Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Г л а в а II
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
§ I . Программно-целевое управление
'Система управления комплексом не может строиться лишь по функциональному или линейному принципу, где сферы пол номочий и ответственности разделяются по отдельным функци ям производства и управления, а. принятие решений осущест вляется по линии вертикального подчинения нижестоящих зве ньев вышестоящим в организационной структуре управления. Наряду с этим возникает необходимость в горизонтальной меж функциональной координации деятельности по достижению тех нических, экономических, социальных целей.
Это предопределяется большими масштабами хозяйствен ной деятельности в комплексе и в связи с этим невозможно стью принять решение по всем вопросам только на высших уровнях руководства.
В настоящее время в практике освоения больших терри торий, космоса, машиностроительных комплексов находит при менение управление по целям, программам. Все большее рас пространение получает принцип, по которому механизм управ ления подчинен цели. Поэтому и организационная структуре управления приспосабливается к цели организации, объеди нения, предприятия. В отечественной и зарубежной практике все чаще встречается сочетание линейно-функциональной струк туры с программно-целевой, способной реализовать поставлен-
45
ную цель с наименьшими затратами в относительно короткие сроки.
Целевое управление начинается с разработки "дерева целей". "Дерево целей" - ото своего рода модель внутрен ней структуры системы, которая определяет направления и виды деятельности оргэна управления. Цели любой системы, организации, органа, как правило, дифференцируются на об щие и частные, главные и второстепенные. "Дерево целей" - это метод упорядочения целей.
Упорядочение целей осуществляется по таким направле ниям, как соподчиненность, развертываемость и ранжирова ние» Соподчиненность выражается в предпочтении стратеги ческих целей тактическим, социально-экономических произ водственно-техническим и т .д . Развертывание целей выража ется в том, что общая цель характеризуется несколькими локальными целями.
Например, общая цель КамАЗа - удовлетворение потреб ностей народного хозяйства в большегрузных автомобилях - конкретизируется в следующих локальных целях /подцелях/: производство продукции в соответствии с потребностями на родного хозяйства; обеспечение производства всеми видами ресурсов и услуг; выполнение обязательств по поставкам продукции в установленном количестве, качестве, ассорти менте, в соответствии с заключаемыми договорами и заказа ми. Ранжирование целей - это установление их приоритета.
Целевое управление промышленного комплекса формиру ется в виде иерархического многоступенчатого "дерева", каждый уровень ветвей которого приближенно соответствует определенному уровню руководства.
Основой концепции является представление о комплек се как о многоцелевой социально-экономической системе, содержащей следующие основные цели:
I/ научно-технические /ускорение научно-техническо го прогресса/;
2/ производственные /удовлетворение потребности в продукции/;
46
3/ экономические /повышение экономической эффектив ности деятельности/;
4/ социальные /удовлетворение потребностей членов коллектива/.
Выделенные четыре класса целей считаются одинаковыми по степени их важности. Объективно может иметь .место раз личная важность /приоритет/ целей, меняющаяся на разных этапах развития комплекса, однако сложный вопрос оценки приоритета целей относится к области хозяйственной поли тики, он может быть учтен за пределами "дерева целей" при разработке отраслевых и народнохозяйственных целей.
Каждой цели деется |
двоякая |
характеристика: |
цели; |
|
- |
качественная, отражающая |
общее содержание |
||
- |
количественная, |
отражающая уровень оценки |
степени |
достижения цели.
Количественная характеристика цели выражается уров нем "внешних" и "внутренних" показателей. "Внешние" - это показатели народного хозяйства. Они характеризуют резуль таты деятельности комплекса по реализации соответствующей народнохозяйственной цели.
Реализация целей управления осуществляется посредст вом программ, технико-экономических показателей и норма тивов. В реальной действительности цели'; программы и пока затели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема показателей тесно связана о вопросами хозяй ственной самостоятельности предприятий и объединений, цент рализацией и децентрализацией прав на принятие решений в том или ином органе управления.
Предприятиям, объединениям и организациям директивно устанавливается ограниченное число показателей.
Директивными показателями являются:
- общий объем реализуемой продукции, в том числе объ ем реализуемой новой продукции;
-производство важнейших видов продукции в натураль ном выражении;
-общая сумма прибыли и рентабельности;
4?
-общий фонд заработной платы;
-платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;
-рост производительности труда;
-объем централизованных капиталовложений, в том чи
сле объем строительно-монтажных |
работ; |
|
- ввод |
в действие основных |
фондов и производственных |
мощностей за |
счет централизованных капитальных вложений; |
-гадания по освоению производства новых технологи ческих процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;
-объем поставок сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящими организациями.
Кроме директивных показателей, в плане разрабатыва ется определенный круг расчетных показателей, которые слу жат для обоснования директивных показателей.
Внастоящее время наибольшее значение приобретают по казатели, отражающие состояние технического прогресса и рост производительности труда. В соответствии с Постанов лением Совета Министров СССР от 21 июня 1971 года "О не которых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства" внесены изме нения в систему показателей министерства. Директивным ста новится показатель производительности труда. В показателе объема реализованной продукции выделяется объем продукции, отвечающей по своим технико-экономическим параметрам луч шим образцам отечественной и зарубежной продукции. Новым
моментом является и тот фѳкт, что система материального стимулирования поставлена в зависимость от выполнения за даний пятилетнего плана по этим показателям, В настоящее время эти показатели являются и фондообразующими показа телями. Поэтому министерствам разрешено создавать резерв по фондам экономического стимулирования, который, в свою очередь, предназначается для поощрения ускоренного внед рения в народное хозяйство новой техники.
В настоящее время при разработке основных направлѳ-
48
ний развития промышленности и народного хозяйства в целом все шире применяются укрупненные нормативы и технико-зко- номические показатели. Например, при разработке научнотѳхничеоких прогнозов и перспектив развития используются показатели трудоемкости, материалоемкости, капиталоемкос ти и фондоемкости продукции, фондо- и энергоемкости труда, норматив продолжительности строительства и освоения новых производств, строительных и научно-технических заделов по отраслям народного хозяйства, проектных разработок "пред приятий и объектов будущего", коэффициент эффективности капитальных вложений.
Успешное осуществление задач, поставленных перед ор ганом управления, в значительной мере зависит от предос тавленных ему прев во всех областях хозяйственной деятель ности, в том числе прав по централизации определенной час ти материальных и денежных средств, которая дает возмож ность более эффективно воздействовать на основные направ ления производственно-хозяйственной деятельности объеди нений и предприятий.
" Внутренние" показатели - это такие, по которым воз можно непосредственная оценка результатов хозяйственной деятельности комплекса по реализации соответствующей це ли. в их число входят директивные показатели комплекса, а также расчетные показатели по плану новой техники, по пла ну социального развития и т .п .
На нижестоящих уровнях по каждой цели "внешними" бу дут показатели комплекса в целом, а "внутренними" - пока затели, характеризующие результаты работ по реализации данной цели. Так, например, по цели ^Обеспечение качест ва продукции на уровне, соответствующем требованиям на родного хозяйства" внешними будут показатели технико-эко номических и эксплуатационных характеристик производимой продукции, а внутренними:
- |
патентная |
чистота конструкций; |
- |
уровень унификации узлов и деталей; |
|
- |
количество |
продукции, сдаваемой с первого предьяв- |
4-1141
49
ления
- уровень затрат на обеспечение качества и другие по казатели.
Известно* что цели высших уровней управления /напри мер, максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества/ в процессе движения вниз по иерархии управления трансформируются в сторону их локализации и конкретизации для каждого звена хозяйства.
6 реальной деятельности на уровне комплекса /да и на других уровнях/ известны основные параметры, характеристи ки объекта и субъекта управления, т .е . известны возможно
сти управляемой системы, органы управления, |
кадры, техни |
ка управления и т .д . Очевидно, цель состоит |
в таком их |
комбинировании, которое может дать наибольший эффект или эффект, который определен в рамках цели.
Цель, как известно, задается общественными /производ ственными/ отношениями. В общественном производстве суще ствует "иерархия" целей /общие, особенные, частные/. Ана логичная иерархия целей имеется и у органов управления. Единство целей на всех уровнях управления народным хозяй ством является свойством и преимуществом социализма.
Целенаправленное развитие комплекса в соответствии с общей целью развития народного хозяйства страны и его от дельных отраслей - такова общая народнохозяйственная цель промышленного комплекса.
Важным аспектом является совмещение системы целей с разрабатываемым вариантом структуры управления, с форму лированием задач, выполняемых в системе производства и уп равления. Система задач продолжает и детализирует систему целей; именно задачи в конечном итоге должны быть положе ны в основу формулировки обязаннюстей по отдельным подраз делениям. Цели формируют конечные результаты, в то время как задачи характеризуют собой крупные совокупности работ, ориентированные на получение определенного результата или на решение проблемы.
Укрупненное распределение формулируемых целей по зве
50
ньям структуры управления - это необходимое условие их сов мещения. Такое распределение выполняется, исходя из выде ления головных подразделений, каждое из которых несѳі ос
новную |
ответственность за |
достижение цели. Однако наряду |
с этим |
большинство целей |
так или иначе затрагивает дру |
гие подразделения, выступающие в качестве соисполнителей, что может быть отражено лишь при более детализированной формулировке целей и задач, а также при построении орга ниграмм, моделирующих взаимосвязи подразделений в процессе выполнения задач. Например, по цели "Обеспечение производ ства конструкторской документацией и соответствия техни ко-экономических показателей разрабатываемой продукции лучшим отечественным и зарубежным образцам и требования потребителей" ответственными подразделениями в структуре управления за данную цель являются:
-технический комитет комплекса;
-технический директор;
-управление конструкторской подготовкой производст
ва . Кроме этого , по различным аспектам цели такими подраз
делениями, являются:
-экспериментальная и испытательная база техническо го директора;
-управление стандартов и научно-технической информа
ции;
-управление развития качества.
При совмещении целей с организационной структурой |
^ |
|
необходимо, во-первых, четко указывать, за какие цели от |
|
|
ветственно подразделение, во-вторых, стремиться к одно |
|
|
родности целей, которые ставятся перед подразделениями. |
|
|
Система целей это не единственная основа для выделения в |
|
|
структуре управления самостоятельных управлений, отделов |
|
|
и бюро. Наряду с этим большое значение имеет объем дея |
|
|
тельности, необходимый для достижения целей, а также |
|
|
специализация труда по осуществлению этой деятельности. |
|
|
Вместе с тем система целей комплекса имеет решающее зна |
|
|
чение для формирования |
структуры управления. |
|
Разработка целей, |
обеспеченность их достижения соот- |
|
51