Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решив уравнение (2 . 28), можно получить искомый угол дрейфа. Заметим, что практически единственную возмож­ ность исследования функций f0 (a) и fi(qw) представляют аэродинамические испытания моделей кораблей. Итак, за­

дача

может

быть сформулирована следующим

образом:

располагая

функциями f0(a) и fi(qw),

найденными (хотя

бы с

точностью до постоянных множителей) при

испыта­

ниях

моделей кораблей, представить

их в виде, • удобном

для обработки результатов натурных наблюдений углов дрейфа.

В

способах .прадвычисленпя

утла

дрейфа,

предложен­

ных Н. Н. Матусевичем [54] и С. И .

Деминым

[20], пола­

гается,

что fi (qw)

= s i n q\V.

Это

приближение

является

гру­

бым, так как такая зависимость поперечной

составляющей

силы

давления ветра

от курсового угла свойственна толь­

ко судну,

надводная

часть

корпуса

которого

представляет

собой

тело вращения

с вертикальной

осью симметрии.

 

К.

К.

Федяевский

предложил

[77]

пользоваться

обоб­

щенной

функцией

f[

(qw),

полученной

осреднением

ре­

зультатов

продувок

моделей кораблей

нескольких

типов.

По его данным, относительная величина отклонений функ­

ции f\{qw)

от

функции /* (<7w) для кораблей

разных ти­

пов не превышает

10%- Таблица значений

обобщенной

функции

fi {qw)

по

К. К. Федяевскому приведена в § 3.8.

Безусловно, удовлетворяться такими паллиативными решениями нельзя. Следует считать необходимым, чтобы в комплект документации, передаваемой промышленностью флоту со вновь построенным кораблем, наряду с таблица­ ми и диаграммами остойчивости и непотопляемости; гру­ зовым масштабом, паспортной диаграммой ходовых ха­ рактеристик и т. д., включалась и таблица (или график) функции f\(qw), составленная по результатам продувок модели корабля данного типа в аэродинамической трубе.

Как показали испытания [3] моделей судов нескольких типов, функция /о(а) вполне удовлетворительно аппрокси­ мируется выражением

 

/ 0 (а) =

ех sin cos а +

с2 sin2 а +

cs sin4 а,.

(2.30)

где

с\, С2, сз—коэффициенты,

зависящие

от формы

обво­

дов

подводной части корпуса

корабля.

 

 

В

литературе

описаны следующие формулы для ее

упрощенной аппроксимации.

64


Вспособе предвычисления угла\ ветрового дрейфа,

предложенном Н. Н. Матусевичем, считается, что fo(a) =

= аа;

коэффициент а отыскивается из натурных

наблюде­

ний

углов дрейфа.

/о(а)= [а +

В

способе К. К. Федяевского полагается

+ Ьа)2\ коэффициенты а н b отыскиваются

из

натурных

наблюдений.

 

 

a

Рис. 2.2. Зависимость

угла дрейфа

 

от величины

j / " Fi

'•

I — аппроксимация способом Н, Н. Мату-

севпча;

2 — аппроксимация

способом

К. К- Федяевского: 3 —• аппроксимация спо­

 

собом G. И. Демина

 

С И .

Демин принял f 0 (a) sec2 a = '(a + 6 t g a ) 2 ; коэффи­

циенты а и b определяются

из модельных

экспериментов.

На

рис. 2.2 показаны

(для . наглядности

несколько

утрированно) зависимость

угла дрейфа

а от

величины

Y F\ I

к

которой приводит

решение

уравнений

(2.28) и

(2.29),

и результаты ее аппроксимации

формулами Мату-

севича, Федяевского и Демина. Формула С. И. Демина

дает наилучшее

приближение при углах

дрейфа от 3—5

до 20—25°, при малых же углах дрейфа ошибки

аппрокси­

мации достигают

1—2°.

 

 

Если считать

 

 

 

' /0

(a) = Cj sin a cos а + с2 sin2

а,

(2.31)

3—858

65


to ошибки аппроксимации не превышают нескольких деся­ тых долей градуса при углах дрейфа от 0 до 20—25°. Урав­ нение (2.28) примет вид

* t g a + у t g 2 * = FU

(2.32)

где х, у— постоянные коэффициенты. Отыскивая их оцен­ ки из натурных наблюдений углов дрейфа, придем к урав­ нению поправок, выражающему результаты i'-го наблю­ дения, в виде

 

atbx + bfiy-l^v,,

 

 

 

'

 

 

 

(2.33)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

7 - 3 °

^ +

4

^

Z ±

L ;

 

 

(2.34)

 

V "х 11

 

с

(1 + tg* « / c

) V д:2с +

4ycF,

 

 

 

l~\*y)f~

«/c =

2 /

( l

+ . g ' a , . c ) l ^

+ AycFt

'

( 2

- 3 6 )

 

arc tg

 

^

 

 

J

 

 

 

^ =

( i

-

W - |

/

, (

y

;

 

 

 

(2.37)

 

 

 

=

 

 

 

 

 

 

 

(2.38)

*c> Ус —оценки искомых величин х, у, полу­ ченные в результате обработки преды­ дущих наблюдений (счислимые зна­ чения искомых величин);

 

Ах,

— искомые

поправки

к счислимым

зна­

 

 

 

чениям

искомых

величин;

 

 

 

 

Vxi>

Wt,

а1—наблюденный

угол

дрейфа,

град;

 

qwl

— наблюденные

значения

скорости

хода

 

 

 

корабля, скорости

и-

курсового

угла

 

 

 

относительного ветра; •

 

 

 

 

 

 

ATt— отклонение средней осадки

корабля от

 

 

 

осадки

при

нормальном

водоизмеще­

 

 

 

нии.

 

 

 

 

 

величины х

По своему

физическому

смыслу

искомые

и у являются

постоянными

числами,

 

зависящими

только

от типа

корабля

и не подверженными

случайным

измене-

66


ниям. Поэтому применение алгоритма последовательного уточнения оценок искомых величин существенно упро­ щается. Если принимать среднюю квадратическую вели-* чину ошибки измерения, вес которого принят равным еди­ нице, всегда одной и той же, выражение (1.75) примет вид

(2.39)

где (^[Л^Опр —матрица коэффициентов при неиз­ вестных в нормальных уравнениях, составленных при об­ работке предыдущих наблюдений.

Следовательно, можно обойтись без обращения матри­ цы, а просто вычислять коэффициенты при неизвестных в нормальных уравнениях нарастающим итогом, прибавляя вновь вычисленные суммы [pad], [pab], [pbb] к соответст­ вующим коэффициентам при неизвестных в нормальных уравнениях, составленных по результатам предыдущих на­ блюдений.

Конечно, выполнение этих хотя и простых, но трудоем­ ких вычислений на каждом корабле было бынеоправдан­ ным. При современном развитии средств связи и обработ­ ки информации целесообразна централизованная обработ­ ка результатов наблюдений, представляемых кораблями, в учреждениях, располагающих современной вычислитель­ ной техникой. Результаты должны выражаться в форме,

удобной для

практического

использования,

например в

виде комплекта

таблиц,

составленных

по

формуле

(2.29) — для

вычисления

величины

F\ по

наблюденным

значениям

qw\ W: Vx и

AT

и по

формуле

(2.36)—для

вычисления

угла

ветрового

дрейфа

по величине

Fi.

Если скорость хода корабля невелика и к тому же пе­ ременна (например, при выполнении маневра швартовки), то учет влияния ветра на путь корабля через угол дрейфа становится неудобным. Возникает необходимость предвычислення скорости дрейфа Vv.

С той же относительной точностью, с какой удовлетво­ ряется приближенное равенство

К/о (а) = sin а,

(2.40)

можно считать скорость дрейфа зависящей только от ско­ рости и курсового угла относительного ветра и не завися-

3*

67


щей от скорости хода корабля. Действительно, при усло­ вии (2.40) уравнение (2.28) принимает вид

Ух tgа = У у = h V{\-k^T)fx{qw)

W,

(2.41)

где h — постоянный

коэффициент, зависящий

от

типа ко­

рабля.

 

 

 

 

 

При отношениях

коэффициентов

С\ : с2: с3 ,

свойствен­

ных моделям суДов, исследованным в работе

[3], и

углах

дрейфа от 30 до 150° относительная

ошибка

аппроксима­

ции скорости дрейфа формулой (2.41)

не превышает

10%.

При меньшем удлинении подводной части корпуса,

харак­

терном для многих военных кораблей, эта ошибка будет еще меньше.

Для отыскания оценки коэффициента Л из натурных наблюдений скорости дрейфа удобно применить алгоритм последовательного уточнения оценок искомых величин.

Пусть

 

 

 

 

 

hc

— счислимое значение

коэффициента h,

найденное

 

из предыдущих

наблюдений;

 

 

Д/г — искомая

поправка

к счислимому

значению этого

 

коэффициента;

 

 

 

 

Vyl

— наблюденное значение скорости

дрейфа в i-м из

 

вновь выполненных

наблюдений;

 

о:- — средняя

квадратическая ошибка

t-ro

наблюдения

 

скорости

дрейфа;

 

 

 

 

 

а, =

 

Wt\

(2.42)

 

 

^у /( с) =

М / ;

 

' (2-43).

 

 

h = y y l - y y l w .

 

(2.44)

Тогда i-e уравнение поправок, его вес и решение (1.78) системы нормальных уравнений будут иметь вид

 

 

л

 

 

 

Lh =

' = '

. „

(2.46)

 

( 2 > « ? ) „ p

+ : £ / W

 

где

( 2 - ^ я 2 ) п р значение

знаменателя

в формуле (2.46)

при

обработке результатов

предыдущих

наблюдений.

68