Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
JV;—среднее |
число оборотов |
движителей |
||||||
на |
i-м |
пробеге, |
об/мин; |
|
|
|||
NJ3—заданное |
на /-м режиме число оборо |
|||||||
тов |
движителей, |
об/мин; |
|
|
||||
AVwl—средняя |
|
за время /-го пробега величи |
||||||
на изменения скорости хода от влия |
||||||||
ния |
ветра, |
уз; |
|
|
|
|
|
|
vTl—средняя |
|
за |
время пробега |
величина |
||||
продольной |
проекции |
скорости |
тече |
|||||
ния, |
уз; |
|
|
|
|
|
|
|
Vi — наблюденная на |
i-м пробеге средняя |
|||||||
величина продольной |
проекции |
абсо |
||||||
лютной |
скорости |
(скорости |
перемеще |
|||||
ния корабля относительно земной по |
||||||||
верхности), |
уз. |
|
|
|
|
|
||
Воспользовавшись выражением (2.56) |
и |
представив ве |
||||||
личину коэффициента kw |
как |
сумму |
его |
значения |
kwc, |
найденного на предыдущих испытаниях однотипных кораб
лей ', и поправки Akw, определяемой теперь, |
получим |
|||
уравнение поправок |
в виде |
|
|
|
atWj + dtAkw |
+ ( - 1 ) ' + Ч ~ h = ^ |
( 2 - 6 0 ) |
||
где |
|
at = + l ; |
|
( 2 . 6 1 ) |
|
|
|
||
d _ V % ~ s ^ w d |
w f ; |
( 2 б 2 ) |
||
h = Vi~ |
Vjc ~ |
T; Щ- |
- dfaz. |
(2.63) |
Величину YJ, входящую в выражение (2.63), можно вы числить, пользуясь паспортной диаграммой ходовых ха рактеристик корабля, таблицей соответствия скорости хода оборотам движителей, составленной по результатам пре дыдущих испытаний, или по приближенной формуле, вы текающей из известной формулы В. И. Афанасьева:
Т ; = 0 , 9 ~ ^ . |
(2.64) |
Другое уравнение, связывающее величины, измеренные на i-м пробеге, и искомые величины, выражает результаты
1 Если |
величина kw |
определяется впервые, следует принять |
73
наблюдений, выполненных |
для |
определения |
поправки |
|||
лага: |
|
|
|
|
|
|
! + |
W |
^ |
+ |
( - 1 ) ' |
+ 1 ^ = ^ , |
(2-65) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л. = |
3 6 0 0 ^ - ; |
(2.66) |
||
|
|
|
|
'/ |
|
|
рол1—разность |
отсчетов |
лага, |
зафиксированная на i-м |
|||
пробеге, |
мили; |
|
|
|
|
Г.промежуток времени, в течение которого произо шло это приращение отсчета лага, секунды;
Л1—средняя |
скорость1 |
нарастания |
отсчета |
лага на |
i-м пробеге, уз; |
|
|
|
|
Ал.—искомая |
поправка |
лага на /-м режиме, |
%. |
|
Отсюда легко получить следующее уравнение |
попра |
|||
вок: |
|
|
|
|
|
д ; д л 7 + ( _ 1 / + ' ^ - / ; = |
*;, - |
(2.67) |
|
где |
|
|
|
|
|
а\= |
Л г. 100; |
|
(2.68) |
|
1\ = |
У-Л, |
|
(2.69) |
Если на корабле установлено несколько лагов, то для каждого из них на каждом пробеге надо составлять свое уравнение вида (2.67). Если аппроксимировать продоль ную проекцию скорости течения степенной функцией номе ра пробега на режиме и наблюдения, выполненные иа раз ных режимах, обрабатывать раздельно, то решение урав нений (2.60) и (2.67) приведет к следующим оценкам ис комых величин:
— при двух пробегах на режиме
д ^ = 4 - ( / 1 + /2 ); д.*, = (/; + д : ( « ; + «;); (2 . 70 )
— при трех пробегах на режиме
АЛ; = (1[ + 2Г2 + Г3):(а,1 + 2а'2 + а3), |
(2.71) |
1 Не следует отождествлять величину Jit со скоростью по лагу,
которая равна скорости нарастания отсчета лага, умноженной на коэффициент лага.
74
где индексами 1, 2, 3 обозначены номера пробегов на ре жиме.
Если к тому же пренебречь влиянием ветра, то оценки аванса и поправки лага совпадут с оценками, доставляе
мыми традиционными |
способами обработки наблюдений, |
но вычисления будут |
проще, поскольку их придется вести |
с величинами, имеющими меньшее число значащих цифр. Представив зависимости между искомыми и измерен ными величинами в виде уравнений поправок (2.60) и (2.67), мы получим возможность аппроксимировать про дольную проекцию скорости течения не только степенной
функцией |
номера пробега, как в |
традиционных |
способах, |
|
но и любыми другими функциями |
номера |
пробега |
или вре |
|
мени, в |
частности тригонометрическими |
суммами (это |
важно при испытаниях в районе, где наблюдаются зна чительные приливо-отливные течения). Например, можно считать
|
VT! = A-J + |
х2 |
sin шТ/ + л- 3 cos юГ;, |
|
|
(2.72) |
|||||||
где х ь х2, |
хл— искомые коэффициенты; |
|
|
|
|
||||||||
|
Т; — промежуток |
времени |
между |
произволь |
|||||||||
|
|
ным моментом, принятым за начало счета |
|||||||||||
|
|
времени, |
и |
средним |
|
моментом |
1-го про |
||||||
|
|
бега. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда, |
подставив выражение |
(2.72) |
в уравнение |
(2.60), |
|||||||||
получим это уравнение в виде |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
afiV; |
+ bnxx |
+ |
bl2x2 |
+ |
bi3x3 |
+ dAkw |
— lt = |
v., |
|
(2.73) |
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ = ( - 1 ) ' + ' s i n |
cor.; |
|
|
|||||
|
|
|
^•3 = |
( - l) ( ' + 1 cos<o7Y |
|
|
|
(2.74) |
|||||
Аналогичный |
вид примет |
уравнение (2.67). Одни и те |
|||||||||||
же коэффициенты |
х и х2, |
xs |
могут |
включаться |
в |
число |
|||||||
искомых величин в уравнениях поправок, |
составляемых по |
||||||||||||
результатам пробегов на разных режимах |
(если |
только |
|||||||||||
интервалы |
времени |
между |
режимами |
не |
слишком |
вели |
|||||||
ки) . Это позволит |
ограничиваться |
меньшим, |
чем |
в тра |
|||||||||
диционных |
способах, числом |
пробегов |
на каждом режиме, |
||||||||||
без ущерба для |
точности |
аппроксимации |
течения |
и той |
75
точности, с какой будут найдены оценки искомых вели чин.
При испытаниях ходовых качеств кораблей обычно производится измерение крутящего момента на гребных валах. Если рассматривать конкретный гребной винт фик сированного шага, установленный на конкретном корабле, то при небольших углах дрейфа крутящий момент на греб ном валу является функцией двух аргументов: скорости хода VXi н числа Л/,- оборотов гребного вала в минуту. Бу дем отыскивать крутящий момент, соответствующий за данному на /-м режиме числу оборотов движителей Nj3 и той скорости хода V}, которую будет иметь корабль при
этом числе оборотов при штиле, в виде |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
M j = /VIJ c |
-f Л/И,, |
|
|
|
|
|
(2.75) |
||||||
где М)(. — счислимое |
(полученное |
на |
предыдущих |
ис |
|||||||||||||
|
|
пытаниях) |
значение |
крутящего |
момента; |
|
|||||||||||
AAlj |
— искомая |
|
поправка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Зависимость между искомыми и измеренными на г'-м |
|||||||||||||||||
пробеге величинами |
может |
быть |
выражена |
в виде |
|
||||||||||||
М. = |
MjC |
+ |
Ш, |
+ |
v., (К,, - |
V,) |
+ |
v; (Nt |
- |
NJS), |
(2.76) |
||||||
где |
|
Mt |
— средняя |
величина |
|
крутящего |
момента |
||||||||||
|
|
|
|
по измерениям на i-м пробеге; |
|
|
|||||||||||
\Х/—[~ЩГ) |
—частная |
производная |
|
крутящего |
мо- |
||||||||||||
|
|
|
1 |
мента по скорости |
хода; |
|
|
|
|
||||||||
|
/ дМ \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
vy. = |
|
|
—частная |
производная |
|
крутящего |
мо |
||||||||||
|
|
|
мента |
по |
числу |
оборотов |
|
гребного |
|||||||||
|
|
|
|
вала |
в |
минуту. |
|
; |
|
|
|
|
|
|
|||
Заметим,, |
что Vxl |
= Vt |
— (— 1 ) ' + I vTl. |
Учитывая |
также |
||||||||||||
выражения |
(2.58) и |
(2.59), |
получим |
еще одно |
уравнение |
||||||||||||
поправок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а'ЛМ. |
+ |
^ Д k w - |
/; = |
v\, |
|
|
|
(2.77) |
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а/ = |
+ 1 ; |
|
|
|
|
|
|
|
(2.78) |
||
/; = |
Л4. - |
Mjz - |
( , V |
; + |
vy ) (N, - |
Nj3) |
- |
p-jclfac. |
(2.79) |
Если величина Mjc принимается по результатам пре дыдущих испытаний испытуемого или однотипного с ним
76
корабля, выполненных при тех же водоизмещении, состоя нии, подводной части корпуса и заданном числе оборотов движителей в минуту, как и при обрабатываемых наблю-^ дениях, то величины р.; и v, могут быть рассчитаны по сле дующим формулам:
|
•/.Nl3H |
(2.80) |
||
V |
= |
-; |
||
|
||||
ко) |
30,8(1 —w) |
|
' |
|
|
Мус |
|
(2.81) |
|
|
1 + |
|
(2.82) |
где Vj{u) |
— скорость хода, на |
которой .при заданном |
чис |
|||||||
|
ле оборотов гребнрго винта в минуту крутя |
|||||||||
|
щий |
момент |
становится |
|
равным |
нулю, уз; |
||||
И-—конструктивный |
шаг винта, м; |
|
|
|
||||||
w — коэффициент |
попутного |
|
потока. |
|
|
|
||||
Для устанавливаемых на быстроходных военных ко-' |
||||||||||
раблях |
широколопастных |
винтов |
величина |
коэффициен |
||||||
та х может выбираться из табл. 2.2 |
по отношению |
H:D |
||||||||
конструктивного |
шага |
винта |
к его |
диаметру. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
• |
|
Т а б л п ц а |
2.2 |
|
Значение коэффициента |
•/. для широколопастных |
винтов |
||||||||
Н: D |
0,8 |
1,0 . |
1.2 |
1.-1 |
1.6 |
|||||
|
1,28 |
1,22 |
1,18 |
1,17 |
1.16 |
|||||
Коэффициент |
попутного |
потока, |
если |
его |
значение, |
определенное по результатам испытаний модели корабля, неизвестно, может быть рассчитан по приближенной фор
муле |
Тейлора: |
|
|
|
|
— |
для винтов в |
диаметральной плоскости |
|
||
|
|
w = 0,55 |
- |
0,05; |
(2.83) |
— |
для - бортевых |
винтов |
|
|
|
|
|
w = 0,553 - |
0,20, |
(2.84) |
|
где 3 — коэффициент |
полноты |
водоизмещения. |
|
77