Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
2. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
3. ЗК РФ
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ – ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПРОКУРОРАМИ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.
Целевое назначение земель — разделение земель и земельных участков по видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения правового статуса земельного участка и его разрешённого использования, например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным кодексом РФ и федеральными законами, законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных субъектах Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Земельного Кодекса РФ «Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Кроме видов понятия «категория земли», перечень которых приводится в Земельном кодексе и является исчерпывающим, существует понятие «вид разрешенного использования», или «целевого назначения». Таким «видом» наделяется каждая категория земли.
Одним из актуальных направлений деятельности прокуратуры является надзор в сфере землепользования. Процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот, введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неблагоприятным тенденциям в состоянии законности в сфере землепользования способствуют пробелы законодательства, слабость земельного надзора со стороны государственных органов и недостатки прокурорского надзора.
Надзор за исполнением законов о земле отнесен Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.
В настоящее время в целом налажен эффективный механизм прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства. Прокуроры предотвращают и пресекают земельные правонарушения, ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного ими материального ущерба. Вместе с тем практика прокурорского надзора должна постоянно анализироваться и совершенствоваться с учетом насущных государственных задач, изменения законодательства и сложной экологической и экономической ситуации в стране.
По нашему мнению, пределы прокурорского надзора в сфере землепользования - это комплексное понятие, которое обозначает рамки, границы осуществления прокурорского надзора в трех плоскостях:
1) границы компетенции, например, круг полномочий в области надзора в сфере землепользования, за который прокурор выходить не вправе;
2) круг субъектов, деятельность которых может подвергаться надзору;
3) круг нормативных правовых актов, которые могут исследоваться в порядке надзора в сфере землепользования.
В целом следует сделать вывод о том, что к задачам прокурорского надзора в сфере землепользования могут быть отнесены:
1) использование прокурорами права законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации для корректировки регионального законодательства, а также права нормотворческой инициативы на местном уровне в целях совершенствования нормативной правовой базы муниципальных образований;
2) побуждение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов к своевременному принятию нормативных правовых актов в земельной сфере, если этого требуют нормы федерального законодательства, а нормотворческий процесс на региональном и местном уровнях затягивается;
3) своевременное принятие мер к опротестованию (оспариванию) незаконных правовых актов в земельной сфере, принимаемых региональными и местными органами;
4) принятие мер к своевременному оспариванию сделок с землей, совершенных с нарушением законодательства;
5) обеспечение законности в сфере перевода земель из одной категории в другую;
6) обеспечение законности в сфере выделения земельных участков льготных категорий граждан;
7) обеспечение законности в сфере предоставления льгот по уплате арендной платы за земельный участок;
8) обеспечение законности в сфере проведения аукционов по продаже земельных участков;
9) обеспечение законности в сфере предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;
10) проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов в области землепользования и т.д.
Повсеместно нарушается порядок предоставления земель, не проводятся необходимые конкурсы и аукционы по продаже земельных участков или права на заключение договора их аренды, нарушается порядок проведения торгов; не исполняется законодательство о государственной регистрации прав на земельные участки; распространено невнесение платежей за землю; вводятся необоснованные льготы по земельному налогообложению; нарушается законодательство об охране и рациональном использовании земель; большие массивы земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, не используются.
Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
2. сохранять знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законом (межевые, геодезические и т. д. )
3. осуществлять мероприятия по сохранению природы;
4. если освоение земель предусмотрено специальным договором, то проделать работу в установленные этим договором сроки;
5. осуществлять уплату за земельный участок и т. д.
Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением.
Использованием земель не по целевому назначению, т. е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого – либо объекта.
Ответственность за нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, предусмотрена ст. 8. 8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока влечет наложение административного штрафа.
Следует отметить, что данная норма содержит три формальных состава правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства; невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, а также должностные лица.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8. 8 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора.
Одной из приоритетных категорий, требование о сохранении целевого использования земельных участков которой закреплено в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являются земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья
12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.
Правовое регулирование в сфере экологии
1.Конституция РФ +хренова туча международных актов
2.Федеральные законы: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды; Федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К законодательным актам отраслевого характера относятся: Водный кодекс, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах"; Федеральные законы от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами от 09.01.1996 № З-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
3.Нормативные правовые акты Президента РФ (речь идет об указах от 01.04.1996 № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики").
4.Постановления Правительства РФ, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. В качестве примеров можно привести постановление Правительства РФ от 02.02.2010 № 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и приказ Минприроды России от 06.09.2010 № 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания".
5.Значительная роль в правовом регулировании экологических отношений отведена актам субъектов РФ и муниципальных образований.
6.Ведомственные акты
Приказ ГП от 07.12.2007 N 195 (ред. от 01.07.2015) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (п.1. Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики)
Приказ ГП РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" (весь)