Файл: Шкурин, В. А. Развитие пакетных перевозок в СССР (обзорная информация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
C 1 января 1971 г. в нашей стране введен стандарт на общие требования к перевозке тарно-штучных грузов паке тами на плоских поддонах (ГОСТ 15901—70) всеми видами транспорта.
В приложении к ГОСТу приводятся рекомендованные схемы формирования и крепления пакетов на плоских поддо
нах размерами 800×1200 и 1200X1600 мм для грузов в ящи
ках и для грузов в таре круглого сечения.
Поддоны для штучных грузов должны изготавливаться в
соответствии с требованиями ГОСТ 9570—73 или ГОСТ 9078—67 и по рабочим чертежам, утвержденным в установ ленном порядке. Конструкция поддонов должна обеспечи
вать надежность и удобство в эксплуатации; сохранность грузов в ящичных и стоечных поддонах при транспортирова нии, загрузке и выгрузке; возможность производства погру зочно-разгрузочных и транспортных работ с применением вилочных захватов, а также стропов с крючьями для ящич
ных и стоечных поддонов; безопасность выполнения погру зочно-разгрузочных и складских работ.
Поддоны одного типоразмера — разборные, со съемными стойками, стенками, крышками, обвязкой — должны легко складываться и собираться, соединительные детали и узлы— сопрягаться, съемные узлы и детали должны быть взаимоза меняемы.
Ящичные и стоечные поддоны должны иметь фиксаторы для обеспечения возможности многоярусного штабелирова ния и для ограничения в процессе перевозок продольных и поперечных перемещении верхних поддонов относительно
нижних. Конструктивное исполнение фиксаторов должно обеспечивать удобство установки и снятия поддонов. Опор ные поверхности поддона не должны вызывать повреждений пола грузовой платформы транспортных средств. Конструк
ция ящичных поддонов с крышками должна обеспечивать возможность установки запоров и пломбирования. Детали
запоров не должны выступать за наружные и внутренние га баритные размеры поддона.
Деревянные детали поддонов должны изготавливаться из пиломатериалов хвойных пород по ГОСТ 8486—86 и лист венных пород по ГОСТ 2695—71.
Предъявляются также требования к металлическим дета лям поддонов.
Поддоны должны иметь маркировку предприятия-изгото
вителя с указанием данных: товарный знак предприятия-из
готовителя; месяц и год изготовления. Маркировку наносят с двух сторон. Допускается по согласованию с потребителем
нанесение условного обозначения на поддон по ГОСТ 9570— 73 или по ГОСТ 9078—67 номинальной грузоподъемности
4-653 |
19 |
(т), собственной массы (кг), а также установка маркировоч ных ярлыков.
C 1 января 1974 г. введен в действие стандарт на поддо ны для кирпича (ГОСТ 18343—73). Стандарт распространя ется на плоские поддоны из древесины и металла, предназ
наченные для укладки на них глиняного кирпича и стеновых
керамических |
камней |
пакетами, |
механизированной вывозки |
из обжиговых |
печей, |
погрузки и |
перевозки автомобильным, |
железнодорожным и водным транспортом, разгрузки и скла
дирования на строительных площадках и подачи к месту ра боты каменщиков. Типы, основные параметры и размеры
поддонов должны соответствовать |
указанным в табл. 1. |
||||
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
|
Номинальная |
Масса поддо |
|
|
|
Габарит |
грузоподъемность |
на, кг (при |
|
Тип поддона |
ные разме |
|
|
абсолютной |
|
ры поддо |
|
штук ус |
влажности |
||
|
|
|
|||
|
|
на, мм |
кгс |
ловного |
древесины |
|
|
|
|
кирпича |
22%) |
|
|
|
|
_ |
_____ |
На |
поперечных |
|
|
|
|
опорных брусках |
1030×520 |
750 |
200 |
25 |
|
C |
крючьями |
1030×520 |
750 |
200 |
20 |
Поддон с крючьями по торцам применяется только при автомобильных перевозках, при отсутствии поставок кирпи
ча другими видами транспорта в данном районе.
Изготовленные поддоны принимаются отделом техниче ского контроля предприятия-изготовителя в соответствии C требованиями ГОСТ 18343—73. Предприятие-изготовитель наносит на оборотной стороне настила каждого поддона не смываемый знак маркировки. Каждая поставляемая партия поддонов должна сопровождаться паспортом, удостоверяю
щим качество и соответствие поддонов требованиям стан дарта.
В различных литературных источниках приведено описа ние поддонов и средств пакетирования, созданных в нашей стране до 1970 г. Поэтому ниже приведено описание конст
рукций поддонов и средств пакетирования, внедряемых в последние годы.
Пакетные перевозки не получили широкого распростране ния из-за отсутствия достаточного количества поддонов. Су
ществующие же плоские поддоны (ГОСТ 9078—67) имеют недостатки: относительно большой вес, значительный расход древесины и трудоемки в изготовлении.
На Ленинградском промышленно-экспериментальном фа нерном заводе был разработан типовой технологический про-
20
цесс массового производства профильных поддонов новой конструкции из многослойной фанеры применительно к лю бому фанерному предприятию.
Фанерный поддон предназначен для кратковременного хранения и транспортирования штучных и тарно-упаковоч ных грузов. Поддон представляет собой единый профильный щит, состоящий из плоской средней части, двух симметрично расположенных трапецеидальных гофр и двух боковых гори зонтальных элементов. Особенность конструкции поддона состоит в том, что благодаря гофрам внизу имеется свобод ное пространство, которое позволяет легко ввести под под дон вилы погрузчика или другие подъемные приспособления.
Для обеспечения жесткости и равномерной прочности при
небольшом весе поддона большая часть листов шпона имеет перпендикулярное направление волокон древесины к гофрам поддона и только один-два листа расположены так, что во локна древесины параллельны гофрам. Древесина, а следо вательно и шпон, имеющий волокнистое строение, являются материалом, в котором предел прочности и модуль упруго сти долевых волокон в десятки раз выше поперечных.
Благодаря этому продольная жесткость профильного под
дона обеспечивается высокой упругостью вдоль волокон многослойного материала, склеенного из шпона. Поперечная жесткость поддона создается за счет гофрирования его в этом направлении.
Заготовки поддонов прессуются в обогреваемой пресс-
форме, которая вмонтирована в четырехколончатый гидрав лический однопролетный пресс. Выдержка под давлением—
20 мин., давление—12 kz cm2. Влажность шпона лиственных пород — не выше 12%, хвойных — не выше 8%. Состав клея
по весу: 97% |
корбамидной |
смолы |
М-70, |
меламина — 2%, |
||||
1% хлористого аммония. Расход |
клея на |
1 |
м2 |
шпона — |
||||
125 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническая характеристика поддона |
|
|
|||||
Грузоподъемность, |
кг...................................................... |
|
|
|
1000 |
|
||
Собственная |
масса, |
кг..................................................... |
|
|
|
13 |
|
|
Допустимая |
статическая |
нагрузка, кг . . |
6000 |
|||||
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|||
длина............................................................................... |
|
|
|
|
|
1300 |
|
|
ширина............................................................................. |
|
|
|
|
1000 |
|
||
высота.............................................................................. |
|
|
|
|
|
115 |
|
|
Толщина фанерного щита, мм............................... |
|
|
17 |
|
||||
Количество |
слоев |
шпона.............................................. |
|
|
13 |
|
||
При первых |
производственных |
испытаниях |
профильных |
|||||
поддонов выполнялись работы по транспортировке, |
перегруз |
ке и складированию пакетов на поддонах с грузом в мешках.
21
При работе внутри склада применяли вилочный электропо грузчик грузоподъемностью 1,5 т. Мешки на поддоне уклады вали «пятериком» в четыре ряда, при этом общая масса одно го пакета равнялась 1,0 т.
Штабель, сформированный по высоте из шести пакетов
на поддонах, достаточно устойчив, наклона отдельных паке тов и всего штабеля не наблюдалось. Нагрузка на нижний поддон, составляющая 6 т, не вызывала его разрушения. C
целью определения надежности п долговечности, профиль
ные поддоны в течение 18 месяцев подвергались воздействию постоянной нагрузки, которая создавалась штабелем меш ков высотой в 24 ряда. При этом нагрузка на нижний поддон составляла 6 т. Через 1,5 года после снятия нагрузки были
произведены замеры всех элементов поддона. |
Никаких |
на |
|
рушений и остаточных деформаций обнаружено не было. |
|
||
Более 50 тыс. профильных поддонов |
были |
испытаны |
на |
70 различных предприятиях Ленинграда, |
Москвы и других |
||
городов. Испытания включали разнообразные |
операции |
по |
хранению и штабелированию па профильных поддонах гру
зов в мешках, ящиках и кипах, погрузочно-разгрузочные ра боты на складах, перевозку на автотранспорт, в судах и по железной дороге. Сыпучие грузы были упакованы в льноджу товые и бумажные мешки, мясные, молочные и фруктовые консервы — в деревянные и картонные ящики разных разме ров. Следует отметить результаты при транспортировании из Ленинграда в Москву по железной дороге сахарного пес ка в льноджутовых мешках, уложенных на профильные под доны. Пакеты на поддонах были сформированы «четвери ком» — колодцем. В крытые железнодорожные вагоны паке
ты загружались вилочным электропогрузчиком. По высоте в вагон вмещается два пакета на поддонах (шесть рядов меш ков в пакете, т. е. всего 12 рядов мешков). При разгрузке вагона в Москве было установлено, что все пакеты сохрани ли транспортабельность и были выгружены электропогрузчи ком.
Крупные партии профильных поддонов испытывались на Волховском алюминиевом заводе в ленинградском производ ственном объединении «Красный треугольник» и других
предприятиях. Профильные поддоны с успехом могут приме няться при транспортировании и хранении грузов в ящиках и мешках, а также тарной дощечки, паркетной фризы, ме бельных брусковых и щитовых заготовок и т. д. Для этого по углам поддона вырезаются проушины под ленту сечением 2×40 мм. C двух сторон пакет увязывается лентами, каждая увязка затягивается рычажным замком.
На Мельничном комбинате им. В. И. Ленина в Ленингра де профильные поддоны испытывались с применением паке
22
тирующей машины РК-34. При машинной укладке мешков с
мукой на профильный поддон «тройником» формировался падежный пакет-, который выдерживал транспортные опера ции и хранение в штабеле.
Широкое развитие пакетных перевозок может быть дос тигнуто благодаря возможности быстрого массового изготов ления профильных поддонов. Использование низкосортного и неделового кускового шпона для изготовления профильных поддонов позволит значительно сократить отходы производ ства на фанерных предприятиях и получить дополнительную прибыль.
Хранение и транспортирование профильных поддонов по сравнению с деревянными плоскими поддонами без груза требует в 3 раза меньше объема транспортных средств и складской площади.
Профильные поддоны по сравнению с плоскими деревян
ными поддонами имеют следующие преимущества: значительная экономия древесины за счет использования
низкосортного и неделового кускового шпона; возможность массового изготовления на существующих
фанерных заводах благодаря способу изготовления—прес
сованию; легкость и прочность;
отсутствие металлических стяжек и гвоздей;
при перевозке в порожнем направлении требуется в 3 ра за меньше места.
Конструкция профильного поддона позволит организовать серийный выпуск поддонов на существующих предприятиях,
выпускающих фанеру без значительных капитальных вло
жений и обеспечить народное хозяйство необходимым коли чеством поддонов. Это позволит решить вопрос о широком внедрении перевозок грузов на поддонах.
Промтрансниипроёктом разработан в 1972 г. специальный стоечный поддон (рис. 1), который предназначен для транс портирования и кратковременного хранения металлических банок с красками и других тарно-штучных грузов. Поддон металлический, складной конструкции. В сложенном состоя нии поддон занимает в 2,5 раза меньше места, чем в собран ном. У основания поддона предусмотрены отверстия для вил погрузчика. В верхней части стоек поддона находятся специ альные фиксаторы, которые входят в пазы основания верх него поддона. Благодаря этому обеспечивается устойчивость штабеля из поддонов, уложенных до шести ярусов.
Техническая характеристика поддона
Грузоподъемность, кг.......................................................1000
Масса поддона, кг............................................................. 119
23