Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для

сосредоточенной силы Р д полагаем к ->- 0,

рк

Р д. Пере­

ходя к пределу,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Рд

.

mvt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

. Sin -

1

 

 

 

Подставив

значение Ht (t),

перепишем уравнения

(2.88):

dtf

■+

$4i = - ^ г р Ы) sin-

I

(г =

1, 2,

3,

... ) , (2.89)

 

т

'n4i ~~ a 2/2

v

 

 

 

 

 

где Р =

 

Р д/Р0• Решение уравнений (2.89) запишем в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

Qi (г]) = Лг (Ь) cos ktx[ + Bt (b) sin kti\+

J P (к) x

 

 

 

 

 

X sin

 

s;n kt (ri — А,)

 

 

(2.90)

Траектория груза в плоскости его движения определяется из

системы

 

двух дифференциальных

уравнений

 

 

 

 

 

 

 

Р„

d2x

 

 

d2z„

= Р о ~ Р Л®.

 

 

 

 

 

g dp

 

g

dP

 

где P0 — вес груза;, F — сумма сил тяги и сопротивления; Р д — динамическая реакция балки; 2дг = z0 (zir + zr); z0Z]T— переме­ щение груза под действием силы веса Р 0; z0zr — динамическое пе­ ремещение груза. Последнее в зависимости от динамической реак­ ции имеет вид

гг (ч) = zr Ф) +

Ч = &

(Ч — Ь) +

 

 

 

 

 

+ - В Д Г (Л -

b f -

J

Р (X) (п - к) йк,

(2.91)

где

 

ь

 

 

 

 

Р = P 0/Fplg.

 

гг = 2д.г/20,

р =

Р д/Р0,

 

Разбиваем интервал, соответствующий времени прохождения груза по пролету, на п участков длиной т = //«. Полагаем неизвест­ ную динамическую реакцию постоянной в пределах участка Р д (г|) =

= Pm+i

при

т т <

г) < ; т т +

х. Вынеся за знак

интеграла пос­

тоянное

на

участке значение

силы,

выполнив

интегрирование

и приняв b — т т ,

из (2.90) и (2.91) получим

 

qt (т)) =

At (тт) cos kti\+

В, (тт) sin ktx\+

X

 

X Isin

-----^ sin [kt (ri — тт)] cos JlF P l

 

 

 

'— cos lkt (r] — тт)] sin

1ШЛТ

(2.92)

 

 

 

~T~

SO


г(т]) = г (т т ) + -|^ т]=тт \— tm )Jr

+4сс2р/2 (ц — тх)2 (1 — Р т+1).

Заметим, что первое из уравнений (2.92) является решением задачи о колебаниях балки под действием постоянной движущейся силы. Положив тх = 0 согласно разложению (2.86), получим прогибы под действием силы Р 0:

,

4\

2Р013

г2=1

 

i*“JT .

г, /а\ *

 

 

fox .

(Х’

 

” л4£/„

Л(- (0) cos

а/ "П+

Pi (0) Sin

Т]

БИТ

; h

+ 2

 

1

!JW/

 

Pnvt

-sin

(ЯХ

- i2 (г2 — а 2)

sin-

sin-

г=1

■а2) sin ■

а I

~ г

;=i

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый ряд представляет свободные колебания, определяемые начальными условиями для прогибов и скоростей упругой оси бал­ ки, второй ряд — вынужденные колебания, третий ряд — свобод­ ные колебания, вызванные эффектом приложения подвижной силы. Выражение для прогибов при At (0) = B t (0) = 0 совпадает с реше­ нием С. П. Тимошенко [45] для движущейся постоянной силы.

Возвращаясь к случаю движения инерционного груза, вводим обозначения

М (г, т) = qt {тх),

N (г, т) =

и1\ т)=тт

 

Ki

Q{m) = z{mx),

R{m) = x-^~

Ti=mi

 

ат1

Далее, подобно тому, как это сделано выше, преобразуем выраже­ ния (2.92) в рекуррентные зависимости, позволяющие установить связь между записанными выше функциями на границах двух

участков — при г) =

/пт + т

и г] =

тх:

 

 

М (г, т +

 

М (г, т) с (г) +

N (i,

т) s (г) +

Р т + 1

1

1) =

X

г2 (Г2 — а 2)

 

.

/ я ( т + 1 )

а

 

 

тгг

■c (i) sin -

 

 

X

Sin

v

^

--------- S (г) COS —-

 

 

 

 

п

i

w

n

 

 

 

 

N (г, m +

1) =

./V(t,

m) c (i) M (i ,

m) s (г)

rm-f-l

X

i2 (i2 — a 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ (2.93)

X

a

m (m + 1)

a

mm

 

s (i) sin

inm

— COS —2----!----------- - c{l) cos-------

n

 

 

1

 

n

 

I

w

n

 

 

 

Q {tn +

1) — Q (tri) +

p

(m) +

4a2pn2

(1

Pm+l)

 

R(m + 1) = R (m) +

- 2 ^ r ( l ~ P m+0>

 

 

91



где

12 ЗТ

* /2 ЗТ

l

c (0 = c°s —

, s(») = sm — ,

n = — •

Условие совместности динамических перемещений под грузом (2.85) принимает вид

Q {m + 1) — М (i, т + 1) sin

in (т + 1)

■2H(т% + т) —

i=l

 

 

kxPm+\ +

Zlr = О,

(2.94)

где

kpl

К— Zlг

Решая нелинейное уравнение относительно Р т+и получаем значения неизвестных сил давления на каждом шаге. Если значе­ ния Рт.|i •< 0, что свидетельствует об отрыве груза, при подсчете (2.93) для следующего шага полагаем P m+i = 0. Прогибы на каждом шаге определяются рядом

оо

2

* inx

М (i , т -(- l) s in - y - .

1=1

 

Нормальные напряжения находятся из ряда, полученного дву­ кратным дифференцированием выражения прогибов

со

а{х, тт, + т) =

^ г2М (г, т

1) sin

 

 

г=1

 

 

 

Динамические прогибы и напряжения

 

 

 

при учете контактных деформаций

 

 

 

и малых неровностей

 

 

 

 

Приведем примеры численных расчетов. На рис. 19

показаны кон­

тактные усилия, действующие на стальную балку размером 0,02 X

X 0,02 X 2 м (Е = 2,1 • 1011 нм~2, р = 7,8 • 103

кгмГ3) при ка­

чении по ней стального шара радиусом 0,05

м (р =

8,1

• 103 кгм~3)

со скоростями 10,20 и 30 м/сек. Результаты

получены

в предполо­

жении, что контактное сближение шара и балки определяется по закону Герца. Из рисунка видно, что при скорости движения v =

=

20 м!сек в точке

хг = 1,84 м происходит

отрыв груза от бал­

ки,

тогда как при

v — 10 м/сек контакт

сохраняется по всей

длине балки. Увеличение скорости движения сопровождается уве­ личением максимумов контактных усилий и смещением их к пра­ вому краю по ходу движения. Инерция движущейся массы ока­

зывает существенное влияние. Так, при v = 30 м/сек максималь­ ное значение контактного усилия почти в шесть раз превосходит

92


силу веса. Однако, поскольку максимум достигается вблизи пра­ вой опоры, увеличение контактной силы в большей мере оказывает влияние на износ контактирующих поверхностей и в меньшей мере на прогибы и изгибные напряжения. Кривые прогибов и напряже­ ний в сечении под грузом, воз­

никающие при скоростях движе­

Pg'WU

 

 

ния 10 и 20 м/сек,

показаны на

2 ,4

 

 

рис. 20, где видно,

что с увели­

 

 

 

чением скорости движения про­

 

 

 

гибы и напряжения возрастают

1,6

 

И

и их максимумы смещаются по

 

 

ходу движения.

 

 

 

ж

 

 

 

 

Для оценки влияния отноше­

0,8

 

2о\

ния массы шара к

массе балки

■---"■

на положение точек отрыва ра­

 

 

 

v=10

диус шара увеличиваем до 0,06 м.

0 ___ ;|

Г"

\v=w \ \ ч?

Тогда,

как и для шара радиусом

1

0,8

Ьв

0,05 м,

при v — 20 м/сек нару-

 

рис

jg

шается контакт шара и балки.

Точка отрыва смещается вправо и удаляется от левого конца бал­ ки на 1,9 м. При этом максимальное значение контактного усилия возрастает до 229 Я , что почти в два раза превышает максимальное значение для шара радиусом 0,05 м.

Изгибные напряжения в сечении под грузом для скоростей дви­ жения 10 и 20 м/сек показаны сплошными линиями на рис. 21. Штриховые линии соответствуют движению по балке силы, величи­ на которой равна силе веса шара. Видно, что инерция движущейся массы влияет как на величину изгибных напряжений, так и на положение их максимумов по длине балки.

В табл. 13 для сравнения приведены коэффициенты динамичности при односторонней с учетом контактного сближения (в числителе) и двухсторонней (в знаменателе) связи балки и груза, движущегося

с постоянной скоростью.

 

 

Рассмотрен шар радиусом 0,05 м,

движущийся

со скоростью

20 м/сек. Коэффициенты динамичности

по силе kP,

прогибам kz

93