Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
другие.

Мы разработали дидактический материал для организации формирующего оценивания на уроках математики в 1 классе. Данный материал направлен на формирование у учащихся способности характеризовать собственные знания по данному предмету при работе с рефлексивными таблицами, элементами которых являются операции, ориентированные на конкретное умение. Дидактический материал включает ключевые темы курса математики за 1 класс и может быть использован при обучении по любому учебно-методическому комплекту (приложение №3).

Для организации эффективного формирующего оценивания важно помнить, что критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам

ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой.

Для достижения успехов в образовательной деятельности учащимся необходимо уметь самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цели, а также оценивать по результату свою учебную деятельность, чему и учит формирующее оценивание. Поэтому учителю необходимо включать в образовательный процесс в начальной школе приемы и методики формирующего оценивания.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания



С переходом на новый ФГОС значительно меняется вся система начального образования и особенно её компонент - контрольно-оценочная деятельность. Предметом итоговой оценки становятся достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, а именно результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, которые характеризуют степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Особое внимание уделяется созданию условий для развития самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.

По В. В. Давыдову, учебная деятельность это деятельность, направленная на овладение субъектом обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценке переходящих в самоконтроль и самооценку [16].

Л. М. Фридман, одним из первых попытался представить контроль и оценку в форме специфической деятельности, назвав ее контрольно-

оценочной деятельностью. Он выделил внешнюю (осуществляется учителем) и внутреннюю (осуществляется самим учеником) контрольно- оценочную деятельность. Эта деятельность состоит из контрольно- оценочных актов. По словам Л. М. Фридмана: «В каждом таком акте всегда
имеется объект контроля и оценки и эталон, с которым сравнивается объект... Сам контроль представляет собой процесс сравнения, сличения, установления одинаковости или различий объекта и эталона. На основе результатов процесса контроля в большинстве случаев начинается процесс оценивания, производимой субъектом контрольно-оценочной деятельности... Для оценки результатов контроля, в зависимости от цели данного акта контрольно-оценочной деятельности, субъект избирает какой-то критерий и с его помощью производит оценку объекта контроля. Результат оценивания формулируется субъектом в форме или развернутой оценки - характеристики объекта с точки зрения принятого критерия, или же в форме условного знака, например, обозначения оценки в форме отметки» [45].

Контрольно-оценочную самостоятельность составляют: умение опознать задачу как новую, оценить свои возможности действовать в новой ситуации, отделить известное от неизвестного.

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности происходит на протяжении всего начального обучения школьников, но на определенных этапах обучения решаются разные задачи контрольно-оценочной деятельности.

Центральное место на первом этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности отводится пооперационному контролю, на последующих ведется работа по его усовершенствованию.

Пооперационный контроль - «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе» [14, 16]. В психологической литературе данный контроль определяется как
пошаговый.

Пооперационный контроль очень важен в обучении, так как позволяет точно фиксировать допущенные ошибки, тут же их исправлять и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. Пооперационный контроль дает возможность регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных мест.

Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

В первом классе, на начальном этапе формирования контроля и оценки, учащиеся учатся сопоставлять действия с заданным образцом, обнаруживать совпадение, сходство, различие, договариваться о выборе образца для сопоставления. Так учащиеся постепенно переходят от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному [11].

Во втором классе, учащиеся с помощью пооперационного контроля учатся определять «ошибкоопасные» места и возможные причины возникновения ошибок, путей их исправления. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки [32]. На этом этапе учащиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий. Учащиеся совместно с учителем определяют степень сложности заданий (действия) и приписывают ему «цену», например, самое легкое задание (действие) можно оценить в 1 балл, тогда о «цене» остальных заданий (действий) класс договаривается самостоятельно. Далее вычисляется
максимально возможная оценка всей работы и каждый ученик оценивает свой результат уже самостоятельно.

Для того, чтобы учащиеся овладели пооперационным контролем, необходимо действие представить в виде операций достаточно развернуто,

при этом важная роль отводится совместной работе учителя и ученика. Только в этом случае образцы действий предстанут перед учащимися как необходимые и обязательные, не заданные из вне. Контроль со стороны учителя носит систематический характер, кроме того он должен контролировать не только содержание выполняемых учениками действий, но и их свойства. Чтобы сформировать познавательные действия с нужными свойствами, необходимо их систематически контролировать, своевременно оказывать помощь учащимся при переходе с одного этапа процесса усвоения на последующий. Таким образом, пооперационный контроль позволяет обеспечивать формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся.

Пооперационный контроль осуществляет обратную связь и предоставляет учителю информацию не только о том, выполняется ли школьником намеченное действие, но и на сколько правильно он его выполняет, соответствует ли форма действия данному этапу усвоения, формируется ли действие с должной мерой обобщения и освоения.

Н. Ф. Талызиной при изучении данного контроля было проведено вместе с египетским психологом Солиманом Эль-Ходари экспериментальное исследование, в ходе которого было установлено,