Файл: Шкурин, В. А. Развитие пакетных перевозок в СССР (обзорная информация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

C 1 января 1971 г. в нашей стране введен стандарт на общие требования к перевозке тарно-штучных грузов паке­ тами на плоских поддонах (ГОСТ 15901—70) всеми видами транспорта.

В приложении к ГОСТу приводятся рекомендованные схемы формирования и крепления пакетов на плоских поддо­

нах размерами 800×1200 и 1200X1600 мм для грузов в ящи­

ках и для грузов в таре круглого сечения.

Поддоны для штучных грузов должны изготавливаться в

соответствии с требованиями ГОСТ 9570—73 или ГОСТ 9078—67 и по рабочим чертежам, утвержденным в установ­ ленном порядке. Конструкция поддонов должна обеспечи­

вать надежность и удобство в эксплуатации; сохранность грузов в ящичных и стоечных поддонах при транспортирова­ нии, загрузке и выгрузке; возможность производства погру­ зочно-разгрузочных и транспортных работ с применением вилочных захватов, а также стропов с крючьями для ящич­

ных и стоечных поддонов; безопасность выполнения погру­ зочно-разгрузочных и складских работ.

Поддоны одного типоразмера — разборные, со съемными стойками, стенками, крышками, обвязкой — должны легко складываться и собираться, соединительные детали и узлы— сопрягаться, съемные узлы и детали должны быть взаимоза­ меняемы.

Ящичные и стоечные поддоны должны иметь фиксаторы для обеспечения возможности многоярусного штабелирова­ ния и для ограничения в процессе перевозок продольных и поперечных перемещении верхних поддонов относительно

нижних. Конструктивное исполнение фиксаторов должно обеспечивать удобство установки и снятия поддонов. Опор­ ные поверхности поддона не должны вызывать повреждений пола грузовой платформы транспортных средств. Конструк­

ция ящичных поддонов с крышками должна обеспечивать возможность установки запоров и пломбирования. Детали

запоров не должны выступать за наружные и внутренние га­ баритные размеры поддона.

Деревянные детали поддонов должны изготавливаться из пиломатериалов хвойных пород по ГОСТ 8486—86 и лист­ венных пород по ГОСТ 2695—71.

Предъявляются также требования к металлическим дета­ лям поддонов.

Поддоны должны иметь маркировку предприятия-изгото­

вителя с указанием данных: товарный знак предприятия-из­

готовителя; месяц и год изготовления. Маркировку наносят с двух сторон. Допускается по согласованию с потребителем

нанесение условного обозначения на поддон по ГОСТ 9570— 73 или по ГОСТ 9078—67 номинальной грузоподъемности

4-653

19


(т), собственной массы (кг), а также установка маркировоч­ ных ярлыков.

C 1 января 1974 г. введен в действие стандарт на поддо­ ны для кирпича (ГОСТ 18343—73). Стандарт распространя­ ется на плоские поддоны из древесины и металла, предназ­

наченные для укладки на них глиняного кирпича и стеновых

керамических

камней

пакетами,

механизированной вывозки

из обжиговых

печей,

погрузки и

перевозки автомобильным,

железнодорожным и водным транспортом, разгрузки и скла­

дирования на строительных площадках и подачи к месту ра­ боты каменщиков. Типы, основные параметры и размеры

поддонов должны соответствовать

указанным в табл. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

Номинальная

Масса поддо­

 

 

Габарит­

грузоподъемность

на, кг (при

Тип поддона

ные разме­

 

 

абсолютной

ры поддо­

 

штук ус­

влажности

 

 

 

 

 

на, мм

кгс

ловного

древесины

 

 

 

 

кирпича

22%)

 

 

 

 

_

_____

На

поперечных

 

 

 

 

опорных брусках

1030×520

750

200

25

C

крючьями

1030×520

750

200

20

Поддон с крючьями по торцам применяется только при автомобильных перевозках, при отсутствии поставок кирпи­

ча другими видами транспорта в данном районе.

Изготовленные поддоны принимаются отделом техниче­ ского контроля предприятия-изготовителя в соответствии C требованиями ГОСТ 18343—73. Предприятие-изготовитель наносит на оборотной стороне настила каждого поддона не­ смываемый знак маркировки. Каждая поставляемая партия поддонов должна сопровождаться паспортом, удостоверяю­

щим качество и соответствие поддонов требованиям стан­ дарта.

В различных литературных источниках приведено описа­ ние поддонов и средств пакетирования, созданных в нашей стране до 1970 г. Поэтому ниже приведено описание конст­

рукций поддонов и средств пакетирования, внедряемых в последние годы.

Пакетные перевозки не получили широкого распростране­ ния из-за отсутствия достаточного количества поддонов. Су­

ществующие же плоские поддоны (ГОСТ 9078—67) имеют недостатки: относительно большой вес, значительный расход древесины и трудоемки в изготовлении.

На Ленинградском промышленно-экспериментальном фа­ нерном заводе был разработан типовой технологический про-

20


цесс массового производства профильных поддонов новой конструкции из многослойной фанеры применительно к лю­ бому фанерному предприятию.

Фанерный поддон предназначен для кратковременного хранения и транспортирования штучных и тарно-упаковоч­ ных грузов. Поддон представляет собой единый профильный щит, состоящий из плоской средней части, двух симметрично расположенных трапецеидальных гофр и двух боковых гори­ зонтальных элементов. Особенность конструкции поддона состоит в том, что благодаря гофрам внизу имеется свобод­ ное пространство, которое позволяет легко ввести под под­ дон вилы погрузчика или другие подъемные приспособления.

Для обеспечения жесткости и равномерной прочности при

небольшом весе поддона большая часть листов шпона имеет перпендикулярное направление волокон древесины к гофрам поддона и только один-два листа расположены так, что во­ локна древесины параллельны гофрам. Древесина, а следо­ вательно и шпон, имеющий волокнистое строение, являются материалом, в котором предел прочности и модуль упруго­ сти долевых волокон в десятки раз выше поперечных.

Благодаря этому продольная жесткость профильного под­

дона обеспечивается высокой упругостью вдоль волокон многослойного материала, склеенного из шпона. Поперечная жесткость поддона создается за счет гофрирования его в этом направлении.

Заготовки поддонов прессуются в обогреваемой пресс-

форме, которая вмонтирована в четырехколончатый гидрав­ лический однопролетный пресс. Выдержка под давлением—

20 мин., давление—12 kz cm2. Влажность шпона лиственных пород — не выше 12%, хвойных — не выше 8%. Состав клея

по весу: 97%

корбамидной

смолы

М-70,

меламина — 2%,

1% хлористого аммония. Расход

клея на

1

м2

шпона —

125 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика поддона

 

 

Грузоподъемность,

кг......................................................

 

 

 

1000

 

Собственная

масса,

кг.....................................................

 

 

 

13

 

Допустимая

статическая

нагрузка, кг . .

6000

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

длина...............................................................................

 

 

 

 

 

1300

 

ширина.............................................................................

 

 

 

 

1000

 

высота..............................................................................

 

 

 

 

 

115

 

Толщина фанерного щита, мм...............................

 

 

17

 

Количество

слоев

шпона..............................................

 

 

13

 

При первых

производственных

испытаниях

профильных

поддонов выполнялись работы по транспортировке,

перегруз­

ке и складированию пакетов на поддонах с грузом в мешках.

21


При работе внутри склада применяли вилочный электропо­ грузчик грузоподъемностью 1,5 т. Мешки на поддоне уклады­ вали «пятериком» в четыре ряда, при этом общая масса одно­ го пакета равнялась 1,0 т.

Штабель, сформированный по высоте из шести пакетов

на поддонах, достаточно устойчив, наклона отдельных паке­ тов и всего штабеля не наблюдалось. Нагрузка на нижний поддон, составляющая 6 т, не вызывала его разрушения. C

целью определения надежности п долговечности, профиль­

ные поддоны в течение 18 месяцев подвергались воздействию постоянной нагрузки, которая создавалась штабелем меш­ ков высотой в 24 ряда. При этом нагрузка на нижний поддон составляла 6 т. Через 1,5 года после снятия нагрузки были

произведены замеры всех элементов поддона.

Никаких

на­

рушений и остаточных деформаций обнаружено не было.

 

Более 50 тыс. профильных поддонов

были

испытаны

на

70 различных предприятиях Ленинграда,

Москвы и других

городов. Испытания включали разнообразные

операции

по

хранению и штабелированию па профильных поддонах гру­

зов в мешках, ящиках и кипах, погрузочно-разгрузочные ра­ боты на складах, перевозку на автотранспорт, в судах и по железной дороге. Сыпучие грузы были упакованы в льноджу­ товые и бумажные мешки, мясные, молочные и фруктовые консервы — в деревянные и картонные ящики разных разме­ ров. Следует отметить результаты при транспортировании из Ленинграда в Москву по железной дороге сахарного пес­ ка в льноджутовых мешках, уложенных на профильные под­ доны. Пакеты на поддонах были сформированы «четвери­ ком» — колодцем. В крытые железнодорожные вагоны паке­

ты загружались вилочным электропогрузчиком. По высоте в вагон вмещается два пакета на поддонах (шесть рядов меш­ ков в пакете, т. е. всего 12 рядов мешков). При разгрузке вагона в Москве было установлено, что все пакеты сохрани­ ли транспортабельность и были выгружены электропогрузчи­ ком.

Крупные партии профильных поддонов испытывались на Волховском алюминиевом заводе в ленинградском производ­ ственном объединении «Красный треугольник» и других

предприятиях. Профильные поддоны с успехом могут приме­ няться при транспортировании и хранении грузов в ящиках и мешках, а также тарной дощечки, паркетной фризы, ме­ бельных брусковых и щитовых заготовок и т. д. Для этого по углам поддона вырезаются проушины под ленту сечением 2×40 мм. C двух сторон пакет увязывается лентами, каждая увязка затягивается рычажным замком.

На Мельничном комбинате им. В. И. Ленина в Ленингра­ де профильные поддоны испытывались с применением паке­

22


тирующей машины РК-34. При машинной укладке мешков с

мукой на профильный поддон «тройником» формировался падежный пакет-, который выдерживал транспортные опера­ ции и хранение в штабеле.

Широкое развитие пакетных перевозок может быть дос­ тигнуто благодаря возможности быстрого массового изготов­ ления профильных поддонов. Использование низкосортного и неделового кускового шпона для изготовления профильных поддонов позволит значительно сократить отходы производ­ ства на фанерных предприятиях и получить дополнительную прибыль.

Хранение и транспортирование профильных поддонов по сравнению с деревянными плоскими поддонами без груза требует в 3 раза меньше объема транспортных средств и складской площади.

Профильные поддоны по сравнению с плоскими деревян­

ными поддонами имеют следующие преимущества: значительная экономия древесины за счет использования

низкосортного и неделового кускового шпона; возможность массового изготовления на существующих

фанерных заводах благодаря способу изготовления—прес­

сованию; легкость и прочность;

отсутствие металлических стяжек и гвоздей;

при перевозке в порожнем направлении требуется в 3 ра­ за меньше места.

Конструкция профильного поддона позволит организовать серийный выпуск поддонов на существующих предприятиях,

выпускающих фанеру без значительных капитальных вло­

жений и обеспечить народное хозяйство необходимым коли­ чеством поддонов. Это позволит решить вопрос о широком внедрении перевозок грузов на поддонах.

Промтрансниипроёктом разработан в 1972 г. специальный стоечный поддон (рис. 1), который предназначен для транс­ портирования и кратковременного хранения металлических банок с красками и других тарно-штучных грузов. Поддон металлический, складной конструкции. В сложенном состоя­ нии поддон занимает в 2,5 раза меньше места, чем в собран­ ном. У основания поддона предусмотрены отверстия для вил погрузчика. В верхней части стоек поддона находятся специ­ альные фиксаторы, которые входят в пазы основания верх­ него поддона. Благодаря этому обеспечивается устойчивость штабеля из поддонов, уложенных до шести ярусов.

Техническая характеристика поддона

Грузоподъемность, кг.......................................................1000

Масса поддона, кг............................................................. 119

23