Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мовой меткам проверить, не оказалась ли нарушенной

предыдущая

регулировка, закрепить

центрирующую

шайбу.

 

 

В первых образцах репитеров фиксирование центри­

рующей шайбы

в буксе осуществлялось

регулировочными

винтами, но совершенствование технологичности конструк­ ции повело к их ликвидации. Высказывались предложе­ ния фиксировать шайбу в буксе жидким мылом [78] или масляной краской. Но эти предложения можно рассматри­ вать только как паллиативные. Необходимо создание кон­ струкции репитера, которая обеспечила бы простоту и ста­ бильность регулировок.

2. Поверка параллельности оси 0—180° азимутального

кольца репитера с диаметральной плоскостью корабля.

Сумма измеренных курсовых углов на поверочные метки, выраженных в круговом счете, не должна отличаться от суммы истинных курсовых углов более чем на 0,2°. Для устранения непараллельности надо отдать стопорные вин­ ты, крепящие верхнюю часть пелоруса к нижней, и раз­ вернуть ее на угол, равный обнаруженной погрешности. Закрепив верхнюю часть пелоруса, повторить поверку. Обозначить меткой правильное положение верхней части пелоруса относительно нижней.

3. Поверка совпадения центра картушки грубого отсче­ та с осью ее вращения. Заметить компасный курс КК\ по репитеру. Установить пеленгатор на отсчет 0° по азиму­ тальному кольцу, снять отсчет пеленга КГЦ под призмой пеленгатора по картушке грубого отсчета. Установив на репитере курс A'A'i±180°, снова заметить отсчет пеленга. Его отличие от величины A77i±180°, превышающее 0,1°,

свидетельствует об

эксцентриситете картушки

относитель­

но оси ее вращения

(устраняется

смещением картушки от­

носительно диска,

на

котором она

закреплена,

вправо-вле­

во по отношению к линии

0—180°

азимутального

кольца);

Повторить ту же

поверку

при курсах A A i + 90°,

КК\—90°

(обнаруженный

эксцентриситет

устраняется смещением

картушки вправо-влево относительно оси 0—180° азиму­ тального кольца). Проверить, не оказалась ли нарушенной предыдущая регулировка.

4. Поверка нуля картушки грубого отсчета. Заметить компасный курс КК\ по репитеру. Установить пеленгатор на отсчет 0° по азимутальному кольцу, снять отсчет пелен­

га КП1 по картушке

грубого отсчета, рассчитать разность

<7i = A77i — A'Ai. Те

же действия повторить при ККз —

158


=

+90°; KK3 = KKi + 180°; tf/C4 = W + 2 7 0 o .

Рассчитать

величину

 

 

Я = x (?i + ? 2 + ft + <7J-

(3.56)

Если она отличается от нуля более чем на 0,2°, на рав­ ный ей угол должна быть развернута картушка грубого от­ счета относительно диска, на котором она закреплена (по часовой стрелке, если величина q положительна, против часовой стрелки, если величина q отрицательна). Прове­ рить, не оказалась ли нарушенной регулировка, выполнен­ ная при поверке 3.

5. Поверка совпадения оси вращения картушки с цен? тром азимутального кольца. Убедившись, что поверки 1, 3, 4 дают удовлетворительные результаты, установить пе­ ленгатор на отсчет 0° по азимутальному кольцу, снять от­ счет пеленга КПХ под призмой пеленгатора по картушке грубого отсчета. Установить пеленгатор на счете 180° по азимутальному кольцу, снова заметить отсчет пеленга. Его

отличие от

величины KIh±lS0°,

превышающее

0,1°, сви­

детельствует

об эксцентриситете

оси вращения

картушки

относительно азимутального кольца (устраняется смеще­ нием механизма репитера относительно корпуса репитера вправо-влево по отношению к оси 0—180° азимутального кольца). Повторить ту же поверку при установке пелен­

гатора

на отсчеты курсового угла по азимутальному коль­

цу 90°

правого и левого борта (обнаруженный эксцентри­

ситет устраняется смещением механизма относительно кор­ пуса репитера вперед-назад). Проверить, не оказалась ли

нарушенной

предыдущая

регулировка.

 

 

 

§ 3.8.

О С Р Е Д Н Е Н Н Ы Е

ЗНАЧЕНИЯ

ФУНКЦИЙ / , (qw)

 

 

(ПО

К. К. Ф Е Д Я Е В С К О М У )

И 3,78

/ 2

(qw)

 

В табл.

3.12

приведены

значения

функции

fi{qw)

для

предвычисления

угла ветрового дрейфа,

заимствованные

из работы К. К.

Федяевского [77], и функции 3,78 Ы ? т г )

для

предвычисления

изменений

скорости

хода

от влияния

вет­

ра, полученные как средние из опубликованных в печати результатов аэродинамических продувок моделей кораблей разных типов.

159


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3.12

 

Значения функций /, (qw)

н 3,78 /2 (qw)

 

17\Р

 

3 . 7 8 / ^ )

град

3. 78/2

(gw)

| рад

 

 

 

 

 

 

0

0

+3,78

90

1.00

0

 

10

О.Ю

+

4,23

100

0,99

- 1 , 0 2

20

0,25

+

4,61

110

0,96

—2,00

30

0,45

+

4,80

120

0,88

—3.02

40

0.62

+4,57

130

0,77

—3,89

50

0,76

+3,89

140

0,62

—4,57

60

0,88

+3,02

150

0,46

—4,80

70

0,95

+2,00

160

0.27

—4,61

80

0,99

+

1,02

170

0,11

- 4 , 2 3

90

1 .СО

 

0

180

0

—3.78

§ 3.9. В С П О М О Г А Т Е Л Ь Н Ы Е ТАБЛИЦЫ Д Л Я ОБРАБОТКИ

 

 

НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ Х О Д О В Ы Х

 

 

 

КАЧЕСТВ

КОРАБЛЯ

 

 

Средние за время пробега значения продольной проек­ ции абсолютной скорости перемещения корабля У,-, числа оборотов гребного винта в минуту /V,- и скорости нараста­ ния отсчета лага Л,- представляются в виде

 

 

V^V^

+ Ay,

 

 

(3.57)

 

 

N^N^

+ A.N;

 

 

(3.58)

 

 

Л, = 1/Пр +

Д,Л,

 

(3.59)

где

V n p ,

Nnp — произвольные

приближенные (с

 

 

точностью

до

1 уз

или 10

об/мин)

 

 

значения

искомых

величин;

 

Ay,

AtN,

Д^Л — искомые

поправки,

 

 

Поправка AiV в узлах вычисляется по формулам:

— при длине пробега

выраженной в морских ми­

лях:

 

A y = i | 0 ( S ( . - 5 ( n p W ) ;

(3.60)

160



при длине пробега 5/ , выраженной в метрах:

 

^

= - i f i ( s ; - s ^ p ) l ) ,

 

 

(3.61)

где

tt—время

 

пробега, с;

 

 

 

 

 

 

S(np)i—расстояние,

 

 

проходимое при

скорости

УПр за

 

время

ti,

 

мили;

 

 

 

 

 

 

5 ('пР )/ — т о ж е

>

м -

 

 

 

 

и дцЛ в

 

 

Поправки Aj/V в оборотах в минуту

милях

 

\

N

= -y-(POc-poc(np)l);

 

 

 

 

(3.62)

 

М

=

-

^ ( ^

- ^

) 4

)

,

 

(з.бз)

где

t'. — время,

за

которое

на

суммирующем

счетчике

 

зафиксировано приращение

отсчета рос,-, с;

 

f. —время, за которое на счетчике лага зафикси­

 

ровано приращение отсчета роЛ{, с;

 

 

Poc(np)i

—приращение

числа оборотов при Nnv

за время

 

t'h

обороты;

 

 

 

 

 

 

5( "п р И — расстояние,

проходимое при

скорости

V n p за

 

время

г

 

мили.

 

 

 

 

 

 

Перед испытаниями, когда известны режимы, на кото­ рых они должны проводиться, и длины пробегов, следует, пользуясь приведенными ниже табл. 3.15—3.17, составить рабочие вспомогательные таблицы. Для сложения и вычи­ тания удобно пользоваться арифметической линейкой, вы­ числения поправок по формулам (3.60) — (3.63) вести на логарифмической линейке.

Пример 3.1. Кораблю предстоит определение скорости хода и по­ правки .тага при заданном числе оборотов движителей /Vj3 =235 об/мни.

Ожидается, что при этом скорость хода

будет равна 21 ± 1

уз. Длина

участка мерной линии, на

котором

намечено

проводить

испытания,

раина 1,973 мили. Скорость

течения

на

мерной

линии не

превышает

0,7 уз. Составить рабочие вспомогательные таблицы для обработки наблюдений.

161