Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
республиканские междугородные перевозки осуществля
лись только подвижным составом |
специализированных |
||||
автотранспортных предприятий. |
|
|
|
|
|
Необходимость создания филиалов в областных цент |
|||||
рах диктуется еще одним |
немаловажным |
обстоятель |
|||
ством. В настоящее время междугородные |
перевозки |
в |
|||
республике на сравнительно |
большие |
расстояния, |
до |
||
1 500 км в один конец, осуществляются |
сквозным мето |
||||
дом. Сквозные перевозки, однако, |
имеют ряд недостат |
ков: автомобиль в течение 10—15 дней находится на ли нии, в результате трудно планировать и своевременно проводить планово-предупредительное техническое об служивание и текущие ремонты, вследствие чего автомо били сильно изнашиваются, преждевременно выходят из строя; кроме того, крайне затруднен ремонт автомобилей на линии в случае поломок отдельных деталей, узлов и агрегатов; затруднен эффективный контроль за работой автомобилей на линии, затруднено планирование перево зок и принятие необходимых оперативных мер по опти мальному закреплению автомобилей за грузодателями; перевозки осуществляются автомобилями различной гру зоподъемности, без взаимной увязки и обеспечения об ратной загрузки автомобилей и т. д.
Междугородные перевозки грузов на дальние расстоя ния целесообразно осуществлять по системе тяговых плеч, разработанной НИИАТ и получившей широкое раз витие в других республиках нашей страны.
Опыт организации междугородных перевозок по си стеме тяговых плеч, проводимый в ряде республик, под тверждает возможность планирования перевозок грузов путем введения твердых графиков движения автопоез дов, в результате ускоряются сроки доставки грузов, по вышается производительность подвижного состава, сок ращаются средние расстояния междугородных перево зок, создаются условия для нормального режима работы водителей, упорядочения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей-тягачей и полуприцепов, сокращаются до минимума сверхнормативные простои на грузовых автостанциях, производительность труда воз растает на 30—40%, снижается себестоимость перевозок на 10—15%, значительно сокращаются сроки доставки грузов, т. е. возрастает эффективность использования подвижного состава.
7—2804 |
97 |
При осуществлении перевозок по вышеописанной си стеме груженый полуприцеп можно доставить, например, из Ташкента в Нукус следующим образом: из Ташкента до Самарканда полуприцеп буксировался бы автомоби лем-тягачом специализированного автотранспортного предприятия, расположенного в Ташкенте; из Самаркан да в Бухару — автомобилем-тягачом, принадлежащим Самаркандскому специализированному автотранспортно му предприятию, и далее — автомобилями-тягачами филиалов, расположенных в областных центрах. Одновре менно на грузовых автостанциях маневровые автомоби ли-тягачи должны были бы подготовить груженые полу прицепы для маршрутных автомобилей-тягачей с целью их доставки в областные центры, с которых они прибыли.
На грузовых автостанциях, расположенных в област ных центрах, необходимо создать перецепные площадки, на которых можно было бы не только производить пере цепку полуприцепов, но и организовать их профилакти ческие осмотры и текущие ремонты.
Перевозки по системе тяговых плеч можно было бы осуществлять не только в пределах Узбекской ССР, но в дальнейшем во всех среднеазиатских республиках и в Казахской ССР, так как межреспубликанские перевозки на автомобильном транспорте при их оптимизации по этой системе дали бы значительный экономический эф фект.
Однако этому должна предшествовать большая под готовительная работа, так как в настоящее время, напри мер, отправление автомобилей из Ташкента в столицы союзных республик — Алма-Ату, Фрунзе, Душанбе — производится без предварительного согласования и за, частую автомобили следуют порожняком в обратном на правлении. Видимо, при организации перевозок грузов автомобильным транспортом между столицами респуб лик Средней Азии и Казахстана можно было бы приме нить паритетный принцип, как, например, при перевозках пассажиров автобусами. Можно было бы по договорен ности между соответствующими органами, ответственны ми в каждой республике за выполнение междугородных перевозок грузов автомобильным транспортом, устано вить постоянные определенные дни и часы прибытия и отправления междугородных автомобилей с грузом. Конечные грузовые автостанции, расположенные в сто
98
лицах союзных республик, обязаны были бы обеспечить обратную загрузку в ближайшем пункте, где расположе на грузовая автостанция или транспортно-экспедицион ная контора. Для повышения ответственности работни ков грузовых автостанций по обратной загрузке прибыв шего автомобиля необходимо было бы предусмотреть жесткие материальные санкции за отправку порожних автомобилей.
О том, что организация паритетных перевозок грузов автомобилями между столицами союзных республик Средней Азии и Казахстана требует своего положитель ного решения уже в ближайшее время, свидетельствует значительный объем перевозок грузов, стихийно выпол няемых автомобилями, которые принадлежат различным ведомствам и министерствам.
После организации перевозок грузов автомобильным транспортом между столицами союзных республик мож но было бы осуществить переход к выполнению перево зок между областными центрами, городами различных союзных республик, в которых сосредоточены крупные грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Органи зация, анализ и планирование таких межреспубликан ских перевозок грузов автомобильным транспортом, безусловно, сложный процесс, однако осуществление их позволило бы получить значительный экономический эффект, поэтому этот вопрос требует скорейшего ре шения.
Наряду с этим организация междугородных перево зок в межреспубликанском сообщении способствовала бы совершенствованию и еще более тесному укреплению экономических связей как между республиками, так и между отдельными городами и крупными грузообразую щими и грузопоглощающими пунктами различных рес публик.
Одним из самых значительных факторов, сдерживаю щих рост междугородных перевозок в республике, яв ляется то, что до сего времени не решен вопрос планиро вания перевозок грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении.
Выполнение больших объемов перевозок в междуго родном сообщении требует, прежде всего, внедрения со гласованных графиков подачи и взаимной обратной за грузки автомобилей по системе маятника и тяговых плеч.
99
Подача междугородных автомобилей строго по гра фику грузоотправителям, разработка графиков прибытия и убытия автомобилей на грузовые автостанции, установ ление времени прибытия и времени обратной загрузки автомобилей у грузоотправителей в значительной степе ни могло бы ускорить сроки доставки грузов. Однако внедрение этих графиков возможно и выгодно только при планировании и безусловной обеспеченности обратной загрузки автомобилей, прибывающих в конечный пункт назначения. При этом, как и на железнодорожном транс
порте, |
не имеет значения время и дни прибытия |
автомо |
билей |
к грузополучателю и грузоотправителю, |
которые |
должны немедленно по прибытию автомобиля организо вать его разгрузку и погрузку, в противном случае к нему должны быть применены жесткие штрафные санкции.
В тех союзных республиках, где организации |
работы |
|||
междугородных |
автомобилей |
по |
графикам уделяется |
|
первостепенное значение, объемы |
этого вида |
перево |
||
зок стабильно |
растут и занимают |
наибольший удель |
||
ный вес в перевозках грузов. |
Так, |
например, |
если по |
Московскому управлению автомобильных дорог до 1971 г.
удельный вес перевозок по графикам в |
общем количе |
||
стве межобластных перевозок составлял |
15—20%, то в |
||
1972—1973 гг. он возрос до 75—80% и при этом |
ежене |
||
дельно по согласованным графикам из Москвы |
отправ |
||
ляются более 575 автомобилей и прибывают |
более 440 |
||
иногородных. |
|
автомобилей |
|
Планирование работы междугородных |
|||
по графикам предполагает прежде всего наличие |
склад |
ских помещений для сбора, хранения и подгруппировки грузов по ассортименту и направлениям перевозок, осна щение складских помещений грузовых автостанций по грузочно-разгрузочными механизмами. В Узбекистане, за исключением Ташкентской грузовой автостанции, ни од на не имеет ни складских помещений, ни погрузочно-раз грузочных механизмов.
Естественно, что оснащение грузовых автостанций складскими помещениями и погрузочно-разгрузочными механизмами потребовало бы определенных капитало вложений. Однако экономический эффект, полученный от проведения этих мероприятий, позволил бы в кратчай ший срок окупить произведенные расходы благодаря рез кому повышению производительности подвижного соста
100
ва и снижению себестоимости перевозок. Учитывая все эти обстоятельства, следовало бы в ближайшее время ос настить складскими помещениями и погрузочно-разгру зочными механизмами хотя бы грузовые автостанции в городах Намангане, Нукусе, Ургенче, Самарканде, Анди жане, Фергане, так как здесь сосредоточены наиболее крупные грузообразующие и грузопоглощающие пункты.
Как установлено, в подавляющем большинстве авто мобили, прибывающие на грузовые автостанции респуб лики в послеобеденное время в пятницу, в субботние и воскресные дни не загружаются и простаивают до поне дельника, т. е. из семи дней недели автомобили в лучшем случае используются неполных пять дней. Поэтому орга низация загрузки и разгрузки автомобилей в послеобе денное время в пятницу, в субботние и воскресные дни в настоящее время является одним из главных резервов повышения эффективности использования междугород ных автомобилей.
Безусловно, без решения вопроса бесперебойной за грузки и разгрузки междугородных автомобилей во все дни недели не может быть речи о планировании повыше ния производительности подвижного состава и снижении себестоимости перевозок и, следовательно, не могут быть реализованы преимущества автомобильного транспорта в сравнении с железнодорожным при выполнении короткопробежных междугородных перевозок народнохозяй ственных грузов.
В дальнейшем для организации эксплуатации и про ведения погрузочно-разгрузочных операций при между городных перевозках грузов автомобильным транспортом республики необходимо осуществлять перевозки и погру зочно-разгрузочные операции в две-три смены, с целью повышения одного из главных показателей при междуго родных перевозках — ускорения оборачиваемости авто мобилей и увеличения времени пребывания подвижного состава на линии.
Широкое использование передового опыта по органи зации междугородных перевозок автомобильным транс портом как в нашей стране, так и за рубежом, совершен
ствование их организации за |
счет |
внедрения |
работы |
|
подвижного состава по графикам, |
осуществления по |
|||
грузочно-разгрузочных работ в две-три смены |
во |
все |
||
Дни недели, с использованием |
большетоннажных |
авто |
101