Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отходов производства. Подобная ситуация возникает такие при реализации закупленных патентов и лицензий.

Все эти моменты необходимо учитывать при организа­

ции конкретного научно-производственного цикла на

том

или ином предприятии.

 

При социализме имеются особенно благоприятные усло­

вия для наооового распространения достижений науки

в

народном хозяйстве. Отсутствие конкуренции, коммерчес­ кой тайны и других препятствий на пути распространения передового опыта, существующих в условиях частной соб­ ственности, создают эффективные предпосылки для органи­ зации ускоренного научно-производотленного цикла и , сле­ довательно, для сокращения времени и расходов по перево­ ду открытий из области науки в область промышленности.

При неполном научно-производственном цикле возника­ ет так называемый эффект непервоначального (повторного) воспроизводства и материализации знаний. Сущность дан­ ного эффекта описал еще К.Маркс: "Продукт умственного труда - наука - всегда ценитоя далеко ниже ее отоимооти, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизве­ дения, не идет ни в какое сравнение о тем рабочим вре­ менем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник

может выучить в

течение

одного чаоа" .

Точно также

обстоит

дело и о новой машиной и техно­

логией. Первоначальное

их создание требует огромных зат­

рат высококвалифицированного труда ученых и разработчи-

2?

К.

П а р к с

и ф. Э н г е л ь с . Сочинения,

т .2 6 ,

ч Л ,

отр. 355.

 

ад


ков и связано с организацией всей цени научно-производ­ ственного цикла - от исследований до серийного выпуока. Повторное же воспроизводство данной машины или техноло­ гии ухе не требует отвлечения столь больших затрат на НИР, конструирование, технологическую подготовку произ­ водства и т . д . , поскольку в данном случае мохно восполь­

зоваться

имеющимся опытом. Сфера производства ухе

не

платит

ту

дань науке, которая оплачена однажды: она

не­

сет в

данном олучае только

издержки

распространения

 

( т .е .

вторичного, третичного

и т .д .)

воспроизводства

ухе

готовых открытий, материализованных в данной технике или технологии.

Эффект непервоначального воспроизводства знаний за­ висит, во-первых, от прогресоивнооти нового открытия;вовторых, от скорости, с которой данное открытие внедряет­ ся в практику; в-третьих, от масштабов "пространственно­ го" распространения открытия в хозяйстве. Эффект, получа­ емый именно потому, что сфере материального производства, в полной мере присваивая новую возможность дарового ис­

пользования оид природы, по оущеотву ничего за это не платит, должен, конечно, превышать затраты в сфере ис­ следований и разработок на первичное создание открытия,и по имеющимся сведениям, превышает в 20-30 и более раз.Б этом состоит экономическая эффективность исследований о точки зрения общества. Однако, чтобы данная эффективность была реализована на практике, нужно воплотить открытие в производственные мощности. Для этою требуются капитало­ вложения - интенсивные и экотенсивные. От масштабов на­ копления, при прочих равных уоловиях, зависит степень влияния научных открытий на темпы хозяйственного роста.

41

Инвестиционный процеос в различных отраолях хозяйст­ ва - это та оущеотву неполный научно-производственный цикл, точнее, его финишные стадии. Ему предшествуют ста­ дии исследований и разработок, конструирования, экспери­ ментирования, проектирования. Производственные вложения, так оказать, вотупают в строй тогда, когда нужно вопло­ щать в реальные мощности достижения научно-технической мысли, материализовать и распространять их в хозяйстве. лОтоюда важно, какой научно-техничеокий задел лежит в основе производственных вложений.

Инвестиционный процесс, конечно, может протекать на оонове старых знаний, старых разработок, традиционной техники. Тогда он приобретает экстеноивный характер.Ин­ тенсификация капиталовложений предполагает их "онаучива­ ние", т .е . создание в стране мощной базы исследований и разработок, результаты которых путем капиталовложений во­ площаются в основные фонды.

Системный подход к анализу цикла

Научно-производственный цикл отвечает воем основным требованиям, предъявляемым теорией системного анализа к понятию "система". Прежде всего, это целоотный комплекс взаимосвязанных элементов. Следует подчеркнуть также принципиальную сложность связей между его элементами.По­ пытки представить движение идеи от исследований до про­ изводства, скажем, в виде механического конвейера, геоме­ трических соотношений, либо выразить их в виде линейных математических зависимостей и т . д . , неизбежно ведут к выхолащиванию существа вопроса. Здесь нужен подход,ори-

42


визированный на принципиальную сложность объекта, опре­ деление его структуры и отыскание изоморфизма (структур­ ного подобия)“ .

Тенденция исследовать оиотемы как нечто целое, а не как конгломерат частей, соответствует тенденциям совре­ менной науки не изолировать исследуемые явления в узко ограниченном контексте, а изучать, прежде всего, взаимо­ действия и исследовать все больше и больше их различные аспекты. Исследование научно-производственного цикла во многом сводится к качественному и количественному опреде­

лению прямых и обратных овязей в системе "наука

- произ­

водство", способов

их организации

и укрепления.

В

про­

цессе

исторического

развития как

производства,

так

и

науки

теснота связей между этими

важнейшими сферами че­

ловеческой деятельности настолько усилилась, что они ста­ ли играть первоочередную роль в интенсификации народного хозяйства.

Перечисленные ранее отадии научно-производственного цикла не следуют во времени четко друг за другом. Наобо­ рот, как правило, потребность в конструкторских и экспе­ риментальных работах возникает уже на стадии НИР, а , с82

28 Это, конечно, не означает отказа от элементарно­ го принципа познания - восхождения от простого к сложно­ му. Но системный анализ нуждается,по-видимому, в какойто новой теории упрощения, о которой, в частности, гово­ рит У.Росс Эшби (см. сб. "Исследования по общей теории систем". М., "Прогресс", 1969, стр. 9).

45

другой стороны, на лхл’эй из стадий - конструирование, технологическая подготовка и т .д . - возникает необхо­ димость в дополнительных исследованиях. Сам термин "ста­ дии научно-производственного цикла" поэтому не совсем точен. Скорее это не стадии, а элементы слоянрй динами­ ческой оаотены. Вместе с тем существует интегрированная однонаправленность в движении открытия, его последова­ тельный переход от звена к эвену - от идеи до материаль­ ного воплощения.

Научно-производственный цикл - открытая система,от­ крытая по отношению к фундаментальным иоследрваниям и образованию. Бурный рост научной деятельности и образо­ вания ведет к усложнению ее структуры и функций. Это,в свою очередь, влечет за собой тенденцию к уменьшению на­ дежности и эффективности системы научно-производственно­ го цикла. Развитие и совершенствование организации и уп­ равления - единственное, что можно противопоставить этой тенденции. Укоренившиеся организационные формы про­ изводства приспособлены в основном к традиционному цик­ лу "от сырья до изделия",который представляет собой за­

крытую и жестко детерминированную систему. Ее функцио­ нирование основано на опыте, па отарых, ставших достоя­ нием широкой практики, знаниях, и настолько слабо зави­ сит от информационных связей со сферой выработки новых знаний, что последними можно пренебречь. Иными словами, можно всякий раз дожидаться, когда новые знания пере­ станут быть новыми, станут достоянием инженерного опыта.

В отличие от традиционного цикла "от сырья до изде­ лия" научно-производственный цикл непосредственно ориен­ тирован на материализацию новых знаний, на отрицание


рутинных процессов и способов оргавизеция труда.Сырье, материалы, техника, технология, организация здесь не заранее заданы, а выступает как искомое. Задано откры­ тие, для реализации которого додбиравтоя (или создает­ ся) материалы, технические средства, технология, орга­ низация.

Научно-производственный цикл - это не только откры­ тая , но и вероятностная оистема, поведение которой жеотко не детерминировано и успех функционирования кото­ рой отнюдь не запрограммирован на 100 процентов. Отсю­ да и традиционные формы организации производства для такой оиотемы оказывается слишком жеотними, не позволя­ ющими в полной мере включить элемент науки в производ­ ственный цроцесс. В данном случае на первое место выдан гаютоя эвристичные методы регулирования.

Определение результата функционирования (выходных данных) этой вероятностной оиотемы возможно на путях раз­ вития прогнозирования. Научно-технические прогнозы от­ личаются особой сложностью потому, что значение вероят­ ности здесь весьма неопределенно. Ыы имеем дело со слу­ чаем, когда комплекс наличных сведений, от которых за­ висит точность прогноза, не только неполон и недостато­ чен, но зачаотую содержит в себе погрешности (ложные сведения). В этом, пожалуй, главная трудность определе­ ния экономической эффективности науки и сроков окупае­ мости затрат на ее развитие. Вторая, не менее важная, трудность состоит в характере самих оценок.

В области научно-технического прогресса экономисты столкнулись о таким парадоксальным, на первый взгляд,яв­ лением, когда эффективность огромных и быстро растущих

45

затрат на развитие науки, аравинных о затратани на со з- дание целых отраалей хозяйства, нельзя мерить оложивииняоя денехными оценкаыи (экономией в рублях и т . д . ) . Си­ туация эха аналогична той, в которой оказалиоь поливка назад физики, когда обнаруживавшиеся одно эа другим яв­ ления микромира нельзя было "втиснуть" в рамки прост­ ранственных и временных характеристик, выработанных классическим естествознанием.

Действительно, оценки аффекта открытий и их матери­ ального воплощения в деньгах оказываются слишком одно­

сторонними и поэтому условными. Более того, подход

к

научным исследованиям и разработкам о точки зрения

их

возможно быотрой окупаемости зачастую оказывается оши­ бочным. многие авторы отремятоя приравнять затраты на науку к капиталовложениям я , таким образом, распростра­ нить методику подочета их эффективности на исоледова - ния2^ . Это, конечно, упрощает задачу, но упрощение не всегда означает решение проблемы.

При определении эффекта достижений науки, реализуе­ мых в процессе научно-производотвенного цикла,следует ве­ сти речь не только об экономии отольких-то рублей в хо­ зяйстве , но и о функциональной ценности рассматриваемого открытия. Его эффект предстает перед нами как оиотема полезностей, реализуемых в будущем. Эта оиотема включа­ ет в себя: экономическую значимость открытия (куда вхо­ дит и экономия в рублях); его научную ценность ( т .е .о б - 92

2 9 См., например, Е. Д. Г р а ж д а н н и к о в , я. й. Щ е р б а к о в . Прогнозирование экономического эффекта от использования достижений науки.Новосибирск, ВИНИТИ, 1970.

^6


ратное воздействие яа процесо ю знания); моральную цен­ ность (куда можно включить политические и престижные мо­ менты); оборонную значимость; его прогрессивность ( т .е . открывающиеся возможности для дальнейшей рационализации производства и других областей человеческой деятельнос­ ти) и т .д . Только при таком (системном) подходе мы мо­ жем выявить полный аффект разработок, окажем, в облаоти атомной иди космичеокой промышленности, оценить социаль­ ное значение ЭВМ, хазаре или оборудования о программным устройством.

Таким образом, важно разработать теоретические осно­ вания системного подхода, поотроить адекватный этому под­ ходу иоследовательокий аппарат и приложить системные идеи и методы к научно-производотвенному циклу.

Капитальные вложения

Капитальные вложения - одно из ооновиых условий про­ изводственного применения науки. Боли естествознание те­ перь не просто "учит", как заменять оилы человека оилами природы, но и реально заменяет силы людей природными ви­ дами, то это в значительной мере благодаря капитальным вложениям в багу прикладных разработок, а также на внед­ рение их результатов в практику.

С тех пор, как основным организационным звеном науч­ ной деятельности отал научно-исследовательский институт о его экспериментальной базой, капитальные вложения все чаще сопутствуют научной идее на воех без исключения эта­

пах ее продвижения - от исследований до производства.Фун­ даментальные иооледования притягивают к себе не только вое

больше людских ресурсов, но и капитальных затрат, и это называют "большим переломом в ходе цивилизации"50.Наи­ более характерный пример в этом отношении - ядерная фи­ зика, где затраты на строительство реакторов сейчас со­ поставимы с созданием целых отраслей индустрии, между тем, как их годовая продукция, так сказать, умещается в портфеле.

Однако в большинстве отраслей науки львиная доля ка­

питальных затрат приходится на прикладные разработки и

внедрение их результатов в производство. В литературе

можно найти немало примеров того,

что именно внедрение

в практику новшества потребовало

больших капитальных за­

трат, тогда

как само открытие обошлось относительно

де­

шево

(так было с пенициллином, нейлоном,

транзистором

и

т .д .) .

 

 

 

 

Следует

различать научно-технические

капиталовложе­

ния

и производственные. Научно-технические вложения

пред­

шествуют производственным капитальным затратам в системе научно-производственного цикла. На первых четырех его стадиях (НИР, ОКР, проектирование, технологическая подго­ товка производства) возникает потребность в научно-техни­ ческих капитальных вложениях» На двух последующих (созда­ ние реальных мощностей производства и развитие новшества) требуютоя вложения производственного характера. Соотноше­ ние между научно-техническими и производственными вложени­ ями приобретает характер важной пропороли в балансе сово­ купных народнохозяйственных капиталовложений: эффектив-30

30 Б. Г. К у з н е ц о в . Наука в 2000 году,отр. 166.

48