Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Вычислительный процесс строится следующим образом. Пред полагая, что в момент входа груза стержень находится в покое,
находим М (i, 0) = N (i, 0) = Q (0) = |
R (0) = |
0. Далее, из (3.37) |
||||
определяем неизвестную при 0 < г) < |
т силу |
Ръ затем из рекур |
||||
рентных формул (3.36) — значения М (г, 1), N (г, |
1), |
Q (1), |
R (1). |
|||
После этого из (3.37) определяем Р2 при т -< л < ; |
2т. |
Далее расчет |
||||
проводится аналогично до конца интервала |
т] = |
пт — I. |
Если |
|||
полученное из (3.37) значение Pm+i < |
0, |
что |
свидетельствует об |
|||
отрыве груза от стержня, полагаем в (3.36) |
Р т+\= 0 |
(т. е. рассма |
триваем свободные колебания стержня и свободный полет груза) и ведем расчет дальше по формулам (3.36) и (3.37). Если полученное для очередного шага из (3.37) значение Р к > 0, значит груз вер нулся на стержень.
Прогибы и угловые перемещения на каждом шаге определяются выражениями
00
2Д(х, тт + т) = z0 2 M z (г, m + 1) s i n - ^ - .
i= 1 |
1 |
о |
|
0Д(х, mx + т) = 0О2 Me (г, m |
1) sin m.x . |
i= i |
L |
Нормальные и касательные напряжения определяются согласно данным, приведенным в работе [50]:
<*ях (х, у, z, t) = E
(5 2 2 д (X, t) |
, |
дх2 |
1\ ’ |
Тд2Х (х, у, z, t) = G
ух(х, у, z, i) = Q
3 20д (х, t)
дх2
<Э0д (х , 0
дх
<Э0д (X , t )
дх
ф (У, |
г) — |
|
||
дф (у, |
г) |
|
} (3.38) |
|
+ |
У1 |
|||
дг |
|
|||
|
|
|
||
ду (у, Z) |
|
ггJ > ; |
||
ду |
|
где ось х совпадает с упругой осью стержня, начало осей у и г лежит на упругой оси. Начало координат zyy^ расположено в цент
ре изгиба |
сечения. Соотношения между координатами будут у1 — |
||
= у — ys, |
zl— z — zs, |
где ys, |
zs — координаты центра изгиба |
в системе |
координат у, |
z; ф (у, |
z) — функция кручения, задавае |
мая обычно в виде многочлена относительно двух переменных [50]. Для тонкостенных стержней открытого профиля функция кручения может быть отождествлена с секторной площадью.
Переходя к (3.27) и (3.35), получаем значения напряжений при ■Л = /пт + т. Выражение для нормального напряжения в крайнем
волокне имеет вид |
|
|
|
|
Од (х, у, |
л) = о0 |
Уд |
ф(У. Z) |
X |
а 2 гшах |
|
|||
|
|
|
|
121
|
|
X 2 |
^м в (*> m + |
1) sin —y— + |
|
|
|||
|
|
i= 1 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
■ |
2i |
• 2 |
|
m + l ) s i n - ^ - |
|
(3.39) |
||
|
|
max t=l |
|
|
|
|
|
||
где a0 = P0lzmaJ i I y; zmax — расстояние до крайнего |
волокна. Ка |
||||||||
сательные напряжения |
могут быть определены по формулам |
||||||||
ЬД2* ( х , |
У , |
г , ф |
|
|
«Эф(у, |
г) . |
Ух |
X |
|
|
2/rf |
дг |
|
гх |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Ых |
|
|
|
|
|
|
i=i |
|
5 / |
■■ |
|
|
||
|
|
Wknr, |
dtp (у, |
г) |
*1 |
|
|||
Ч у х ( X , |
У , |
Z, Т]) = т 0 |
X |
||||||
2h |
ду |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
X 2 |
*М0 (г, tn + |
Ых |
|
|
|
||
|
|
l)cos- . . |
|
|
|||||
|
|
( = i |
|
1 |
|
|
|
где г) = тх + т, т0 = P0yqj2WK, Wk — момент сопротивления при кручении.
Для оценки влияния скорости движения груза а и эксцентриси тета приложения нагрузки yq/rx на динамические коэффициенты прогибов и напряжений при изгибно-крутильных коле баниях были проведены
10расчеты на ЭЦВМ. При этом пролет разбивался на 200
|
|
|
|
|
|
2,5 |
участков, |
в |
разложениях |
|||
|
|
|
|
|
|
(3.27) удерживалось 25 чле |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
нов ряда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,0 |
На |
рис. |
35 |
приведены |
||
|
|
|
|
|
|
значения |
наибольших |
за |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
время |
прохождения груза |
||||
|
|
|
|
|
|
1,5 |
по стержню коэффициентов |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
динамичности в среднем се |
|||||
|
|
|
|
|
|
1,0 |
чении стержня по прогибам |
|||||
0,1 |
0,2 0,1 |
0,1 0,2 |
0,1 |
0,1 |
|
z (1/2, |
г]) (рис. 35, а) |
и |
||||
0,2 0,1 0,1 0,2 оС |
||||||||||||
|
а |
б |
|
|
§ |
г |
углам |
поворота |
0(7/2, |
т)) |
||
|
|
Рис. |
35. |
|
|
(рис. 35, б), а также наиболь |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
шие значения коэффициен |
|||||
тов динамичности |
сечений |
под грузом по напряжениям а (тр г]) |
= |
|||||||||
= ag |
Сп> ЛЦпо (рис. 35, |
в) |
и контактным давлениям Р (ц) (рис. 35, |
г). |
Все графики построены в зависимости от скорости груза а. Поскольку конкретная форма сечения не задавалась, в выра жении для нормальных напряжений (3.39) удерживалась лишь вторая сумма. Депланация поперечного сечения и инерция пово рота также не учитывались. Расчеты проводились для подвижной массы, вдвое меньшей массы стержня ((3 = 0,5). При этом рассмат ривалось движение массы вдоль оси изгиба yq/r1 = 0 (кривая /) и движение массы при несовпадении оси действия нагрузки с осью
122
изгиба i/9/rj = 1 (кривая 2) и г/,/^ = 2 (кривая 3). Штриховая линия соответствует встречному движению двух грузов вдвое меньшей массы (р = 0,25), каждый из которых отстоит от оси изгиба на Уя/ Г1 = 1 и движется со скоростью а. Решение задачи встречного движения получено наложением приведенных выше решений.
Из графиков следует, что динамические коэффициенты проги бов, а также контактных сил (и как следствие — напряжений) при изгибно-крутильных колебаниях, как правило, выше, чем чисто изгибных колебаниях стержня, вызванных приложением подвижной нагрузки вдоль оси изгиба. В отдельных случаях наи большие динамические коэффициенты достигаются при встречной нагрузке.
Следовательно, помимо указанных ранее параметров а и р , определяющих динамические свойства системы подвижный груз — направляющая конструкция, в случае изгибно-крутильных коле баний динамические свойства зависят также от расстояния между линией действия нагрузки и осью изгиба. При исследовании отры ва груза от стержня установлено, что увеличение эксцентриситета подвижного груза снижает значения а , при которых наступает отрыв груза.
Колебания многопролетных балок при движении подрессоренного и неподрессоренного грузов с учетом рассеивания энергии
При учете затухания уравнение поперечных колебаний балки запишется в виде
|
E I |
о4гд |
+ pF |
д22д |
f |
P-Е! |
дьЧ |
Яг (•*> |
|
(3.40) |
||||
|
дх4 |
dt- |
dtdx* = |
0 . |
||||||||||
где р — коэффициент, |
характеризующий |
внутреннее трение мате |
||||||||||||
риала балки |
[50]. |
Найдем |
|
решение в |
виде |
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
|
2д ( д t) = |
г0г (х, |
t), |
|
|
(3.41) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2РГ13 |
|
|
|
, , |
v |
|
и\ |
■ inx |
|
|
|
|
2° = ~ Ш Г ’ |
|
2 |
|
t] = £ |
ъ |
W sin — ~ |
’ |
|
|||||
Р г — вес |
неподрессоренной |
|
части груза. Заменим действие проме |
|||||||||||
жуточных упругих опор, расположенных на расстоянии |
от ле |
|||||||||||||
вой опоры, реакциями |
|
P s (t), |
а действие подвижной |
массы — си |
||||||||||
лой Р д(/). |
Правую часть уравнения (3.40) |
представим |
в виде ряда |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
qz(x, |
|
0 = |
2 |
З Д s |
|
i |
n |
(3. 42) |
|||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
i=i |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2РД (t) |
sin |
invt |
+ 1~1l |
|
i2|s |
|
|||||
|
|
|
I |
|
~т~ |
Ps ( 0 s>n |
i |
|
S = 1
123
где/ — число промежуточных упругих опор. Уравнение для определения обобщенных координат получим после подстановки
(3.42) и (3.41) в (3.40) и замены т) = vt:
|
|
|
+ 2Л‘ ^ |
+ * ‘ <ч> - |
|
|
||
Jl2 |
|
[p (Tl) sin |
^ |
+ 1 Ps (л) sin |
k |
1. |
(3.43) |
|
a2i2 |
|
|
|
s=l |
1 |
J |
|
|
|
|
P = |
Р У РГ> |
Ps = P./PT, |
|
|
|
|
|
hi ~ |
iw |
l |
kt = г'2л/а/, |
|
|
|
|
|
2a2 |
l |
|
|
|
-\iv/l, a = vl/n У F p /E I.
£=
£— безразмерный параметр, характеризующий затухание. Реше ние уравнения (3.43) получим в виде
|
|
|
сп (il) = |
е |
M |
\At (Ь) cos rtr\+ |
Bt (b) sin rtx\\+ |
|
|||||
|
|
|
e~ hiл |
я* |
\ P (X) ehp sin |
sin ri (r) — X) dX + |
|||||||
|
|
|
ri |
аЧ1 |
|||||||||
|
|
|
~в |
|
П |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
I1 . |
i |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
/ |
|
# |
|
'I |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
cm |
-- -- |
|
£ ps (X)ehi>'sm ri (r\ — X)dX, |
(3.44) |
|||||
|
|
|
'£1 s i n - ^ 5- |
||||||||||
|
|
|
|
S = 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
r< = |
] / * ? - ft? |
= |
^ ~ r ih |
|
rit = |
V 1 - |
- ^ S - C 2 |
- |
||||
At, |
B t — |
произвольные |
постоянные. Дифференцируя |
(3.44), на |
|||||||||
ходим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
hi |
|
||
|
|
|
1 deg (4) |
= |
|
|
B t (b) |
|
|
||||
|
|
|
|
|
cosr.ri------ г - sin r{:т) |
|
|||||||
|
|
|
п |
*1 |
|
|
|
|
|
' |
Ti |
|
|
|
|
|
|
— A£ (b) (sin r£r\+ |
—p - COS rp1j |
+ |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a2/3 |
) P (X) ehi%sin |
cos rt (ц — X) dX — |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- - % - $ Р |
W ^ |
sin |
|
sin rt (rj - |
X) dX + |
|
||||
|
|
—M |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Л |
‘ '___5 !_ V |
sin |
i |
( ps (X) ehi% cos r£(ц — X) dX — |
|||||||
|
^ |
|
П |
a2/2 Z jsm |
|||||||||
|
|
|
|
|
~ |
§ Ps W ehl%sin rt (t) — Я,) dX |
(3.45) |
124