Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
— сохранение товарного вида перевозимых |
грузов, |
|
их лучшая сохранность и меньшая подверженность |
по |
|
ломке, порче и потерям; |
|
на |
— резкое повышение производительности труда |
||
погрузочно-разгрузочных операциях в результате |
широ |
кого применения механизации и снижения себестоимости перевозок;
—сокращение времени простоя под погрузочно-раз грузочными операциями и, в результате этого, ускорение оборачиваемости подвижного состава и сокращение сро ков доставки грузов;
—возможность многократного использования кон тейнеров;
—улучшение условий для координирования работы различных видов транспорта при выполнении смешанных перевозок грузов и создание предпосылок к переходу на механизированную обработку грузов;
—возможность подсортировки и набора ассортимен та различных грузов по партионности отправок в спе циальных складах грузоотправителей;
—снижение себестоимости перевозок за счет сохра
нения материалов, расходуемых на упаковку грузов. Важ ность этого (фактора станет ясным, если принять во вни мание, что ежегодно по стране на упаковку грузов расхо дуется более 26 млн. м3 древесины, 600 тыс- т стали, 500 тыс. м упаковочной ткани и другие ценные мате риалы.
Примером рациональной организации контейнерных перевозок может служить Белорусская ССР, где подоб ные перевозки начали внедряться с 1963 г. Тогда Минское управление автодорог располагало 605 однотонными де ревянными универсальными автомобильными контейне рами модели АК-2. Удельный вес контейнерных перево зок в общем объеме междугородных перевозок Минского управления автодорог достиг 16,4% в 1972 г., в 1975 г. объем этих перевозок составит 350—400 тыс. т. Развитие контейнерных перевозок позволило до минимума сокра тить использование на междугородных линиях малотон нажных автомобилей и дало возможность эксплуатиро вать автопоезда большой грузоподъемности. Успешному развитию этих перевозок способствовало создание в наи более крупных грузообразующих пунктах агентств и ав тостанций с контейнерными площадками, открытие на
84
предприятиях и базах с постоянным грузооборотом кон тейнерных обменных пунктов и пополнение контейнерно го парка. Научно-исследовательской лабораторией авто транспорта Министерства автомобильного транспорта
СССР постоянно изучаются и совершенствуются вопросы оптимизации технологического процесса, учета, отчетно сти, форм оперативного планирования и учета контей нерных перевозок. Совершенствование контейнерных перевозок позволит по республике в целом в 1975 г. полу чить экономию в сумме 5 млн. руб. Только за счет сокра
щения расходов на тару |
будет |
сэкономлено около |
|
70 тыс. м3 лесоматериалов, |
3 тыс. т металла и |
большое |
|
количество упаковочной ткани. |
|
|
|
Заслуживает также внимания опыт организации пе |
|||
ревозок грузов в многотоннажных |
контейнерах |
(10—20- |
тонные) ленинградскими и московскими автомобилиста ми. Касаясь опыта организации контейнерных перевозок за рубежом, следует отметить, что этот метод перевозок рассматривается, например в США, как техническая ос нова для создания единой системы грузоперевозок авто мобильным, железнодорожным и водным транспортом. Чаще всего в единый комплекс объединяются какие-либо два вида транспорта с привлечением иногда воздушного. Одним из самых распространенных является метод «ггигги-бэк», при котором автотягачи доставляют грузы от предприятия до железной дороги или пристани в специальных съемных автоприцепах (выполняющих роль контейнеров), устанавливаемых в перевалочных пунктах на железнодорожные платформы или баржу, а в послед нее время и в грузовые самолеты для дальнейшей транс портировки.
При такой организации себестоимость работ по пере грузке уменьшается в 10—12 раз, примерно на 30% со кращается порожний пробег вагонов и значительно сни жаются потери от различных повреждений грузов.
Как следует из вышеизложенного, организация меж дугородных перевозок с использованием контейнеров имеет большие перспективы и тенденцию к резкому рос ту. Согласно произведенным подсчетам, в 1975 г. намече но перевезти в контейнерах около 70 млн. т народнохо зяйственных грузов с доведением их числа до 1,2 млн. Штук. В 1980 г. число контейнеров в стране достигнет 3 млн. штук, а объем перевозок ПО—130 млн. т. В то же
85
время, несмотря на значительные успехи, достигнутые в использовании контейнеров в междугородных перевоз ках в Белорусской ССР, в Московском и Ленинградском управлениях автомобильных дорог и частично на Украи не, в других союзных республиках перевозки грузов по этому методу находятся в стадии формирования. При чинами такого положения являются: отсутствие соответ ствующей материально-технической базы для организа ции этого вида перевозок, несовершенство структуры применяемого подвижного состава, слабая увязка и коор динация деятельности различных видов транспорта, не дооценка преимуществ, получаемых при внедрении кон тейнерных перевозок и т. д., Очевидно, что требуется обобщение и систематизация положительного опыта, на копленного в нашей стране и за рубежом по организа ции междугородных контейнерных перевозок автомобиль
ным транспортом. |
Необходимо отметить, что, |
несмотря |
на колоссальную |
эффективность, удельный |
вес меж |
дугородных перевозок грузов автомобильным |
транспор |
том все еще недостаточен и составляет не более 5% от всего объема перевозок, выполняемых автотранспортом общего пользования, вследствие того, что значительные объемы этих перевозок продолжает осуществлять ведом ственный автотранспорт.
Сейчас практически междугородные перевозки гру зов осуществляет любое автопредприятие, независимо от ведомственной принадлежности. Между тем, согласно существующим директивным указаниям, направление автомобилей в междугородное сообщение должно согла совываться с соответствующими органами автотранспор та общего пользования, что полностью игнорируется ру ководителями ведомственных автотранспортных пред приятий и организаций, имеющих автомобили.
Одной из причин участия ведомственного транспорта в междугородных перевозках является то, что предприя тия и организации вместо специализированного, техноло гического автотранспорта получают большегрузные уни версальные автомобили и, не находя применения на производстве, используют их на дальних междугородных перевозках, которые для них не планируются. В результа те этого возрастают порожние пробеги автомобилей, зна чительно ухудшается эффективность их использования, затрудняется планирование перевозок грузов, что приво
86
дит к диспропорциям и повышению транспортных издер жек при перевозке народнохозяйственных грузов.
В этом вопросе заслуживает внимания опыт болгар ских автопредприятий. У них введены три типа удостове рений, разрешающих движение транспортных средств со ответственно в трех зонах: только в пределах области регистрации, на территории области регистрации и со седних областей и на территории всей страны.
Например, у нас можно было бы ввести также три типа удостоверений или разработать три типа путевых листов: первый тип для всех автомобилей ведомственной принад лежности и автотранспортных предприятий общего поль зования, не выполняющих междугородные перевозки, ко торый разрешал бы выполнение внутриобластных, внут ригородских и внутрирайонных перевозок. Второй тип удостоверений (путевых листов) — для автотранспорт ных предприятий общего пользования, осуществляю щих наряду с другими видами и междугородные пере возки в межобластном (внутриреспубликанском) сообще нии. Третий вид удостоверений (путевых листов) — для автотранспортных предприятий, занятых исключительно междугородными перевозками грузов для осуществления межобластных, в пределах республики и межреспубли канских перевозок грузов.
Внедрение таких удостоверений (путевых листов) по требовало бы создания в каждом областном центре спе циализированного автотранспортного предприятия по вы полнению междугородных перевозок или автоколонн (филиалов) одного или нескольких крупных головных спе циализированных автотранспортных предприятий, заня тых исключительно междугородными перевозками грузов в системе автотранспорта общего пользования.
Кроме того, все излишние большегрузные универсаль ные ведомственные автомобили необходимо было бы пе редать в головные специализированные автотранспорт ные предприятия и их областные филиалы с тем, чтобы все межобластные, внутриреспубликанские перевозки грузов осуществлялись автотранспортом общего пользо вания, что позволило бы эффективно планировать эти перевозки.
При этом необходимо, чтобы автомобильный транс порт общего пользования, исходя из объема запланиро ванных междугородных грузов, ежегодно в плановом по
87
рядке централизованно должен был бы пополняться не обходимым подвижным составом для выполнения этих перевозок.
В последние годы начинают все больше внедряться международные перевозки грузов автомобильным транс портом. К преимуществам такого вида перевозок добав ляется еще одно достоинство — большая экономия валютных средств, ранее взимавшихся зарубежными по ставщиками. Проведенные Союзвнештрансом Министер ства внешней торговли СССР расчеты показывают, что стоимость перевозки грузов автомобилями в направлении
СССР — ФРГ на 10—30% меньше, чем железнодорож
ным или морским транспортом. Еще более |
эффективно |
|||
применение автомобилей при осуществлении |
перевозок |
|||
в направлении |
СССР — Италия, СССР — Франция, |
|||
СССР —: Австрия. |
|
перевозки |
грузов |
|
Бурное развитие международные |
||||
автомобильным транспортом получили в таких |
странах, |
|||
как ФРГ, Польша, |
Болгария, Югославия, Чехословакия, |
|||
Венгрия, ГДР и др. |
|
грузов в междуна |
||
К сожалению, в СССР перевозки |
родном масштабе выполняются преимущественно други ми видами транспорта. Объем автомобильных перевозок весьма незначителен. Только в 1968 г. была разработана и начала внедряться программа развития международ ных перевозок грузов, для чего было создано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто», осуществляющее координацию этого вида перевозок. Ныне «Совтрансавто» имеет соглаше ние о перевозках с 25 зарубежными фирмами. Организо ваны и постоянно выполняются перевозки грузов по регу лярным линиям Москва—Хельсинки, Москва—Ленин град—Стокгольм—Гетеборг, Ленинград—.Хельсинки, Москва—Копенгаген, Москва—София, Турин—Тольятти, Джульфа—Тегеран и др.
Согласно разработанной программе, объем междуна родных перевозок грузов автомобильным транспортом в девятом пятилетии в 7 раз превысит объем, выполнен ный в восьмой пятилетке, при этом в европейские страны более чем в 20 раз.
Расширению международных перевозок грузов авто мобильным транспортом в большой степени способствует деятельность СЭВ. Странами—членами СЭВ решено
88
провести до 1975 г. совместные мероприятия по разработ ке прогнозов развития транспорта на ближайшие 10—20 лет и в последующем до 2000 г. При координации разви тия транспорта должны быть определены и согласованы
объемы перевозок экспортно-импортных грузов |
между |
странами — членами СЭВ с разбивкой по родам |
между |
различными видами транспорта по отдельным |
направ |
лениям. |
|
Увеличение объема международных перевозок грузов автомобильным транспортом станет реальным благодаря существенному расширению сети автомобильных дорог, созданию автомагистралей, связывающих столицы, круп ные промышленные города, железнодорожные узлы, мор ские и речные порты стран социалистического содруже ства, которые будут строиться в соответствии с новыми техническими условиями на проектирование дорог меж дународного значения с учетом дальнейшего роста пере возок.
Весьма перспективными являются международные смешанные перевозки (различные сочетания морского, железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта). В качестве примера можно привести пере возки, выполняемые в смешанном сообщении в 20 и 30-тонных универсальных контейнерах, между Японией и странами Европы транзитом через территорию СССР.
Одним из главных достоинств смешанных междуна родных перевозок является значительное сокращение сроков доставки грузов, имеющее большое значение.
Развитию международных перевозок грузов будут способствовать новые модификации автомобилей и полу прицепов, созданных на Минском автомобильном за воде.
С целью улучшения организации междугородных пе ревозок грузов автомобильным транспортом необходимо в первую очередь осуществить реорганизацию структуры их управления, так как существующая структура не мо жет быть признана удовлетворительной и во многом сдерживает решение ряда вопросов дальнейшего улуч шения перевозочного процесса.
Как отмечается в работах ряда авторов, в перспекти ве необходимо управление междугородными перевозками Централизовать во всесоюзном масштабе, так же как и на железнодорожном транспорте, чтобы их выполнение
89