Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изгибно-крутильные колебания тонкостенных стержней, вызванные внецентренно приложенной подвижной нагрузкой

Уравнения изгибно-крутильных колебаний стержня имеют следую­ щий вид [50]:

E I

 

 

•р/,

д*г* I

0р

п

3 2 0 Д

 

 

,

,,

 

у

дх*

1/sPF

aji

 

 

Яг (*> 0>

 

 

 

 

У

dx^dt'1

г

Qt'i

 

 

а/3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Э%,

 

 

а4бд

 

 

а20

 

 

 

 

(3.26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— yfiP

 

•д

 

 

ю

сЦ4

■GI.d

ах2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

df2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Р7Г.

а‘9д

+

rip/7

азе.д

= /Лл (*,

t).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘ СО д х * д Р "

1 ' 1Г‘

а /2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь г/5 — расстояние между

центром масс Ох и центром изгиба

О поперечного

сечения стержня

(рис. 34); Е , G

модули упру­

 

 

 

 

 

 

 

Г,

 

 

гости при растяжении и сдвиге; р —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плотность

материала

стержня;

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G ld — жесткость

на

кручение;

fy-vt

Ъ'т7

 

 

 

 

 

 

(х, t) — поперечное перемещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стержня

в

направлении

оси

z;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(* .

0 —

угловое

перемещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

относительно

центра

изгиба;

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время,

отсчет

которого

ведется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с момента входа груза на стержень;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C*i

Т7 I p j F ,

I y t I p

И

i

со "

соответ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ственно осевой,

полярный и сектор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный моменты

инерции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение уравнений (3.26) нахо­

 

 

 

 

 

 

 

 

дим при начальных условиях,соот­

 

 

 

ft

 

 

 

 

ветствующих стержню, неподвиж­

 

 

 

 

 

 

>

 

 

ному в момент входа груза,

и крае­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вых условиях, отвечающих выбран­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ув

 

 

 

 

 

 

 

ному виду закрепления концов.

 

 

 

Уг

 

 

 

 

 

 

Для стержня с шарнирным опира-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нием и отсутствием угловых переме­

 

 

 

Рис.

34.

 

 

 

 

щений по краям прогибы и угловые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перемещения можно искать

в

виде

 

 

 

(х,

t) =

z0 2

qu

(0 Sin

=

Z0z (X,

t),

 

 

 

(3.27)

 

 

 

 

 

 

 

i*=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(х,

t)

=

е0У ] q2i (t) sin

=

e0e (x, t).

 

 

 

 

Здесь

 

 

 

 

 

 

i=\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

2p„p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q _ Pnyql

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 ~

n4£/j, ’

 

1 5 7 7

 

 

 

 

 

 

 

116


где yq — расстояние центра приложения нагрузки от центра изгиба. Правые части уравнений (3.26) также представляем в ви­ де рядов:

Яг (х,

t ) = V 1

Hi (0sin -7^ •

 

1= 1

(3.28)

 

 

тА (*,

t) = Y,

L i (0 sin -

 

i=i

 

Подставляя разложения (3.27) и (3.28) в (3.26), в силу ортого­ нальности координатных функций приходим к системе уравнений относительно обобщенных координат:

 

 

 

 

 

d*Qu

 

kiztfU

■х,

 

 

 

 

Hi (ip

 

 

 

 

 

 

 

 

dtf

 

 

dr]2

 

pFz0v2af

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3.29)

 

 

 

 

 

 

 

 

d%i

 

 

Pf (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

"T Kidi]2i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dr]2

 

Л0 ■

dr]2

 

 

p/p60u2b?

( * = 1 ,

 

2,

. . . ),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

il

 

 

 

 

 

=

vt,

v — скорость

 

движения массы

В 1

 

 

 

:ении (

 

Kiz

 

 

;2я

 

у

_

 

inc{

 

 

Y

 

f/s^o

x9 =

 

У$Нгп

 

 

а/а,-

 

 

 

aelbt

 

 

Л2

 

 

2

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zo

 

8a2r?

 

 

 

r,

— —F

 

 

 

 

 

di =

1

+

/vi2Ji2

 

bf =

 

 

/„г2л2

 

 

1 +

 

i2jr2£/ft

 

 

FF

 

1 + •

14D

 

c f =

~ Ш 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

а также введены безразмерные параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рр_

 

 

ав =

v ]/"- 9h_

 

 

(3.30)

 

 

 

 

РА (t),

 

 

El и

 

 

 

 

 

GId

 

 

 

Для

силы

движущейся

 

по

стержню

со

скоростью V,

 

 

 

 

 

 

и

/г\

 

2РД (0

 

 

t’Jttrf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я,- (7) =

I

 

sin ■

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

(t) =

 

(t) yq

 

 

 

 

 

и уравнения

(3.29) примут вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^29н

,

 

 

 

■X

d292«

п2Р (л')

.

гяг]

 

 

 

 

drf

"n

kizQii

 

dr]2

 

 

- sin—4

 

 

 

 

 

 

 

 

а 2 /2a?

 

 

 

(3.31)

d3?2t

+,

.2

 

 

y

* 4 и

 

 

 

 

 

 

1ЯТ]

 

 

 

 

 

 

 

 

8 P

(Л )

 

sin

(X =

1,

2,

... ).

drj

 

 

 

 

 

dr]2

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

При совпадении центра масс с центром изгиба поперечного сечения ys — 0 и Хг = Х0 = 0. Система (3.29) распадается на две формально несвязанные группы уравнений, описывающие изгибные и крутильные колебания. Однако их связь осуществляется

117


через правые части, поскольку сила динамического взаимодейст­ вия массы и стержня Р (г)) включает в себя как составляющую силы веса груза, так и переменную составляющую, пропорциональную ускорению стержня под грузом. Последнее представляет собой сумму ускорения поперечных колебаний вместе с центром изгиба и ускорения при крутильных колебаниях относительно центра изгиба. Инерция поворота учтена параметром a t, депланация по­ перечного сечения при кручении — параметрами bt, cv Прене­ брегая указанными факторами, получаем at = bt = cl — 1.

Решение системы (3.31) имеет вид

qu (rj) =

Ay (b) cos ki2v\+

By (b) sinfcizT] +

 

Л

 

 

 

 

+

j P M sin

sin kt* (Л — *-) dX’

q2l (r|) =

b

 

 

 

(3.32)

A% (b) cos kiQT) +

B2i (b) sin kiQif\+

 

■n

 

 

 

 

+ - щ ^ & г $ p w sin - T ^ sin k«• ^

dX’

где Ac, B t — произвольные

постоянные,

определяемые при усло­

вии, что для г) = b заданы

обобщенные

координаты и обобщенные

скорости. Траектория груза в плоскости его движения определяется системой двух дифференциальных уравнений

= Р0- Р Д '

где Р0 — вес груза; F — сумма сил тяги и сопротивления; Р д — динамическая реакция поверхности стержня; гд.г— вертикаль­ ное перемещение груза. Перемещение груза в направлении оси х происходит с заданной скоростью V. Из второго уравнения полу­ чаем значение динамического коэффициента вертикального переме­ щения груза в функции динамической реакции:

 

 

 

dzT

 

(rj — Ь) +

 

 

2Г (л) = zr Ф) + dr)

т)=Ь

 

 

 

 

 

+

 

Jt2

 

 

(3.33)

4/2а 2£

"

ь

 

 

 

 

р = P0/Fplg.

 

где zr = 2д г/г0,

 

 

контактной силы Рд мо­

Неизвестное

значение динамической

жет быть найдено из нелинейного интегрального уравнения, пред­ ставляющего собой условие совместности динамических деформа­ ций в месте контакта:

 

2д.г (0 — гд.п (х, t) — zh(х, t) =

а с (х,

t),

(3.34)

где

а с = k [Рд (t)]q — контактное

сближение

груза

и стерж­

ня

согласно обобщенной теории

Герца

(k и q — коэффициенты,

118


определяемые экспериментально); zH— профиль неровности в кон­

тактирующей кинематической паре;

гдг определяется из выражения

(3.33); 2д.п = 2Д + 0дг/9. Значения

гд, 0Д находятся в зависимости

от обобщенных координат (3.32) с учетом (3.27).

Для численного решения интегрального уравнения (3.34) раз­

биваем

интервал,

соответствующий

времени

прохождения груза

по пролету, на п равных участков длиной т =

//я. Полагаем неиз­

вестную

динамическую

реакцию

постоянной

в пределах участка

Р л (П) =

Р т_|]

при ягт <

г; <

ягт +

т. Выносим за знак интегра­

ла постоянное

на

участке значение

силы и вычисляем

интегралы

в выражениях (3.32), (3.33). Принимаем

Ъ =

тх, а т] =

тх + х и

вводим

обозначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М2(г, т) = q u {тх),

 

 

 

 

 

 

N*V>m')=

ktz

 

dlhi

 

 

 

 

 

 

 

а ,

т]=тт

 

 

 

 

 

7Ие (г,

т) = q2i (тх),

 

 

 

 

 

 

NB (г,

т)

1

 

d%i

 

 

(3.35)

 

 

 

km

 

dr)

r)=mx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q (т) = zr {тх),

 

 

 

 

 

 

 

 

R {m)

 

dzr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dr\

r \ = m x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее, подобно тому, как это сделано выше, получим рекуррент­

ные формулы

 

 

 

 

 

 

 

-

М2(г, т + 1) = Мг (г, т) cz (г) + Nz (г, т) sz (г) +

+

т+1

sm

in (т +

1)

ащ sz (г) cos

mm

i2 (t2 — a*af)

 

 

 

 

i

п

 

 

 

 

i.ч .

131/71

 

 

 

 

— С* (О sin —

 

Nz (г, яг + 1) = ЛД (г, яг) с2 (г) — М2 (г, яг) s2 (г) +

 

т+ 1

 

аа,-

ш (m +

1)

 

i2 (i2 — а2а?)

—-L-Cos----------5— -

 

I

 

 

п

 

 

аAUл ,г

 

inm

 

 

 

 

-7— Сг (О COS'

п

+

s2 (0 sin-

 

 

MB {i,

т +

1) =

Me {i,

m) cB (/) + ЛД (г, яг) se (г) +

8m+1

^i2(c2 _ a 9b2)

*еиг- Sg (/) cos

C i

“ ' '

n

ЛД (г, m - f 1) =

sm- in (m -(- 1)

cB (г) sin

n

(3.36)

'

(г, m) c0 (г) — M e (г, яг) s9 (г) +

119


т-\-\

cos

г'я (m - f 1)

-------

------ ------- -

+я 2 <*“( с ? - а § Ь * )

а вЬ‘

/-v

inm ,

 

/л •

mm

 

------ —

Cfl (0 cos —----- L Se

(г) sin ——

 

Q (m +

1) =

Q (m) + R (m) +

4аа[5гг2 ■(1 — Pm+1).

P (m + 1) — R (m ) H 2а2ря2 ^

 

 

где

 

 

ГЯ

 

 

 

г'2я

cz (i) =

cos

 

sz (i) =

sin ■

 

 

 

а гщ

 

 

ana;

c0 (i) =

cos

mc{

 

Sfi(0 = sin

 

Отметим, что уравнения (3.32) являются решением задачи об изгибно-крутильных колебаниях стержня под действием постоян­ ной движущейся силы. Полагая Ъ — 0, А (0) = В (0) = 0 и при­ нимая во внимание разложения (3.27), получаем прогибы и угло­ вые перемещения стержня под действием силы Р0:

 

/

 

 

 

intif

. г'ях

*»<*■

' 1 -

1 ®

I - J 7

J

Sin ---:--- Sin -----

 

 

 

 

1=1

(г2 — a 2a?)

 

 

 

 

 

аа.1

г‘2яи^ . гях

 

 

 

 

г3 (г2 — <х2аф

Sin--- :--- sin—r—

 

 

 

 

 

cdai

 

0

(x

f) —

2Р«Уч1

lb

 

г'яо? . гях

°

Д

 

GIdtf

 

Sin--- :

Sin—:

 

 

 

 

г=1

 

 

 

 

 

00

 

 

 

 

 

 

_ V

 

a e bi

■Sin-

гяс(у/ sin-

 

 

 

 

«<*(*?-«§&?)

a^lbi

 

 

 

 

 

 

Возвратимся к задаче о воздействии подвижной массы. Не оста­ навливаясь на влиянии неровностей и контактных деформаций,

положим в уравнении совместности (3.34)

zH= а с =

0.

Тогда ус­

ловие совместности примет

вид

 

 

 

 

 

2д.г On) =

2д (ц, Г)) +

(Ц,

щ) yq

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

2Г (Т)) = 2 (т), Т]) + уч

0 (Т1, ц).

 

 

 

Окончательно, на основании (3.27) и (3.35), получим

 

Q (т 1) = 2

Mz (г, т +

1) sin

г'я +

1)

+

 

г=1

 

 

 

 

 

 

 

)2 гг*г/А

«

 

 

 

 

 

00

 

. ш (m +

I)

(3.37)

я

^

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в{1' т + 1 ) 5 Ш

я

 

 

120