Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться».
-
Задание: при чтении стихотворения И. Токмаковой «Медведь» обратить внимание на г [снек].
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь!
-
В любом тексте выделите слова, в произношении которых учащиеся могут допустить орфоэпические ошибки. Какую работу нужно провести перед чтением текста с целью предупреждения возможных нарушений произносительных норм? -
Какие компоненты составляют понятие «техника устной речи»?
От технической стороны устной речи перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с интонационными средствами выразительности. В отличие от дыхания, голоса, дикции, орфоэпии интонации нельзя обучить, чрезмерная отрепетированность вызывает ощущение фальши.
ИНТОНАЦИЯ
Интонация — это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация — явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм (темпо-ритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения... Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.).
«Интонация, — пишет В. Топорков, — не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных частей своего творческого аппарата, начнет работу с произнесения авторского текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создается сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью»1.
_______________________
1Топорков В. К.С. Станиславский на репетиции. — М., 1950. — С.84.
Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной.
С точки зрения высказанного выше подхода к работе над интонацией сделайте методический анализ фрагмента статьи В.Г. Гуро-Фроловой «Работа над выразительными средствами речи» (Начальная школа. — 1991. - № 2. - С. 24).
Необходимоучитьдетейнужнойинтонации. Вотнекоторыепримерызаданий:
-
Прочитайтекст, передаваярадость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку) взависимостиот текстахудожественногопроизведения. -
Работавпарах. Предложитоварищупрочитать предложениясуказанияминамерения (совет, сочувствие, восхищение) идайоценку:
а)Негонименякнутом, агониовсом;
б)УФилибыли, уФилижили, Филюжеипобили;
в)НагореАраратрастеткрупныйвиноград.
3.Прочитайотрывок, передаваявопросительнуюинтонацию (интонациюрадости, страха, гордости, вырази удивление, огорчение).
Как уже говорилось, интонация — явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию.
Сила голоса — это степень его громкости, его усиления или ослабления. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания.
1.Определите, с какой громкостью нужно читать:
а) слова льстивой, коварной Лисицы в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
б)стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали...».
Ответ аргументируйте.
2.От чего зависит выбор той или иной громкости звучания?
При воспроизведении нарастания действий, событий, переживаний, а также при перечислении требуется постепенное усиление голоса.
1. Прочитайте выразительно, меняя силу своего голоса.
ПервоеИ мальчишки
Сентября!Городов
ПервоеИ деревень
Сентября!Взяли сумки,
ПервоеВзяли книжки,
Сентября —Взяли завтраки
Первый деньПод мышки
Календаря, —И помчались в первый раз
Потому, что в этот деньВ класс!
Все девчонки
(С.Я. Маршак)
-
Подберите свой пример для иллюстрации высказанного выше правила относительно постепенного усиления голоса. Прочитайте выразительно. -
Определите методическую цель упражнений из книги «Речь. Речь. Речь.» (М., 1990. — С. 57—58.)
1) Прочитайстихотворения. Обративниманиенапометки. Какиестрокинадопрочитатьгромко, какиетихои совсемтихо? Приготовьсячитать, изменяягромкостьсвоегоголоса.
I
II
Былатишина, тишина, тишина...
(Тихо, медленно.)
Вдруггрохотомгромасмениласьона!
(Громче, быстрее.)
Ивотужедождиктихонько—тыслышишь?
(Тихо.)
Закрапал, закрапал, закрапалпокрыше...
(Тихо, быстрее.)
Наверно, сейчасбарабанитьонстанет...
(Тихо: прислушаемся.)
Ужебарабанит! Ужебарабанит!
(Громко, весело.)
2) Прочитаймаленькоестихотворение. Какиестрочкитыпрочитаешьгромко, а
какие—тихо-тихо?
Громитишина
Громгрохочет—бух! трах! —
Словногорырушит.
Тишинависпуге—ах! —
Затыкаетуши...
(А. Шлыгин)
-
Подумайте, каким голосом следует передавать при чтении крик персонажа?
Крик героя в произведении не обязательно передавать громким голосом. Особенно если этот крик на расстоянии, — тогда он должен звучать приглушенно. При чтении рекомендуется избегать крика, он невыразителен, раздражает слушателей.
1. Прочитайте выразительно.
Вступили в бой. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.
— Ура! — разнеслось над окопами.
(С. Алексеев)
2. Подберите свой пример для иллюстрации высказанной рекомендации относительно передачи крика при чтении. Прочитайте выразительно.
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.
Логическое ударение — это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, — писал К.С. Станиславский, — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1 Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда — в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа).
Определите, правильно ли читает ученик, выделяя голосом два первых слова? Почему?
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок...
(Н.А. Некрасов)
Как вы думаете, что в данном случае важнее — то, что персонаж идет, или то, как он это делает? Прочитайте выразительно.
Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на свое место, —
______________________
1Станиславский