Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
по балке и расстояния между ними в долях пролета. Кроме того, задается отметка конца вычислений N >> п.
Было исследовано влияние распределенности нагрузки по про лету на динамические коэффициенты. Суммарная масса всех гру зов была одинакова для всех случаев. Проводились расчеты для одного, трех, четырех, пяти и десяти грузов. Последние находились на равном расстоянии друг от друга и располагались на участке
длиной, |
равной пролету I. |
При числе грузов d |
масса |
каждого из |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
||
d |
г |
( Я . |
а |
1т ) . |
Z |
( т ) . |
а |
|
(\т ) а |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
р = |
0,5 |
|
|
|
р = I |
|
|
1 |
1,097 |
0,55 |
1,06 |
0,60 |
1,052 |
0,50 |
1,02 |
. |
0,45 |
3 |
0,595 |
0,50 |
0,45 |
0,50 |
0,600 |
0,50 |
0,47 |
|
0,30 |
4 |
0,687 |
0,50 |
0,56 |
0,55 |
0,609 |
0,50 |
0,51 |
|
0,45 |
5 |
0,579 |
0,50 |
0,48 |
0,50 |
0,559 |
0,50 |
0,47 |
|
0,50 |
10 |
0,593 |
0,50 |
0,47 |
0,50 |
0,599 |
0,50 |
0,48 |
|
0,45 |
них равна M fd, а |
расстояние между ними l/d — 1 |
При расчетах |
было принято п = |
200, i = 25; параметры й г Gr, сг |
принимались |
равными нулю.
В табл. 10 приведены наибольшие в пролете коэффициенты дина мичности прогибов и напряжений при а = 0,15 в зависимости от числа грузов, а также сечение пролета х/l, в котором достигается максимальный динамический коэффициент. Величины z и о для всех случаев записаны в одинаковом масштабе. Чтобы найти ис тинные значения динамических прогибов и напряжений, нужно z
умножить на z0 = а а — на сг0 = Как и следова
ло ожидать, различие динамических коэффициентов для прогибов
и |
напряжений сглаживается с нарастанием числа грузов. |
Для пяти |
и десяти грузов в прогибах различие не превышало 7% , |
а в напря |
жениях — 3% .
Сравним результаты динамических коэффициентов прогиба се редины пролета однопролетной балки с опытными. Опыты [17]
проводились с однопролетной, свободно |
опертой балкой |
длиной |
|||||||
/ = 2 |
и сечением |
45 X 9,6 |
мм2. |
Сила |
веса |
испытуемой |
балки |
||
6,865 |
дан, модуль |
упругости, |
определенный по статическому про |
||||||
гибу |
середины |
балки |
и |
частоте |
первого |
тона, Е = 2,108 х |
|||
X 10е |
дан/см2. Каток |
весом, |
равным весу балки, предварительно |
разгонялся на наклонной плоскости, причем различные скорости движения катка по балке достигались соответствующим выбором его начального положения на наклонной плоскости. При обработке результатов влияние затухания исключалось умножением полу
ченных амплитуд на множитель ем, где h — коэффициент затуха
85
ния. В табл. 11 представлены теоретические и опытные значения прогибов середины пролета при одном грузе для различных значе ний безразмерного параметра а , характеризующего скорость. Расчетные значения коэффициентов динамичности прогибов сере дины пролета г (т), //2) получены при п = 200 и i = 25. Здесь же в процентах приведена величина расхождения расчетных значе ний с опытными, причем положительный знак означает, что вычис ленное значение больше опытного.
|
|
|
|
Та блица |
И |
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
||
|
|
|
Значения г |
|
|
|
Значения z |
|
|
||
|
а |
опыт |
рас |
Д г, % |
а |
опыт |
рас |
Дг, % |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ные |
чет |
|
|
|
ные |
чет |
|
|
|
|
|
|
ные |
|
|
|
|
ные |
|
|
0 |
,0 |
7 4 0 |
1,04 |
1,07 |
|
2,9 |
0,0 6 4 |
1,08 |
1,05 |
— 2 ,8 |
|
0 |
,0 |
825 |
1,02 |
1,03 |
|
1,0 |
0,0 94 |
1,13 |
1,12 |
- |
0 ,9 |
0 |
,0 |
8 6 0 |
1,05 |
1,05 |
|
0 |
0 ,1 0 5 |
1,17 |
1,14 |
— 2 ,6 |
|
0 |
,0 |
9 1 5 |
1,08 |
1,09 |
|
0,9 |
0,1 17 |
1,18 |
1,16 |
- |
1,7 |
0 ,0 |
9 5 5 |
1,10 |
1,11 |
|
0,9 |
0 ,1 2 9 |
1,22 |
1,20 |
— 1,7 |
||
0,101 |
1,13 |
1,14 |
|
0,9 |
0,1 36 |
1,25 |
1,2 3 |
— |
1,6 |
||
0 ,1 |
0 5 |
1,12 |
1,15 |
|
2,7 |
0,1 37 |
1,25 |
1,24 |
— 0 ,8 |
||
0 |
,1 |
1 0 |
1,15 |
1,15 |
|
0 |
0 ,1 4 0 |
1,26 |
1,25 |
— 0,8 |
|
0 ,1 |
1 6 |
1.14 |
1,15 |
|
0,9 |
0,141 |
1,27 |
1,25 |
- |
1,6 |
|
0 |
,1 |
24 |
1.14 |
1,13 |
- |
0,9 |
|
|
|
|
|
В работе [16] описаны опыты по изучению влияния группы грузов. Испытания проводились на той же установке, что и для одного груза. Система грузов состояла из пяти одинаковых катков, соединенных между собой планками. Сила веса каждого катка 3,432 дан, расстояние между катками — 25 см. В табл. 12 приве дены значения коэффициентов динамичности прогибов середины
пролета для пяти грузов при п = 200, i |
= 25, а также величина |
их расхождения в процентах. Табл. 11 |
и 12 свидетельствуют о |
хорошем совпадении опытных и теоретических данных.
Приведем некоторые результаты сравнения расчетов, выполнен ных для однопролетных балок с помощью приведенного выше алго ритма численного решения интегральных уравнений, с расчетами, выполненными на основании других методов.
В работе [14] численно интегрируются уравнения Инглиса — Болотина в первом приближении. Сопоставление значений динами ческого прогиба, вычисленных Д. Б. Вольпером и А. Б. Моргаевским, с результатами решения интегральных уравнений (при п =
— 200, i = 50) приводит к следующим заключениям.
Для груза, масса которого вдвое меньше массы балки, а скорость перемещения вдоль оси балки изменяется в пределах а = 0,1768 -~ -т- 0,8385, расхождение наибольших в пролете коэффициентов дина мичности прогибов лежит в пределах 0,1 — 4% . Для груза с мас сой, равной массе балки при а = 0,1443 -д- 0,6928, расхождение
86
составляет 0,8— 7,1% . При более высоких значениях а в обоих случаях расхождение увеличивается. Динамические напряжения в работе [14] не определялись.
Сравнивая коэффициенты динамичности прогибов под грузом, найденные из расчета по алгоритму интегральных уравнений, с результатами, полученными методом обобщенных координат [53], видим, что наибольшее различие не превышает 0,6% . Следует от метить, что метод обобщенных координат не позволяет определять напряжения вследствие медленной сходимости рядов.
Методом интегральных уравнений можно определять как про гибы, так и напряжения, поскольку он позволяет удерживать в разложениях динамических прогибов значительное число членов ряда. Так как сходимость рядов для напряжений хуже, чем для прогибов, в рядах удерживалось 25—50 членов ряда.
Рассмотрим обобщение приведенного выше метода расчета, дающее возможность с одной стороны ввести в рассмотрение новые динамические факторы, а с другой — упростить решение задачи, позволяя свести случай движения массы к случаю подвижной силы.
Обобщение метода исследования колебаний весомой балки с подвижной нагрузкой
При изучении колебаний балки под действием массы, движущейся с постоянной скоростью v, внешняя нагрузка по всей длине балки равна нулю за исключением точки контакта, где давление будет
PA t) |
= P o |
Р |
d2z„ _ (t) |
|
- - j - - r ~ . |
(2.83) |
|||
Здесь 2д.г — поперечное |
перемещение |
груза при его |
совместных |
|
колебаниях с балкой; Р0 — вес |
движущегося груза; |
t — время. |
Если предположить, что груз не отрывается от балки в течение всего времени движения, то движение груза можно рассматривать как сложное совместно с балкой и движение относительно балки
со скоростью v. При |
этом вертикальное ускорение |
груза записы |
|||
вается |
в |
функции ускорения |
упругой оси балки. Обозначив |
||
2Д (t, |
х) |
координату |
упругой |
оси балки, так как |
при х = vt |
прогиб балки под грузом равен вертикальному перемещению стерж ня, получим 2д.г (0 = 2Д (t, vt). Ускорение движущегося груза будет состоять из трех слагаемых
d \ г (б |
<22гд (t, х) |
d*za |
д2гд |
d% |
dt2 — |
dt2 |
dt2 |
+ 2u dtdx |
+ V2 dx2 ’ |
< 2 ' 8 4 >
которые соответственно представляют собой переносное, кориолисо вое и относительное (центробежное) ускорение.
. Уравнение колебаний балки
022Д ^ |
= P R(x, t)8(x — vt) |
dx2 1 + РР- at2 |
87
с правой частью, представленной в виде (2.83), (2.84), может быть сведено в соответствии с методом Инглиса — Болотина к системе дифференциальных уравнений, с помощью которой определяются приближенные значения поперечных перемещений балки гд [8, 9]. Уравнение колебаний также может быть сведено к интегральному уравнению типа Вольтерра первого рода, из которого, как показано выше, численным методом определяются перемещения и напряже ния. Однако при этих методах решения предполагалась двусторон
|
|
няя кинематическая связь подвиж |
|
|
ного груза и направляющей кон |
р° ы ® |
|
струкции. |
~хж |
X |
Приведенные в литературе экс |
периментальные исследования [31, |
||
|
|
57 ] свидетельствуют о возможности |
|
|
отрыва груза в процессе движения |
Рис. 18. |
|
и требуют отказа от гипотезы дву |
|
сторонней связи. |
|
|
|
|
Расчленим механическую |
систему груз — направляющая бал |
ка на две составные части (рис. 18) и рассмотрим отдельно верти кальные перемещения массы под действием неизвестной динами ческой реакции балки Рл и силы веса Р 0, а также колебания направляющей балки под действием неизвестной подвижной силы давления груза на балку Р д. Величины давления и динамической реакции балки равны как силы действия и противодействия.
Приравниваем вертикальное перемещение груза и поперечное перемещение стержня под силой, тем самым определяя пересече ние траектории груза и изогнутой оси балки. В случае, когда это пересечение возможно, т. е. груз находится на поверхности балки, при условии равенства перемещений получаем положительное зна чение силы давления Рд. В момент времени, когда Р д •< 0, груз отрывается от поверхности балки.
Помимо уточнения физической картины движения, учета воз можности отрыва груза и последующего соударения его с балкой предлагаемый подход к исследованию задач о динамическом воз действии сосредоточенных подвижных нагрузок позволяет ввести в рассмотрение новые динамические факторы. Может быть учтено контактное сближение груза и балки согласно обобщенной теории
Герца [24, 26], а с (/) = k [ P A (t)]q> где |
k и q — коэффициенты, |
определяемые экспериментально. Так же |
может быть рассмотрено |
движение груза по малой неровности произвольного профиля, заданного функцией гн (х).
Условие совместности динамических перемещений в месте кон
такта принимает вид |
|
2д.г (О — 2Д(х, t) — zH(х, t) — а с (х, t) = 0. |
(2.85) |
Решение задачи о динамическом воздействии подвижных масс на конструкции и сооружения при расчленении механической си стемы существенно упрощается, поскольку сводится к решению
8 8
более простой задачи о колебаниях направляющей конструкции под действием подвижной силы Рл.
Применим описанный метод к решению задачи о колебаниях балки при движении сосредоточенной массы с учетом контактных деформаций и малых неровностей.
Уравнение поперечных колебаний балки имеет вид
E I ^ + PF ^ = qz (x, t),
где qz (х , t) — внешняя нагрузка, отнесенная к погонной единице длины стержня; E I — изгибная жесткость; рF — масса единицы' длины балки. Уравнение поперечных колебаний решается при начальных условиях, соответствующих балке, неподвижной в момент входа.груза, и краевых условиях, отвечающих выбранному виду закрепления концов. Последнее условие удовлетворяется вы бором соответствующих фундаментальных функций:
2д (х, |
0 = z0z(*. |
0 . |
(2 -86) |
||
2Р01а |
, |
,, |
ЛЛ |
и\ ■ inx |
■ |
zo= ~^e T ' |
z(-x > t) = |
2 d fc (*)sm — |
|||
|
|
|
i=1 |
|
|
Правую часть уравнения поперечных колебаний представляем в^ виде ряда:
СО |
|
|
9 = 2 |
( Osi n- ^ г - . |
(2.87) |
/=1 |
|
|
Подставляя разложения (2.86) и (2.87) в уравнение поперечных ко лебаний, в силу ортогональности фундаментальных функций при ходим к системе уравнений относительно обобщенных координат:
d'2qi |
+ % |
= |
H t ( И ) |
(i = 1, 2, 3, |
...), |
(2.88) |
|||
d rf |
РFz0v* |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
vt, |
k{ — i2n/al, |
a '= |
vl/n V F p/E I. |
|
|||
г] = |
|
||||||||
При нагрузке |
интенсивностью |
p, |
движущейся |
со |
скоростью- |
v и равномерно распределенной на участке длиной к, (2.87) прини
мает вид |
|
|
|
|
X |
|
|
|
qz = |
0 |
для |
|
|
> |
|
|
|
0 < x c v t ----- ^ |
|
|
||||||
|
|
|
|
X |
|
|
X |
|
q z — р |
д л я |
v t — 2~ < x < v t + |
|
|
||||
qz = |
0 |
для |
vt |
X |
< х < l. |
|
|
|
- f ~y |
|
|
||||||
В этом случае коэффициенты разложения Ht (t) |
имеют вид |
|||||||
вд =4 |
|
р sin |
inx |
dx |
4 Р |
ink |
sin |
invt |
|
~т |
1Л sin |
~W |
~T~ ’ |
ш -т
89