Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
максимальные значения коэффициен тов динамичности прогибов сере дины пролета существенно возрас тают с увеличением массы груза.
В отличие от перемещений наи большие напряжения достигаются под грузом (см. рис. 9). Коэффи циенты динамического увеличения напряжений о возрастают с увеличе нием скорости, не достигая макси мума в рассмотренной области изме
нения а , причем большим массам соответствуют большие значения наибольших в пролете напряжений. Характер возрастания напря жений определяется характером увеличения контактных сил.
Распределение контактных сил вдоль пролета балки носит сле дующий характер. Примерно в первых трех четвертях пролета динамическая контактная сила (2.45) мало отличается от силы ве са. В последней четверти контактная сила, осциллируя, возраста ет и достигает максимума. На рис. 11 приведены максимальные значения динамических контактных сил в пролете в функции пара метров а и р . После достижения максимума при некоторых зна чениях а и р контактные силы становятся отрицательными, что свидетельствует об отрыве груза от балки.
Подскок груза происходит в конце движения на расстоянии от правой опоры, не превышающем 0,15% длины пролета. При даль нейшем увеличении скорости а происходит стабилизация движе ния и груз перестает отрываться от балки. На рис. 12 приведены области устойчивого контакта груза с балкой в плоскости пара метров а и р . Область 1 соответствует устойчивому контакту в те чение всего времени движения груза и балки, область 2 — отрыву груза в конце пролета. Следует подчеркнуть, что приведенные результаты относятся к идеально гладким поверхностям переме щающихся тел. Случай неровной поверхности балки будет рас смотрен ниже.
Если пренебречь инерцией подвижного груза, т. е. рассматри вать движение постоянной силы по весомой балке, приходим к
70
случаю, описанному С. П. Тимошенко и А. Н. Крыловым [30, 45]. В табл. 8 приведены значения коэффициентов динамичности под грузом прогибов z (т], г]) и напряжений а (т), ц) для случаев движе ния силы и массы.
Таким образом, можно сопоставить два предельных случая — расчет балки с движущейся нагрузкой, когда массой груза прене
брегают (Р = 0), и расчет невесомой балки с движущейся массой (случай Стокса) — с расчетом по алгоритму интегральных урав нений, где приняты во внимание масса груза и масса балки.
Когда по балке движется сила, значения коэффициентов дина мичности отличаются от точных (с учетом инерции груза) тем боль
ше, |
чем больше значения р. |
Уже |
' |
|
|
||||||
при |
р = |
|
7 2 |
отличие может достиг- |
|
|
|||||
нуть 14%. Коэффициенты динамич- |
з |
|
|
||||||||
ности по Стоксу (см. табл. 4) |
для |
|
|
|
|||||||
Р = |
1, 2, |
3 |
также |
отличаются |
от |
2 |
|
|
|||
точных. Для малых значений р это |
|
|
|
||||||||
отличие |
|
значительно, |
для |
боль |
0 |
|
|
||||
ш и х— разница уменьшается |
[52]. |
|
|
||||||||
Расчеты, |
проведенные |
для случая |
0 ,4 |
0, В |
1 2 оС |
||||||
движения массы вместе с пульси |
Рис. |
12. |
|
||||||||
рующей силой, также свидетельст |
|
|
|
||||||||
вуют о |
незначительном |
расхождении динамических |
коэффициен |
||||||||
тов |
при |
Р > |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В программах, реализующих алгоритм расчета, для равнопере |
|||||||||||
менного |
|
движения |
исходными |
данными являются |
безразмерные |
71
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|
|
z |
|
г |
а |
1 |
° |
|
|
|
||||
а |
|
е == 0 |
е = |
0.5 |
8 == 1 |
|
|
|
|
||||
0,1 |
1,107 |
1,10 |
1,076 |
1,07 |
1,132 |
1,12 |
0,2 |
1,010 |
1,05 |
1,195 |
1,17 |
1,349 |
1,32 |
0,25 |
1,241 |
1,21 |
1,438 |
1,39 |
1,562 |
1,57 |
0,5 |
1,620 |
1,52 |
1,547 |
1,77 |
1,436 |
2,21 |
параметры, характеризующие скорость и ускорение движущегося
груза, |
а также |
отношение масс груза и балки: |
|
|
||||||||
|
а = — Л/ Ж |
’ |
я - |
|
ро |
’ |
v - v* |
|
||||
|
|
|
я |
V E l |
Р — |
Fp/g |
? — - [ - • |
|
||||
На основании |
(2.15) |
Hj /h = |
j/ 2 /у + |
1, |
где |
v — |
скорость входа; |
|||||
vx — скорость |
схода |
груза |
с балки. По значениям v и |
vx опреде |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогиб середины пролета |
Напряжение под грузом |
|||||||
|
а |
|
а, |
|
4 |
|
|
6 |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|||
0,05 |
0,06 |
|
0,04 |
|
1,070 |
|
0,498 |
|
1,03 |
0,500 |
||
|
0,04 |
|
0,06 |
|
1,056 |
|
0,510 |
|
1,03 |
0,518 |
||
0,10 |
0,12 |
|
0,08 |
|
1,134 |
|
0,470 |
|
1,09 |
0,473 |
||
|
0,08 |
|
0,12 |
|
1,051 |
|
0,590 |
|
1,05 |
0,598 |
||
0,15 |
0,18 |
|
0,12 |
|
1,049 |
|
0,350 |
|
1,04 |
0,383 |
||
0,12 |
|
0,18 |
|
1,160 |
|
0,560 |
|
1,14 |
0,555 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,20 |
0,24 |
|
0,16 |
|
1,319 |
|
0,450 |
|
1,27 |
0,448 |
||
0,16 |
|
0,24 |
|
1,071 |
|
.0,408 |
|
1,07 |
0,398 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,25 |
0,30 |
|
0,20 |
|
1,561 |
|
0,555 |
|
1,49 |
0,553 |
||
0,20 |
|
0,30 |
|
1,313 |
|
0,483 |
|
1,26 |
0,465 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,30 |
0,36 |
|
0,24 |
|
1,697 |
|
0,635 |
|
1,62 |
0,630 |
||
0,24 |
|
0,36 |
|
1,518 |
|
0,563 |
|
1,46 |
0,563 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,35 |
0,42 |
|
0,28 |
|
1,794 |
|
0,705 |
|
1,64 |
0,718 |
||
0,28 |
|
0,42 |
|
1,680 |
|
0,645 |
|
1,62 |
0,643 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,40 |
0,48 |
|
0,32 |
|
1,870 |
|
0,768 |
|
1,65 |
0,698 |
||
0,32 |
|
0,48 |
|
1,814 |
|
0,723 |
|
1,79 |
0,702 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,45 |
0,54 |
|
0,36 |
|
1,932 |
|
0,788 |
|
1,71 |
0,770 |
||
0,36 |
|
0,54 |
|
1,948 |
|
0,788 |
|
1,85 |
0,745 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
0,50 |
0,60 |
|
0,40 |
|
1,997 |
|
0,835 |
|
1,75 |
0,728 |
||
0,40 |
|
0,60 |
2,088 |
|
0,870 |
|
1,91 |
0,800 |
||||
|
|
|
|
|||||||||
П р и м е ч а н и е . |
I — в числителе |
|
приведены |
значения |
коэффициентов |
динамичности пон |
||||||
мичностн при v j v |
= |
1/2, в знаменателе — при v j v |
= |
2. |
|
|
|
|
ляются соответствующие значения а и а 1( |
а также а ср |
1/2 (а + |
||||
+ а х). |
Если задать а ср и v jv , |
|
то получим |
|
||
|
а = |
2 к ср |
а, = |
■ а . |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
1+ — |
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
В |
работе [52] приведены |
результаты |
расчетов наибольших в |
пролете коэффициентов динамичности перемещений и напряжений при различных соотношениях масс груза и балки и различных отношениях скорости схода груза и скорости входа, причем сопо ставлены случаи равноускоренного движения, равнозамедленно го и движения с постоянной скоростью. Сопоставление проведе но с учетом одинаковой для всех случаев средней скорости а ср. В указанной работе рассмотрено также влияние торможения и оста новки груза на коэффициенты динамичности. Здесь на этих резуль татах останавливаться не будем.
Заметим, что различные законы изменения скорости груза могут быть достаточно точно аппроксимированы ступенчатой функ-
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
Прогиб середины пролета |
Напряжение под грузом |
||
|
а |
а, |
2 |
S |
о |
1 |
|
|
|
|
|
||||
0,0(6) |
0,0 (3) |
1,070 |
0,528 |
1,06 |
0,528 |
||
0,0 (3) |
0 ,0(6) |
1,037 |
0,458 |
1,02 |
0,455 |
||
0,1 |
(3) |
0,0 (6) |
1,148 |
0,495 |
1,10 |
0,468 |
|
0,0 (6) |
0,1 |
(3) |
1,091 |
0,540 |
1,07 |
0,548 |
|
0,20 |
0,10 |
1,111 |
0,370 |
1,09 |
0,378 |
||
0,10 |
0,20 |
1,170 |
0,518 |
1,14 |
0,528 |
||
0,2 (6) |
0,1 |
(3) |
1,378 |
0,468 |
1,32 |
0,483 |
|
0,1 (3) |
0,2 (6) |
1,064 |
0,613 |
1,07 |
0,615 |
||
0 , (3) |
0,1 (6) |
1,565 |
0,543 |
1,51 |
0,540 |
||
0,1 (6) |
0 , (3) |
1,208 |
0,468 |
1,18 |
0,460 |
||
0,40 |
0,20 |
1,690 |
0,610 |
1,66 |
0,615 |
||
0,20 |
0,40 |
1,424 |
0,538 |
1,38 |
0,525 |
||
0,4 (6) |
0,2 (3) |
1,776 . |
0,675 |
1,74 |
0,675 |
||
0,2 (3) |
0,4 (6) |
1,610 |
0,625 |
1,56 |
0,605 |
||
0,5 (3) |
0,2 (61 |
1,847 |
0,733 |
1,72 |
0,730 |
||
0,2 (6) |
0,5(3) |
1,771 |
0,718 |
1,73 |
0,673 |
||
0,60 |
0,30 |
1,907 |
0,780 |
1,66 |
0,690 |
||
0,30 |
0,60 |
1,920 |
0,798 |
1,88 |
0,753 |
||
0,(6) |
0, (3) |
1,956 |
0,825 |
1,74 |
0,725 |
||
0 ,(3) |
0,(6) |
2,083 |
0,873 |
1,95 |
0,790 |
||
v j v = |
2/3, в знаменателе — при |
v j v — 3/2; |
I I — в числителе — значения |
коэффициентов дина- |
72 |
73. |
цией с постоянным значением скорости (а, следовательно, и а) на каждом шаге, а расчеты для переменной скорости могут проводиться по алгоритму для весомых балок с постоянной скоростью движения груза. При расчетах интервал интегрирования разби вался на 400 участков (расчеты аналогичных вариантов при ис пользовании алгоритма интегральных уравнений с постоянным ускорением требовали 200 участков). В разложениях прогибов (2.18) удерживалось 25 членов ряда. Отрицательные значения кон тактных сил (2.45), вычисляемых в процессе счета, свидетельство вали об отрыве груза от балки.
В табл. 9 приведены значения наибольших за все время движе ния груза коэффициентов динамичности, полученные при различ ных значениях а ср и v jv , а также значения | = г)//, при которых достигается наибольший коэффициент динамичности. Расчеты про водились для случая, когда масса груза вдвое меньше массы балки
Р = 0,5. |
|
|
|
На рис. |
13 |
и 14 приведены кривые наибольших коэффициентов |
|
динамичности |
под грузом |
соответственно прогибов и напряжений |
|
в функции |
параметра а ср. |
На рис. 15 представлены кривые наи |
|
больших коэффициентов |
динамичности прогибов середины про |
||
лета z (1/2, |
т]), |
на рис. 16 — кривые наибольших в пролете коэф |
фициентов динамического увеличения давления (2.45). Графики построены в значительном диапазоне изменения а ср, выбранном с таким расчетом, чтобы исследовать закон возрастания и убыва ния динамических коэффициентов. Сплошные линии соответствуют
равноускоренному v jv = 2 и разнозамедленному |
v jv = 1/2 дви |
жениям, штриховые — движению с постоянной |
скоростью, рав |
ной а ср. |
|
График максимальных прогибов под грузом для трех рассмот ренных законов движения представляет собой почти одинаковые кривые, сдвинутые друг относительно друга. При этом каждая из них имеет участок возрастания, достигает максимума и далее снижается до значений, меньших статического прогиба. Максимум прогибов под грузом при равнозамедленном движении достига
ется, |
когда |
а ср = |
0,325, при равномерном |
движении,— когда |
а = |
0,375, |
а при |
равноускоренном — когда |
а ср = 0,45. Однако |
наибольшие прогибы достигаются не под грузом, а в середине пролета (см. рис. 15).
На участке а < 0,45 равнозамедленное движение вызывает наибольшие прогибы, равноускоренное — наименьшие. При > 0,45 кривые пересекаются и равноускоренное движение стано
вится наиболее опасным, а равнозамедленное — наименее опас ным. Во всем рассмотренном интервале изменений а коэффициен ты динамичности при равномерном движении занимают проме жуточное положение между соответствующими коэффициентами ди намичности при равнопеременном движении.
Для трех рассмотренных законов движения наибольшие проги бы середины пролета z (I/2; rj) возрастают с увеличением а ср, дос
74
тигают максимума при а ср = 0,65 и далее, с возрастанием а ср, уменьшаются. Следует отметить, что максимум прогибов под гру зом достигается при значительно меньших значениях а ср, чем максимум прогибов середины про лета.
В отличие от перемещений наи большие напряжения разви ваю тся^ - под грузом (см. рис. 14). Для рав-
/ / / |
* |
v |
\ |
|
\ |
|
|||
// |
f |
|
\ . |
/ / |
\ \ |
|
/V) / Vs= //? х
0,2 |
0 ,4 |
0 ,6 |
0,8 |
°^Cfl |
0,4 |
0 ,6 |
0,8 |
|
|
|
|
|
|||
|
Рис. |
13. |
|
|
Рис. |
14. |
|
нозамедленного движения максимальные |
напряжения достигаются |
|||||||
при а ср = |
0,65, |
а для |
равноускоренного |
возрастают с увеличени |
||||
ем |
а ср и |
в рассмотренной области |
изменения |
а ср |
максимальные |
|||
напряжения не развиваются. При |
0,2 << а < |
0,4 |
равнозамедлен |
|||||
ное |
движение |
более |
опасно, чем |
равномерное и |
равноускорен |
ное. В случае а > 0,4 наибольшие напряжения развиваются при равноускоренном движении. Как видно, при малых значе ниях а ср (включающих в себя практически реализуемые скорости железнодорожного транспорта) динамические коэффициенты при равнозамедленном движении выше, чем при равномерном и тем более при равноускоренном движении груза по балке.
Распределение контактных сил вдоль пролета балки носит сле
дующий характер. Примерно в первых |
трех |
четвертях |
пролета |
|
так |
же, как и при постоянной скорости, |
динамическая контактная |
||
сила |
РА мало отличается от силы веса |
Р 0. В |
последней |
четверти |