Файл: Анализ финансового состояния пао Авиакомпания ЮТэйр (20192021 гг.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая сумма доходов, полученных компанией, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизилась (‑21 601 755 тыс. руб., что в относительном выражении составляет ‑34,28%); в 2021 г. по сравнению с 2020 г. ‑ увеличилась (+15 308 764 тыс. руб., что в относительном выражении составляет +36,97%). В целом за рассматриваемый период (в 2021 г. по сравнению с 2020 г.) сумма всех доходов снизилась (‑6 292 991 тыс. руб., что в относительном выражении составляет ‑9,99%). Таким образом, динамика рассматриваемого показателя оказалась негативной.

В состав доходов компании входят следующие их группы: выручка, доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы.

Сумма выручки в течение 2019‑2021 гг. снизилась на 17,75%. При этом в 2020 г. величина данного показателя снизилась на 44,92%; в 2021 г. прирост составил 49,33%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась негативной.

Сумма доходов от участия в других организациях в течение 2019‑2021 гг. увеличилась на 312 753 тыс. руб. При этом в 2021 г. прирост составил 969,06%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Сумма процентов к получению в течение 2019‑2021 гг. увеличилась на 9 028,26%. При этом в 2020 г. величина данного показателя увеличилась на 2 903,63%; в 2021 г. прирост составил 203,91%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Сумма прочих доходов в течение 2019‑2021 гг. увеличилась на 90,29%. При этом в 2020 г. величина данного показателя увеличилась на 127,31%; в 2021 г. снижение составило 16,28%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Наибольшее снижение доходов в относительном выражении имело место по таким группам, как «выручка» в 2020 г. (‑44,92%); «прочие доходы» в 2021 г. (‑16,28%). В данном случае ситуация должна быть подвержена дальнейшему анализу в целях установления причин, которые привели к возникновения подобной ситуации.

Структура доходов компании на протяжении 2019‑2021 гг. была в целом стабильной. В 2021 г. первое место в структуре занимал такой элемент доходов, как выручка, его удельный вес снизился с 93,99% до 85,88%. Второе место в структуре занимал такой элемент доходов, как прочие доходы, его удельный вес увеличился с 6,00% до 12,69%. На третьем месте оказался такой элемент доходов, как проценты к получению, его удельный вес увеличился с 0,01% до 0,88%. Таким образом, в структуре доходов повысилось значение таких их элементов, как доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы. Напротив, снизилось значение таких элементов доходов, как выручка. Финансовым менеджерам следует уделить повышенное внимание динамике именно этих видов доходов.


Общая сумма расходов компании, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизилась (‑33 987 670 тыс. руб., что в относительном выражении составляет ‑43,90%); в 2021 г. по сравнению с 2020 г. ‑ увеличилась (+9 445 696 тыс. руб., что в относительном выражении составляет +21,75%). В целом за рассматриваемый период (в 2021 г. по сравнению с 2019 г.) сумма всех расходов снизилась (‑24 541 974 тыс. руб., что в относительном выражении составляет ‑31,70%). Таким образом, динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

В состав расходов компании входят следующие их группы: себестоимость, проценты к уплате, прочие расходы, налог на прибыль.

Сумма себестоимости в течение 2019‑2021 гг. снизилась на 16,08%. При этом в 2020 г. величина данного показателя снизилась на 41,02%; в 2021 г. прирост составил 42,29%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Сумма процентов к уплате в течение 2019‑2021 гг. снизилась на 64,57%. При этом в 2020 г. величина данного показателя снизилась на 1,02%; в 2021 г. снижение составило 64,20%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Сумма прочих расходов в течение 2019‑2021 гг. снизилась на 72,44%. При этом в 2020 г. величина данного показателя снизилась на 40,60%; в 2021 г. снижение составило 53,61%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Сумма налога на прибыль в течение 2019‑2021 гг. снизилась на 93,67%. При этом в 2020 г. величина данного показателя снизилась на 102,14%; в 2021 г. прирост составил 396,02%. Таким образом, в целом за рассматриваемый период динамика рассматриваемого показателя оказалась положительной.

Наибольший прирост расходов в абсолютном выражении имел место по такой группе, как «себестоимость» в 2021 г. (+14 398 438 тыс. руб.). Наибольший прирост расходов в относительном выражении имел место по такой группе, как «налог на прибыль» в 2021 г. (+396,02%). В данном случае ситуация должна быть подвержена дальнейшему анализу в целях установления причин, которые привели к возникновения подобной ситуации.

Структура расходов компании на протяжении 2019‑2021 гг. была в целом стабильной. В 2021 г. первое место в структуре занимал такой элемент расходов, как себестоимость, его удельный вес увеличился с 74,57% до 91,63%. Второе место в структуре занимал такой элемент расходов, как прочие расходы, его удельный вес снизился с 13,24% до 5,34%. На третьем месте оказался такой элемент расходов, как проценты к уплате, его удельный вес снизился с 4,46% до 2,31%. На следующем месте по значимости оказались такие расходы, как налог на прибыль, их удельный вес снизился с 7,73% до 0,72%. Таким образом, в структуре расходов повысилось значение таких их элементов, как себестоимость. Финансовым менеджерам следует уделить повышенное внимание динамике именно этих видов расходов. Напротив, снизилось значение таких элементов расходов, как проценты к уплате, прочие расходы, налог на прибыль.



Поскольку у нас таблица заканчивается показателем чистой прибыли (убытка), анализ доходов и расходов можно сопроводить анализом динамики данного показателя. См. соответствующий абзац выше.

Факторный анализ прибыли от продаж осуществляется на основе изложенного ниже алгоритма. Прибыль от продаж находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Прибыль от продаж (
) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции ( ) и полной себестоимостью продукции ( ):



Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции состоит следующем:

1. Расчет общего изменения прибыли ( ) от реализации продукции:



где – прибыль отчетного года;

– прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ( ):



где – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

– реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции ( ) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):



где – коэффициент роста объема реализации продукции,



где – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

– себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (
):



где – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам,



где – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

– реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции ( ):



где – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

– фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе затрат ( ):



Соответствующие расчеты представлены в таблицах ‑. В расчетах учитываем, что в 2020 г. индекс инфляции составил 1,049, в 2021 г. – 1,084.
Таблица 10 – Изменение прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Показатели

2019 г.

Сумма в пересчете на объем 2020 г. в ценах 2019 г.

2020 г.

Выручка от продаж

59 223 907

32 620 774/1,049=31 097 020

32 620 774

Полная себестоимость продаж

57 729 298

34 048 620/1,049=32 458 170

34 048 620

Прибыль от продаж

1 494 609

31 097 020‑32 458 170=‑1 361 150

‑1 427 846

Таблица 11 – Факторы изменения прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Фактор

Расчет влияния на результирующий показатель

Изменение прибыли за отчетный период

‑1 427 846‑1 494 609=‑2 922 455

Изменение отпускных цен на продукцию

32 620 774‑31 097 020=+1 523 754

Изменение объема продукции

1 494 609×(32 458 170/57 729 298‑1)=‑654 268

Изменение за счет структурных сдвигов в составе продукции

1 494 609×(31 097 020/59 223 907‑
-32 458 170/57 729 298)=‑55 558

Изменение (экономия или перерасход) себестоимости

32 458 170‑34 048 620=‑1 590 450

Изменение за счет структурных сдвигов в составе затрат

57 729 298×31 097 020/59 223 907‑
-32 458 170=‑2 145 933

Сумма влияния факторов

1 523 754+(‑654 268)+(‑55 558)+
+(‑1 590 450)+(‑2 145 933)=‑2 922 455