Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
К о л е б а н и я п л а с т и н
Уравнение колебаний нагруженной прямоугольной плиты, опер той по всему контуру (рис. 37) имеет вид
д%) |
. |
d*w |
рh |
d2w |
|
q(x, |
y, t) |
(3.68) |
|
~дх* |
+ 2 дх2ду2 |
|
ТТ ~dF |
|
|
D |
|
||
|
|
|
|
|
|||||
где w (x, y, |
t) — отклонение точки (x, |
у) от положения равнове |
|||||||
сия; рh — масса плиты, |
отнесенная |
к |
единице |
|
поверхности; |
||||
|
|
D = |
Eh3 |
а |
— |
интенсивность |
|||
|
|
ттг-г,------я ; |
|||||||
|
|
|
12(1—-v)2 ’ |
’ |
|
|
|
|
|
|
|
внешней нагрузки. |
|
|
|
|
|||
|
|
Решение уравнения (3.68) записы |
|||||||
|
|
ваем в виде ряда |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
СО |
с о |
|
|
|
тпх |
|
|
W |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 ф/nn (t) sin „ X |
||||||
|
|
|
|
m=1/i=l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
sin |
плу |
|
|
(3.69) |
Рис. 37. |
|
? - 2 |
2 |
т |
п |
где w0 |
= |
4Р 0р1а 2/я4О , pj = |
a/b, P 0 — |
вес груза, |
перемещающегося по плас |
||
тинке. |
Разлагаем внешнюю |
нагрузку |
|
в ряд: |
|
|
|
</) sin |
и |
sin S Sи L - |
(3.70) |
Для сосредоточенной силы динамического давления Рк, возникаю щего в точке контакта груза и пластины,
,,, |
4РД |
. mnvxt |
. nnvut |
Н,™ w = ~ ± ~ sm — г ~ 51П — f - |
|||
где vx, vy — составляющие |
скорости |
перемещения подвижной |
массы. Подставив разложения (3.69) и (3.70) в уравнение колеба
ний и положив г\= |
vxt, получим уравнение относительно обобщен |
||
ных координат ц>тп: |
|
|
|
|
тп (Т|) |
|
|
|
йц2 |
' “Ь ^тпфт/г (л) |
|
|
Р (Т)) я2 |
sm тя?| |
/гяг)|л2 |
а2а2 (1 + Pi)2 |
|
||
где |
|
|
|
|
л т 2 + " 2Р? |
Р(У]) = ^ Ж |
|
|
1 + |
pf |
•Л |
а = |
vxa У р h |
И2 = |
|
----- 7= |
|
||
|
лУ О (1 + р2) |
|
134
Интеграл уравнения имеет вид |
|
|
|||
фтп ('П) “ А-тп ('По) ^OS &тпТ\“Ь &тп (Но) |
&тпЦ “f" |
||||
|
Г |
тлк |
птйлхуУх? |
sin km„ (n — A,) dk |
|
|
л \ Р (к) sin-------- sin-------------- |
||||
|
J |
a |
a |
|
|
_ i _ |
________________________________________________________________________________________________________ |
||||
|
|
aa (m2 + n2ц^) (1 + Hi) |
|
||
Если груз |
движется |
параллельно оси |
х, то vy — 0 и выражение |
||
для обобщенной координаты принимает вид |
|
||||
|
4>тп (л) — Атп (Ло) cos kmnr\+ |
Втп (л0) sin kmnx\+ |
|||
|
л sin |
|
Ч |
|
|
+ ■aa (m2+ «Vi) i1 + Hi) |
j" Р (X) sin - тлХ sin kmn (л — A,) dX, |
||||
rj„ |
|
|
|||
где уг — координата |
линии |
действия |
нагрузки. |
Вынося среднее |
значение коэффициента динамичности давлений Рср за знак инте грала, получаем
|
|
/ \ |
|
|
/ |
\ |
|
I |
1 |
|
^<Ртп |
■Smn + |
|||
|
фт п ( л ) — фт п (Ло) dm n |
|
|
|
dTWi=r |
||||||||||
|
|
плуф! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
P c p sin |
|
a |
|
|
|
|
тлri |
. тлrin |
|
||||
+ ■(,m2 + |
и2(лj)2 — /n2a2 (1 + |
H i)2 |
Sin—^ |
-----Sin----— |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
(1 + m) та |
^ |
|
|
тЩо |
|
|
|
||||
|
|
|
|
т2 + /г2ц2 |
Ътп |
|
ЕЗо.1, |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
а |
У |
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sm n |
— sin k m n |
(т] |
Ло)’ |
|
Сгпп |
— |
COS k.n-n |
(Л |
Ло)* |
|||||
Разобьем промежуток |
интегрирования |
на участки длиной т = ajr |
|||||||||||||
и обозначим Рср = Р к+1 |
при kx < |
л < |
kx + |
т. Положив |
|||||||||||
|
|
|
|
М (ГП, |
п, |
k) = фmn (kx), |
|
|
|
|
|||||
|
|
N (т, |
п, |
k) |
= |
|
|
dVmn (Л) |
|
|
|
||||
|
|
|
|
d\=kx |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
получим рекуррентные |
формулы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
М (т, |
п, k + |
l ) = |
М (т, |
п, |
k) стп + N (т, |
п, |
k) smn - f |
|||||||
|
1 k+l |
плу^ |
|
|
|
тл (k |
1) |
|
|
тлк |
|||||
|
|
a |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
p* + iSin' |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
+ |
(т2+ n2Hi)3 — m2a2 (1 + |
212 |
Sin |
|
|
|
|
" Cmn Sin ■ |
|||||||
|
h,)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
(1 4- Hi) ma |
®яи COS |
тлк |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
m2 4- a2p, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
N (m, |
n, k 4- |
1) = |
N (m, n, |
k) cmn — M (m, |
n, |
k) smn - f |
135
+
где
pk+\sin |
nnyxV-x |
|
' Щ (1 |
-f |Ij) |
|
гая (ft + 1) |
|
|
a |
|
COS |
||||
(ma + п2Ц|)2 — m2a2 (1 + |
M-i)2 |
m2 + |
n2 |
|
|||
|
|
||||||
ma (1 + |
Ц]) |
COS |
mrtft |
+ Smn Sin - mnk |
|||
7 |
9 |
2 |
|||||
m3 + я2^| |
|
|
|
|
|
||
я (m2 + n2|X[) |
.... = cos- |
Я (/Л2 -f- Л2|1[) |
|||||
= sm- |
(l + |
p,2)ar |
|
(l+(x|)ar |
Вертикальная составляющая траектории груза определяется из уравнения
Ро |
d?z„ |
= |
P 0 — PR(t), |
|
g |
dt2 |
|||
|
|
|||
где Р д — динамическая |
реакция |
балки, равная силе давления |
||
движущегося груза. Приняв гд.г = |
w0zr, найдем |
гг (11) = |
гг (т)0) + J |
Zr |
(Л — По) + |
" (Т1 |
_ Т1о) |
- ( 1 - ^ |
с |
|
|
dTlri=rb |
Vl Ч0/ |
' 8a2p(l |
+ M.?)2a2 |
|
|||
где § = |
P^JcP hpg. |
При |
т]0 = |
kx, |
т] = |
kx + т, |
Ргр = |
Pk+i, |
т) — % = |
т = у получим |
рекуррентные |
соотношения, аналогич |
ные (3.7), для определения на каждом шаге вертикальной состав ляющей траектории груза:
|
Q ( k + l) = |
Q(k) + |
R(k) + |
8a2f5r3 (1 + |
м|)3 |
(1 — Pk+l), |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
R ' k + l ) ^ R ( k ) |
4 a 2pr2 (1 + |
fxf)2 |
(1 — Pk+1), |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
Q (k) = |
zr (kx), |
R (k) = т |
dz, |
|
Условие |
пересечения |
|||||||
dr\ |
ti=*t |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
траектории |
груза |
с |
поверхностью |
пластины |
принимает |
вид |
||||||||
|
|
|
2Г (л) = |
2 |
2 фт п |
(Л) sin -253L sin |
b |
|
(3.71) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|||
или в приведенных выше обозначениях для г] = |
kx + |
т |
|
|||||||||||
|
Q (k + |
1) = 2 |
2 |
М {tn, п, k + |
1) sin |
OTTI(fe+ |
Ч . sin |
ПЩхУ-х . |
||||||
|
|
|
т |
п |
|
|
|
|
|
г |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(3.71а) |
|
Из |
этого |
условия |
определяются |
Рт+ ь |
обобщенные |
координаты |
||||||||
Фотп (л) и прогибы w. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Вертикальную скорость груза при х\ = kx обозначим |
vz. Тогда |
||||||||||||
|
|
|
|
|
a 2 {kx) = |
vz (kx) а У ph |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
я Y d (i + |
Hi)2 |
’ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
136
Значение а 2 может быть найдено в процессе вычислений:
a z (kx) = |
4а3{5/-(1 Н Нч) |
R № , |
|
|
|
|
я2уд |
|
|
|
Уд = |
v2/ag. |
|
|
При косом ударе вертикальная |
v2 и горизонтальная v |
составляю |
||
щие скорости соударения заданы. По v2 определяется |
R (0). Да |
|||
лее расчет ведется по приведенной выше |
схеме. |
|
В качестве примера расчета рассмотрим пластину (см. рис. 37) размерами а = 200 см, b = 100 см, h = 2 см. Примем а = 0,75, Р = 0,25. Груз двигается параллельно оси х вдоль оси симметрии. В разложениях (3.69) удерживаем 30 членов ряда по т и 11 членов ряда по п, соответствующих нечетным гармоникам. Интервал ин тегрирования разобьем на 200 участков.
При расчетах используем условие (3.71), дополненное учетом,
контактных деформаций и неровностей аналогично (2.94): |
|
|||
Q ( k + 1) - I > ' Z M ( m , |
п, k-\- 1)sin |
mJt(* + 1 ) |
s i n ^ ^ |
----- |
m n |
|
|
|
|
— zH(kx + t ) — kxP k+lq + Zt |
= 0, |
213, |
|
|
причем zx = kx = kP 4T/w0, |
w0 = 0,176 |
см и примем kx = |
0,00242. |
Рассмотрим пластину с синусоидальной вогнутой неровностью1 глубиной 0,2 см и протяженностью 20 см и сопоставим несколько
случаев: 1) неровность лежит в |
интервале 0,2 < ; г\/1 < |
0,3; 2) не |
||
ровность находится в интервале |
0,45 < |
г\/1 < ; 0,55; |
3) |
неровность |
лежит в интервале 0,7 < r\jl < |
0,8; 4) |
пластина без |
неровностей. |
|
Обозначим шСт = 0,0496 w0 наибольший |
статический |
прогиб пла |
стины под действием массы, покоящейся посередине. Сопостав ление динамических коэффициентов Wi = w/wcr в сечении х = а / 2
для случая 1 (wx= 1,40), случая 2 ( щ = 1,38) и случая 3 |
(wx— |
= 1,31) с динамическим коэффициентом для случая 4 (wx = |
1,30) |
свидетельствует о некотором увеличении максимальных динами ческих прогибов при неровной поверхности. Расчеты, проведен ные для случая 4, показали, что прогибы увеличиваются вместе со скоростью, достигают наибольшего значения и далее снижаются
(при а = 0,25 Ш1= 1,55, при а = 0,5 |
a>i = l,52). При |
а = 0,75 |
|
в |
случае 1 груз совершает три отскока, |
в случаях 2 и 3 — два и |
|
в |
случае 4 — один отскок. Первое нарушение контакта |
между |
грузом и пластиной происходит при входе на неровность, а после каждого соударения наблюдается скачок динамического давле ния (Р = 4 -у 8). Перед сходом с пластины груз, соударяясь с пластиной (г)/а = 0,9), вызывает резкий всплеск динамического давления. Напряжения в пластине можно определить, если счи тать, что контактная сила распределена по малой площадке [50].
Г л а в а ч е т в е р т а я
НЕСТАЦИОНАРНЫЕ КОЛЕБАНИЯ РОТОРОВ ТУРБОАГРЕГАТОВ
ПРИ ВНЕЗАПНОМ КОРОТКОМ ЗАМЫКАНИИ ГЕНЕРАТОРА
Колебания системы вал— диск — лопатки
В связи с возрастанием единичных мощностей, вопросы надежной работы агрегатов приобретают первостепенное значение. Тщательно изучаются вопросы динамической прочности деталей и элементов турбоагрегатов как в рабочих режимах, так и в аварийных, каким, например, является короткое замыкание (к. з.) генератора. Режим
к. з.— один из наиболее |
опасных |
с точки зрения воздействия |
на систему роторов. При |
к. з. на |
бочку ротора генератора начи |
нает действовать внезапно приложенный переменный во времени электродинамический крутящий момент [4,6], амплитудное значе ние которого в несколько раз превышает номинальное. Этот мо мент является источником возникновения интенсивных крутиль ных колебаний всей системы роторов, которые с течением времени быстро затухают вследствие внешнего и внутреннего сопротивлений в механической системе и вследствие затуханий токов к. з. Несмот ря на кратковременность режима в валопроводе и рабочих лопат ках роторов могут развиваться значительные внутренние усилия.
Возможности экспериментального изучения этой задачи огра ничены из-за сложности явления, поэтому теоретическое исследо вание на основе расчета является важнейшим способом ее изучения.
Для определения напряженного состояния валопроводов тур боагрегатов в рассматриваемом режиме существуют методы, рас четная схема которых не учитывает податливости лопаток и дисков [6]. Эти методы позволяют достаточно надежно определять напря жения в валопроводах любых агрегатов. Однако в тех случаях, когда роторы турбин имеют рабочие лопатки большой длины, соб ственные частоты которых достаточно низки и приближаются к частотам крутящего электродинамического момента, возникает необходимость рассчитывать наряду с валопроводом и рабочие лопатки, поскольку в них возможно развитие опасных напряжений. Приближенная оценка напряжений в рабочих лопатках в рассмат риваемом режиме может быть выполнена методом, изложенным в работе [22]. Этот метод не учитывает связанности колебаний ло паток и вала.
Впервые задача о совместных колебаниях вала и лопаток ро тора в неустановившемся режиме, вызванном к. з. генератора, решена в работе [4]. При решении предполагалось отсутствие зату ханий токов к. з. и сопротивлений в механической системе. Вы
138