Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

§ I . Программно-целевое управление

'Система управления комплексом не может строиться лишь по функциональному или линейному принципу, где сферы пол­ номочий и ответственности разделяются по отдельным функци­ ям производства и управления, а. принятие решений осущест­ вляется по линии вертикального подчинения нижестоящих зве­ ньев вышестоящим в организационной структуре управления. Наряду с этим возникает необходимость в горизонтальной меж­ функциональной координации деятельности по достижению тех­ нических, экономических, социальных целей.

Это предопределяется большими масштабами хозяйствен­ ной деятельности в комплексе и в связи с этим невозможно­ стью принять решение по всем вопросам только на высших уровнях руководства.

В настоящее время в практике освоения больших терри­ торий, космоса, машиностроительных комплексов находит при­ менение управление по целям, программам. Все большее рас­ пространение получает принцип, по которому механизм управ­ ления подчинен цели. Поэтому и организационная структуре управления приспосабливается к цели организации, объеди­ нения, предприятия. В отечественной и зарубежной практике все чаще встречается сочетание линейно-функциональной струк­ туры с программно-целевой, способной реализовать поставлен-

45

ную цель с наименьшими затратами в относительно короткие сроки.

Целевое управление начинается с разработки "дерева целей". "Дерево целей" - ото своего рода модель внутрен­ ней структуры системы, которая определяет направления и виды деятельности оргэна управления. Цели любой системы, организации, органа, как правило, дифференцируются на об­ щие и частные, главные и второстепенные. "Дерево целей" - это метод упорядочения целей.

Упорядочение целей осуществляется по таким направле­ ниям, как соподчиненность, развертываемость и ранжирова­ ние» Соподчиненность выражается в предпочтении стратеги­ ческих целей тактическим, социально-экономических произ­ водственно-техническим и т .д . Развертывание целей выража­ ется в том, что общая цель характеризуется несколькими локальными целями.

Например, общая цель КамАЗа - удовлетворение потреб­ ностей народного хозяйства в большегрузных автомобилях - конкретизируется в следующих локальных целях /подцелях/: производство продукции в соответствии с потребностями на­ родного хозяйства; обеспечение производства всеми видами ресурсов и услуг; выполнение обязательств по поставкам продукции в установленном количестве, качестве, ассорти­ менте, в соответствии с заключаемыми договорами и заказа­ ми. Ранжирование целей - это установление их приоритета.

Целевое управление промышленного комплекса формиру­ ется в виде иерархического многоступенчатого "дерева", каждый уровень ветвей которого приближенно соответствует определенному уровню руководства.

Основой концепции является представление о комплек­ се как о многоцелевой социально-экономической системе, содержащей следующие основные цели:

I/ научно-технические /ускорение научно-техническо­ го прогресса/;

2/ производственные /удовлетворение потребности в продукции/;

46



3/ экономические /повышение экономической эффектив­ ности деятельности/;

4/ социальные /удовлетворение потребностей членов коллектива/.

Выделенные четыре класса целей считаются одинаковыми по степени их важности. Объективно может иметь .место раз­ личная важность /приоритет/ целей, меняющаяся на разных этапах развития комплекса, однако сложный вопрос оценки приоритета целей относится к области хозяйственной поли­ тики, он может быть учтен за пределами "дерева целей" при разработке отраслевых и народнохозяйственных целей.

Каждой цели деется

двоякая

характеристика:

цели;

-

качественная, отражающая

общее содержание

-

количественная,

отражающая уровень оценки

степени

достижения цели.

Количественная характеристика цели выражается уров­ нем "внешних" и "внутренних" показателей. "Внешние" - это показатели народного хозяйства. Они характеризуют резуль­ таты деятельности комплекса по реализации соответствующей народнохозяйственной цели.

Реализация целей управления осуществляется посредст­ вом программ, технико-экономических показателей и норма­ тивов. В реальной действительности цели'; программы и пока­ затели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Проблема показателей тесно связана о вопросами хозяй­ ственной самостоятельности предприятий и объединений, цент­ рализацией и децентрализацией прав на принятие решений в том или ином органе управления.

Предприятиям, объединениям и организациям директивно устанавливается ограниченное число показателей.

Директивными показателями являются:

- общий объем реализуемой продукции, в том числе объ­ ем реализуемой новой продукции;

-производство важнейших видов продукции в натураль­ ном выражении;

-общая сумма прибыли и рентабельности;

4?

-общий фонд заработной платы;

-платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

-рост производительности труда;

-объем централизованных капиталовложений, в том чи­

сле объем строительно-монтажных

работ;

- ввод

в действие основных

фондов и производственных

мощностей за

счет централизованных капитальных вложений;

-гадания по освоению производства новых технологи­ ческих процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

-объем поставок сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящими организациями.

Кроме директивных показателей, в плане разрабатыва­ ется определенный круг расчетных показателей, которые слу­ жат для обоснования директивных показателей.

Внастоящее время наибольшее значение приобретают по­ казатели, отражающие состояние технического прогресса и рост производительности труда. В соответствии с Постанов­ лением Совета Министров СССР от 21 июня 1971 года "О не­ которых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства" внесены изме­ нения в систему показателей министерства. Директивным ста­ новится показатель производительности труда. В показателе объема реализованной продукции выделяется объем продукции, отвечающей по своим технико-экономическим параметрам луч­ шим образцам отечественной и зарубежной продукции. Новым

моментом является и тот фѳкт, что система материального стимулирования поставлена в зависимость от выполнения за­ даний пятилетнего плана по этим показателям, В настоящее время эти показатели являются и фондообразующими показа­ телями. Поэтому министерствам разрешено создавать резерв по фондам экономического стимулирования, который, в свою очередь, предназначается для поощрения ускоренного внед­ рения в народное хозяйство новой техники.

В настоящее время при разработке основных направлѳ-

48


ний развития промышленности и народного хозяйства в целом все шире применяются укрупненные нормативы и технико-зко- номические показатели. Например, при разработке научнотѳхничеоких прогнозов и перспектив развития используются показатели трудоемкости, материалоемкости, капиталоемкос­ ти и фондоемкости продукции, фондо- и энергоемкости труда, норматив продолжительности строительства и освоения новых производств, строительных и научно-технических заделов по отраслям народного хозяйства, проектных разработок "пред­ приятий и объектов будущего", коэффициент эффективности капитальных вложений.

Успешное осуществление задач, поставленных перед ор­ ганом управления, в значительной мере зависит от предос­ тавленных ему прев во всех областях хозяйственной деятель­ ности, в том числе прав по централизации определенной час­ ти материальных и денежных средств, которая дает возмож­ ность более эффективно воздействовать на основные направ­ ления производственно-хозяйственной деятельности объеди­ нений и предприятий.

" Внутренние" показатели - это такие, по которым воз­ можно непосредственная оценка результатов хозяйственной деятельности комплекса по реализации соответствующей це­ ли. в их число входят директивные показатели комплекса, а также расчетные показатели по плану новой техники, по пла­ ну социального развития и т .п .

На нижестоящих уровнях по каждой цели "внешними" бу­ дут показатели комплекса в целом, а "внутренними" - пока­ затели, характеризующие результаты работ по реализации данной цели. Так, например, по цели ^Обеспечение качест­ ва продукции на уровне, соответствующем требованиям на­ родного хозяйства" внешними будут показатели технико-эко­ номических и эксплуатационных характеристик производимой продукции, а внутренними:

-

патентная

чистота конструкций;

-

уровень унификации узлов и деталей;

-

количество

продукции, сдаваемой с первого предьяв-

4-1141

49

ления

- уровень затрат на обеспечение качества и другие по­ казатели.

Известно* что цели высших уровней управления /напри­ мер, максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества/ в процессе движения вниз по иерархии управления трансформируются в сторону их локализации и конкретизации для каждого звена хозяйства.

6 реальной деятельности на уровне комплекса /да и на других уровнях/ известны основные параметры, характеристи­ ки объекта и субъекта управления, т .е . известны возможно­

сти управляемой системы, органы управления,

кадры, техни­

ка управления и т .д . Очевидно, цель состоит

в таком их

комбинировании, которое может дать наибольший эффект или эффект, который определен в рамках цели.

Цель, как известно, задается общественными /производ­ ственными/ отношениями. В общественном производстве суще­ ствует "иерархия" целей /общие, особенные, частные/. Ана­ логичная иерархия целей имеется и у органов управления. Единство целей на всех уровнях управления народным хозяй­ ством является свойством и преимуществом социализма.

Целенаправленное развитие комплекса в соответствии с общей целью развития народного хозяйства страны и его от­ дельных отраслей - такова общая народнохозяйственная цель промышленного комплекса.

Важным аспектом является совмещение системы целей с разрабатываемым вариантом структуры управления, с форму­ лированием задач, выполняемых в системе производства и уп­ равления. Система задач продолжает и детализирует систему целей; именно задачи в конечном итоге должны быть положе­ ны в основу формулировки обязаннюстей по отдельным подраз­ делениям. Цели формируют конечные результаты, в то время как задачи характеризуют собой крупные совокупности работ, ориентированные на получение определенного результата или на решение проблемы.

Укрупненное распределение формулируемых целей по зве­

50


ньям структуры управления - это необходимое условие их сов­ мещения. Такое распределение выполняется, исходя из выде­ ления головных подразделений, каждое из которых несѳі ос­

новную

ответственность за

достижение цели. Однако наряду

с этим

большинство целей

так или иначе затрагивает дру­

гие подразделения, выступающие в качестве соисполнителей, что может быть отражено лишь при более детализированной формулировке целей и задач, а также при построении орга­ ниграмм, моделирующих взаимосвязи подразделений в процессе выполнения задач. Например, по цели "Обеспечение производ­ ства конструкторской документацией и соответствия техни­ ко-экономических показателей разрабатываемой продукции лучшим отечественным и зарубежным образцам и требования потребителей" ответственными подразделениями в структуре управления за данную цель являются:

-технический комитет комплекса;

-технический директор;

-управление конструкторской подготовкой производст­

ва . Кроме этого , по различным аспектам цели такими подраз­

делениями, являются:

-экспериментальная и испытательная база техническо­ го директора;

-управление стандартов и научно-технической информа­

ции;

-управление развития качества.

При совмещении целей с организационной структурой

^

необходимо, во-первых, четко указывать, за какие цели от­

 

ветственно подразделение, во-вторых, стремиться к одно­

 

родности целей, которые ставятся перед подразделениями.

 

Система целей это не единственная основа для выделения в

 

структуре управления самостоятельных управлений, отделов

 

и бюро. Наряду с этим большое значение имеет объем дея­

 

тельности, необходимый для достижения целей, а также

 

специализация труда по осуществлению этой деятельности.

 

Вместе с тем система целей комплекса имеет решающее зна­

 

чение для формирования

структуры управления.

 

Разработка целей,

обеспеченность их достижения соот-

 

51