Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

результата с эталонными требованиями и стандартами» [31, с. 171]. Такую же точку зрения можно встретить у В. В. Анисимова. По его мнению, контроль «способ определения результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся» [5, с. 136].

Более детально представляет контроль И. П. Подласый: «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых» [58, с. 547].

При этом выявление и измерение И. П. Подласый называет проверкой. Отсюда следует, что проверка – составной компонент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

В педагогическом контроле используется также термин «учёт». Учёт, по утверждению В. И. Загвязинского «фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля; что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых» [31, с. 171].

Этот подход и сегодня остается актуальным, так как он отражен во ФГОС. Внешняя оценка, проводимая государственными службами с помощью экспертных и объективизированных процедур, направлена на определение уровня достижения планируемых результатов обучения, иными словами сравнивает достигнутый уровень с эталонными представлениями.

Присутствует этот же подход и в аспекте внутренней оценки это система срезов, помогающая учителю своевременно
корректировать свою деятельность. Однако, понимание контроля и оценки как средства сравнения достигнутого и планируемого уровня недостаточно. В образцах экспертных процедур, в частности в итоговых комплексных работах представлен и второй подход, который учитель должен учитывать при организации учебного процесса [78, с. 112].

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три его вида: предварительный, текущий, итоговый.

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности младшего школьника, прежде

всего, исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь

индивидуального уровня каждого ученика.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения учебного материала каждым учащимся. Текущий контроль необходим для диагностирования хода учебного процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запрограммированными. Кроме собственно прогностической функции, текущий контроль и учет знаний и умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым. При организации

текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала [85, с. 267].

Итоговый контроль призван дать информацию о достигнутых результатах. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета. Этот вид контроля используется в конце изучения темы, предмета. Итоговый контроль проводится для оценки достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов. Итоговый контроль это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит обобщение и систематизация усвоенного материала. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий

эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

В рамках второго подхода контроль и оценка понимаются как структурные компоненты учебной деятельности; учебных действий с действиями, обеспечивающими рефлексивное развитие ребенка.

Такое понимание контроля и оценки появилось в развивающем обучении. Д.Б. Эльконин отмечал, что на начальном этапе обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. «Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование
учебной деятельности будет происходить без особого труда» [86, с.251].

Контроль определяется как учебное действие и включен в более широкое понятие «учебная деятельность» «в состав учебных действий входят: принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; моделирование выделенного отношения; преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи» [23, с. 258].

Одной из функций проведения контроля остается выявление качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, но эта функция сопутствующая. На первый план выдвигается формирование самоконтроля и самооценки, развитие рефлективности, которая проявляется в умении отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и мысли других. А способность к рефлексии

  • это важнейшая составляющая умения учиться.

Ученик наравне с учителем участвует в проведении контроля и оценки, ему открыт весь механизм появления оценочных суждений. Контроль и оценка

присутствуют практически на всех
этапах урока: при изучении нового формируется умение отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, способность определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; на этапе закрепления в условиях учебного сотрудничества формируются взаимоконтроль и взаимооценка; на этапе проверки знаний идет формирование ретроспективной и прогностической самооценки ученика.

С этой точки зрения различают следующие виды контроля: пооперационный контроль, рефлексивный контроль.

Пооперационный контроль «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе» [23, 24]. В психологической литературе этот контроль определяется как пошаговый. Пооперационный контроль очень важен в обучении, так как позволяет точно фиксировать допущенные ошибки, тут же их исправлять и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. Пооперационный контроль дает возможность регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных мест. Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия. В первом классе, на начальном этапе формирования контроля и оценки, учащиеся учатся сопоставлять действия с заданным образцом, обнаруживать совпадение, сходство, различие, договариваться о выборе образца для сопоставления. Так учащиеся