Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

мер принудительного воздействия. Так, согласно гл. 23 КоАП РФ большинство органов исполнительной власти вправе налагать административные наказания. Орган исполнительной власти это структурный элемент механизма государства, специально создаваемый для исполнения законов и осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в основных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти, выступая в качестве субъектов административного права, обладают определенным правовым статусом. Статус федеральных органов исполнительной власти находит свое

закрепление в федеральных законах (например, «О Правительстве Российской Федерации») либо в правовых актах, принимаемых субъектами, которые вправе принимать решение об образовании, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

Так, положение о Министерстве юстиции РФ утверждено Президентом России, а положение об управлении министерства юстиции по субъекту РФ – Минюстом России.

На региональном уровне правовой статус может быть закреплен в конституциях, уставах, законах либо правовых актах высшего должностного лица или высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Основными элементами правового статуса органов исполнительнойвласти являются:

  • цели и задачи;

  • компетенция;

  • порядок принятия управленческих решений;

  • право использовать официальные символы государственной власти;

  • ответственность.

Основополагающим элементом правового статуса являются цели и задачи.

Цельможно определить как обеспечение определенной социальной потребности, которая в правовых актах конкретизируется в перечне задач, стоящих перед органом
исполнительной власти.

Именно они определяют основные направления деятельности конкретного органа, содержание и объем управленческих полномочий, его структуру, а в конечном итоге и ответственность, поскольку в зависимости от того, насколько реализованы поставленные цели и задачи, можно судить об эффективности деятельности органа исполнительной власти.

Компетенцияэто совокупность властных полномочий, которые необходимы для осуществления поставленных перед органом

исполнительной власти целей и задач в той или иной сфере государственного управления.

Другими словами, они определяют меру юридически возможного или необходимого поведения (деятельности) органов и их должностных лиц. Компетенция предполагает правовое закрепление, т. е. определение в правовых актах прав, предоставленных конкретному органу, и возложенных на него обязанностей. Правом установления компетенции конкретного органа обладает тот властный субъект, который принимает решение о его образовании.

Сам орган исполнительной власти не может самостоятельно изменить свою компетенцию, т. е. расширить свои полномочия или делегировать (передать) часть из них другому органу. Иной подход означал бы необоснованное расширение права на административное усмотрение.

Органы исполнительнойвласти обладают широкими полномочиями,среди которыхможновыделить:

  • полномочиянормативногохарактераподетализациииконкретизациифедеральногозаконодательствалибонормативномурегулированиюпорядкаосуществленияотдельных функций.


Так, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Минобрнауки России разрабатывает и утверждает государственные образовательные стандарты, имеющие общеобязательное значение для всех образовательных организаций;

  • полномочияраспорядительногохарактера,посредствомкоторыхосуществляетсяуправленческое воздействие.

Например, полномочия по выдаче лицензий на занятие предпринимательской деятельностью, по аккредитации организаций, осуществляющих сертификацию продукции и услуг, регистрации сделок с недвижимым имуществом и др.;

  • контрольно-надзорныеполномочия,связанныесосуществлениемдействийпоконтролюинадзорузаисполнениемфизическимииюридическими лицамиобщеобязательныхправил.

Например, МВД России установил порядок осуществления надзора сотрудниками ДПС ГИБДД за соблюдением правил дорожного движения.

Полномочия по применению мер принудительного воздействия. В случаях, предусмотренных законодательством, органы исполнительной власти устанавливают порядок применения отдельных мер административного принуждения.

Так, Федеральной таможенной службой России утвержден перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.

Установленный порядок принятия управленческих решений определяет процедуры рассмотрения органами исполнительной власти вопросов, отнесенных к их компетенции, и форму
принимаемых по ним решений.

Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет перечень вопросов, которые могут рассматриваться только на заседаниях правительства, решения по которым принимаются в форме постановлений. Нарушение этого порядка будет означать признание принятого акта недействительным.

Органы исполнительной власти имеют право использовать определенные государственные символы (флаг, штандарт, герб). Для многих органов характерно ношение служащими установленной форменной одежды с использованием знаков различия, соответствующих классным чинам и специальным званиям.

Таковая имеется у сотрудников таможенных, налоговых органов и др. Ответственность органа исполнительной власти. Каждый самостоятельный орган имеет статус юридического лица и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях может быть привлечен к административной ответственности. Для некоторых органов исполнительной

власти предусмотрена так называемая конституционная ответственность. Это характерно, например, для Правительства РФ, полномочия которого могут быть досрочно прекращены в случае неэффективного осуществления стоящих перед ним задач.

Законодательством субъектов РФ предусмотрена аналогичная ответственность высших органов исполнительной власти (правительств, администраций).

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти весьма разнообразны по характеру и объему осуществляемой ими деятельности, территории, на которую распространяются их полномочия, порядку подчиненности и другим признакам.

Для уяснения их особенностей органы исполнительной власти могут
быть классифицированы на отдельные виды.

По характеру (содержанию) деятельности различают органы общей,отраслевойимежотраслевой (функциональной)компетенции.

Органы общей компетенции осуществляют общее руководство всемиилиподавляющимбольшинствоморгановисполнительнойвластипоосновнымнаправлениям их деятельности.

Таковыми являются Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации.

Органыотраслевойкомпетенцииобеспечиваютрешениевсегокомплексавопросов,возникающихвкакой-либоотрасли управления.

При этом под отраслью государственного управления понимается система (совокупность) органов, предприятий и учреждений, связанных общностью конкретного объекта управления (например, промышленность, здравоохранение, внутренние дела).

К их числу относятся многие министерства (сельского хозяйства, науки и высшего образования, иностранных дел и др.), а также некоторые федеральные службы и агентства, в частности федеральная таможенная служба, федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Органы межотраслевой (функциональной) компетенции осуществляют координацию деятельности других субъектов управления по вопросам, требующим единообразного решения (например, Министерство экономического развития РФ) либо выполняют отдельные надзорные, регистрационные и другие функции, имеющие межотраслевое значение (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и