Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
и др. близкий вариант – объем знаний, ин- тересов и представлений – в словаре русского языка под редакцией А. П. Евге- ньева [31, с.40].
Наиболее полным, с нашей точки зрения, является следующее определе- ние: «система знаний и интересов индивида формирует его мировоззрение, ко- торое формируется на широкой основе информационного знания. Близкое к нему определение из словаря «семейное воспитание»: «мировоззрение ребенка или кругозор – это реальный объем его знаний, интересов, определяющих развитие направленности его личности, творческих способностей, также взятое нами за основу» [31, с.41].
Выбранные нами трактовки понятия привлекательны тем, что они очерчи- вают структуру кругозора, а также тем, что мировоззрение характеризуется как личностный показатель человека. Проблема формирования музыкального круго- зора является одной из малоизученных проблем и носит эпизодический характер
в педагогической практике. Системный анализ проблемы формирования музы- кального кругозора, критерии его оценки отсутствуют. Тем не менее, очень часто ученые, музыковеды, методисты используют этот термин.
На основе огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая четко и полно определила цели массового музыкального образования. Так, еще в 1947 году в статье «воспитание музыкального вкуса» она отмечала: «массовое музыкальное образование, являясь одним из звеньев воспитания, должно способствовать фор- мированию мировоззрения учащихся, воспитанию их нравственных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расши- рить их
музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить пони- мать музыкальную речь» [24, с.200].
Н.Г. Борисова отметила важность музыки в процессе формирования кру- гозора: «родители постепенно стали понимать, что музыка заставляет их детей думать, учит их мыслить, расширяет их музыкальный кругозор, развивает об- щую культуру» [8, с.12].
О.А. Апраксина указывает на влияние прослушивания музыки на кругозор:
«прослушивание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осу- ществляться никакая музыкальная деятельность, благодаря разнообразию до- ступных детям произведений (жанров, стилей), особенно эффективно способ- ствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса» [15, с.93].
Л.Б. Бартенева, говоря о музыкальной грамотности дошкольников, отме- тила: «... прослеживая особенности развития музыкальной ткани, обучающиеся более внимательно слушают и осознанно оценивают содержание произведения, что, безусловно, расширяет и делает их музыкальный кругозор более прочным» [20, с.76].
Ю. Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как ин- дивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникно- вение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура по- нимается как интегративное свойство личности, основными показателями кото- рого являются [26, с.83]:
Анализ методической литературы позволил сделать вывод, что на форми- рование музыкального кругозора оказывают влияние практически все виды дея- тельности. Так, М. Блинова отмечает, что «слуховое развитие детей открывает им возможность полноценного восприятия музыкальных произведений, что обо- гащает их этически, расширяет их кругозор и открывает новые пути познания окружающей действительности» [12, с.32].
И. Кевишас находит связь между хоровым пением и музыкальным круго- зором, изучение песни с одновременным ее анализом будет способствовать фор- мированию у детей навыков музыкального восприятия, расширению их общего музыкального кругозора» [15, с.93]. Это подтверждает и В.К. Тевлина: «в про- цессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, необходимые для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора,
формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересо- ванного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы...» [16, с.168].
В отечественной музыкальной педагогике всегда большое внимание уде- лялось развитию музыкального кругозора.
И. Зак писал: «каждый музыкант должен иметь свой собственный кладезь знаний, свое драгоценное накопление прослушанного, исполненного, пережи- того. Эти накопления являются аккумулятором энергии, питающей творческое воображение, необходимой для постоянного движения вперед» [19, с.105].
О важности этого вопроса говорил и Г.Г. Нейгауз: «воспитывая молодых композиторов и исполнителей, необходимо стремиться дать им как можно более широкий музыкальный и общекультурный кругозор, приучить их к самостоя- тельным суждениям. Я убежден, что хороший музыкант должен знать всю му- зыку прошлого и настоящего, чтобы уметь критически и строго ее оценивать. Эстетическая позиция в искусстве образованного, мыслящего
музыканта гораздо сильнее позиции того, кто пользуется готовыми мнениями, и многое знает только понаслышке» [22, с.38].
Известны его слова об исполнителях с узким духовным кругозором: «те, кто не умеет охватить все богатство и разнообразие музыки, как она развивалась на протяжении веков, подобны тем слабым актерам, которые способны играть только себя вместо разных ролей» [27, с.269].
Понятие «кругозор» обычно включает в себя следующие смысловые ком- поненты: пространство, которое просматривается; объем интересов, знаний че- ловека [9, с.94]. Соответственно, можно сформулировать: музыкальный кругозор
музыки; знание сведений о музыке [18, с.20].
Наиболее полным, с нашей точки зрения, является следующее определе- ние: «система знаний и интересов индивида формирует его мировоззрение, ко- торое формируется на широкой основе информационного знания. Близкое к нему определение из словаря «семейное воспитание»: «мировоззрение ребенка или кругозор – это реальный объем его знаний, интересов, определяющих развитие направленности его личности, творческих способностей, также взятое нами за основу» [31, с.41].
Выбранные нами трактовки понятия привлекательны тем, что они очерчи- вают структуру кругозора, а также тем, что мировоззрение характеризуется как личностный показатель человека. Проблема формирования музыкального круго- зора является одной из малоизученных проблем и носит эпизодический характер
в педагогической практике. Системный анализ проблемы формирования музы- кального кругозора, критерии его оценки отсутствуют. Тем не менее, очень часто ученые, музыковеды, методисты используют этот термин.
На основе огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая четко и полно определила цели массового музыкального образования. Так, еще в 1947 году в статье «воспитание музыкального вкуса» она отмечала: «массовое музыкальное образование, являясь одним из звеньев воспитания, должно способствовать фор- мированию мировоззрения учащихся, воспитанию их нравственных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расши- рить их
музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить пони- мать музыкальную речь» [24, с.200].
Н.Г. Борисова отметила важность музыки в процессе формирования кру- гозора: «родители постепенно стали понимать, что музыка заставляет их детей думать, учит их мыслить, расширяет их музыкальный кругозор, развивает об- щую культуру» [8, с.12].
О.А. Апраксина указывает на влияние прослушивания музыки на кругозор:
«прослушивание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осу- ществляться никакая музыкальная деятельность, благодаря разнообразию до- ступных детям произведений (жанров, стилей), особенно эффективно способ- ствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса» [15, с.93].
Л.Б. Бартенева, говоря о музыкальной грамотности дошкольников, отме- тила: «... прослеживая особенности развития музыкальной ткани, обучающиеся более внимательно слушают и осознанно оценивают содержание произведения, что, безусловно, расширяет и делает их музыкальный кругозор более прочным» [20, с.76].
Ю. Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как ин- дивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникно- вение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура по- нимается как интегративное свойство личности, основными показателями кото- рого являются [26, с.83]:
-
музыкальное развитие (любовь к музыкальному искусству, эмоцио- нальное отношение к нему, потребность в различных видах музыкального искус- ства, музыкальная наблюдательность); -
музыкальное образование (вооруженное методами музыкальной де- ятельности, художественными знаниями, эмоционально-ценностным отноше- нием к искусству и жизни, «открытостью» новой музыке, новыми знаниями об искусстве, развитием музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критического избирательного отношения к различным музыкальным яв- лениям).
Анализ методической литературы позволил сделать вывод, что на форми- рование музыкального кругозора оказывают влияние практически все виды дея- тельности. Так, М. Блинова отмечает, что «слуховое развитие детей открывает им возможность полноценного восприятия музыкальных произведений, что обо- гащает их этически, расширяет их кругозор и открывает новые пути познания окружающей действительности» [12, с.32].
И. Кевишас находит связь между хоровым пением и музыкальным круго- зором, изучение песни с одновременным ее анализом будет способствовать фор- мированию у детей навыков музыкального восприятия, расширению их общего музыкального кругозора» [15, с.93]. Это подтверждает и В.К. Тевлина: «в про- цессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, необходимые для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора,
формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересо- ванного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы...» [16, с.168].
В отечественной музыкальной педагогике всегда большое внимание уде- лялось развитию музыкального кругозора.
И. Зак писал: «каждый музыкант должен иметь свой собственный кладезь знаний, свое драгоценное накопление прослушанного, исполненного, пережи- того. Эти накопления являются аккумулятором энергии, питающей творческое воображение, необходимой для постоянного движения вперед» [19, с.105].
О важности этого вопроса говорил и Г.Г. Нейгауз: «воспитывая молодых композиторов и исполнителей, необходимо стремиться дать им как можно более широкий музыкальный и общекультурный кругозор, приучить их к самостоя- тельным суждениям. Я убежден, что хороший музыкант должен знать всю му- зыку прошлого и настоящего, чтобы уметь критически и строго ее оценивать. Эстетическая позиция в искусстве образованного, мыслящего
музыканта гораздо сильнее позиции того, кто пользуется готовыми мнениями, и многое знает только понаслышке» [22, с.38].
Известны его слова об исполнителях с узким духовным кругозором: «те, кто не умеет охватить все богатство и разнообразие музыки, как она развивалась на протяжении веков, подобны тем слабым актерам, которые способны играть только себя вместо разных ролей» [27, с.269].
Понятие «кругозор» обычно включает в себя следующие смысловые ком- поненты: пространство, которое просматривается; объем интересов, знаний че- ловека [9, с.94]. Соответственно, можно сформулировать: музыкальный кругозор
-
это музыкальное пространство, на которое бросается взгляд; объем музыкаль- ных интересов и знаний. Иными словами, музыкальный кругозор формируется как совокупность следующих компонентов:-
знания о различных музыкальных явлениях, о формировании музы- кально-исторической действительности во всем ее многообразии; -
владение информацией музыкально-теоретического и музыкально- исторического характера, музыкальная грамотность в широком смысле; -
наличие системного взгляда на музыку различных исторических эпох, направлений, композиторов; накопленный веками музыкальный опыт; -
понимание содержания и смысла различных музыкальных произве- дений; -
умение определять их образную структуру; -
умение ориентироваться не только в музыкальном искусстве, но и в других творческих областях, имеющих общие корни, истоки и законы развития. Таким образом, под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематических знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятель- ности (предполагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музы- кальном исполнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполни- теля). В самом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание
-
музыки; знание сведений о музыке [18, с.20].
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14