Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
дет либо к непосредственному сокращению исходного числа вариантов, либо создает предпосылки для его бу дущего сокращения.
При исследовании перспективного развития реальных экономических систем обычно предполагают, что реше ние о поведении системы принимается не чаще одного раза в год, что фактически соответствует действитель ности. Поэтому за временной интервал [О, Т] система проходит Т этапов своего развития.
В поставленной задаче критериальная функция яв ляется монотонно-рекурсивным функционалом, т. е. мож но представить в виде
F{X) =f м |
"^N —1’ / n-1 j^N -1’ |
' ft [x2> |
-^li f\ |
|
|
(*1. ■*<>)] j ........J’ |
|
|
|
где f K+i строго монотонно возрастает |
по |
аргументу |
||
Л (х = |
1,2, ..., N - 1 ) . |
|
критерия осно |
|
Свойство |
монотонной рекурсивности |
|
вано на следующем принципе: если заданы два отрезка траектории, сходящиеся в одной точке множества допу стимых состояний системы, и значение функции/ к на пер вом меньше, чем на втором, а продолжения первого от резка накрывают продолжения второго, то среди траек торий, имеющих своим началом второй отрезок, не мо жет быть оптимальной.
В нашей задаче продолжения отрезков траекторий, сходящихся в одной точке, совпадают в силу того, что последующее развитие системы не зависит от ее преды дущего развития. Система развивается во времени в за висимости от своих внутренних особенностей и выбран ного на каждом шаге /е [О, Т] управления. Возможными для исследуемой системы являются управления, кото рые в каждый момент t периода развития [О, Т] перево дят систему в состояния с неубывающим числом транс портных средств и суточной производительностью одного автомобиля.
Процесс оптимизации заключается в последователь ном построении отрезков возрастающей длины. Среди множества отрезков одинаковой длины находятся срав нимые по заранее определенным условиям. В результате сравнения таких отрезков получаются допустимые отрез ки траекторий развития системы, которые затем оптими
66
зируются по выбранному критерию оптимальности зада чи. Для каждого допустимого отрезка траектории запо минается минимальное значение критерия, а также пре дыдущее состояние, позволившее перейти к данному со стоянию оптимальным образом. Такова схема перебора вариантов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все возможные траектории развития системы не будут построены. Затем с помощью обратного разворота по ча стично оптимальным отрезкам восстанавливается опти мальная траектория развития системы.
Реализация поставленной задачи осуществлена по ме
тоду последовательного анализа |
вариантов, |
предложен |
||
ного в |
Институте кибернетики |
АН УССР. |
Исходные |
|
цифровые |
данные для решения |
задачи приведены в |
||
табл. 5, |
6. |
Процесс развития системы рассмотрен на ин |
тервале времени, равном 15 годам при 12 состояниях си стемы.
В табл. 7 приведены величины суммарных издержек по годам и состояниям.
Номера состояний 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
представляют собой соответственно следующее процент ное содержание стоимости транспортных средств в стои мости основных производственных фондов (табл. 8).
Расчет задачи произведен на ЭВМ БЭСМ-6 в Институ те кибернетики АН УССР, блок-схема показана на рис. 1.
Анализ результатов, полученных путем просчета на ЭВМ, дает следующую оптимальную траекторию разви тия структуры основных производственных фондов авто транспортных предприятий (табл.9).
Таким образом, в перспективе оптимальная структура основных производственных фондов системы должна со ответствовать такому соотношению стоимостей активной и пассивной частей, при которой на стоимость транспорт ных средств должно приходиться 55%, а на стоимость пассивной части 45% совокупной стоимости основных производственных фондов.
Нулевые издержки в табл. 7 соответствуют тем со стояниям, которые из-за малого количества транспорт ных средств не справлялись с плановым грузооборотом,
Или же, наоборот, |
из-за слишком большого |
количе |
ства транспортных |
средств не обеспечивались |
мате |
риально-технической базой автотранспортного предпри ятия.
67
|
|
|
Общие исходные данные по автопредприятию |
|
|
|
|
Таблица 5 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Едини- |
|
|
|
|
Г |
о д ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мерения |
1966 |
1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
г' |
гг |
|
План |
|
тыс. т |
31312,0 |
42764 |
57916 |
61651 |
57100 |
57802 |
62800 |
72885 |
80000 |
85000 |
|
|
|
|
Фактич. |
|
„ |
30665,5 |
43468,5 |
55354,7 |
49321 |
54801,5 |
57989,5 |
65149,8 |
— |
— |
— |
|
Среднесписочное |
количество |
ав |
шт. |
133 |
159 |
200 |
218,3 |
215 |
205 |
215,4 |
220 |
218 |
226 |
|||
томобилей . . . . |
|
. |
. |
|||||||||||||
Среднесуточная |
производитель |
|
8,6 |
20,0 |
32,2 |
45,6 |
47,2 |
48,7 |
54,3 |
52,3 |
44,4 |
42Д |
||||
ность одного среднесписочного ав- |
т |
|||||||||||||||
томобиля |
..................................... |
грузоподъем |
т к м |
1097 |
1254 |
1235 |
1131 |
1293 |
1321 |
1323 |
1440 |
1541 |
1560 |
|||
Среднесписочная |
|
1008 |
1284 |
1675 |
1823 |
1800 |
1729 |
1852 |
18Э2 |
1873 |
1946 |
|||||
ность автомобилей |
......................... |
|
|
|
т |
|||||||||||
Среднее количество дней эксплу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
атации в году одного |
среднеспи |
дни |
210 |
218 |
224 |
200 |
197 |
214 |
229 |
230 |
238 |
241 |
||||
сочного автомобиля |
|
. . . |
. |
|||||||||||||
Среднесуточный пробег |
автомо |
|
196,9 |
208,8 |
206 |
210,6 |
193,2 |
196,7 |
195 |
222,7 |
224,3 |
205,3 i |
||||
билей ................................................. |
|
|
|
автомо |
к м |
|||||||||||
Количество списанных |
шт. |
62 |
33 |
14 |
12 |
21 |
16 |
15 |
13 |
14 |
15 |
|||||
билей ................................................ |
грузоподъемность |
од |
||||||||||||||
Средняя |
|
4,8 |
5,7 |
6,0 |
8,6 |
7,7 |
6,7 |
8,3 |
7,7 |
7,9 |
8,2 |
|||||
ного списанного автомобиля |
|
т |
||||||||||||||
Среднесуточная |
производитель |
|
8,6 |
20,0 |
32,2 |
45,6 |
47,2 |
48,7 |
54,3 |
52,3 |
44,4 |
42,& |
||||
ность одной среднесписочной авто- |
т |
|||||||||||||||
тонны списанного автомобиля . |
|
т к м |
1С97 |
1254 |
1235 |
1131 |
1293 |
1321 |
1323 |
1440 |
1541 |
1560 |
||||
Количество поступивших |
авто |
шт. |
29 |
35 |
67 |
10 |
12 |
13 |
20 |
10 |
13 |
15 |
||||
мобилей ........................................... |
грузоподъемность |
по |
||||||||||||||
Средняя |
|
9,3 |
8,8 |
7,7 |
9,8 |
7,8 |
7,9 |
8,9 |
12 |
12,3 |
14 |
|||||
ступивших автомобилей |
|
по |
т |
|||||||||||||
Средняя |
стоимость |
одного |
тыс. |
6,492 |
6,580 |
6,804 |
6,490 6593 |
5284 5825 |
7,20 |
7,20 |
7,24, |
|||||
ступившего автомобиля |
|
|
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 5 |
||
Показатели |
|
Едини- |
|
|
|
|
Г |
о д ы |
|
|
|
|
|
мерения |
1966 |
1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
|
|
|
|||||||||||
, |
План |
тыс. т п |
31312,0 |
42764 |
57916 |
61651 |
57100 |
57802 |
62800 |
72885 |
80000 |
85000 |
|
Фактич. |
» |
30665,5 |
43468,5 |
55354,7 |
49321 |
54801,5 |
57989,5 |
65149,8 |
- |
- |
- |
Среднегодовая стоимость основ ных производственных фондов
Среднегодовая стоимость транс-
портных с р е д с т в .........................
Капитальные вложения в под вижной состав (среднегодовые)
Эксплуатационные затраты по подвижному составу (среднегодо-
вы е )..................................................
Капитальные вложения на стро-
и т е л ь с т в о ............................... |
. |
Эксплуатационные затраты |
на |
содержание зданий, сооружений,
оборудования и т. д......................... |
|
|
Объем перевозок: |
план . |
|
|
фактич. . |
|
Выработка на одну |
среднеспи- |
|
сочную автотонну |
......................... |
|
То ж е .......................................... |
|
перевозок |
Себестоимость 10 ткм |
||
, Стоимость основных |
произвол- |
|
ственных фондов |
без |
стоимости |
транспортных средств на 1 среднесписочный автомобиль фактич.
ТЫС. |
1255 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. |
1474 |
1820 |
2049 |
2021 |
1931 |
3352 |
3670 |
3905 |
4128 |
|
„ |
975,0 1015 |
1392 |
1497 |
1620 |
1595 |
1650 |
1670 |
1700 |
1800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
203,2 |
|
163,4 |
170,8 |
175,5 |
185,9 |
203,9 |
193,9 |
187,8 |
194,0 |
198,7 |
на полное |
|
восстан. |
|||||||||
„ |
1025 |
1430 |
1692 |
1636 |
1664 |
1800 |
1915 |
2205 |
2450 |
2610 |
|
300 |
400 |
600 |
600 |
201 |
164,4 |
200 |
210 |
230 |
240 |
» |
8,4 |
8,4 |
9,6 |
9,6 |
10,8 |
13,2 |
30,2 |
31,0 |
32,3 |
33,7 |
тыс. т |
285,4 |
687 |
1277 |
1944 |
1973 |
1946 |
2441 |
2647 |
2303 |
2335 |
я |
240,5 |
694,1 1444 |
1990 |
2001 |
2137 |
2675 |
_ |
_ |
_ |
|
тп |
238,9 |
540,5 |
864 |
1091 |
1111 |
1236 |
1444 |
1399 |
1229 |
1200 |
тпкм |
30,4 |
33,8 |
33,0 |
27,0 |
30,4 |
33,5 |
35,1 |
38,5 |
42,7 |
44,0 |
коп. |
33,75 |
34,05 |
33,52 |
37,08 |
35,16 |
35,40 |
35,00 |
35,26 |
34,68 |
34,56 |
руб. |
2106 |
2888 2134 |
5236 |
1867 |
1642 |
7918 |
9091 |
10118 |
10305 |