Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ошибок. Если применяется способ С, то для этого требу
ются |
дополнительные вычисления. |
|
|
|
|
|
||
|
Во-вторых, для применения способа С, |
как |
мы уже |
|||||
говорили, должныбыть известны |
(хотя бы |
с |
точностью |
|||||
до |
постоянного множителя) |
матрица |
ЛГЛ |
или |
матри |
|||
цы Д"3 |
и Кг- Однако рекомендаций, |
как их оценить, |
способ |
|||||
не дает. Применяя способ D, мы, оценивая |
корреляцион |
|||||||
ную матрицу вектора оценок искомых |
величин, |
как один |
||||||
из |
ее блоков оцениваем и |
корреляционную |
матрицу К% |
вектора оценок амплитуд поправок, включенных в число искомых величин. Что же касается корреляционной ма
трицы Кд |
вектора 8 |
пост-остаточных ошибок, то в тех |
|
случаях, |
когда можно |
считать ее диагональной, она мо |
|
жет оцениваться |
по |
внутреннему согласию результатов |
|
измерений. Таким |
образом, мы получаем все сведения, не |
обходимые для того, чтобы, выполнив новые измерения, опять применить к их обработке способ D.
В-третьих, применяя способ |
С, приходится |
обращать |
|||
матрицу |
(\'• а~{1)) К±, |
порядок |
которой |
равен числу уравне |
|
ний поправок. Применение способа D требует обращения |
|||||
матрицы |
( l : o f i ) ) - ^ z , |
порядок |
которой |
равен |
числу ам |
плитуд систематических ошибок, включенных в число ис комых величин, и обычно значительно меньше числа урав нений поправок, что существенно уменьшает объем вычи слений. В тех нередко встречающихся случаях, когда в число искомых величин включается амплитуда одной си стематической ошибки, а матрица Кг может считаться практически диагональной, вычисления, к которым приво
дит способ D, не более сложны, |
чем в способе В. |
3. Как видно из выражений |
(1.34) — (1.48), (1.95) — |
(1.105) и (1.120) — (1.124), способы А и В являются пре дельными частными случаями способа D. Первый соот
ветствует предположению, что все |
ог = 0 и все |
х т + г = 0, |
т. е. условию, когда, все поправки, |
вводимые в |
результаты |
измерений, считаются известными со столь высокой точно стью, что любое последующее уточнение их оценок апри ори полагается лишенным смысла. Способ В, наоборот, со ответствует условию, что все о г = + °°; Р\ = 0, т. е. случаю, когда поправки,' вводимые в результаты измерений для компенсации систематических ошибок, - считаются извест ными со столь малой точностью, что всеми измерениями,
50
выполненными ранее для их определения, можно пре небречь.
4. В случае когда рассматривается влияние только слу чайных и одной систематической ошибок, вектор оценок «основных» искомых величин, доставляемых способом D, является линейной комбинацией векторов оценок искомых величин, доставляемых способами А и В:
x D = x A + \ { х в - х Х |
(ЫЗО) |
причем 0< ! I < . + 1 , т. е. справедливо предположение, вы сказанное профессором В. В. Кавранским. Формула (1.130) является следствием предыдущего утверждения и равенств (1.124) — (1.128), если учесть также, что в этом случае матрицы FTP2F и Рх превращаются в положи тельные числа.
5. В отличие от способа В, при пользовании которым включение амплитуд поправок в число искомых величин может повести к ухудшению точности, с какой отыскива ются оценки остальных искомых величин, или даже к не определенности, применение способа D, при котором вклю чение новых неизвестных в |Число искомых величин сопро вождается присоединением к системе уравнений поправок новых уравнений вида (1.82), не может вызвать ухудше ния точности оценок искомых величин (дисперсии их оши бок уменьшаются или, по крайней мере, не увеличива ются).
Г л а в а |
2 |
С Ч И С Л Е Н ИЕ ПУТИ И О П Р Е Д Е Л Е Н И Е |
|
МЕСТА КОРАБЛЯ |
|
§ 2.1. УЧЕТ ПОПРАВКИ ГИРОКОМПАСА |
|
Ошибки курсоуказания будут |
нами рассматриваться |
как наглядный пример своеобразия систематических оши бок, с которыми приходится встречаться в кораблевожде нии. Введем обозначения:
ИК—истинный |
курс |
корабля (угол |
между плоско |
стью истинного |
меридиана и |
диаметральной |
|
плоскостью корабля); |
|
КК— компасный курс (отсчет курса по репитеру ги рокомпаса);
ИП—истинный |
|
пеленг (азимут) на ориентир (угол |
|
между плоскостью истинного меридиана и пло |
|||
скостью |
вертикала |
ориентира); |
|
КП—компасный |
|
пеленг |
(результат измерения пе |
ленга); |
|
|
|
М<—учитываемая |
поправка компаса; |
||
i — номер |
измерения. |
|
|
Истинная ошибка |
i-ro измерения курса |
||
|
|
|
(2.1) |
|
|
|
(2.2) |
|
|
|
(2.3; |
Вследствие случайных колебаний главной оси чувстви тельного элемента гирокомпаса относительно положения
52
равновесия ошибки измерения курса и пеленга испыты вают изменяющиеся по времени отклонения от некоторых
средних |
значений, являются |
случайными |
функциями |
||||||
времени: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ск = |
«ко + |
* i |
(0; |
сп = |
£по + * i (0; |
|
( 2 4 ) |
|
|
г к — |
ZK0 ~\~ z\ (0> |
Za |
~ zn0 "Г" %\ (01 |
|
||||
где Ск 0 (С„о)—среднее значение истинной ошибки изме |
|||||||||
|
|
рения |
курса |
(пеленга); |
|
|
|||
г ко |
(~ло) — среднее |
значение |
остаточной |
оши'бкн |
из |
||||
|
|
мерения |
курса |
(пеленга). |
|
|
|||
Сечение случайной |
функции |
Z\(t), |
соответствующее |
мо |
менту времени t, будем впредь называть отклонением мгновенного значения ошибки курсоуказания от среднего. Как показало исследование [69], случайная функция Z\ (t) является практически стационарной. Ее корреляционная
функция хорошо |
аппроксимируется |
-выражением |
|
|
|
/ ? 2 W = |
^ H ) « - e N c o s p , , |
(2.5) |
|
где т — разность |
моментов |
времени, |
в которые |
рассматри |
ваются мгновенные значения ошибки курсоуказания. У не апериодических гирокомпасов типа «Курс» при плавании в средних широтах без больших изменений курса и скоро сти при умеренной качке значения параметров этой корре
ляционной функции равны в среднем: |
в к ( м ) = |
0,5°; а = |
==0,75 ч - 1 ; Р = 5,3 ч - 1 . |
|
|
В свою очередь, среднее значение ошибки курсоуказа; |
||
ния постепенно изменяется с течением |
времени |
вследствие |
влияния таких факторов, ка-к неравномерность износа под шипников роторов, изменение положения центра тяжести чувствительного элемента относительно центра величины и т. д. У исправного гирокомпаса такие изменения стано вятся ощутимыми только в течение длительного срока (ме сяцы, годы). Нет. оснований ожидать, что этот случайный процесс окажется стационарным. Поэтому удобнее харак
теризовать его |
не корреляционной, а структурной функ |
||
цией (§ 3.1). |
Видимо, |
с удовлетворительной |
тччностью |
можно аппроксимировать |
ее выражением |
|
|
|
• W ) = T l ' l . |
( 2 - 6 ) |
где t — разность моментов времени, в которые рассматри ваются средние значения истинной ошибки измерения кур-
53
са корабля. Параметр у может оцениваться как -среднее значение коэффициента пропорциональности между про межутком времени от одного до другого определения сред него значения поправки компаса и квадратом разности оценок поправок компаса, к которым эти наблюдения при вели. Например, если определения поправки гирокомпаса примерно равноточны, то можно принять
2^(ДА'( --ДА',._02 |
|
|
|
7 = - |
— |
• |
(-2-7) |
/=1
Если ось 0—180° азимутального кольца репитера ги рокомпаса, установленного на пелорусе, с которого изме ряются пеленги при определении поправки компаса, со ставляет с диаметральной плоскостью корабля угол s, то исправление компасного курса поправкой компаса, опре деленной по пеленгам, ведет к постоянной остаточной ошибке измерения курса корабля, равной Е. Е С Л И не па раллельны одна другой осп 0—180° двух репитеров, уста новленных на разных пелорусах, причем пеленги, изме ренные по одному из них, исправляются поправкой компа
са, определенной по другому, то возникает |
систематиче |
ская ошибка измерения пеленга, равная углу |
между ося |
ми 0—180° этих репитеров. Эксцентриситет оси вращения пеленгатора относительно центра картушки грубого от счета ведет к дополнительной систематической ошибке из мерения пеленгов, имеющей полукрутовой характер.
Описания поверок и регулировок, которые должны про водиться для уменьшения этих погрешностей, в инструк циях по эксплуатации гирокомпасов отсутствуют, а опу бликованные в периодической печати [71], [78] неполны. Поэтому такое описание приведено в § 3.7. Если поверки выполнены тщательно, средние квадратические величины амплитуд остаточных погрешностей составляют в сред нем 0,1—0,2°.
Отметим некоторые особенности применяемой ныне терминологии.
• Термином «истинный курс» в современном кораблево ждении обозначается несколько разных величин, в общем случае не. совпадающих: угол между плоскостью истин ного меридиана и диаметральной плоскостью корабля,
54