Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
быть распространены и на случай отрицательных чисел, если воспользоваться понятием абсолютной величины числа.
Если х и у — любые |
действительные числа, |
отличные от |
|
нуля и имеют одинаковые знаки, то: |
|
||
b g a Ш |
= loga | х | + loga \у\; |
(1) |
|
loga - y |
= loga | x | - l o g J i / | . |
(2) |
|
При любом значени х ф 0 и четном п |
|
||
logax" = |
nloga |x|. |
(3) |
|
Если х Ф 0, х ф 1 |
и N > 0, то при четном п |
||
\ogxnN = |
log^N. |
(4) |
|
Приведем решение нескольких примеров с |
использова |
||
нием формул (1) — (4). |
|
|
|
Пример 1. Упростить выражение |
|
log4^ - — 21og4 (4х4)
ивычислить при' х = — 4.
Ре ш е н и е .
log4 х2 — log4 4 — 2 log4 4 — 2 log4 x4 = 2 log41x | — 1 — 2 —
— 8 log41x ] = |
— 3 ■— 6 log41x | = — 3(1 + |
2 log4 [ x |) = |
||
= - 3 ( 1 |
+ 2 log*| — 4)) = — 3(1 + |
2) = |
- 9 . |
|
О т в e t: — 9. |
|
|
|
|
З а м е ч а н и е . |
Абитуриенты, |
не зная формулы (3), |
получили вы |
|
ражение 2 log4 х — 3 — 8 log4 х и |
сделали заключение, |
что оно при |
||
х — — 4 не имеет смысла. |
|
|
|
Пример. 2. Решить уравнение lg х2 = 4.
Р е ш е н и е . Перепишем уравнение так: 2 lg | х | = 4,
37
отсюда |
|
lg|x| |
= 2; |jc| = |
100. |
|
|
|
|
|||
О т в е т : |
хг = 100; x2 — — 100. |
|
|
||
Если |
бы |
уравнение |
переписали |
в виде |
2 lg х — 4, то |
потеряли |
бы корень х — — 100. |
|
|
||
27. |
Многие затрудняются дать определение такого важ |
||||
нейшего |
понятия математики, как |
область |
определения |
функции, и не справляются с решением примеров, в кото рых требуется ее установить.
Определение. |
Совокупность тех значений |
независимой |
|
переменной х, для которых функция |
y — f(x) |
определена, |
|
т. е. каждому |
значению независимой |
переменной х соот |
ветствует. одно или несколько вполне определенных значе ний функции, называется областью определения этой функ-
- ции.
Отсутствие должного понимания сущности этого опре деления, в частности, приводило к грубейшим ошибкам в установлении области определения функций, которые пред ставляют собой алгебраическую сумму функций. Например,
область определения |
функции |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
'У = V — х + У 4 + * |
|
|
|
|||
устанавливалась |
так: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
1) |
— х > 0; |
х < 0; |
|
|
|
|
|
||
|
2) |
4 + х > 0; х > |
— 4. |
|
|
|
|
|
||
|
Следовало заключение: область определения данной |
|||||||||
функции х < 0 и д : > |
— 4. |
|
|
|
уг = |
|||||
|
Это неверно. |
Следовало решать |
иначе. |
Функция |
||||||
= V — х определена |
для |
значений |
х |
0; |
функция |
у2= |
||||
= |
У 4 —}—ЛГ |
определена |
для |
значений х > |
— 4. Следователь- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
полузамкнутый |
|||
но, общей частью двух областей является |
38
интервал — 4 < л: <; 0. |
|
Он |
и |
есть |
область |
определения |
|
данной функции. |
|
|
|
|
|
|
|
Приведем |
пример, с |
|
решением которого |
не справилась |
|||
значительная |
часть абитуриентов. |
|
|
||||
Пример. Установить область определения функции |
|||||||
Р е ш е н и е . Функция |
имеет смысл, если |
|
|||||
|
1 |
|
— 5 |
|
л |
|
|
|
^2 |
„2 А |
0 |
|
|
||
или |
|
|
х — 5 |
|
|
|
|
|
|
|
> 1. |
|
|
||
Переносим |
дробь в правую часть, |
меняем части местами |
|||||
и приводим члены неравенства к общему знаменателю |
|||||||
|
X2 — X+ 1 |
< 0 |
|
|
|||
или |
|
х2 — 4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
+ |
4 |
Г) |
|
|
|
|
х2 — 4 |
|
|
|
||
|
|
|
|
U- |
|
||
Последнее неравенство |
справедливо |
при |
|
||||
х2— 4 < 0; х2 < 4; I х I < 2; |
- 2 < х < 2 . |
||||||
От в е т : |
Область |
определения |
функции — интервал |
||||
■2 < х < 2 . |
|
|
|
|
|
|
|
II.Ошибки по тригонометрии
28.Символы
sin л:, cosx, tgjc, ctg*
рассматривались как произведения
sin-я, cos • х, tg-я, ctg-x,
39
что приводило к |
записям |
|
==cos я — COS X', |
|
||
|
|
cos (л — х) |
|
|||
|
|
t g a + |
tgP = tg ( a + Р); |
|
||
|
|
s i n ( 2 л: — |
1 0) |
= sin {x — 5). |
|
|
29. |
Допускались, |
как |
и в алгебре, |
ошибки при сокра |
||
щении дробей. |
|
|
|
|
|
|
Примеры. |
|
|
|
|
|
|
1) |
sin а + cos а — 1 |
1 + |
cos а — 1 = cos а. |
|||
sin а |
|
|||||
2) |
sin а -f- sin 2а — sin За |
= tg а -f tg 2а — tg За. |
||||
cos а + cos 2а — cos За |
||||||
Рекомендуем |
читателю |
найти ошибки |
самостоятельно. |
30.При решении вычислительных задач логарифми ровались тригонометрические функции, когда они имели отрицательные значения. Например, пытались находить логарифмы cos а и tga, несмотря на то, что угол а окан чивался во II квадранте.
31.Абитуриенты допускали записи
>/ sin2 a = sin a;
V tg2a = tga;
] / (sin a -f- cos a )2 = sin a |
cos a j no условию я < a < |
<забывая о том, что понятие арифметического
корня, установленное в алгебре, распространяется и на действия с тригонометрическими функциями. Следовало писать
sin а, |
если |
sin a > 0 |
(угол |
а |
оканчивается |
—_ |
если |
sin a < 0 |
в I или |
II квадранте); |
|
* sm а — — sin а, |
(угол а оканчивается в |
||||
|
|
|
III |
или |
IV квадранте) |
40