Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


Диспансерное наблюдение проводится врачом-педиатром не менее 2-х лет с момента обострения, при необходимости консультируют иммунолог, аллерголог, дерматолог.
Сестринский процесс при атопическом дерматите.
Возможные проблемы пациента:

Нарушение питания.

Нарушение целостности кожи, слизистых.

Дискомфорт из-за зуда.

Нарушение сна.

Высокий риск присоединения вторичной инфекции.

Психоэмоциональная лабильность.

Высокий риск развития аллергических заболеваний.

Возможные проблемы родителей:

  • Дефицит информации о заболевании.

  • Трудность в создании и поддержании гипоаллергенного быта

  • Организация и обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

  • Чувство бессилия и вины.

  • Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

  • Ошибки воспитания (потворствующая гиперопека).

Сестринские вмешательства:

  1. Помочь родителям увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

  2. Объяснить необходимость создания гипоаллергенной обстановки в доме, убрать накопители домашней пыли.

  3. Убедить родителей с осторожностью применять лекарственные препараты при любых заболеваниях ребенка.

  4. Во время проведения местного лечения избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами.

  5. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

  6. Научить родителей накладывать мази, отмачивать себорейные корочки.

  7. Рекомендовать родителям ежедневное купание ребенка с добавлением настоев из трав.

  8. С осторожностью относиться к применению моющих средств, стиральных порошков, лосьонов, кремов.

  9. Посоветовать родителям стирать детское белье без использования СМС.

  10. Обучить родителей основным принципам гипоаллергенной диеты, технологии приготовления блюд, правилам ведения «пищевого дневника»:

Примерная схема заполнения «пищевого дневника».


Время приема пищи


Продукты

(какие, сколько)



Симптомы со стороны кожи


Изменение характера стула


Нарушение общего состояния



















  1. Посоветовать родителям периодически проводить профилактику дисбактериоза кисломолочными смесями или эубиотиками в течение 3-4 недель.

  2. Оградить ребенка от резких колебаний температуры и большой влажности. Проводить закаливающие мероприятия, массаж, гимнастику, длительные прогулки на свежем воздухе, порекомендовать осторожно ввести солнечные и морские ванны.

  3. Своевременно санировать очаги хронической инфекции всем членам семьи.

  4. Разъяснить родителям необходимость своевременного проведения вакцинопрофилактики по индивидуальному календарю с предварительной подготовкой ребенка (до и после прививки в течение 10 дней строго соблюдать гипоаллергенную диету и проводить курсы антигистаминных препаратов). Не планировать вакцинацию в жаркое время года, учитывать биоритмы, т.е. делать прививки в утренние часы.

  5. Рекомендовать родителям регулярное наблюдение за ребенком врачом-педиатром, иммунологом, аллергологом и другими специалистами по показаниям.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое конституция человека?

  2. Что такое диатез?

  3. Какие выделяют виды диатезов?

  4. Какие причины и факторы риска развития атопического дерматита?

  5. Какие основные клинические симптомы атопического дерматита?

  6. Какие принципы лечения атопического дерматита?

  7. Какие особенности диеты при атопическом дерматите?

  8. Какие особенности гипоаллергенного быта?

  9. Каков прогноз заболевания?

  10. Какая профилактика должна проводиться при заболевании?

  11. В чем заключаются особенности вакцинопрофилактики ребенка с атопическим дерматитом?


Лекция № 6


Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения

и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста



Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:

Представления:

  1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

  2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

  3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

.

Знания:

  1. АФО органов пищеварения у детей грудного возраста.

  2. Факторы риска и причины развития заболеваний.

  3. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику.

  4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  5. Профилактику заболеваний.


План лекции:

  1. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения.

  2. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии.

Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

  1. Сестринский процесс при гипотрофии.




  1. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения.


Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при:


  • неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления);

  • резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка).




  • Симптомы и течение:
    У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.

    Лечение:




  • отменить все прикормы

  • объем питания сократить на половину

  • давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы)

  • после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление)


2. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста
Дистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают:

  • Гипотрофия – недостаточное питание.

  • Паратрофия, ожирение – избыточное питание.

Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.

Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.

Этиология:

Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.

Факторы риска развития заболевания:

  1. Алиментарные факторы:

  • Недостаточное питание матери во время беременности

  • Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция

  • Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.)

  • Анорексия

  • Несбалансированное питание ребенка


  • Инфекционные факторы:

    • Инфекционные поражения желудочно-кишечного тракта

    • Инфекции мочевыводящих путей, пиелонефрит

    • Различные очаги инфекции

    1. Врожденные пороки развития:

    • Пороки развития желудочно-кишечного тракта с непроходимостью и рвотой (пилоростеноз и т.д.)

    • ВПС

    • Незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба.

    • Наследственные аномалии обмена веществ (ферментопатии и т.д.)

    • Органические поражения ЦНС

    • Иммунодефицитные состояния

    1. Психосоциальные факторы:

    • Недостаточное внимание к ребенку

    • Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка

    • Дефекты ухода и воспитания

    • Несоблюдение режимных моментов.

    Механизм патологического процесса:

    Под влиянием различных факторов происходит нарушение ферментативной деятельности пищеварительных желез, подавляется секреция желудочно-кишечного тракта. Нарушаются процессы ферментативного расщепления и всасывания пищевых веществ в кишечнике, развивается дисбактериоз, снижается синтез витаминов. Для поддержания процессов жизнедеятельности организм использует запасы жира и гликогена из депо (подкожная клетчатка, печень, мышцы, внутренние органы), затем начинается распад клеток паренхиматозных органов. В процессе распада образуются промежуточные токсические вещества, которые еще больше ухудшают обменные процессы. Нарушается возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, их регуляторные механизмы, что приводит к угнетению и истощению внутренних органов. Разрушается система иммунологической защиты, легко присоединяется инфекция и активируются ее эндогенные очаги с развитием септического и токсического состояния.

    Клиническая картина.

    По времени возникновения гипотрофии выделяют врожденную и приобретенную гипотрофии. В зависимости от причины гипотрофия бывает первичная (при недокорме) и вторичная (как следствие какого-либо заболевания). По степени тяжести гипотрофия делится на три степени тяжести.
    Клиника первичной гипотрофии (по степеням тяжести).




    Клинический признак

    1-я степень (легкая)

    2-я степень (средней тяжести)

    3-я степень (тяжелая) атрофия




    Состояние ЦНС

    Возбуждение, сменяющееся торможением


    Торможение


    Резкое торможение, апатия




    Аппетит

    Повышен или сохранен

    Снижен

    Анорексия




    Секреция

    пищеварительных

    ферментов


    Умеренно снижена


    Снижена


    Резко снижена





    Кожа


    Бледная

    Бледная, сухая,

    эластичность

    снижена

    Бледно-серого цвета, с цианотичным оттенком

    дряблая, свисает

    складками





    Подкожно-жировой слой

    Отсутствует на

    животе, истончен на

    конечностях

    Отсутствует на животе, груди и

    конечностях, сохранен на лице


    Отсутствует везде, включая лицо





    Тургор тканей


    Снижен


    Значительно снижен


    Полностью утрачен




    Нарастание массы тела


    Замедлено

    Значительно

    замедлено (в массе

    стоит)

    Отсутствует, имеется потеря массы тела





    Дефицит массы тела


    11-20%


    21 - 30%


    Более 30%





    Отставание в росте


    Не отстает


    Отстает на 1 - 3 см.


    Резко отстает




    Иммунитет

    (сопротивляемость

    инфекциям)


    Не изменен


    Снижен


    Резко снижен




    Психомоторное развитие


    По возрасту


    Отстает


    Резко отстает




    Другие симптомы




    Полигиповитаминоз

    (мраморность,

    шелушение,

    гиперпигментация

    кожи, ломкость

    волос и ногтей,

    заеды в углах рта).

    Нарушена

    терморегуляция.

    Неустойчивый стул.

    Полигиповитаминоз

    (мраморность,

    шелушение,

    гиперпигментация

    кожи, ломкость

    волос и ногтей,

    заеды в углах рта).

    Неустойчивый стул (голодный стул).

    Редкие мочеиспускания


    Осложнения:

    • Тяжелое поражение жизненно важных органов

    • Присоединение вторичной инфекции с развитием токсических и септических осложнений.

    Прогноз.

    При своевременно начатом лечении, адекватном питании и уходе, как правило, прогноз благоприятный. Исключение составляют дети с поражением ЦНС и множественными врожденными пороками развития.

    Основные принципы лечения гипотрофии:

      1. Вначале выяснить причину развития гипотрофии и попытаться ее устранить.

      2. Ребенка с гипотрофией I степени можно выхаживать дома, дети с II-III степенями гипотрофии подлежат обязательной госпитализации.

      3. Организация лечебно-охранительного режима с учетом физического, нервно-психического состояния ребенка, а не календарного возраста ребенка.

      4. При госпитализации ребенка необходимо поместить в отдельный бокс (профилактика внутрибольничной инфекции), обеспечить частое проветривание, кварцевание, ношение масок медицинским персоналом, поддержание То воздуха 24-27о С (для исключения возможности перегревания или переохлаждения ребенка).

      5. Проведение диетотерапии. Питание должно быть адекватно сниженным ферментативным способностям ребенка. Диетотерапия проводится в три этапа:

    • Первый этап (выяснение толерантности к пище): при I степени гипотрофии проводится не всегда или занимает всего несколько часов-1 сутки, при II степени гипотрофии – 3-5 дней, при III степени гипотрофии – 7-10 дней. Суточный объем питания уменьшается при I степени гипотрофии до 2/3, при II степени гипотрофии до ½, при III степени – до 1/3 должного объема, который рассчитывается на имеющуюся массу тела ребенка. Ребенка кормить часто, малыми порциями. Для питания использовать грудное молоко или адаптированные молочно-кислые смеси. До необходимого объема ребенка допаивать (5% раствор глюкозы, оралит, регидрон, кипяченая вода, чай и т.д.), при III степени гипотрофии часть жидкости вводится внутривенно (5% раствор глюкозы, энпиты). Прибавлять питание постепенно, одновременно уменьшая количество жидкости. Если применяется искусственная смесь, рекомендуется весь этап проводить на одной смеси.

    • Второй этап (усиленное питание) занимает 7-21 день в зависимости от степени гипотрофии. Проводится на суточном объеме, рассчитанном на должную массу тела, с применением лечебных смесей. Для восполнения дефицита белка применяется «Роболакт», белковый обезжиренный энпит. Для восполнения жирового компонента можно применять белковый или жировой энпит, сливки. Лечебные смеси назначаются индивидуально, их суточный объем должен составлять не более ½ от общего объема пищи. В последнюю очередь ребенку назначается углеводная нагрузка путем введения соков, тертого яблока, фруктового пюре. Увеличение пищевой нагрузки белками, углеводами, жирами проводится под контролем копрограммы каждые 3-4 дня.

    • Третий этап (оптимальное питание) проводится на должном суточном объеме до выведения ребенка из гипотрофии. Начинается на питании не всегда по возрасту, а по возможностям ребенка. Осторожно вводятся прикормы, корригирующие добавки (в течение 7-10 дней доводится до нормального объема). В качестве первого прикорма рекомендуются молочные каши, а затем через 7-10 дней – овощное пюре (второй прикорм).