Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться».

  1. Задание: при чтении стихотворения И. Токмако­вой «Медведь» обратить внимание на г [снек].


Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь!


  1. В любом тексте выделите слова, в произношении которых учащиеся могут допустить орфоэпические ошибки. Какую работу нужно провести перед чтением текста с целью предупреждения возможных наруше­ний произносительных норм?

  2. Какие компоненты составляют понятие «тех­ника устной речи»?


От технической стороны устной речи перейдем к рас­смотрению вопросов, связанных с интонационными средствами выразительности. В отличие от дыхания, голоса, дикции, орфоэпии интонации нельзя обучить, чрезмерная отрепетированность вызывает ощущение фальши.


ИНТОНАЦИЯ
Интонация — это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется со­держанием и целями высказывания. Интонация — явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм (темпо-ритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предло­жениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения... Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость), его отношение к описыва­емому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.).

«Интонация, — пишет В. Топорков, — не должна являть­ся следствием простой тренировки мускулов языка. Она неиз­бежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных час­тей своего творческого аппарата, начнет работу с произ­несения авторского текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием под­линных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыс­лей и других компонентов, из которых создается сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внима­ние при работе над ролью»1.
_______________________

1Топорков В. К.С. Станиславский на репетиции. — М., 1950. — С.84.

Если читающий в процессе работы над текстом правиль­но воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной.


С точки зрения высказанного выше подхода к ра­боте над интонацией сделайте методический анализ фрагмента статьи В.Г. Гуро-Фроловой «Работа над вы­разительными средствами речи» (Начальная школа. — 1991. - № 2. - С. 24).
Необходимоучитьдетейнужнойинтонации. Вотне­которыепримерызаданий:

  1. Прочитайтекст, передаваярадость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку) взависимостиот текстахудожественногопроизведения.

  2. Работавпарах. Предложитоварищупрочитать предложениясуказанияминамерения (совет, сочувствие, восхищение) идайоценку:


а)Негонименякнутом, агониовсом;

б)УФилибыли, уФилижили, Филюжеипобили;

в)НагореАраратрастеткрупныйвиноград.

3.Прочитайотрывок, передаваявопросительнуюин­тонацию (интонациюрадости, страха, гордости, вырази удивление, огорчение).
Как уже говорилось, интонация — явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию.

Сила голоса — это степень его громкости, его уси­ления или ослабления. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания.


1.Определите, с какой громкостью нужно читать:

а) слова льстивой, коварной Лисицы в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

б)стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали...».
Ответ аргументируйте.

2.От чего зависит выбор той или иной громкости звучания?
При воспроизведении нарастания действий, событий, пе­реживаний, а также при перечислении требуется постепен­ное усиление голоса.


1. Прочитайте выразительно, меняя силу своего го­лоса.

ПервоеИ мальчишки

Сентября!Городов

ПервоеИ деревень

Сентября!Взяли сумки,

ПервоеВзяли книжки,

Сентября —Взяли завтраки

Первый деньПод мышки

Календаря, —И помчались в первый раз


Потому, что в этот деньВ класс!

Все девчонки

(С.Я. Маршак)


  1. Подберите свой пример для иллюстрации выс­казанного выше правила относительно постепенно­го усиления голоса. Прочитайте выразительно.

  2. Определите методическую цель упражнений из книги «Речь. Речь. Речь.» (М., 1990. — С. 57—58.)


1) Прочитайстихотворения. Обративниманиенапо­метки. Какиестрокинадопрочитатьгромко, какиетихои совсемтихо? Приготовьсячитать, изменяягромкостьсво­егоголоса.
I


II

Былатишина, тишина, тишина...

(Тихо, медленно.)

Вдруггрохотомгромасмениласьона!

(Громче, быстрее.)

Ивотужедождиктихонько—тыслышишь?

(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапалпокрыше...

(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчасбарабанитьонстанет...

(Тихо: прислушаемся.)

Ужебарабанит! Ужебарабанит!

(Громко, весело.)


2) Прочитаймаленькоестихотворение. Какиестроч­китыпрочитаешьгромко, а
какиетихо-тихо?
Громитишина
Громгрохочетбух! трах!

Словногорырушит.

Тишинависпугеах!

Затыкаетуши...

(А. Шлыгин)


  1. Подумайте, каким голосом следует передавать при чтении крик персонажа?


Крик героя в произведении не обязательно передавать громким голосом. Особенно если этот крик на расстоянии, — тогда он должен звучать приглушенно. При чтении ре­комендуется избегать крика, он невыразителен, раздражает слушателей.


1. Прочитайте выразительно.

Вступили в бой. Поле. Холмы. Перелески. Чуть по­одаль петляет Лама.

Ура! — разнеслось над окопами.

(С. Алексеев)

2. Подберите свой пример для иллюстрации выска­занной рекомендации относительно передачи крика при чтении. Прочитайте выразительно.

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значи­мых слов.

Логическое ударение — это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, — писал К.С. Станис­лавский, — указательный палец, отмечающий самое глав­ное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1 Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда — в сочетании с некоторым повышением или пони­жением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изме­нением тона голоса, темпа).


Определите, правильно ли читает ученик, выделяя голосом два первых слова? Почему?
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок...

(Н.А. Некрасов)
Как вы думаете, что в данном случае важнее — то, что персонаж идет, или то, как он это делает? Прочитайте выразительно.
Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на свое место, —

______________________

1Станиславский