Файл: Маркетинговые структуры предприятия (теоретические аспекты)(ущность и эволюция концепции маркетинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общество создано с целью насыщения рынка товарами и услугами, удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Основные направления деятельности Общества, согласно уставу:

– оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами;

– оптовая торговля лакокрасочными материалами;

– деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами;

– розничная торговля, включая торговлю через агентов;

– предоставление посреднических услуг;

– исследование конъюнктуры рынка;

– маркетинговые услуги;

– производство и реализация тары и упаковки;

– консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

– иные виды деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные российским законодательством.

Непосредственное руководство фирмой осуществляется директором.

Торгово-закупочная, складская и транспортно-экспедиционная виды деятельности, которую ведет предприятие, оказали влияние на его организационное построение (рис 2.1).

Организационная структура управления ООО «Техносервис» близка к линейно-функциональному типу. Разделение по функциональному признаку идет по трем основным направлениям деятельности: финансы, маркетинг (в т.ч. продажи, закупки) и склад.

Генеральный директор осуществляет общее руководство предприятием, связанное, как со стратегическим планированием, так и оперативным управлением, организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений организации. Обеспечивает выполнение организацией плановых показателей, несет ответственность за взятые обязательства перед поставщиками, покупателями и банками.

Генеральный директор принимает окончательные решения, отдает распоряжения руководителям нижестоящего уровня: коммерческому и финансовому директорам, а так же директору складского хозяйства, которые, в свою очередь, осуществляют организацию и контроль работы вверенных им подразделений на своем уровне.

В непосредственном распоряжении у коммерческого директора находятся руководитель отдела продаж, менеджеры по маркетингу и закупкам. В свою очередь, у руководителя отдела продаж в подчинении – менеджеры по продажам, торговый представитель и логист.

Рис. 2.1 - Организационная структура предприятия

Соответственно, финансовый директор, отвечая за управление финансами в компании, контролирует работу бухгалтерии и контрольно – ревизионной группы. Главному бухгалтеру подчиняется три работника для ведения финансового и управленческого учета.


Директору складского хозяйства непосредственно подчиняются кладовщики, у которых, в свою очередь, в подчинении находятся грузчики.

Так как в компании не предусмотрен отдел кадров, функции отбора персонала выполняют руководители соответствующих отделов совместно с генеральным директором.

Один из основных отделов в компании - отдел продаж построен по потребительскому признаку, существует разделение по группам потребителей (региональные покупатели, розничные магазины и рынки, строительные организации), созданы соответствующие подотделы. Работу каждого из подотделов возглавляет руководитель, имеющий в своем распоряжении ассистентов. Данное построение, позволяя учитывать специфику каждой группы потребителей, дает возможность эффективно удовлетворять потребность покупателей, а так же обеспечивает взаимозаменяемость и возможность ротации сотрудников внутри подотделов.

Далее остановимся на особенностях ассортиментной политики, проанализируем технико-экономические показатели деятельности предприятия и структуру ресурсной базы предприятия.

Ассортиментная политика – это технология формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей, связанная с определением набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая направлена на построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом за основу принимаются требования определенных групп потребителей (строительно-ремонтные бригады, предприятия розничной и оптовой торговли, производственные предприятия, частные клиенты), а так же необходимость обеспечить наиболее эффективное использование фирмой имеющихся у нее ресурсов. Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента компании, - спрос (в данном сегменте), рентабельность продукции, материально-техническая база предприятия.

Широту ассортимента определяют около тридцати ассортиментных групп и подгрупп, среди которых можно выделить несколько основных: лакокрасочные материалы, строительная химия, сухие строительные смеси, гипсокартонные листы и комплектующие к ним, ручной строительный инструмент, электроинструмент, кровельные материалы и утеплители. Ассортимент товаров в каждой ассортиментной группе обладает различной шириной и глубиной.


Объем деятельности оптового предприятия оценивается совокупным оборотом, который включает себя оптовую продажу товаров по ценам реализации, розничную продажу товаров по розничным ценам, выручку от оказания услуг.

В таблице 2.1 представлен объем реализуемой продукции и динамика его изменения по товарным группам за 2016-2017г.

Таблица 2.1

Объем реализуемой продукции по товарным группам

Группы товаров

2016 г.

тыс. руб.

2017 г.

Динамика (%)

Удельный вес к итогу (%)

в действ.ценах тыс. руб.

индекс цен

в сопост.ценах тыс. руб.

в действ.ценах

в сопост.ценах

2016 г.

2017 г.

Отклоне-ние (+,-)

в действ.ценах

в сопост.ценах

в действ.ценах

в сопост. ценах

ЛКМ

53150

69150

1,2

57625

130,1

108,4

40,0

37,8

37,4

-2,2

-2,6

ССС

43500

61400

1,25

49120

141,1

112,9

32,8

33,6

31,9

0,9

-0,9

Инструмент

36170

52200

1,1

47454,5

144,3

131,2

27,2

28,6

30,8

1,3

3,5

Итого:

132820

182700

1,185

154200

137,6

116,1

100,0

100,0

100,0

_

_

Фактический объем оборота предприятия за 2017 год в действующих ценах составил 182700 тыс. руб., динамика оборота предприятия в действующих ценах составила 137,6% (182700 / 132820 х 100). Используя данные по индексам цен (таблица 1), рассчитаем объем оборота в сопоставимых ценах: 182700 / 1,185 = 154200 тыс. руб.

Динамика оборота в сопоставимых ценах составила: 154200 / 132820 х 100 = 116,1%. Таким образом, рост оборота предприятия за год произошел в значительной степени из-за повышения цен, так как его физический объем увеличился на 16,1%.


Аналогично, с учетом различий значений индексов цен, рассчитывались показатели динамики товарооборота по группам товаров.

Далее рассчитаем изменение объема оборота под влиянием изменения цен и физической массы реализованных товаров:

Суммарный прирост оборота (по всем товарным группам) за счет повышения уровня цен составил 28500 тыс. руб. (182700 – 154200) или 57,% (28500 / (182700 – 132820) х 100) общего прироста оборота. Прирост оборота за счет увеличения физического объема составил 21380 тыс. руб. (154200 – 132820) или 43% (21380 / (182700 – 132820) х 100) общего прироста оборота.

Для анализа динамики ассортиментной структуры оборота определялся удельный вес оборота каждой товарной группы и его изменение по сравнению с предшествующим годом.

В структуре оборота предприятия присутствуют три приблизительно равные по объему оборота товарные группы.

Среди всех групп, группа «Инструмент» показала максимальное увеличение удельного веса в структуре оборота по сравнению с предшествующим годом на 1,3 процентных пункта в действующих ценах. Это увеличение произошло за счет опережающего темпа роста данной группы 143,3% (52200 / 36170 х 100) по сравнению с другими группами (130,1 и 141,1%).

Аналогично определялись показатели удельного веса и динамики оборота других товарных групп.

Так как основная цель деятельности оптового предприятия, как и любого предприятия в условиях рынка, является получение прибыли, проведем анализ товарооборота с позиции получения необходимой прибыли.

Сравнительный анализ позволяет выявить резервы развития путем сравнения показателей предприятия (темпов развития оборота в целом, по отдельным товарным группам и по видам продаж, структуры оборота) с показателями конкурентов, среднеотраслевыми или плановыми.

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана товарооборота по видам продаж

Предприятие

вид продаж

факт 2016г. тыс.руб.

план 2016г. тыс.руб.

план 2017 в %-х к 2016 г.

2017 год

удельный вес %

факт тыс. руб.

выполнение %

прирост тыс. руб.

темп прироста %

2016 г.

2017 г.

Розница

10050,0

15000,0

149,3

14800,0

98,7

4750,0

47,3

10,0

10,4

Опт

90200,0

135000,0

149,7

127900,0

94,7

37700,0

41,8

90,0

89,6

Итого

100250,0

150000,0

149,6

142700,0

95,1

42450,0

42,3

100,0

100,0


Согласно данным, приведенным в таблице 2.2, установленный план по товарообороту, как по розничным, так и по оптовым продажам не выполнен.

Далее, проанализируем выполнение плана и динамику оборота по предприятию.

Исходя из данных, приведенных в таблице 2.3, в целом по предприятию степень выполнения плана 2017 года составила 95,1м% (142700 / 150000 х 100), т.е. план товарооборота недовыполнен на 4,9 %.

Таблица 2.3

Анализ выполнения плана товарооборота предприятия

Предприятие

факт 2016 г. тыс.руб.

план 2017г. тыс.руб.

план 2017 в %-х к 2016 г.

2017 год

удельный вес %

факт тыс.руб.

выпол-нение %

прирост тыс. руб.

темп при-роста %

2016 г.

2017 г.

100250,0

150000,0

149,6

142700,0

95,1

42450,0

42,3

75,5

78,1

Итого

100250,0

150000,0

149,6

142700,0

95,1

42450,0

42,3

75,5

78,1

В результате удельный вес оборота предприятия в обороте компании сместился в сторону увеличения с 75,5% до 78,1%.

Из основных средств на балансе предприятия числится только вычислительная техника. Автомашины, автопогрузчики и оборудование взяты в долгосрочную аренду. Складские и офисные площади находятся в долгосрочной аренде.

Состав и структура оборотных активов за 2016-2017гг. представлена в таблице 2.4.

По данным, представленным в таблице 2.4, стоимость оборотных активов каждый год увеличивалась в течение рассматриваемого периода. Темп роста стоимости оборотных активов за 2 года составил 148,2%. В абсолютном выражении прирост стоимости оборотных средств составил 1497 тыс. руб. Прирост был обусловлен, главным образом, увеличением стоимости дебиторской задолженности на 446 тыс. руб. и запасов на 1275 тыс. руб. соответственно. В структуре оборотных активов наибольший удельный вес у такой статьи, как запасы. В 2017 году увеличивается удельный вес статьи «Дебиторская задолженность». Большей частью это задолженность покупателей, которые пользуются отсрочкой платежа.

Таблица 2.4

Состав и структуру оборотных активов