Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
нпя выбирается из навигационных пособии, но и При учете течения, определенного навигационным способом по невяз кам обсерваций или из эпизодических сличений показаний абсолютного и относительного лагов.
Как бы ни были велики успехи науки и техники в соз дании абсолютных лагов и средств определения места ко рабля, они не могут освободить мореплавателей от необ ходимости пользоваться прогнозами течений хотя бы по
тому, |
что |
без |
них |
невозможны |
предварительные |
расчеты |
||||||
плавания корабля. |
|
Характеристики |
течений, приводимые |
|||||||||
в |
пособиях" для мореплавателей, должны |
давать |
ответы |
|||||||||
на |
два |
основных |
вопроса: |
|
|
|
|
|
||||
|
— |
какой вектор |
течения |
следует |
учитывать в |
данной |
||||||
точке |
моря |
(океана) |
в данный |
момент времени? |
|
|||||||
|
— |
каковы |
возможные отклонения - фактического тече |
|||||||||
ния от выбранного |
из пособия и к каким ошибкам |
счисле |
||||||||||
ния они могут |
привести? |
|
|
|
|
|
||||||
|
Способ |
ответа |
на первый вопрос сомнений не вызы |
|||||||||
вает: |
в |
пособиях |
|
должны |
указываться |
статистические |
оценки математического ожидания вектора скорости тече ния как функции даты, поля ветра и (для приливо-отлив ных течений) астрономических факторов. Насколько позво ляет изученность течений, сведения такого рода, помещае мые в .пособиях, потребностям мореплавания удовлетво ряют. Ответа же на второй вопрос из современных пособий штурман, к сожалению, не получает. Так называемые розы течений оказываются практически бесполезными. Чтобы удовлетворить современным требованиям, в пособиях дол жны отображаться следующие статистические характери стики течений:
1. Оценка возможных отклонений приведенной в атла се оценки от математического ожидания вектора скорости течения. Она может указываться элементами матрицы Кц или эквивалентного ей среднего квадратического эллипса постоянных ошибок учета течения. Безусловно, при их оце нивании должны учитываться не только точность и рас сеивание результатов измерений, но и дополнительные ошибки, возникающие в результате приблизительности предположения о стационарности и однородности' поля те чения (вследствие не учитываемой в нашей модели круп номасштабной изменчивости вектора скорости течения по времени и в пространстве). Тогда, пользуясь формулами (2.116) или (2.117), будет нетрудно оценить и соответст вующую ошибку счисления.
96
2. Характеристики временной и пространственной из менчивости вектора скорости течения. Их следует пред ставлять в таком виде, чтобы при минимуме вычислений можно было оценивать корреляционную матрицу ошибок счисления, обусловленных этими причинами, или эквива^ лентный ей средний квадратический эллипс ошибок.
Рассмотренные выше ошибки счисления можно разде лить на следующие основные группы:
— нарастающие пропорционально времени (обуслов ленные постоянными ошибками в учете течения);
—нарастающие примерно пропорционально квадратпому корню от времени (обусловленные временной и про странственной изменчивостью течения, случайными коле баниями ошибок курсоуказания и измерения скорости хода корабля относительно их средних значений);
—нарастающие пропорционально генеральному пла ванию (обусловленные постоянными ошибками курсоука
зания и поправки лага).
Это обстоятельство, следует учитывать при апостериор ном оценивании точности счисления. В печати высказыва лись предложения считать среднюю квадратическую ошиб ку счисления нарастающей пропорционально времени или квадратному корню от времени. Как видно из сказанного выше,' более оправданной следует считать ее аппроксима
цию |
формулой |
|
|
|
Мс = |
Vkxt + k2P, |
(2.121). |
где |
k\, k2 — эмпирически |
определяемые |
коэффициенты. |
§ 2.5. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е МЕСТА КОРАБЛЯ
Пусть несколько линий положения, отягощенных слу чайными и систематическими ошибками, образуют фигу ру погрешностей. Нам необходимо найти обсервованиое место корабля и оценитьошибки обсервованного места.
В общем случае мы не должны пренебрегать ни той ин формацией о месте корабля, которая выражается линия ми положения, полученными в результате измерений нави гационных параметров, ни той, которая отображается счислимым местом корабля. Но в практике кораблевожде ния преимущественное распространение получили прибли женные алгоритмы отыскания обсервованного места, ос нованные на предположении о пренебрежимо малой точ-
•1-858 |
97 |
I - I O C T I I счислпмого .места по сравнению с точностью линии положения.
Будем рассматривать ошибки (смещения) линий положения, обусловленные -ошибками измерений навигацион ных параметров, применяя к ним те же термины, что и к ошибкам измерений. Если смещения нескольких линии по ложения являются попарно независимыми случайными ве
личинами, |
будем |
называть их случайными, |
если |
их взаим |
||||||||||||
ная зависимость |
может |
|
быть |
|
описана |
выражением |
вида |
|||||||||
(1.3),— систематическими. |
Введём |
обозначения, |
несколько |
|||||||||||||
отличные |
от принятых в гл. 1: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
х, |
у— прямоугольные |
координаты |
места |
ко |
||||||||||
|
|
|
|
рабля (разность широт и отшествие |
||||||||||||
|
|
|
|
относительно точки, принятой за на |
||||||||||||
|
|
|
|
чало |
координат); |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
хс, |
ус |
— координаты |
|
счислпмого |
места |
ко |
||||||||
|
|
|
|
рабля; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
U'[ — измеренное |
значение 1-го навигацион |
||||||||||||
|
|
|
|
ного |
параметра, |
исправленное |
всеми |
|||||||||
|
|
|
|
учитываемыми |
поправками; |
|
|
|
||||||||
Uic = 'h (хс> Ус) — счислимое |
|
значение |
навигационного |
|||||||||||||
|
|
|
|
параметра |
|
(вычисленное |
исходя |
из |
||||||||
|
|
|
|
координат |
|
счислпмого |
места |
ко |
||||||||
|
|
|
|
рабля); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Z f C — счислимое |
|
(определенное |
из предыду |
|||||||||||
|
|
|
|
щих |
наблюдений) |
значение |
амплиту |
|||||||||
|
|
|
|
ды поправки, служащей для компен |
||||||||||||
|
|
|
|
сации |
r-й |
систематической |
ошибки; |
|||||||||
гг(А) |
и |
zr(B)—оценки |
|
поправок |
к величине Zrc, |
полу |
||||||||||
|
|
|
|
ченные способами А и В; |
|
|
г-п |
|
||||||||
|
|
|
Сг — истинное |
значение |
амплитуды |
си |
||||||||||
|
|
|
|
стематической |
ошибки; |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
o*c = |
M[(;r |
+ |
Z r c n , |
|
|
|
(2.122) |
|||||
|
|
^r(A) = = |
^rc + Z |
г(А) > ^ПВ) ~ |
^гс + Z |
г(В)' |
(2-123) |
|||||||||
0 r ( A ) = |
A f [ ( < r + |
|
Z r ( / J ] ; |
< ^ = |
4 ( c / + Z r U J ] . |
(2-124) |
||||||||||
Простейший |
|
случай |
определения |
места |
|
корабля — по |
||||||||||
двум линиям положения, |
когда |
за |
обсервованное |
место |
принимается точка их пересечения. Влияние случайных ошибок измерений на точность обсервованного места мо-
98
жет оцениваться средним квадратическим эллипсом (это описано в любом современном учебнике навигации), кор реляционной матрицей или средней квадратической ошиб кой обсервованного места:
где ol f |
С7г — средние |
квадратические |
величины |
случай |
||
|
ных ошибок измерений первого и второго |
|||||
|
навигационных |
параметров; |
|
|||
gi, |
g2—модули |
градиентов навигационных |
пара |
|||
|
метров; |
|
|
|
|
|
|
б — угол между |
градиентами; |
|
|||
Кхх, |
Куу—диагональные |
элементы |
корреляционной |
|||
|
матрицы |
вектора |
ошибок |
координат |
обсер |
вованного места.
Общий путь оценивания влияния систематических оши
бок выражен формулами (1.19), (1.20) и |
(1.18). |
Поль |
зуясь ими, нетрудно получить выражение |
и для |
векто |
риальной ошибки обсервованного места, обусловленной влиянием некоторой (г-н) остаточной систематической
ошибки |
измерений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
аг С —средняя |
квадратическая величина |
амплиту |
|||||||
|
|
ды г-н |
остаточной |
систематической |
ошибки; |
|||||
frufr? |
— значения, |
которые |
приняла |
функция |
fr(a, |
|||||
|
|
р , .. ) при измерениях |
первого |
и второго на |
||||||
|
|
вигационных |
параметров. |
|
|
|
||||
Частные случаи формулы (2.126) приведены В. Т. Кон- |
||||||||||
драшихиным [39, § |
17]: |
|
|
|
|
|
|
|
||
— |
если f r i = / г 2 = |
+ 1 |
(измерения |
отягощены |
повторяю |
|||||
щейся |
систематической |
ошибкой), |
|
|
|
|
||||
— |
если, кроме того, g\—gz,a |
+ 1 |
(место |
корабля |
опре |
|||||
деляется |
по высотам |
двух |
светил или по расстояниям до |
|||||||
двух |
ориентиров), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m , = |
a,c sec |
2 . |
|
|
(2.128) |
4* |
99 |