Д, получим

 

О (Т|, X ) = - Л

г

2 ^

ft) sin ~ 1 —»

 

(2-43)

или при Т1 = т т

+

т

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

а (тт +

т,

х) =

^

р м

(В m + 1) sin

,

(2.44)

При некоторых значениях параметров а и р динамическая кон­ тактная сила

р л (Л) = р ор (Л) = Р о

2а2Р

(2.45)

m л)

где Р (тр — коэффициент динамичности давления, может прини­ мать отрицательные значения, что свидетельствует о нарушении контакта груза и балки [24]. Явление отрыва груза от направляю­ щей балки незадолго до конца движения наблюдалось при экспери­ ментальных исследованиях [31, 57].

Приведенный выше алгоритм позволяет определять динамиче­ ские прогибы, напряжения и силы в месте контакта однопролетных балок в случае, если исходные данные заданы в виде безразмерных параметров а , р, G/P0 и v. Кроме того, должны быть заданы цело­ численные параметры, определяющие точность вычислений: i — число членов ряда в разложении (2.18) и п — число участков, на

59


которое разбит интервал интегрирования. Вычисления следует проводить при а > О, так как при а = 0 формулы теряют смысл. Чтобы изучить случай «проползания» нагрузки с очень малой ско­ ростью, соответствующей кинематическому воздействию подвиж­ ной нагрузки, нужно положить скорость малой, например v = = 0,1 мм/сек, и вычислить соответствующее значение а. Так могут быть построены статические линии влияния прогибов и напряжений в любом сечении балки.

Из физического смысла следует, что а и р положительны. Пара­ метры G/P0 и v могут принимать любые значения. Чтобы не учиты­ вать пульсирующей силы, достаточно положить один из них равным нулю.

Алгоритм интегральных уравнений реализован на ЭЦВМ. В качестве примера использования описанного алгоритма можно привести расчет динамической погрешности прибора для измере­ ния диаметров отверстий при быстром перемещении измерительной каретки [25]. Ниже приведен пример расчета пролетного строения железнодорожного моста.

Для изучения влияния различных динамических факторов проведены расчеты балочного моста ПСК № 4 под действием по­ движного состава с паровозом типа ФД. Состав заменен точечной массой с пульсирующей силой, равной суммарной неуравновешен­ ности осей паровоза. Из работы [11, рис. 5.2] взяты значения наи­ больших статических прогибов середины пролетного строения при проходе двух различных поездов: поезд 1 создает статический про­ гиб г/ст = 22,5 мм, поезд 2 — уст = 26,5 мм. Данные для расчета, взятые из экспериментальных замеров незагруженного пролетного строения [11], следующие: пролет I — П м; период собственных вертикальных колебаний Т0 = 0,249 сек; жесткость пролетного строения с — 121 т/см.

Эквивалентная сосредоточенная нагрузка вводится из условия

равенства

наибольших статических прогибов середины моста:

Р 0 = суСТ.

Затем определяется

жесткость и

плотность единицы

длины пролетного строения

 

 

 

 

E I

Рп13

Fp =

Т02п*Е1

 

 

 

w ~

 

 

 

 

 

 

и находятся безразмерные параметры

 

 

 

 

vl

 

ро

 

 

 

п

р = Fplg

Угловая скорость колеса локомотива со = 2 v/D, где D — диа­ метр колеса. Амплитуда пульсирующей силы, равная центро­ бежной силе, развивающейся при вращении противовесов спа­ ренных колес [Ш ,

т

G = ус0' /2 V R fi-

1=1

60