Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6

Исходные данные по автопредприятию на одно транспортное средство

 

 

 

 

 

 

 

Г о

д ы

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1966

1967

19С8

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

Объем перевозок,

тыс. т

1,810

4,367

7,223

9,125

9,303

10,424

12,423

12,085

10,569

10,320

Грузооборот, тыс. ткм

230,606

273,640 2/6,281

225,934 254,741

282,734

302,462

331,212

367,624 378,400

Капитальные

вложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(среднегодовые)

в

подвиж­

1,230

1,070

0,880

0,856

0,947

0,945

0,872

0,882

0,912

0,898

ной состав, тыс. руб.

Эксплуатационные

расхо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ды (среднегодовые) по под­

7,708

9,001

8,444

7,490

7,734

8,784

9,125

10,019

11,249

11,532

вижному составу, тыс. руб.

Среднегодовая

себестои­

33,75

34,63

33,52

37,08

35,16

35,40

35,00

35,26

34,68

34,65

мость 10 ткм перевозок, коп.


Таблица 7

Суммарные издержки для каждого состояния по годам

Состо­

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

яние

0

2499

3100

3195

3309

4313

4669

5191

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2499

3180

3270

3380

4111

4209

5Q63

5225

5416

5718

0

0

0

0

0

0

2

2499

3274

3316

3420

3989

4005

4939

5129

5316

5429

6098

6298

6458

0

0

0

3

2499

3299

3400

3498

3776

3899

4663

4919

5239

5405

6035

6039

6431

7452

0

0

4

2499

3325

3472

3508

3718

3875

4213

4679

5027

5389

5709

6211

6419

7413

8711

9407

5

2499

3348

3504

3512

3687

3806

4097

4331

4875

5396

5793

6023

6413

7401

8602

9034

6

2499

3363

3599

3523

3685

3812

4099

4333

4877

5217

5511

5879

6411

7395

8589

8700

7

2499

3387

3645

3762

3773

3893

4167

4496

4969

5296

5835

6176

6365

7376

8346

8537

8

2499

3398

3721

3913

3965

4021

4238

4718

5028

5416

6066

6319

6580

7491

8411

8630

9

2499

3420

3789

4000

4076

4132

4322

4805

5266

5789

6311

6518

6942

7954

8534

9160

10

2499

3487

3831

4123

4119

4262

4597

5011

5518

60S9

6517

6803

7003

8593

9617

10235

11

2499

3533

3892

4419

4342

4434

4744

5119

5938

6317

6373

7318

8111

9906

10073

12789

12

2499

3598

3927

4625

4603

4693

4937

5617

6211

6734

7199

7819

8999

10719

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

8

№ состояния

0 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

12

Процентное

содер­

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жание

стоимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

транспортных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в стоимости

основ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

производствен­

20 25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

ных фондов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9

 

 

 

 

 

 

 

 

%

содержания

стоимости

 

 

Годы

 

 

 

 

 

 

транспортных

средств в стои­

 

 

№ С О С Т О Я Н И Я

 

 

мости основных производ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ственных фондов

 

 

0

- 8

 

 

5

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

9 —11

 

 

6

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

12-15

 

 

7

 

 

 

 

 

 

55

 

 

 

Полученное соотношение стоимости активной и пас­ сивной частей основных производственных фондов свиде­ тельствует о необходимости радикального изменения их структуры с целью увеличения стоимости пассивной ча­ сти. Накопленный опыт многочисленных автотранспорт­ ных предприятий в различных республиках нашей страны свидетельствует, что в тех автотранспортных предприя­ тиях, где вопросам оптимизации структуры основных производственных фондов придают должное значение, там и достигаются не только стабильные, высокие техни­ ко-экономические показатели, но и обеспечивается эффективное использование основных производственных фондов и в первую очередь транспортных средств, что имеет большое значение для снижения себестоимости перевозок, т. е. для снижения транспортных издержек.

§4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ

Социалистическое соревнование в текущей пятилетке приобретает поистине всенародный характер, способ­ ствуя всемерному развитию творческой инициативы тру­ жеников. Поэтому требуется систематическое обобще-

72


ние накопленного опыта, форм и методов организации со­ циалистического соревнования, повышение его действен­ ности и эффективности, определяемых повседневной пла­ номерной систематической работой на основе сформули­ рованных В. И. Лениным основополагающих принци­ пов.

В. И. Ленин, останавливаясь на основных принци­ пах организации социалистического соревнования, ука­ зывал, что необходимо «обеспечить гласность, которая давала бы возможность всем общинам государства озна­ комлять относительно того, как именно пошло экономи­ ческое развитие в различных местностях,— обеспечить, во-вторых, сравнимость результатов движения к социа­ лизму в одной и в другой коммуне государства,— обеспе­ чить, в-третьих, возможность практического повторения опыта, проделанного в одной общине, другими община­ ми,— обеспечить возможность обмена теми материальны­ ми силами,— и человеческими силами,— которые прояви­ ли себя с наилучшей стороны в соответственной области народного хозяйства или государственного управления»1.

Основываясь на разработанных В. И. Лениным прин­ ципах, необходимо на каждом предприятии создать дух здоровой состязательности, выявления и реализации пе­ редового и ценного опыта, накопленного в каждой отрас­ ли, и прежде всего положительного опыта в развитии научно-технического прогресса, в организации производ­ ства и труда, во внедрении наиболее эффективных форм организации социалистического соревнования с тем, что­ бы в повседневной жизни любого коллектива эти меры стали настоятельным требованием экономического, тех­ нического, научного и культурного развития. И одним из главных моментов в совершенствовании форм организа­ ции социалистического соревнования становится эффек­ тивное применение различных форм материального и мо­ рального поощрения тружеников.

В принятом ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ постановлении «О всесоюзном социалистическом соревновании работников промышлен­ ности, строительства и транспорта за досрочное выполне­ ние народнохозяйственного плана на 1974 год», основной задачей работников транспорта признано «Улучшение

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 153.

73

обслуживания народного хозяйства и населения всеми видами транспорта и связи, быстрейшая доставка грузов потребителям, сокращение издержек, нерациональных перевозок и простоев транспортных средств»1.

Исходя из основных задач, поставленных перед работ­ никами всех видов транспорта, необходимо дальнейшее совершенствование и систематизация форм и методов организации социалистического соревнования с рацио­ нальным гармоничным сочетанием не только морального, но и материального стимулирования передовых тружени­ ков. Определенный опыт, накопленный в автотранспорт­ ных предприятиях, требует не только массового распрост­ ранения, но и дальнейшей систематизации и совершен­ ствования. Ранее нами были рассмотрены некоторые аспекты проблемы организации социалистического сорев­ нования в автотранспортных предприятиях, такие, как введение в практику трудовых паспортов водителей (ав­ тослесарей) под девизом «Мой вклад в девятую пятилет­ ку», проведение соревнования на звание «Лучший по про­ фессии», организация соревнования по ступеням (первая ступень — обеспечение систематического перевыполне­ ния месячных и годовых плановых заданий; вторая — достижение наибольшего уровня перевыполнения месяч­ ных и годовых плановых заданий, чтобы обеспечить до­ срочное выполнение заданий пятилетки), торжественное чествование победителей социалистического соревнова­ ния в «День трудовой славы», разработка эффективных положений об оплате труда и премировании различных категорий работников и т. д.

Несмотря на большую эффективность, эти формы ор­ ганизации социалистического соревнования на автомо­ бильном транспорте требуют дальнейшего совершенство­ вания. Одной из форм организации социалистического соревнования на качественно новой основе является коллективная его форма.

Сделать достижения передовых коллективов достоя­ нием возможно большего числа работающих на автомо­ бильном транспорте — это значит обеспечить дальней­ ший неуклонный рост производительности труда, способ­ ствовать эффективному использованию транспортных средств в автотранспортных предприятиях. Характерной

1 «Правда», 12 января 1974 г.

74


особенностью социалистического соревнования на авто­ мобильном транспорте становится усиление коллектив­ ных начал, принятие соревнующимися обязательства не по одному какому-либо показателю, а по ряду технико­ экономических (количественных и качественных) показа­ телей, что лучше всего может быть реализовано при кол­ лективной форме организации социалистического сорев­ нования.

. С целью реализации преимуществ коллективной фор­ мы организации социалистического соревнования на спе­ циализированном автопредприятии № 56 Управления «Узмежавтотранс» Министерства автомобильного транс­ порта УзССР разработано и внедрено Положение о со­ циалистическом соревновании на звание «Лучшая брига­ да специализированного автопредприятия № 56», в кото­ ром участвуют все бригады водителей. Подведение итогов этого вида социалистического соревнования произво­ дится на совместном заседании Совета бригадиров, чле­ нов местного комитета профсоюза и партийного бюро, с участием руководителей и передовиков производства, оформляется специальным приказом и приурочивается к торжествам «День трудовой славы» автопредприятия.

При подведении итогов учитывается вклад, внесенный каждой бригадой в решение важнейших задач, стоящих перед коллективом автопредприятия в обеспечении до­ срочного выполнения социалистических обязательств, ин­ дивидуальный вклад водителей и их бригадиров во внед­ рение прогрессивных форм организации своей работы и перевозочного процесса, в совершенствование форм ор­ ганизации социалистического соревнования на автопред­ приятии и т. д.

Оценка трудовых усилий коллективов бригад произво­ дится дифференцированным начислением количества баллов за выполнение важнейших технико-экономических показателей, успехи в социалистическом соревновании, предупреждение и недопущение дорожно-транспортных происшествий, участие в общественной жизни коллектива автопредприятия и т. д.

Звание «Лучшая бригада водителей» присуждается ежегодно одной бригаде водителей, добившейся в тече­ ние года наилучших показателей, при этом одним из главных условий является занятие коллективом бригадыпобедительницы не менее трех раз в течение года первого

75

места в ежемесячном социалистическом соревновании коллективов бригад водителей. Учитывая, что автопред­ приятие наряду с междугородными перевозками грузов выполняет и перевозки грузов автомобилями-самосвала­ ми, начисление баллов для бригад водителей, работаю­ щих на междугородных автомобилях, имеет количест­ венные различия от бригад водителей, работающих на автомобилях-самосвалах.

Естественно, что при установлении баллов за выпол­ нение того или иного показателя, наряду с его значи­ мостью, учитываются и конкретные условия, в которых работает автопредприятие и в первую очередь напряжен­ ность в выполнении каждого показателя.

В целях создания в коллективе автопредприятия пря­ мой заинтересованности в обеспечении безусловного вы­ полнения установленных планом технико-экономических показателей, количество снижаемых баллов за невыпол­ нение того или иного из показателей превосходит по своей величине количество баллов, начисляемых за пере­ выполнение, т. е. одной из главных целей этого вида со­ циалистического соревнования является достижение по­ ложительных результатов не за счет перенапряжения в работе одной какой-либо бригады водителей, а обеспече­ ние стабильного и долговременного выполнения и пере­ выполнения всеми бригадами водителей установленных социалистических обязательств.

Бригада, добившаяся звания «Лучшей бригады води­ телей», получает значительные моральные и материаль­ ные поощрения:

— коллективу бригады присуждается денежная пре­ мия в сумме 500 руб. с вручением почетной грамоты;

бригадир бригады премируется денежной премией

всумме 150 руб., с вручением почетной грамоты;

пять передовых водителей «Лучшей бригады» на­

граждаются денежной премией в сумме 60 руб. каждый

свручением почетных грамот;

30% членов «Лучшей бригады водителей» размер вознаграждения по итогам работы за год увеличивается на 50%, 35% членов — на 30% и остальным 35% членов бригады — на 25%.

Передовым водителям бригады-победительницы пре­

доставляется преимущественное право на получение, по мере поступления, новых автомобилей, прицепов и полу­

76