Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
не усложнялось административными границами союзных республик. В случае выделения междугородных автомо бильных перевозок грузов в самостоятельный вид потре буется создание предприятий, обеспечивающих хранение и поддержание транспортных средств в технически ис правном состоянии, а также подчинение этим предприя тиям грузовых автостанций, в функции которых долж но входить сбор и подгруппировка по ассортименту грузов, создание перецепочных площадок для буксируе мых полуприцепов, организация дорожной службы и т. д. При таком управлении будет облегчена организация ра боты междугородных автомобилей по системе тяговых плеч, согласованным графикам и расписаниям, переклю чение короткопробежных грузов с железной дороги на автомобильный транспорт, организация межреспубли канских перевозок, налажено планирование и коорди нация междугородных перевозок различными видами транспорта. Централизация управления междугородных перевозок автомобильным транспортом потребует сосре доточения всех автомобилей в специализированных авто транспортных предприятиях, что позволит шире и эффек тивнее внедрять достижения научно-технического про гресса, откроет большие возможности для постановки экспериментов, опробования различных систем и мето дов материального и морального поощрения, совершен ствования форм организации социалистического сорев нования, изучения опыта работы передовых автотранс портных предприятий нашей страны и зарубежного опыта и т. д.
Дальнейшее развитие междугородных перевозок гру зов требует для их оптимизации внедрения при планиро вании математических методов и современных вычисли тельных средств, что предполагает прежде всего создание электрифицированного табло с основными маршрутами и расстояниями выполняемых перевозок, решение транс портных задач на ЭВМ для получения оптимальных ва риантов с их последующей оперативной реализацией.
Внедрение электронно-вычислительной техники эко номически целесообразно только при функционировании мощных специализированных объединений, выполняю щих междугородные перевозки, так как при этом обеспе чивается оптимальное координирование из единого цент ра отдельных звеньев системы, действующих на террито
90
рии с большой протяженностью, появляется возможность сокращения простоев подвижного состава в пунктах по грузки и разгрузки, на грузовых автостанциях и переде лочных площадках, сокращаются расходы на содержа ние управленческого аппарата, ускоряется обработка ин формации, сокращаются порожние пробеги и т. д.
Все это требует концентрации подвижного состава и поэтому, например в США, уже сейчас успешно функцио нируют автотранспортные компании с объемом операций 80—90 млн. долларов с парком 4 тыс. грузовых автомо билей, обслуживающих около 50 тыс. клиентов.
Целесообразность создания таких крупных автотранс портных предприятий (объединений, комбинатов в нашей стране) требует тщательного изучения и обоснования.
Однако нет сомнения в том, что выполнение междуго родных перевозок грузов автомобильным транспортом должно быть возложено только на специализированные автотранспортные предприятия с тем, чтобы можно было реализовать все возможности, заложенные в этом методе организации перевозок, при условии снижения транс портных издержек в народном хозяйстве страны.
§ 2. МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В УзССР
Регулярные междугородные перевозки грузов автомо бильным транспортом в Узбекской ССР стали выпол няться несколько позднее, чем в таких республиках, как Белорусская ССР, Российская Федерация, Украина.
По решению правительства республики в 1963 г. было создано республиканское управление «Узмежавтотранс», в задачу которого входит планирование и органи зация междугородных перевозок не только по республи ке, но и межреспубликанских перевозок грузов автомо бильным транспортом.
С организацией управления «Узмежавтотранс» в крупных грузообразующих и грузопоглощающих пунк тах республики были созданы грузовые автостанции и транспортно-экспедиционные агентства с контрольно-дис петчерскими пунктами с рассредоточением их на основ ных магистральных автомобильных дорогах респуб лики.
91
После учреждения управления «Узмежавтотранс» с его предприятиями в 1965 г. в Ташкенте создается голов ное специализированное автопредприятие № 56, которое призвано обеспечить выполнение междугородных пере возок грузов во все города республики и межреспубли канских перевозок. С созданием управления «Узмежав тотранс» и специализированного автопредприятия № 56 в республике объем междугородных перевозок постоян но увеличивается, о чем свидетельствует табл. 11.
Т а б л и ц а 11
Динамика роста объема межлугородных |
автомобильных перевозок |
||||||
Показатели |
1963 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
1975 г. |
В перспек |
|
тиве |
|||||||
Объем междуго |
|
|
|
|
|
|
|
родных |
перевозок |
74,1 |
106,0 |
258,6 |
534,6 |
2000 |
4800 |
грузов, тыс. т . . |
|||||||
то же, |
% . . . |
0,132 |
0,123 |
0,209 |
0,307 |
1,12 |
1,49 |
Выполнение грузо- |
|
33,920 |
108,972 |
184,654 700,0 |
1540 |
||
оборота, |
млн. ткм 39,870 |
||||||
То же, |
96 . . . |
4,5 |
2,5 |
4,83 |
7,24 |
20,6 |
25,04 |
Анализ удельного веса междугородных перевозок в общем объеме перевозок автотранспортом общего поль зования показывает, что, несмотря на значительный их рост, темпы прироста по сравнению с другими союзными республиками нельзя признать удовлетворительными. Так, например, удельный вес междугородных перевозок в Белоруссии в 1972 г. превысил 35% от общего объема перевозок, выполненного автотранспортом общего поль зования, при этом за периоде 1960 г. по 1970 г. объем пере возок грузов в междугородном сообщении вырос в 12 раз. Показатели по Белорусской ССР для сравнения являют ся наиболее приемлемыми, так как экономические по тенциалы БССР и УзССР находятся примерно на одном уровне.
В РСФСР, Украинской ССР и прибалтийских респуб ликах удельный вес междугородных перевозок в общем объеме также находится на более высоком уровне в срав нении с нашей республикой. Поэтому планирующие и ру ководящие органы республики и прежде всего Министер ство автомобильного транспорта УзССР должны обра
92
тить самое серьезное внимание на этот вид перевозбк народнохозяйственных грузов.
Создание управления «Узмежавтотранс» явилось первым крупным шагом в осуществлении междугород ных перевозок в республике, за которым должно было, как следствие, на первых порах последовать организация в г. Ташкенте крупного специализированного автотранс портного предприятия, занятого исключительно меж дугородными перевозками, с филиалами в крупнейших грузообразующих и грузопоглощающих пунктах респуб лики. В таком автотранспортном предприятии следовало бы сосредоточить все автомобили, занятые в системе Ми нистерства автомобильного транспорта УзССР между городными перевозками грузов. Это дало бы возмож ность на стадии организации междугородных перевозок грузов автомобильным транспортом в республике раз граничить сферы деятельности специализированного ав тотранспортного предприятия с филиалами и грузовых автотранспортных предприятий, принадлежащих област ным автотрестам, различным ведомствам и министер ствам.
Специализированное автотранспортное предприятие с филиалами должно было бы выполнять междугородные перевозки грузов на основных автомобильных дорогах республики в межобластных и межреспубликанских со общениях, а остальные автотранспортные предприятия —• короткопробежные внутриобластные централизованные перевозки грузов, в том числе и внутриобластные меж дугородные.
Однако почему-то планирующие органы республики и Министерство автотранспорта пошли по другому пути: автомобили, выполняющие междугородные перевозки, рассредоточены не только по многочисленным автотранс портным предприятиям транспорта общего пользования, но сосредоточены также в ведомственных автотранспорт ных предприятиях. Причем во многих автотранспортных предприятиях не более 2—5 междугородных автомоби лей. Безусловно, руководители таких автотранспортных предприятий, занятые решением вопросов выполнения ос новных задач, стоящих перед их коллективами по пере возкам народнохозяйственных грузов, не могут уделить Должного внимания работе такого количества автомоби лей, занятых междугородными перевозками. В этом, соб
93
ственно говоря, и нет никакой необходимости, так как объемы перевозок, выполняемые этими автомобилями, не оказывают почти никакого практического, тем более ре шающего влияния на деятельность автотранспортного предприятия и отвлекают внимание руководителей от главных задач, т. е. тем самым затрудняют зачастую решение их. Между тем число автотранспортных пред приятий, занятых междугородными перевозками, из года в год увеличивается, так как планирующие органы про должают включать в обязательную клиентуру все боль шего числа автотранспортных предприятий междугород ные перевозки грузов. Автотранспортные предприятия после включения в их планы междугородных перевозок вынуждены принимать меры для выполнения этих пере возок, в противном случае возникают затруднения как при текущем (месячном) премировании, так и при под счете фондов стимулирования, когда одним из обязатель ных условий премирования становится выполнение плана по клиентуре.
При рассмотрении этого вопроса заслуживает внима ния и изучения опыт организации междугородных пере возок грузов Московским, Ленинградским и Минским управлениями автомобильных дорог, в которых созданы мощные специализированные автотранспортные пред приятия по выполнению междугородных перевозок, обес печивающие высокопроизводительное использование по движного состава при значительном сокращении сроков доставки грузов.
Актуальность изучения и внедрения опыта этих уп равлений автомобильных дорог в республике также дик туется принятыми в течение 1973 г. документами партии и правительства, в которых обращается внимание на по вышение эффективности использования подвижного соства за счет сокращения порожних пробегов и широкого распространения междугородных перевозок грузов авто мобильным транспортом.
Поскольку междугородные перевозки грузов автомо бильным транспортом выполняются уже в течение не скольких лет, то с учетом накопленного опыта можно провести организационные мероприятия по совершен ствованию системы управления междугородными пере возками грузов. Так как объемы междугородных пере возок грузов автомобильным транспортом со времени
34
создания управления «Узмежавтотранс» значительно возросли, и такой рост будет иметь место в перспективе (при условии передачи короткопробежных перевозок ав томобильному транспорту), то видно, настало время для претворения в жизнь принятого в 1968 г. решения о соз дании специализированных автотранспортных предприя тий по междугородным перевозкам в Ташкенте, Самар канде и Андижане с филиалами в областных центрах и сосредоточении в них всего подвижного состава, выпол няющего этот вид перевозок в системе Министерства ав томобильного транспорта УзССР.
Сосредоточение всех автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки, в нескольких специализиро ванных автотранспортных предприятиях позволило бы разработать и применить прогрессивные формы органи зации и планирования перевозок, научную организацию труда, с целью оптимизации перевозок, подобрать и за крепить постоянные высококвалифицированные кадры, широко применить и пропагандировать среди грузодателей и грузополучателей преимущества автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным при осу ществлении короткопробежных (до 200—300 км) пере возок народнохозяйственных грузов. Все это в конечном счете облегчило бы осуществление ряда мероприятий по совершенствованию организации управления междуго родных перевозок грузов автомобильным транспортом. Требует рассмотрения вопрос о том, какому органу долж ны подчиняться такие автотранспортные предприятия с филиалами.
Во многих республиках созданы управления автомо бильных дорог, в состав которых входят автотранспорт ные предприятия, осуществляющие междугородные пере возки, а также грузовые автостанции, транспортно-экспе диционные агентства, пункты приема и отправления грузов (в некоторых из них имеются склады для кратковре менного хранения и подгруппировки грузов), контейнер ные площадки, площадки для перецепки полуприцепов и прицепов, диспетчерско-контрольные пункты и т. д. Это один из возможных вариантов, при котором затруднено и практически не применяются материальные санкции в случае невыполнения договорных обязательств, так как все указанные подразделения непосредственно подчиня ются одному органу —^Управлению дорог.
95
Преимуществом такой подчиненности является воз можность быстрого решения возникающих вопросов и за интересованность работников грузовых автостанций в создании благоприятных условий для эксплуатации под вижного состава, находящегося в ведении автотранспорт ных предприятий управлений дорог.
Другим вариантом является возможность подчинения крупных специализированных автотранспортных пред приятий (с филиалами) по осуществлению междугород ных перевозок непосредственно Министерству автомо бильного транспорта УзССР или облавтотрестам грузо вых перевозок. В этом случае появилась бы возможность взаимного материального воздействия при невыполне нии договорных обязательств подразделениями «Узмежавтотранса» и специализированных автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные пере возки.
Критерием для оценки деятельности в целом управ ления «Узмежавтотранс» и автотранспортных предприя тий должно было бы стать обеспечение первоочередного выполнения государственного плана перевозок грузов в междугородном сообщении обеими сторонами с обязатель ной увязкой этого положения с материальным поощре нием работников как управления «Узмежавтотранс», так и специализированных автотранспортных предприятий.
Только при этом работники грузовых автостанций бы ли бы непосредственно заинтересованы в организациипервоочередной загрузки автомобилей специализирован ных предприятий, так как от этого зависело бы как их личное, так и материальное поощрение всего коллектива. Применение же материальных санкций дисциплинирова ло бы работников, заставило их работать над изыска нием дополнительных резервов, повысило их ответствен ность и улучшило бы организацию междугородных пере возок. По мере того, как филиалы специализированных автотранспортных предприятий в областных центрах соз дадут необходимую материально-техническую базу, кон тингент постоянных работников, окрепнут в хозяйствен ном отношении, а управление «Узмежавтотранс» обеспе чит их необходимым грузопотоком, можно было бы на основе этих филиалов создать специализированные ав тотранспортные предприятия по междугородным пере возкам с тем, чтобы все внутренние, межобластные и
66