Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
мовой меткам проверить, не оказалась ли нарушенной
предыдущая |
регулировка, закрепить |
центрирующую |
шайбу. |
|
|
В первых образцах репитеров фиксирование центри |
||
рующей шайбы |
в буксе осуществлялось |
регулировочными |
винтами, но совершенствование технологичности конструк ции повело к их ликвидации. Высказывались предложе ния фиксировать шайбу в буксе жидким мылом [78] или масляной краской. Но эти предложения можно рассматри вать только как паллиативные. Необходимо создание кон струкции репитера, которая обеспечила бы простоту и ста бильность регулировок.
2. Поверка параллельности оси 0—180° азимутального
кольца репитера с диаметральной плоскостью корабля.
Сумма измеренных курсовых углов на поверочные метки, выраженных в круговом счете, не должна отличаться от суммы истинных курсовых углов более чем на 0,2°. Для устранения непараллельности надо отдать стопорные вин ты, крепящие верхнюю часть пелоруса к нижней, и раз вернуть ее на угол, равный обнаруженной погрешности. Закрепив верхнюю часть пелоруса, повторить поверку. Обозначить меткой правильное положение верхней части пелоруса относительно нижней.
3. Поверка совпадения центра картушки грубого отсче та с осью ее вращения. Заметить компасный курс КК\ по репитеру. Установить пеленгатор на отсчет 0° по азиму тальному кольцу, снять отсчет пеленга КГЦ под призмой пеленгатора по картушке грубого отсчета. Установив на репитере курс A'A'i±180°, снова заметить отсчет пеленга. Его отличие от величины A77i±180°, превышающее 0,1°,
свидетельствует об |
эксцентриситете картушки |
относитель |
||
но оси ее вращения |
(устраняется |
смещением картушки от |
||
носительно диска, |
на |
котором она |
закреплена, |
вправо-вле |
во по отношению к линии |
0—180° |
азимутального |
кольца); |
|
Повторить ту же |
поверку |
при курсах A A i + 90°, |
КК\—90° |
|
(обнаруженный |
эксцентриситет |
устраняется смещением |
картушки вправо-влево относительно оси 0—180° азиму тального кольца). Проверить, не оказалась ли нарушенной предыдущая регулировка.
4. Поверка нуля картушки грубого отсчета. Заметить компасный курс КК\ по репитеру. Установить пеленгатор на отсчет 0° по азимутальному кольцу, снять отсчет пелен
га КП1 по картушке |
грубого отсчета, рассчитать разность |
<7i = A77i — A'Ai. Те |
же действия повторить при ККз — |
158
= |
+90°; KK3 = KKi + 180°; tf/C4 = W + 2 7 0 o . |
Рассчитать |
величину |
|
|
|
Я = x (?i + ? 2 + ft + <7J- |
(3.56) |
Если она отличается от нуля более чем на 0,2°, на рав ный ей угол должна быть развернута картушка грубого от счета относительно диска, на котором она закреплена (по часовой стрелке, если величина q положительна, против часовой стрелки, если величина q отрицательна). Прове рить, не оказалась ли нарушенной регулировка, выполнен ная при поверке 3.
5. Поверка совпадения оси вращения картушки с цен? тром азимутального кольца. Убедившись, что поверки 1, 3, 4 дают удовлетворительные результаты, установить пе ленгатор на отсчет 0° по азимутальному кольцу, снять от счет пеленга КПХ под призмой пеленгатора по картушке грубого отсчета. Установить пеленгатор на счете 180° по азимутальному кольцу, снова заметить отсчет пеленга. Его
отличие от |
величины KIh±lS0°, |
превышающее |
0,1°, сви |
детельствует |
об эксцентриситете |
оси вращения |
картушки |
относительно азимутального кольца (устраняется смеще нием механизма репитера относительно корпуса репитера вправо-влево по отношению к оси 0—180° азимутального кольца). Повторить ту же поверку при установке пелен
гатора |
на отсчеты курсового угла по азимутальному коль |
цу 90° |
правого и левого борта (обнаруженный эксцентри |
ситет устраняется смещением механизма относительно кор пуса репитера вперед-назад). Проверить, не оказалась ли
нарушенной |
предыдущая |
регулировка. |
|
|
|
||
§ 3.8. |
О С Р Е Д Н Е Н Н Ы Е |
ЗНАЧЕНИЯ |
ФУНКЦИЙ / , (qw) |
|
|||
|
(ПО |
К. К. Ф Е Д Я Е В С К О М У ) |
И 3,78 |
/ 2 |
(qw) |
|
|
В табл. |
3.12 |
приведены |
значения |
функции |
fi{qw) |
для |
|
предвычисления |
угла ветрового дрейфа, |
заимствованные |
|||||
из работы К. К. |
Федяевского [77], и функции 3,78 Ы ? т г ) |
для |
|||||
предвычисления |
изменений |
скорости |
хода |
от влияния |
вет |
ра, полученные как средние из опубликованных в печати результатов аэродинамических продувок моделей кораблей разных типов.
159
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3.12 |
|
Значения функций /, (qw) |
н 3,78 /2 (qw) |
|
||||
17\Р |
|
3 . 7 8 / ^ ) |
град |
3. 78/2 |
(gw) |
||
| рад |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
0 |
0 |
+3,78 |
90 |
1.00 |
0 |
|
|
10 |
О.Ю |
+ |
4,23 |
100 |
0,99 |
- 1 , 0 2 |
|
20 |
0,25 |
+ |
4,61 |
110 |
0,96 |
—2,00 |
|
30 |
0,45 |
+ |
4,80 |
120 |
0,88 |
—3.02 |
|
40 |
0.62 |
+4,57 |
130 |
0,77 |
—3,89 |
||
50 |
0,76 |
+3,89 |
140 |
0,62 |
—4,57 |
||
60 |
0,88 |
+3,02 |
150 |
0,46 |
—4,80 |
||
70 |
0,95 |
+2,00 |
160 |
0.27 |
—4,61 |
||
80 |
0,99 |
+ |
1,02 |
170 |
0,11 |
- 4 , 2 3 |
|
90 |
1 .СО |
|
0 |
180 |
0 |
—3.78 |
|
§ 3.9. В С П О М О Г А Т Е Л Ь Н Ы Е ТАБЛИЦЫ Д Л Я ОБРАБОТКИ |
|
||||||
|
НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ Х О Д О В Ы Х |
|
|||||
|
|
КАЧЕСТВ |
КОРАБЛЯ |
|
|
Средние за время пробега значения продольной проек ции абсолютной скорости перемещения корабля У,-, числа оборотов гребного винта в минуту /V,- и скорости нараста ния отсчета лага Л,- представляются в виде
|
|
V^V^ |
+ Ay, |
|
|
(3.57) |
|
|
|
N^N^ |
+ A.N; |
|
|
(3.58) |
|
|
|
Л, = 1/Пр + |
Д,Л, |
|
• |
(3.59) |
|
где |
V n p , |
Nnp — произвольные |
приближенные (с |
||||
|
|
точностью |
до |
1 уз |
или 10 |
об/мин) |
|
|
|
значения |
искомых |
величин; |
|
||
Ay, |
AtN, |
Д^Л — искомые |
поправки, |
|
|
Поправка AiV в узлах вычисляется по формулам:
— при длине пробега |
выраженной в морских ми |
лях: |
|
A y = i | 0 ( S ( . - 5 ( n p W ) ; |
(3.60) |
160
при длине пробега 5/ , выраженной в метрах:
|
^ |
= - i f i ( s ; - s ^ p ) l ) , |
|
|
(3.61) |
||||||
где |
tt—время |
|
пробега, с; |
|
|
|
|
|
|
||
S(np)i—расстояние, |
|
|
проходимое при |
скорости |
УПр за |
||||||
|
время |
ti, |
|
мили; |
|
|
|
|
|
|
|
5 ('пР )/ — т о ж е |
> |
м - |
|
|
|
|
и дцЛ в |
|
|
||
Поправки Aj/V в оборотах в минуту |
милях |
||||||||||
|
\ |
N |
= -y-(POc-poc(np)l); |
|
|
|
|
(3.62) |
|||
|
М |
= |
- |
^ ( ^ |
- ^ |
) 4 |
) |
, |
|
(з.бз) |
|
где |
t'. — время, |
за |
которое |
на |
суммирующем |
счетчике |
|||||
|
зафиксировано приращение |
отсчета рос,-, с; |
|||||||||
|
f. —время, за которое на счетчике лага зафикси |
||||||||||
|
ровано приращение отсчета роЛ{, с; |
|
|
||||||||
Poc(np)i |
—приращение |
числа оборотов при Nnv |
за время |
||||||||
|
t'h |
обороты; |
|
|
|
|
|
|
|||
5( "п р И — расстояние, |
проходимое при |
скорости |
V n p за |
||||||||
|
время |
t° г |
|
мили. |
|
|
|
|
|
|
Перед испытаниями, когда известны режимы, на кото рых они должны проводиться, и длины пробегов, следует, пользуясь приведенными ниже табл. 3.15—3.17, составить рабочие вспомогательные таблицы. Для сложения и вычи тания удобно пользоваться арифметической линейкой, вы числения поправок по формулам (3.60) — (3.63) вести на логарифмической линейке.
Пример 3.1. Кораблю предстоит определение скорости хода и по правки .тага при заданном числе оборотов движителей /Vj3 =235 об/мни.
Ожидается, что при этом скорость хода |
будет равна 21 ± 1 |
уз. Длина |
|||
участка мерной линии, на |
котором |
намечено |
проводить |
испытания, |
|
раина 1,973 мили. Скорость |
течения |
на |
мерной |
линии не |
превышает |
0,7 уз. Составить рабочие вспомогательные таблицы для обработки наблюдений.
161