Файл: Савченко, С. М. Комплексная механизация работ с зерном и тарными грузами обзорная информация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ РАБОТ С ЗЕРНОМ И ТАРНЫМИ ГРУЗАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ХРАНЕНИЮ

И ПЕРЕРАБОТКЕ ЗЕРНА

Наибольший экономический эффект при механизации работ с зерном в складах дает применение аэрожелобов. Как известно, ши­ рокое внедрение аэрожелобов для разгрузки зерна или его актив­ ного вентилирования в зерновых складах с плоскими полами нача­ лось после проведенного в 1972 г. в Днепропетровске Всесоюзного совещания работников Министерства заготовок СССР по примене­ нию этого вида транспорта.

В 1972 г. аэрожелобами было оборудовано уже 400 складов, причем половина всей складской емкости, оборудованной аэрожело­ бами, приходилась на хлебоприемные предприятия Министерства заготовок Украинской ССР.

Лучших показателей по внедрению нового способа механизации разгрузки зерна в складах Казахстана добилось Кустанайское производственное управление хлебопродуктов, которое в 1973 г. оборудовало аэрожелобами более 40 складов.

Положительный опыт внедрения и эксплуатации аэрожелобов накоплен предприятиями Алтайского, Тернопольского, Ровенского, ■Киевского, Кокчетавского, Целиноградского и других управлений хлебопродуктов.

Внедряются аэрожелоба в первую очередь в складах, имеющих оперативное назначение. Многими производственными управления­ ми накоплен опыт оборудования аэрожелобами зерновых складов с проходными и непроходными транспортными галереями.

В 1973—1974 гг. Украинский филиал ВНИ ИКП и ЦКТБ ВНИИЗ в своих разработках и рекомендациях использовали име­ ющийся производственный опыт предприятий, внедряющих новый способ разгрузки зерна в складах е плоскими полами. Несмотря на то, что процесс внедрения аэрожелобов в зерноскладах только на­ чался, можно уже сейчас отметить наиболее удачные конструктив­ ные решения отдельных элементов аэрожелобов.

Так, например, группа инженеров Днепропетровского управле­ ния хлебопродуктов при активном участии главного инженера тех­ нического отдела Ю. М. Малахова разработала несколько изменен­ ную конструкцию аэрожелоба шириной 400 мм: с целью уменьше­ ния сопротивления разделителя величина отверстия чешуйчатого сита принята 1,0—1,5 мм; угол наклона сит выбран 4—5°, что обусловило снижение плоскости оит у начала выпускной воронки до 700 мм; для обеспечения минимального сопротивления воздуха и равномерного давления по всей длине канала принято перемен­ ное сечение напорной части каналов с высотой от 400 до 200 мм. Размеры воздухораспределительного канала выбраны с таким рас­ четом, чтобы площадь его поперечного сечения в любой точке по длине была меньше или равна площади живого сечения последу-

24


юоцей товерх'ности чешуйчатых сит. Предложен надежный и -простой спюсоб герметизации сит по длине каналов у стенок: заделка при стыковке откосом из цементного раствора. Основной строительный материал —кирпич, бетон, металл (рис. 1, «).

Рис. 1. Модернизация элементов аэрожелобов:

а — крепление сит цементным раствором: 1 — стенка канала желоба; 2 — откос герме­ тизации сита; 3 — опорный уголок; 4 — чешуйчатое сито; о — закладная деталь из угол­

ковой

стали;

б

устройство рассекателя: / —- штукатурка откосов (толщина 10—20 мм);

2

слой бетонного покрытия, /г= 100—120 мм; 3 — слой щебеночной

подготовки, /г= 40—

 

45 мм\

4

слой уплотненного грунта (наполнитель); 5 — полы

зерносклада

На Девладовском хлебоприемном предприятии аэрожелоба но­ вой конструкции с каналами шириной 400 мм построены одновре­ менно в десяти зерноскладах, оборудованных проходными транс­ портерными галереями. В каждом зерноскладе сделано 10—11 сплошных каналов с использованием существующих выпускных во­ ронок. Расстояние между осями каналов 6 м. Стен-ки каналов вы­ полнены из кирпича. Одновременно с кладкой устанавливались закладные детали с шагом 700—800 мм под опорные уголки, пос­ ле чего каналы внутри штукатурились цементным раствором. Пол каналов—-из щебеночной подготовки с цементной стяжкой по по­ верхности. Вместо напольных решеток применены стандартные чу­ гунные решетки для водостока канализационных систем.

Все строительные работы в десяти зерноскладах Девладовского хлебоприемного предприятия выполнены за 3 месяца. Производст­ венные испытания их в период приемки хлеба нового урожая и при последующем вентилировании принятого зерна показали хорошие результаты: аэрожелоба во всех складах работали надежно при производительности 80 т/час в начале канала и 30 т/час— в конце.

Работа с зерном на Девладовско-м предприятии в осенне-зим­ ний период показала, что аэрожелоба могут быть использованы не только для горизонтального перемещения зерна, но и для активно­ го вентилирования.

Практически девладовцы на протяжении всего периода хранения зерна не перемещали его, а операции освежения и проморажива­ ния производили с помощью аэрожелобов, что обеспечило хорошую

25


сохранность хлеба, значительно снизило затраты труда и электро­ энергии, увеличило «рок службы механизмов.

Специалистами технического отдела управления хлебопродук­ тов совместно с рационализаторами хлебоприемных предприятий была разработана конструкция рассекателя зерна с использова­ нием доступных ^материалов — дереза, металла, железобетона, же­ лезобетона с земляным наполнителем, щебня с бетонной стяжкой, грунта с бетонной стяжкой на поверхности и др. Однако наиболее целесообразным был признан рассекатель из уплотненного грунта, поверхность которого выстилается щебенкой, бетонируется и шту­ катурится (рис. 1, б). Расстояние между каналами по осям приня­ то 2 м, при этом в типовом складе с рассекателями потеря емкости составляет до 200 т. Стоимость переоборудования зерносклада со­ ставляет 15—20 тыс. руб.

Директор Пятихатского элеватора Н. К- Евницкий, главный ин­ женер Н. Г. Белый'предложили строить стенки каналов желобов из бетона. Для этого они изготовили из листовой стали специальную разборную форму и приспособление для одновременной установки всех закладных деталей под чешуйчатые сита.

В условиях сильных морозов коллектив Пятихатского элеватора, применяя электропрогрев грунта и перфораторные отбойные молот­ ки, к середине февраля подготовил котлованы под аэрожелоба в трех .зерноскладах и в десятидневный срок, пользуясь опалубкой и применяя электропрогрев бетона, изготовил каналы в двух скла­ дах.

Для распространения опыта строительства аэрожелобов на Пятихатском элеваторе было проведено областное совещание дирекров и главных инженеров предприятий. Специалисты области вы­ соко оценили способ строительства каналов из бетона как наибо­ лее простой.

После формовки каналы сразу получаются гладкими, удобны­ ми, готовыми под монтаж и для работы.

Для выгрузки зерна из автомобилей на хлебоприемных пред­ приятиях широко применяются стационарные и передвижные авто­

мобилеразгрузчики.

 

предприятии

Целино­

Так, на Дружбенеком хлебоприемном

градского областного

управления хлебопродуктов

для

разгрузки

автотягачей с полуприцепами по предложению

В. А. Белого и

Д. К. Карымсакова

реконструирован

автомо|билеразгрузчик

ГУАР-15 (рис. 2): удлинены на 600 мм рамы ^разгрузчика со сто­ роны бункера; стойки усилены сплошными косынками; длина плат­

формы разгрузчика со стороны бункера увеличена на

1600 мм, а

длина платформы со стороны съезда — на 1800 лаг;

установлены

дополнительные упоры в сторону бункера на 1500 мм,

выполненные

аналогично существующим упорам; платформы усилены двутавров выми балками № 14 и 18. В проездном варианте платформа автомо­ билеразгрузчика ГУАР-15 устанавливается горизонтально.

Условно-годовая экономия, полученная при эксплуатации рекон­

струированного автомобилеразгрузчика ГУАР-15, составила более 1800 руб.

26


Представляет интерес усовершенствование автомобилеразгруз­ чиков ПГА-25м « ГУАР’-ЗО, проведенное на Заглядкпеком хлебо­ приемном пункте Оренбургской области. На этом пункте для раз­ грузки зерна из большегрузных машин установлены автомобиле­ разгрузчики ПГА-25м и ГУАР-30. Управление их платформами осуществляется клапанами гидросистемы, которые устанавливают­ ся в рабочее положение электромагнитами. Для возврата клапанов в исходное положение служат пружины. Опыт эксплуатации авто­ мобилеразгрузчиков показал, что эти пружины часто не срабаты­ вают. Рационализаторы пункта В. Н. Калачев и Ю. Д. Скоморохов предложили устройство, которое обеспечивает нормальную работу клапанов, при этом сокращается время на подъем и опускание платформы, ликвидируется шум при работе автомобилеразгрузчи­ ков.

Рис. 2. Модернизированный автомобилеразгрузчик ГУАР-15:

/ — платформа разгрузчика; 2 — рама;

3 — упоры колес; 4 — балка;

5 — выключатель концевой;

6 — кронштейн

Для этого с существующего электромагнита снимается воз­ вратная пружина. Вместо нее на каркасе электромагнита устанав­ ливается и закрепляется дополнительный электромагнит с карка­ сом в перевернутом положении. Передвижные сердечники обоих электромагнитов соединяют двумя тягами.

Клапан приводится в рабочее положение первым электромаг­ нитом, при этом второй электромагнит отключен. При возврате клапана в исходное положение первый электромагнит отключается, а второй включается. Для управления вторыми электромагнитами на пункте управления устанавливаются две дополнительные пуско­ вые кнопки.

В целях сокращения затрат ручного труда и улучшения условий работы при обслуживании автомобилеразгрузчиков рационализа­ торами ряда хлебоприемных предприятий внедрены различные схе­ мы автоматического управления автомобилеразгрузчиками. Тащ на Ададуровском хлебоприемном пункте по предложению Б. В. Чаркасова разработаны и установлены на шести автомобилеразгрузчи­ ках устройства для их автоматического управления. В процессе монтажа этих устройств были использованы пусковая станция ПСПМ-3, командоаппараты КЭП-12у, реверсивный магнитный пус­ катель, трансформатор 380/127 или 220/127 в, звуковой сигнал, ко­ нечные выключатели, кнопка для аварийной остановки автомобиле­ разгрузчика. Указанное оборудование монтируют согласноразрабо-

27


тайной схеме в одном ящике. На платформе автомобилеразгрузчи­ ка монтируют конечные выключатели для фиксации правильного заезда автомобилей и, кроме того, на мачтах автомобилеразгрузчи­ ков два выключателя, которые (если не сработает КЭП-12у) огра­ ничивают подъем и опускание платформы (для гидравлических автомобилеразгрузчиков такие выключатели не нужны).

Автомобиль при правильном въезде на автомобилеразгрузчик колесами нажимает на конечные выключатели и подключает транс­ форматор, питающий КЭП-12у. Загорание лампочки указывает на то, что автомобиль въехал правильно и аппарат подключен.

Дистанционное управление работой пяти автомобилеразгрузчи­ ков, установленных в приемном устройстве Херсонского элеватора, осуществлено по предложению В. С. Курносова и А. И. Лукашеви­ ча путем монтажа всей пусковой аппаратуры на одном щите управ­ ления, что позволило дистанционно осуществлять пуск и остановку электродвигателей всех автомобилеразгрузчиков. Внедрение этого предложения облегчило труд. Количество обслуживающего персо­ нала сократилось до одного человека.

На

К.омпектинском

хлебоприемном пункте по предложению

II. С.

Усатова и Б. Ф.

Штейнбрехта осуществлено устройство для

одновременного управления гидрозажимами двух секций автомоби­ леразгрузчика БПФШ.

Это устройство представляет собой систему рычагов, устроен­ ную следующим образом. Под платформой проложена труба диа­ метром 30 мм, к которой с двух концов приварены серьги. С по­ мощью шарнира серьга соединяется с тягой регулирования подачи масла. К трубе приваривается грузовой механизм управления гид­ розажимами автомобилеразгрузчиков, который состоит из крон­ штейна. сваренного из трубы диаметром 30 мм и уголка 32x32 мм,

груза массой 10—15 кг и троса

диаметром 5,7 мм, который одним

концом крепится к кронштейну,

а другим выводится на площадку

к щитовому управлению.

 

Устройство работает следующим образом. Под действием силы тяжести груза труба поворачивается. При помощи серьги, шарнира и тяги регулирования подачи масла клапан гидрозажимов устанав­ ливается в положение, при котором в цилиндры гидрозажимов по­ стоянно подается насосом масло. Упоры в этот момент опущены на платформу. Необходимо натянуть трос так, чтобы клапан занял положение, при котором упоры отводятся. При въезде автомобиля на платформу трос опускается, гидрозажимы зажимают упорами колеса автомобиля.

Устройство позволяет одному человеку одновременно безопас­ но управлять гидрозажимами спаренных радиально-поворотных автомобилеразгрузчиков..

Эти и другие предложения позволили значительно повысить эф­ фективность использования автомобилеразгрузчиков при разгруз­ ке зерна из автомобилей и автопоездов на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях.

Для механизации работ по погрузке-выгрузке зерна из железно­ дорожных вагонов на многих хлебоприемных предприятиях наряду

23