Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.

Росгидромет осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Росводресурсы в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, осуществляют функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293, Роснедра осуществляют функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Рослесхоз на основании утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 Положения осуществляет функции федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Минсельхоз России на основании утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 Положения о нем является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Минсельхоз России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

Россельхознадзора, который согласно утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 Положению осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);

Росрыболовства, осуществляющего в силу утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 Положения функции по: федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах России, за исключением внутренних морских вод России
, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства; оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Росреестр осуществляет функции по государственной регистрации прав на землю и сделок с ней, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета земель, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также государственный земельный надзор.

Ростехнадзор на основании утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 Положения осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

Согласно Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и находится в ведении Правительства РФ.

На региональном и муниципальном уровнях также созданы специально уполномоченные органы, статус которых определен в положениях о них, утвержденных соответствующими органами публичной власти с учетом требований.



Прокурорскими проверками выявляются многочисленные недостатки и нарушения в деятельности контролирующих органов, которые часто проявляют формализм и незаинтересованность в выявлении и пресечении экологических правонарушений, пассивность и беспринципность при решении вопросов о привлечении виновных к ответственности.

Между тем, основным нарушением в деятельности названных органов является незаконное издание ими правовых актов, а также уклонение от издания актов тогда, когда этого требует законодательство. Перед началом проверки соблюдения экологического законодательства при издании правовых актов органами публичной власти прокурор должен поинтересоваться, какие меры приняты в связи с ранее внесенными протестами и решениями судов о признании актов недействующими и отменены ли фактически акты, противоречащие законам.

При проведении рассматриваемой проверки следует выяснить: 1) правомочен ли был орган издавать акт по данному вопросу и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа, не вышел ли он за пределы компетенции; 2) не допущено ли в акте нарушение законов, которые применены при издании акта; 3) не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы государства, общества; 4) не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, а также конституциями, уставами и законами субъектов РФ; 5) не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий; 6) не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений; 7) соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам; 8) содержит ли акт указание на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения его исполнения; 9) не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам; 10) соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа, в том числе необходимый кворум; 11) содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и др., и указан ли срок вступления его в силу; 12) каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.

При выявлении незаконных актов могут отбираться объяснения от должностных лиц, их издавших, и при необходимости от других лиц. При выявлении устных актов, противоречащих закону, обязательно истребуются объяснения от должностных лиц, их издавших (отдавших), а также от лиц, права и свободы которых были нарушены этими актами.


При проведении проверок в федеральных природоохранных органах, их территориальных органах, а также органах управления в сфере экологии субъектов РФ и муниципальных образовании прокурорам следует в том числе учитывать соблюдение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части законности осуществления контрольно-надзорной деятельности. Изучению подлежат в числе прочих следующие вопросы: 1) издавались ли данным органом правовые акты, если да, то насколько они законны; 2) правовыми ли средствами предотвращаются и пресекаются правонарушения в сфере экологии; 3) законно ли и обоснованно осуществляется производство по делам об административных правонарушениях (в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, протоколов об изъятии вещей и документов, вынесение определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, постановлений о прекращении производства по административным делам, постановлений о назначении административного наказания); 4) направляются ли в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности; 5) предъявляются ли в необходимых случаях иски (заявления) в суды (арбитражные суды); 6) соблюдается ли должностными лицами территориальных органов порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Прокурору нужно дать оценку правоприменительной практике проверяемого органа по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением экологического законодательства в пределах их компетенции – по сферам охраны окружающей среды и природопользования, разрешительной и иной публичной деятельности, а также по осуществлению контроля за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления федеральных полномочий в сфере экологии.

При проведении проверок в названных органах прокурору необходимо, помимо прочего, установить наличие и изучить справки- обобщения, составленные по результатам их контрольно-надзорной деятельности. Справки должны содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество должностного лица, проводившего проверку, основание проведения проверки, дата и место составления документа; период проверки (даты начала и окончания проверки); состав участников (представители, специалисты организаций и учреждений, привлекаемые к проверке); полномочный представитель проверяемой организации; вид проверки (комплексная или целевая, плановая или внеплановая); местонахождение проверяемого органа; наличие, законность выдачи и правильность оформления лицензии (разрешения) на право природопользования (когда выдана, переоформлена и по каким основаниям; наличие дополнений и изменений, даты регистраций); наличие и правильность других правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов (свидетельство о государственной регистрации, лицензии па виды деятельности, договоров подряда и т.д.); краткая характеристика проверяемого объекта; состояние природных объектов; наличие проектных документов и необходимых согласований (экспертиз, заключений и т.д.);
наличие или отсутствие планов, программ и соглашений, согласованных с государственными органами власти в сфере природопользования; выполнение требований законодательства, установленных норм и правил, условий пользования, предусмотренных лицензией (разрешением); выполнение согласованных с государственными органами власти планов, программ и соглашений в сфере природопользования.

По итогам проверки составляется документ, в котором отражаются все выявленные прокурором нарушения законодательных актов, правил, инструкций, условий пользования, установленных лицензией (разрешением), и других регламентирующих документов с четкой квалификацией выявленных нарушений по соответствующим пунктам, частям, статьям законов и нормативных актов. Указывается на имеющиеся признаки административного, уголовного нарушений, намечаются меры по устранению нарушений закона.

К справке-обобщению прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций материалы: копии (выписки) из правоустанавливающих и разрешительных документов; информационноаналитические справки, отчеты; объяснения природопользователя (руководителя, должностных лиц или граждан) по фактам нарушения; акты отбора образцов (проб); протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) специалистов и экспертиз; другие документы и материалы или их копии, связанные с объектом контроля.

В случае выявления нарушений закона прокурор принимает соответствующие меры реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов государства, общества, граждан и юридических лиц.
Меры прокурорского реагирования

Обобщив все материалы проверки, прокурор принимает решение о применении к нарушителям мер реагирования. Закон о прокуратуре (ст. 23–25.1) содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по выявленным фактам нарушений законов. В зависимости от характера нарушений экологического законодательства, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей прокурор готовит: протест, представление, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования, иск (заявление) в суд (арбитражный суд).