Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Изгибно-крутильные колебания тонкостенных стержней, вызванные внецентренно приложенной подвижной нагрузкой
Уравнения изгибно-крутильных колебаний стержня имеют следую щий вид [50]:
E I |
|
|
•р/, |
д*г* I |
0р |
^Д |
п |
3 2 0 Д |
|
|
, |
,, |
|
|||||||
у |
дх* |
‘ 1/sPF |
aji |
|
|
Яг (*> 0> |
|
|||||||||||||
|
|
|
У |
dx^dt'1 |
‘ |
г |
Qt'i |
|
|
а/3 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
<Э%, |
|
|
а4бд |
|
|
а20 |
|
|
|
|
(3.26) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
— yfiP |
|
•д |
|
|
ю |
сЦ4 |
■GI.d |
ах2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
df2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
— Р7Г. |
а‘9д |
+ |
rip/7 |
азе.д |
= /Лл (*, |
t). |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
‘ СО д х * д Р " |
1 ' 1Г‘ |
а /2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Здесь г/5 — расстояние между |
центром масс Ох и центром изгиба |
|||||||||||||||||||
О поперечного |
сечения стержня |
(рис. 34); Е , G — |
модули упру |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Г, |
|
|
гости при растяжении и сдвиге; р — |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плотность |
материала |
стержня; |
|||||||||
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G ld — жесткость |
на |
кручение; |
|||||||||
fy-vt ^в |
Ъ'т7 |
|
|
|
|
|
|
2Д(х, t) — поперечное перемещение |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стержня |
в |
направлении |
оси |
z; |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9д |
(* . |
0 — |
угловое |
перемещение |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
относительно |
центра |
изгиба; |
t |
— |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
время, |
отсчет |
которого |
ведется |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с момента входа груза на стержень; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C*i |
Т7 I p j F , |
I y t I p |
И |
i |
со " |
соответ- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ственно осевой, |
полярный и сектор |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ный моменты |
инерции. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение уравнений (3.26) нахо |
|||||||||
|
|
|
|
□ |
|
|
|
|
дим при начальных условиях,соот |
|||||||||||
|
|
|
ft |
|
|
|
|
ветствующих стержню, неподвиж |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
> |
|
|
ному в момент входа груза, |
и крае |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вых условиях, отвечающих выбран |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
Ув |
|
|
|
|
|
|
|
ному виду закрепления концов. |
||||||||||
|
|
|
Уг |
|
|
|
|
|
|
Для стержня с шарнирным опира- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нием и отсутствием угловых переме |
||||||||||
|
|
|
Рис. |
34. |
|
|
|
|
щений по краям прогибы и угловые |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перемещения можно искать |
в |
виде |
||||||||
|
|
|
2д (х, |
t) = |
z0 2 |
qu |
(0 Sin |
= |
Z0z (X, |
t), |
|
|
|
(3.27) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
i*=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
9д (х, |
t) |
= |
е0У ] q2i (t) sin |
= |
e0e (x, t). |
|
|
|
|
||||||||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
i=\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
2p„p |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Q _ Pnyql |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
0 ~ |
n4£/j, ’ |
|
1 5 7 7 |
|
|
|
|
|
|
|
116
где yq — расстояние центра приложения нагрузки от центра изгиба. Правые части уравнений (3.26) также представляем в ви де рядов:
Яг (х, |
t ) = V 1 |
Hi (0sin -7^ • |
|
1= 1 |
(3.28) |
|
|
|
тА (*, |
t) = Y, |
L i (0 sin - |
|
i=i |
|
Подставляя разложения (3.27) и (3.28) в (3.26), в силу ортого нальности координатных функций приходим к системе уравнений относительно обобщенных координат:
|
|
|
|
|
d*Qu |
|
kiztfU |
■х, |
|
|
|
|
Hi (ip |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
dtf |
|
|
dr]2 |
|
pFz0v2af |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(3.29) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
d%i |
|
|
Pf (4) |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
"T Kidi]2i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
dr]2 |
|
Л0 ■ |
dr]2 |
|
|
p/p60u2b? |
( * = 1 , |
|
2, |
. . . ), |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
il |
|
|
|
|
|||||||
|
= |
vt, |
v — скорость |
|
движения массы |
В 1 |
|
|
|
:ении ( |
||||||||||
|
Kiz |
|
|
;2я |
|
у |
_ |
|
inc{ |
|
|
Y |
|
f/s^o |
x9 = |
|
У$Нгп |
|||
|
|
а/а,- |
|
|
|
aelbt |
|
|
Л2 |
|
|
2 |
40 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
0о |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
zo |
|
8a2r? |
|
|
|
r, |
— —F |
|
|
|
|
||||
|
di = |
1 |
+ |
/vi2Ji2 |
|
bf = |
|
|
/„г2л2 |
|
|
1 + |
|
i2jr2£/ft |
||||||
|
|
FF |
|
1 + • |
14D |
|
c f = |
~ Ш 7 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
‘ |
|
|
1 |
|
|
||||||||
а также введены безразмерные параметры |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рр_ |
|
|
ав = |
v ]/"- 9h_ |
|
|
(3.30) |
||||
|
|
|
|
РА (t), |
|
|
El и |
|
|
|
|
|
GId |
|
|
|
||||
Для |
силы |
движущейся |
|
по |
стержню |
со |
скоростью V, |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
и |
/г\ |
|
2РД (0 |
|
• |
|
t’Jttrf |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Я,- (7) = |
— |
I |
|
sin ■ |
I |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
(t) = |
|
(t) yq |
|
|
|
|
|
||||
и уравнения |
(3.29) примут вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
^29н |
, |
|
|
|
■X |
d292« |
п2Р (л') |
. |
гяг] |
|
|||||||
|
|
|
drf |
"n |
kizQii |
|
dr]2 |
|
|
- sin—4 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
а 2 /2a? |
|
|
|
(3.31) |
|||||||||
d3?2t |
+, |
.2 |
|
|
y |
* 4 и |
|
|
|
|
|
|
1ЯТ] |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
8 P |
(Л ) |
|
sin |
(X = |
1, |
2, |
... ). |
|||||||||
drj |
|
|
|
|
|
dr]2 |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
При совпадении центра масс с центром изгиба поперечного сечения ys — 0 и Хг = Х0 = 0. Система (3.29) распадается на две формально несвязанные группы уравнений, описывающие изгибные и крутильные колебания. Однако их связь осуществляется
117
через правые части, поскольку сила динамического взаимодейст вия массы и стержня Р (г)) включает в себя как составляющую силы веса груза, так и переменную составляющую, пропорциональную ускорению стержня под грузом. Последнее представляет собой сумму ускорения поперечных колебаний вместе с центром изгиба и ускорения при крутильных колебаниях относительно центра изгиба. Инерция поворота учтена параметром a t, депланация по перечного сечения при кручении — параметрами bt, cv Прене брегая указанными факторами, получаем at = bt = cl — 1.
Решение системы (3.31) имеет вид
qu (rj) = |
Ay (b) cos ki2v\+ |
By (b) sinfcizT] + |
|||
|
Л |
|
|
|
|
+ |
j P M sin |
sin kt* (Л — *-) dX’ |
|||
q2l (r|) = |
b |
|
|
|
(3.32) |
A% (b) cos kiQT) + |
B2i (b) sin kiQif\+ |
||||
|
■n |
|
|
|
|
+ - щ ^ & г $ p w sin - T ^ sin k«• ^ |
dX’ |
||||
где Ac, B t — произвольные |
постоянные, |
определяемые при усло |
|||
вии, что для г) = b заданы |
обобщенные |
координаты и обобщенные |
скорости. Траектория груза в плоскости его движения определяется системой двух дифференциальных уравнений
= Р0- Р Д '
где Р0 — вес груза; F — сумма сил тяги и сопротивления; Р д — динамическая реакция поверхности стержня; гд.г— вертикаль ное перемещение груза. Перемещение груза в направлении оси х происходит с заданной скоростью V. Из второго уравнения полу чаем значение динамического коэффициента вертикального переме щения груза в функции динамической реакции:
|
|
|
dzT |
|
(rj — Ь) + |
|
|
|
2Г (л) = zr Ф) + dr) |
т)=Ь |
|||
|
|
|
|
|
||
+ |
|
Jt2 |
|
|
(3.33) |
|
4/2а 2£ |
" |
ь |
||||
|
|
|||||
|
|
р = P0/Fplg. |
|
|||
где zr = 2д г/г0, |
|
|
контактной силы Рд мо |
|||
Неизвестное |
значение динамической |
жет быть найдено из нелинейного интегрального уравнения, пред ставляющего собой условие совместности динамических деформа ций в месте контакта:
|
2д.г (0 — гд.п (х, t) — zh(х, t) = |
а с (х, |
t), |
(3.34) |
|
где |
а с = k [Рд (t)]q — контактное |
сближение |
груза |
и стерж |
|
ня |
согласно обобщенной теории |
Герца |
(k и q — коэффициенты, |
118
определяемые экспериментально); zH— профиль неровности в кон
тактирующей кинематической паре; |
гдг определяется из выражения |
(3.33); 2д.п = 2Д + 0дг/9. Значения |
гд, 0Д находятся в зависимости |
от обобщенных координат (3.32) с учетом (3.27).
Для численного решения интегрального уравнения (3.34) раз
биваем |
интервал, |
соответствующий |
времени |
прохождения груза |
||||||
по пролету, на п равных участков длиной т = |
//я. Полагаем неиз |
|||||||||
вестную |
динамическую |
реакцию |
постоянной |
в пределах участка |
||||||
Р л (П) = |
Р т_|] |
при ягт < |
г; < |
ягт + |
т. Выносим за знак интегра |
|||||
ла постоянное |
на |
участке значение |
силы и вычисляем |
интегралы |
||||||
в выражениях (3.32), (3.33). Принимаем |
Ъ = |
тх, а т] = |
тх + х и |
|||||||
вводим |
обозначения |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
М2(г, т) = q u {тх), |
|
|
|
||||
|
|
|
N*V>m')= |
ktz |
|
dlhi |
|
|
|
|
|
|
|
|
а , |
т]=тт |
|
|
|||
|
|
|
7Ие (г, |
т) = q2i (тх), |
|
|
|
|||
|
|
|
NB (г, |
т) |
1 |
|
d%i |
|
|
(3.35) |
|
|
|
km |
|
dr) |
r)=mx |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Q (т) = zr {тх), |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
R {m) |
|
dzr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dr\ |
r \ = m x |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее, подобно тому, как это сделано выше, получим рекуррент
ные формулы |
|
|
|
|
|
|
|
- |
М2(г, т + 1) = Мг (г, т) cz (г) + Nz (г, т) sz (г) + |
||||||||
+ |
т+1 |
sm |
in (т + |
1) |
ащ sz (г) cos |
mm |
||
i2 (t2 — a*af) |
|
|
|
|
i |
п |
||
|
|
|
|
i.ч . |
131/71 |
■ |
|
|
|
|
|
— С* (О sin — |
|
||||
Nz (г, яг + 1) = ЛД (г, яг) с2 (г) — М2 (г, яг) s2 (г) + |
||||||||
|
т+ 1 |
|
аа,- |
ш (m + |
1) |
|
||
i2 (i2 — а2а?) |
—-L-Cos----------5— - |
|
||||||
I |
|
|
п |
|
|
|||
аAUл ,г |
|
inm |
|
|
|
|
||
-7— Сг (О COS' |
п |
+ |
s2 (0 sin- |
|
|
|||
MB {i, |
т + |
1) = |
Me {i, |
m) cB (/) + ЛД (г, яг) se (г) + |
8m+1
^i2(c2 _ a 9b2)
*еиг- Sg (/) cos
C i |
“ ' ' |
n |
ЛД (г, m - f 1) =
sm- in (m -(- 1)
■cB (г) sin |
n |
(3.36) |
' |
(г, m) c0 (г) — M e (г, яг) s9 (г) +
119
т-\-\ |
cos |
г'я (m - f 1) |
------- |
------ ------- - |
+я 2 <*“( с ? - а § Ь * )
а вЬ‘ |
/-v |
inm , „ |
|
/л • |
mm |
|
|
------ — |
Cfl (0 cos —----- L Se |
(г) sin —— |
|
||||
Q (m + |
1) = |
Q (m) + R (m) + |
4аа[5гг2 ■(1 — Pm+1). |
||||
P (m + 1) — R (m ) H 2а2ря2 ^ |
|
|
|||||
где |
|
|
ГЯ |
|
|
|
г'2я |
cz (i) = |
cos |
|
sz (i) = |
sin ■ |
|||
|
|
|
а гщ |
|
|
ana; |
|
c0 (i) = |
cos |
mc{ |
|
Sfi(0 = sin |
|
Отметим, что уравнения (3.32) являются решением задачи об изгибно-крутильных колебаниях стержня под действием постоян ной движущейся силы. Полагая Ъ — 0, А (0) = В (0) = 0 и при нимая во внимание разложения (3.27), получаем прогибы и угло вые перемещения стержня под действием силы Р0:
|
/ |
-А |
|
|
|
intif |
. г'ях |
*»<*■ |
' 1 - |
1 ® |
I - J 7 |
J |
Sin ---:--- Sin ----- — |
||
|
|
|
|
1=1 |
(г2 — a 2a?) |
|
|
|
|
|
|
аа.1 |
г‘2яи^ . гях |
|
|
|
|
|
г3 (г2 — <х2аф |
Sin--- :--- sin—r— |
|
||
|
|
|
|
cdai |
|
||
0 |
(x |
f) — |
2Р«Уч1 |
lb |
|
г'яо? . гях |
|
° |
Д |
|
GIdtf |
|
Sin--- : |
Sin—: |
|
|
|
|
|
г=1 |
|
|
|
|
|
00 |
|
|
|
|
|
|
|
_ V |
|
a e bi |
■Sin- |
гяс(у/ sin- |
|
|
|
|
«<*(*?-«§&?) |
a^lbi |
|
||
|
|
|
|
|
Возвратимся к задаче о воздействии подвижной массы. Не оста навливаясь на влиянии неровностей и контактных деформаций,
положим в уравнении совместности (3.34) |
zH= а с = |
0. |
Тогда ус |
||||
ловие совместности примет |
вид |
|
|
|
|
|
|
2д.г On) = |
2д (ц, Г)) + |
0д (Ц, |
щ) yq |
|
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
|
2Г (Т)) = 2 (т), Т]) + уч |
0 (Т1, ц). |
|
|
|
|||
Окончательно, на основании (3.27) и (3.35), получим |
|
||||||
Q (т 1) = 2 |
Mz (г, т + |
1) sin |
г'я (т + |
1) |
+ |
|
|
г=1 |
|
|
|
|
|
|
|
)2 гг*г/А |
« |
|
|
|
|
|
|
00 |
|
. ш (m + |
I) |
(3.37) |
|||
я |
^ |
|
|
||||
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в{1' т + 1 ) 5 Ш |
я |
|
|
120