Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов



Воздушно-капельным путём передаются возбудители инфекций, которые локализуются в дыхательных путях (грипп, корь и т.д.). 

При трансмиссивном пути передачи (возбудитель локализуется в крови) возбудитель от больного здоровому передаётся кровососущими насекомыми (живые переносчики инфекции). Насосавшись у больного человека или животного крови, содержащей возбудителя, переносчик длительное время остаётся заразным. Нападая затем на здорового человека, переносчик заражает его. Таким образом блохи передают чуму, вши – сыпной и возвратный тифы, клещи – энцефалит, комары – малярию. Для спорообразующих микробов (сибирская язва, столбняк и др.) местом длительного хранения является почва.

Восприимчивость населения – это такое состояние, при котором проникший в организм возбудитель может проявить свои агрессивные свойства и вызвать заболевание. Восприимчивость к инфекции определяется неспецифической резистентностью (сопротивляемостью) организма, которая зависит от уровня глобулина, лизоцима, интерферона и других показателей, а также специфическим иммунитетом, формирующимся после перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации. Известно, что восприимчивость людей к различным инфекционным болезням различна.

Эпидемический очаг.

Заболевания с природной очаговостью


При наличии всех трёх движущихся сил (источник инфекции, механизм передачи, восприимчивость населения) существование эпидемического процесса может проходить в той или иной форме; при отсутствии хотя бы одного из указанных факторов он прерывается и осуществляться не может. Единственной формой существования любой инфекции может быть цепь следующих друг за другом случаев заболеваний ею. Иными словами, эпидемический процесс – это процесс распространения инфекционной болезни в человеческом обществе, заключающийся в формировании цепи эпидемических очагов, связанных между собой и последовательно возникающих один из другого. Эпидемический очаг (синоним очаг инфекционный) – место пребывания источника инфекции (больного) и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи. Другими словами, эпидемический очаг определяется наличием источника инфекции (или источников), механизмом передачи возбудителей данной инфекционной болезни и теми конкретными условиями, в которых находится источник. Так, например, при обнаружении больного сыпным тифом в квартире эпидемический очаг будет охватывать больного (единственный источник возбудителя инфекции), лиц, соприкасавшихся с ним, а также вещи, на которых могут оказаться заразившиеся от больного вши. Границы такого очага могут ограничиваться одной квартирой, общежитием, пассажирским вагоном, а могут выходить за пределы населённого пункта, охватывать район, область. 

Очаг может быть весьма протяженным, с множеством больных и бактерионосителей. Например, первичный очаг полиомиелита или дифтерии может дать длинную цепочку повторных эпидемических очагов при отсутствии вакцинации населения и может не дать ни одного нового случая заболевания, если всё восприимчивое население охвачено вакцинацией. Эпидемия (гр. эпи – на, демос – народ, область, страна или epidemos – распространённый среди народа) – массовое распространение заболевания среди населения района, области или страны. Распространение заразной болезни значительно превышает уровень заболеваемости обычно региструемой в данной местности (3–10 и более раз). Для возникновения эпидемии необходим ряд условий: рост числа источников инфекций, расширение путей распространения её возбудителей, возрастание количества восприимчивых лиц, нарушение санитарно-гигиенических норм и правил, недостаточная профилактиктическая работа органов здравоохранения и др. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности и в данных исторических условиях определяется как спорадическая. Это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваемости. Кратковременное повышение заболеваемости, ограничивающееся групповыми заболеваниями в одном коллективе или на небольшой территории (например, один населённый пункт, часть города), рассматривается как эпидемическая вспышка. Распространение инфекционной болезни в нескольких странах или нескольких континентах с массовым поражением населения называется пандемией. 



На развитие эпидемического процесса огромное влияние оказывают также природные условия. Давно отмечено, что малярия распространена в болотистых местах, клещевой энцефалит встречается преимущественно в таёжных районах. Это связано с тем, что некоторые заразные болезни имеют особенность, заключающуюся в том, что возбудители этих болезней паразитируют в организме диких животных, обитающих в природе в определённых климатических условиях. Например, циркуляция вируса клещевого энцефалита невозможна без такого источника инфекции, как таёжные грызуны и клещи, являющиеся переносчиками возбудителей. Для жизни тех и других необходима дикая необжитая тайга. Заболевания, имеющие природные резервуары возбудителей среди диких животных, преимущественно грызунов и птиц, распространение которых территориально ограничено определёнными природно-климатическими условиями, пригодными для существования животных (резервуары) и членистоногих (переносчики болезни), относятся к заболеваниям с природной очаговостью. Заразные болезни, которым свойственна природная очаговость, принято называть природно-очаговыми, а территории, где обитают позвоночные животные и членистоногие – переносчики трансмиссивных болезней, в организме которых паразитируют возбудители этих инфекций – природными очагами. Люди или домашние животные могут заразиться природно-очаговыми инфекциями, попадая на территорию природного очага. Наиболее восприимчивы ко многим природноочаговым болезням люди, прибывшие в очаг извне. К природно-очаговым болезням относят: клещевой энцефалит, клещевые риккетсиозы, геморрагические лихорадки, туляремию (переносчики – клещи), чуму (переносчики – блохи), висцеральный и кожный лейшманиоз (переносчики – москиты) и др. Развитие эпидемического процесса зависит от природных и социальных условий. Основным показателем, характеризующим интенсивность течения эпидемического процесса, является заболеваемость заразными болезнями. Его используют для разработки и осуществления мер эффективной их профилактики.

 

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними


 

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями основываются на проведении обширного комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий. Противоэпидемические мероприятия проводятся в случае возникновения (выявления) инфекционной болезни, профилактические – постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. В первую очередь профилактика (гр. phylaktikos – предохранительный, предупредительный) инфекционных болезней заключается в проведении ряда государственных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья людей. Это повышение жизненного уровня народа, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды, устранение причин заболеваний, широко развёрнутое жилищное строительство, санитарно-коммунальное благоустройство городов, посёлков, сёл, улучшение водоснабжения, канализации и очистки населенных мест, улучшение технологии санитарного режима на предприятиях мясо-молочной и пищевой промышленности, торговли и общественного питания, повышение санитарной культуры, развитие физкультуры и спорта и многое другое. Основой профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Это предполагает искоренение вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании), воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физкультурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний.

Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней включают: систематический санитарный контроль за водоснабжением населения (бактериологическое и химическое исследование воды), состоянием водоисточников и водонапорных станций; контроль за очисткой и хлорированием воды; контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания, детских учреждений, больниц; контроль за санитарным состоянием промышленных предприятий, транспорта, зданий; контроль за очистными сооружениями канализационных систем; дезинфекцию (обеззараживание, уничтожение возбудителей инфекционных болезней) туалетов и других мест общественного пользования; уничтожение мух, блох, вшей, комаров; проведение плановых профилактических прививок.
Большое значение имеют мероприятия, направленные на предупреждение заноса источников инфекции карантинных (особо опасных) болезней (чума, холера, сыпной и возвратный тифы и др.). Совокупность профилактических мер в отношении этих инфекционных болезней осуществляет карантинная служба внутри страны или в международном масштабе. При выявлении инфекционного больного осуществляется комплекс противоэпидемических мероприятий с обязательным учётом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степень восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов. В связи с этим основное внимание в каждом конкретном случае должно быть уделено наиболее доступному для воздействия звену эпидемической цепи. Так, при малярии – это уничтожение возбудителей в организме больного человека с помощью лечебных средств (обезвреживание источника инфекции) и уничтожение комаров-переносчиков (прервать путь передачи), при пищевых токсикоинфекциях – санитарный надзор и изъятие из употребления инфицированных продуктов (прервать путь передачи), при бешенстве – уничтожение источника инфекции, т.е. бродячих собак и других больных животных (волков, лис, шакалов), при полиомиелите, дифтерии, кори – поголовная вакцинация детей и т.д. Наиболее действенными могут быть лишь те средства и приёмы борьбы, которые способны:

а) обезвредить источник инфекции;

б) прервать механизм передачи;

в) обусловить невосприимчивость людей к данной инфекции.

Первый путь борьбы с инфекционными болезнями – обезвреживание источника инфекции. Необходимо отметить, что он является очень эффективным.

 

Обезвреживание источника инфекции


 

Борьба с источником инфекции (больной человек или больное животное, бактерионосители) должна начинаться сразу же при возникновении подозрения на инфекционное заболевание или после установления диагноза. При этом распознавание болезни в возможно ранние сроки является первостепенной задачей, так как позволяет своевременно принять соответвующие противоэпидемические меры. В первую очередь необходимо изолировать инфекционного больного на весь период, опасный в эпидемическом отношении