Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дет либо к непосредственному сокращению исходного числа вариантов, либо создает предпосылки для его бу­ дущего сокращения.

При исследовании перспективного развития реальных экономических систем обычно предполагают, что реше­ ние о поведении системы принимается не чаще одного раза в год, что фактически соответствует действитель­ ности. Поэтому за временной интервал [О, Т] система проходит Т этапов своего развития.

В поставленной задаче критериальная функция яв­ ляется монотонно-рекурсивным функционалом, т. е. мож­ но представить в виде

F{X) =f м

"^N —1’ / n-1 j^N -1’

' ft [x2>

-^li f\

 

(*1. ■*<>)] j ........J’

 

 

 

где f K+i строго монотонно возрастает

по

аргументу

Л (х =

1,2, ..., N - 1 ) .

 

критерия осно­

Свойство

монотонной рекурсивности

 

вано на следующем принципе: если заданы два отрезка траектории, сходящиеся в одной точке множества допу­ стимых состояний системы, и значение функции/ к на пер­ вом меньше, чем на втором, а продолжения первого от­ резка накрывают продолжения второго, то среди траек­ торий, имеющих своим началом второй отрезок, не мо­ жет быть оптимальной.

В нашей задаче продолжения отрезков траекторий, сходящихся в одной точке, совпадают в силу того, что последующее развитие системы не зависит от ее преды­ дущего развития. Система развивается во времени в за­ висимости от своих внутренних особенностей и выбран­ ного на каждом шаге /е [О, Т] управления. Возможными для исследуемой системы являются управления, кото­ рые в каждый момент t периода развития [О, Т] перево­ дят систему в состояния с неубывающим числом транс­ портных средств и суточной производительностью одного автомобиля.

Процесс оптимизации заключается в последователь­ ном построении отрезков возрастающей длины. Среди множества отрезков одинаковой длины находятся срав­ нимые по заранее определенным условиям. В результате сравнения таких отрезков получаются допустимые отрез­ ки траекторий развития системы, которые затем оптими­

66


зируются по выбранному критерию оптимальности зада­ чи. Для каждого допустимого отрезка траектории запо­ минается минимальное значение критерия, а также пре­ дыдущее состояние, позволившее перейти к данному со­ стоянию оптимальным образом. Такова схема перебора вариантов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все возможные траектории развития системы не будут построены. Затем с помощью обратного разворота по ча­ стично оптимальным отрезкам восстанавливается опти­ мальная траектория развития системы.

Реализация поставленной задачи осуществлена по ме­

тоду последовательного анализа

вариантов,

предложен­

ного в

Институте кибернетики

АН УССР.

Исходные

цифровые

данные для решения

задачи приведены в

табл. 5,

6.

Процесс развития системы рассмотрен на ин­

тервале времени, равном 15 годам при 12 состояниях си­ стемы.

В табл. 7 приведены величины суммарных издержек по годам и состояниям.

Номера состояний 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

представляют собой соответственно следующее процент­ ное содержание стоимости транспортных средств в стои­ мости основных производственных фондов (табл. 8).

Расчет задачи произведен на ЭВМ БЭСМ-6 в Институ­ те кибернетики АН УССР, блок-схема показана на рис. 1.

Анализ результатов, полученных путем просчета на ЭВМ, дает следующую оптимальную траекторию разви­ тия структуры основных производственных фондов авто­ транспортных предприятий (табл.9).

Таким образом, в перспективе оптимальная структура основных производственных фондов системы должна со­ ответствовать такому соотношению стоимостей активной и пассивной частей, при которой на стоимость транспорт­ ных средств должно приходиться 55%, а на стоимость пассивной части 45% совокупной стоимости основных производственных фондов.

Нулевые издержки в табл. 7 соответствуют тем со­ стояниям, которые из-за малого количества транспорт­ ных средств не справлялись с плановым грузооборотом,

Или же, наоборот,

из-за слишком большого

количе­

ства транспортных

средств не обеспечивались

мате­

риально-технической базой автотранспортного предпри­ ятия.

67


 

 

 

Общие исходные данные по автопредприятию

 

 

 

 

Таблица 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Едини-

 

 

 

 

Г

о д ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мерения

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

г'

гг

 

План

 

тыс. т

31312,0

42764

57916

61651

57100

57802

62800

72885

80000

85000

 

 

 

Фактич.

 

30665,5

43468,5

55354,7

49321

54801,5

57989,5

65149,8

Среднесписочное

количество

ав­

шт.

133

159

200

218,3

215

205

215,4

220

218

226

томобилей . . . .

 

.

.

Среднесуточная

производитель­

 

8,6

20,0

32,2

45,6

47,2

48,7

54,3

52,3

44,4

42Д

ность одного среднесписочного ав-

т

томобиля

.....................................

грузоподъем­

т к м

1097

1254

1235

1131

1293

1321

1323

1440

1541

1560

Среднесписочная

 

1008

1284

1675

1823

1800

1729

1852

18Э2

1873

1946

ность автомобилей

.........................

 

 

 

т

Среднее количество дней эксплу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

атации в году одного

среднеспи­

дни

210

218

224

200

197

214

229

230

238

241

сочного автомобиля

 

. . .

.

Среднесуточный пробег

автомо­

 

196,9

208,8

206

210,6

193,2

196,7

195

222,7

224,3

205,3 i

билей .................................................

 

 

 

автомо­

к м

Количество списанных

шт.

62

33

14

12

21

16

15

13

14

15

билей ................................................

грузоподъемность

од­

Средняя

 

4,8

5,7

6,0

8,6

7,7

6,7

8,3

7,7

7,9

8,2

ного списанного автомобиля

 

т

Среднесуточная

производитель­

 

8,6

20,0

32,2

45,6

47,2

48,7

54,3

52,3

44,4

42,&

ность одной среднесписочной авто-

т

тонны списанного автомобиля .

 

т к м

1С97

1254

1235

1131

1293

1321

1323

1440

1541

1560

Количество поступивших

авто­

шт.

29

35

67

10

12

13

20

10

13

15

мобилей ...........................................

грузоподъемность

по­

Средняя

 

9,3

8,8

7,7

9,8

7,8

7,9

8,9

12

12,3

14

ступивших автомобилей

 

по­

т

Средняя

стоимость

одного

тыс.

6,492

6,580

6,804

6,490 6593

5284 5825

7,20

7,20

7,24,

ступившего автомобиля

 

 

руб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 5

Показатели

 

Едини-

 

 

 

 

Г

о д ы

 

 

 

 

 

мерения

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

 

 

,

План

тыс. т п

31312,0

42764

57916

61651

57100

57802

62800

72885

80000

85000

 

Фактич.

»

30665,5

43468,5

55354,7

49321

54801,5

57989,5

65149,8

-

-

-

Среднегодовая стоимость основ­ ных производственных фондов

Среднегодовая стоимость транс-

портных с р е д с т в .........................

Капитальные вложения в под­ вижной состав (среднегодовые)

Эксплуатационные затраты по подвижному составу (среднегодо-

вы е )..................................................

Капитальные вложения на стро-

и т е л ь с т в о ...............................

.

Эксплуатационные затраты

на

содержание зданий, сооружений,

оборудования и т. д.........................

 

Объем перевозок:

план .

 

фактич. .

Выработка на одну

среднеспи-

сочную автотонну

.........................

 

То ж е ..........................................

 

перевозок

Себестоимость 10 ткм

, Стоимость основных

произвол-

ственных фондов

без

стоимости

транспортных средств на 1 среднесписочный автомобиль фактич.

ТЫС.

1255

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руб.

1474

1820

2049

2021

1931

3352

3670

3905

4128

975,0 1015

1392

1497

1620

1595

1650

1670

1700

1800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

203,2

 

163,4

170,8

175,5

185,9

203,9

193,9

187,8

194,0

198,7

на полное

 

восстан.

1025

1430

1692

1636

1664

1800

1915

2205

2450

2610

 

300

400

600

600

201

164,4

200

210

230

240

»

8,4

8,4

9,6

9,6

10,8

13,2

30,2

31,0

32,3

33,7

тыс. т

285,4

687

1277

1944

1973

1946

2441

2647

2303

2335

я

240,5

694,1 1444

1990

2001

2137

2675

_

_

_

тп

238,9

540,5

864

1091

1111

1236

1444

1399

1229

1200

тпкм

30,4

33,8

33,0

27,0

30,4

33,5

35,1

38,5

42,7

44,0

коп.

33,75

34,05

33,52

37,08

35,16

35,40

35,00

35,26

34,68

34,56

руб.

2106

2888 2134

5236

1867

1642

7918

9091

10118

10305