Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— сохранение товарного вида перевозимых

грузов,

их лучшая сохранность и меньшая подверженность

по­

ломке, порче и потерям;

 

на

— резкое повышение производительности труда

погрузочно-разгрузочных операциях в результате

широ­

кого применения механизации и снижения себестоимости перевозок;

сокращение времени простоя под погрузочно-раз­ грузочными операциями и, в результате этого, ускорение оборачиваемости подвижного состава и сокращение сро­ ков доставки грузов;

возможность многократного использования кон­ тейнеров;

улучшение условий для координирования работы различных видов транспорта при выполнении смешанных перевозок грузов и создание предпосылок к переходу на механизированную обработку грузов;

возможность подсортировки и набора ассортимен­ та различных грузов по партионности отправок в спе­ циальных складах грузоотправителей;

снижение себестоимости перевозок за счет сохра­

нения материалов, расходуемых на упаковку грузов. Важ­ ность этого (фактора станет ясным, если принять во вни­ мание, что ежегодно по стране на упаковку грузов расхо­ дуется более 26 млн. м3 древесины, 600 тыс- т стали, 500 тыс. м упаковочной ткани и другие ценные мате­ риалы.

Примером рациональной организации контейнерных перевозок может служить Белорусская ССР, где подоб­ ные перевозки начали внедряться с 1963 г. Тогда Минское управление автодорог располагало 605 однотонными де­ ревянными универсальными автомобильными контейне­ рами модели АК-2. Удельный вес контейнерных перево­ зок в общем объеме междугородных перевозок Минского управления автодорог достиг 16,4% в 1972 г., в 1975 г. объем этих перевозок составит 350—400 тыс. т. Развитие контейнерных перевозок позволило до минимума сокра­ тить использование на междугородных линиях малотон­ нажных автомобилей и дало возможность эксплуатиро­ вать автопоезда большой грузоподъемности. Успешному развитию этих перевозок способствовало создание в наи­ более крупных грузообразующих пунктах агентств и ав­ тостанций с контейнерными площадками, открытие на

84


предприятиях и базах с постоянным грузооборотом кон­ тейнерных обменных пунктов и пополнение контейнерно­ го парка. Научно-исследовательской лабораторией авто­ транспорта Министерства автомобильного транспорта

СССР постоянно изучаются и совершенствуются вопросы оптимизации технологического процесса, учета, отчетно­ сти, форм оперативного планирования и учета контей­ нерных перевозок. Совершенствование контейнерных перевозок позволит по республике в целом в 1975 г. полу­ чить экономию в сумме 5 млн. руб. Только за счет сокра­

щения расходов на тару

будет

сэкономлено около

70 тыс. м3 лесоматериалов,

3 тыс. т металла и

большое

количество упаковочной ткани.

 

 

Заслуживает также внимания опыт организации пе­

ревозок грузов в многотоннажных

контейнерах

(10—20-

тонные) ленинградскими и московскими автомобилиста­ ми. Касаясь опыта организации контейнерных перевозок за рубежом, следует отметить, что этот метод перевозок рассматривается, например в США, как техническая ос­ нова для создания единой системы грузоперевозок авто­ мобильным, железнодорожным и водным транспортом. Чаще всего в единый комплекс объединяются какие-либо два вида транспорта с привлечением иногда воздушного. Одним из самых распространенных является метод «ггигги-бэк», при котором автотягачи доставляют грузы от предприятия до железной дороги или пристани в специальных съемных автоприцепах (выполняющих роль контейнеров), устанавливаемых в перевалочных пунктах на железнодорожные платформы или баржу, а в послед­ нее время и в грузовые самолеты для дальнейшей транс­ портировки.

При такой организации себестоимость работ по пере­ грузке уменьшается в 10—12 раз, примерно на 30% со­ кращается порожний пробег вагонов и значительно сни­ жаются потери от различных повреждений грузов.

Как следует из вышеизложенного, организация меж­ дугородных перевозок с использованием контейнеров имеет большие перспективы и тенденцию к резкому рос­ ту. Согласно произведенным подсчетам, в 1975 г. намече­ но перевезти в контейнерах около 70 млн. т народнохо­ зяйственных грузов с доведением их числа до 1,2 млн. Штук. В 1980 г. число контейнеров в стране достигнет 3 млн. штук, а объем перевозок ПО—130 млн. т. В то же

85


время, несмотря на значительные успехи, достигнутые в использовании контейнеров в междугородных перевоз­ ках в Белорусской ССР, в Московском и Ленинградском управлениях автомобильных дорог и частично на Украи­ не, в других союзных республиках перевозки грузов по этому методу находятся в стадии формирования. При­ чинами такого положения являются: отсутствие соответ­ ствующей материально-технической базы для организа­ ции этого вида перевозок, несовершенство структуры применяемого подвижного состава, слабая увязка и коор­ динация деятельности различных видов транспорта, не­ дооценка преимуществ, получаемых при внедрении кон­ тейнерных перевозок и т. д., Очевидно, что требуется обобщение и систематизация положительного опыта, на­ копленного в нашей стране и за рубежом по организа­ ции междугородных контейнерных перевозок автомобиль­

ным транспортом.

Необходимо отметить, что,

несмотря

на колоссальную

эффективность, удельный

вес меж­

дугородных перевозок грузов автомобильным

транспор­

том все еще недостаточен и составляет не более 5% от всего объема перевозок, выполняемых автотранспортом общего пользования, вследствие того, что значительные объемы этих перевозок продолжает осуществлять ведом­ ственный автотранспорт.

Сейчас практически междугородные перевозки гру­ зов осуществляет любое автопредприятие, независимо от ведомственной принадлежности. Между тем, согласно существующим директивным указаниям, направление автомобилей в междугородное сообщение должно согла­ совываться с соответствующими органами автотранспор­ та общего пользования, что полностью игнорируется ру­ ководителями ведомственных автотранспортных пред­ приятий и организаций, имеющих автомобили.

Одной из причин участия ведомственного транспорта в междугородных перевозках является то, что предприя­ тия и организации вместо специализированного, техноло­ гического автотранспорта получают большегрузные уни­ версальные автомобили и, не находя применения на производстве, используют их на дальних междугородных перевозках, которые для них не планируются. В результа­ те этого возрастают порожние пробеги автомобилей, зна­ чительно ухудшается эффективность их использования, затрудняется планирование перевозок грузов, что приво­

86


дит к диспропорциям и повышению транспортных издер­ жек при перевозке народнохозяйственных грузов.

В этом вопросе заслуживает внимания опыт болгар­ ских автопредприятий. У них введены три типа удостове­ рений, разрешающих движение транспортных средств со­ ответственно в трех зонах: только в пределах области регистрации, на территории области регистрации и со­ седних областей и на территории всей страны.

Например, у нас можно было бы ввести также три типа удостоверений или разработать три типа путевых листов: первый тип для всех автомобилей ведомственной принад­ лежности и автотранспортных предприятий общего поль­ зования, не выполняющих междугородные перевозки, ко­ торый разрешал бы выполнение внутриобластных, внут­ ригородских и внутрирайонных перевозок. Второй тип удостоверений (путевых листов) — для автотранспорт­ ных предприятий общего пользования, осуществляю­ щих наряду с другими видами и междугородные пере­ возки в межобластном (внутриреспубликанском) сообще­ нии. Третий вид удостоверений (путевых листов) — для автотранспортных предприятий, занятых исключительно междугородными перевозками грузов для осуществления межобластных, в пределах республики и межреспубли­ канских перевозок грузов.

Внедрение таких удостоверений (путевых листов) по­ требовало бы создания в каждом областном центре спе­ циализированного автотранспортного предприятия по вы­ полнению междугородных перевозок или автоколонн (филиалов) одного или нескольких крупных головных спе­ циализированных автотранспортных предприятий, заня­ тых исключительно междугородными перевозками грузов в системе автотранспорта общего пользования.

Кроме того, все излишние большегрузные универсаль­ ные ведомственные автомобили необходимо было бы пе­ редать в головные специализированные автотранспорт­ ные предприятия и их областные филиалы с тем, чтобы все межобластные, внутриреспубликанские перевозки грузов осуществлялись автотранспортом общего пользо­ вания, что позволило бы эффективно планировать эти перевозки.

При этом необходимо, чтобы автомобильный транс­ порт общего пользования, исходя из объема запланиро­ ванных междугородных грузов, ежегодно в плановом по­

87

рядке централизованно должен был бы пополняться не­ обходимым подвижным составом для выполнения этих перевозок.

В последние годы начинают все больше внедряться международные перевозки грузов автомобильным транс­ портом. К преимуществам такого вида перевозок добав­ ляется еще одно достоинство — большая экономия валютных средств, ранее взимавшихся зарубежными по­ ставщиками. Проведенные Союзвнештрансом Министер­ ства внешней торговли СССР расчеты показывают, что стоимость перевозки грузов автомобилями в направлении

СССР — ФРГ на 10—30% меньше, чем железнодорож­

ным или морским транспортом. Еще более

эффективно

применение автомобилей при осуществлении

перевозок

в направлении

СССР — Италия, СССР — Франция,

СССР —: Австрия.

 

перевозки

грузов

Бурное развитие международные

автомобильным транспортом получили в таких

странах,

как ФРГ, Польша,

Болгария, Югославия, Чехословакия,

Венгрия, ГДР и др.

 

грузов в междуна­

К сожалению, в СССР перевозки

родном масштабе выполняются преимущественно други­ ми видами транспорта. Объем автомобильных перевозок весьма незначителен. Только в 1968 г. была разработана и начала внедряться программа развития международ­ ных перевозок грузов, для чего было создано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто», осуществляющее координацию этого вида перевозок. Ныне «Совтрансавто» имеет соглаше­ ние о перевозках с 25 зарубежными фирмами. Организо­ ваны и постоянно выполняются перевозки грузов по регу­ лярным линиям Москва—Хельсинки, Москва—Ленин­ град—Стокгольм—Гетеборг, Ленинград—.Хельсинки, Москва—Копенгаген, Москва—София, Турин—Тольятти, Джульфа—Тегеран и др.

Согласно разработанной программе, объем междуна­ родных перевозок грузов автомобильным транспортом в девятом пятилетии в 7 раз превысит объем, выполнен­ ный в восьмой пятилетке, при этом в европейские страны более чем в 20 раз.

Расширению международных перевозок грузов авто­ мобильным транспортом в большой степени способствует деятельность СЭВ. Странами—членами СЭВ решено

88


провести до 1975 г. совместные мероприятия по разработ­ ке прогнозов развития транспорта на ближайшие 10—20 лет и в последующем до 2000 г. При координации разви­ тия транспорта должны быть определены и согласованы

объемы перевозок экспортно-импортных грузов

между

странами — членами СЭВ с разбивкой по родам

между

различными видами транспорта по отдельным

направ­

лениям.

 

Увеличение объема международных перевозок грузов автомобильным транспортом станет реальным благодаря существенному расширению сети автомобильных дорог, созданию автомагистралей, связывающих столицы, круп­ ные промышленные города, железнодорожные узлы, мор­ ские и речные порты стран социалистического содруже­ ства, которые будут строиться в соответствии с новыми техническими условиями на проектирование дорог меж­ дународного значения с учетом дальнейшего роста пере­ возок.

Весьма перспективными являются международные смешанные перевозки (различные сочетания морского, железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта). В качестве примера можно привести пере­ возки, выполняемые в смешанном сообщении в 20 и 30-тонных универсальных контейнерах, между Японией и странами Европы транзитом через территорию СССР.

Одним из главных достоинств смешанных междуна­ родных перевозок является значительное сокращение сроков доставки грузов, имеющее большое значение.

Развитию международных перевозок грузов будут способствовать новые модификации автомобилей и полу­ прицепов, созданных на Минском автомобильном за­ воде.

С целью улучшения организации междугородных пе­ ревозок грузов автомобильным транспортом необходимо в первую очередь осуществить реорганизацию структуры их управления, так как существующая структура не мо­ жет быть признана удовлетворительной и во многом сдерживает решение ряда вопросов дальнейшего улуч­ шения перевозочного процесса.

Как отмечается в работах ряда авторов, в перспекти­ ве необходимо управление междугородными перевозками Централизовать во всесоюзном масштабе, так же как и на железнодорожном транспорте, чтобы их выполнение

89