Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
частица
Бригадастроителей, обычноперевыполняющаяплан, сегодняпочему-тоработалахуже. ОдинлишьПетров, каквсегда, перевыполнилнорму. Вконцеднярадиоузел стройкисообщил: «СегоднятолькоПетровперевыполнилплан». ЧерезнесколькоминутПетровзашелкдикторуиобиженнозаявил, чтоонвсегдаперевыполняет план. Каквыдумаете, какуюошибкудопустилдиктор? Какмогпредотвратитьэтуошибкуредакторпередачи?
3. Расставьте паузы (/ — короткая, // — длинная) в двух первых строфах стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?..
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Сделайте выводы: 1) всегда ли наличие запятой предполагает паузу? 2) всегда ли отсутствие знака препинания означает отсутствие паузы? 3) всегда ли один знак препинания (в данном случае запятая) обозначает равные по длительности паузы?
При ответах ссылайтесь на материал данного упражнения.
4. Найдите факты несоответствия знаков препинания и пауз.
1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном...
(Н. Некрасов)
2) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена...
(А. С. Пушкин)
5. Какова конкретная методическая цель упражнения, описанного ниже?
На доске написан отрывок из произведения «Осень в лесу» И.С. Соколова-Микитова с размеченными паузами: «Пришел сентябрь. // После знойного лета, / после августовских теплых дней / наступила золотая осень //».
Разработайте последний из названных этапов урока.
Пахнет позднею травой...//
Отошли грибы, / орехи, /
Смотришь, утром со двора //
Скот не вышел. //
(А. Т. Твардовский)
2) Все прошло: с зимой холодной //
Нужда, голод настает...//
(И. А. Крылов)
3) С каждой минутой вода поднималась
К бедным зверькам, // уж под ними осталось/
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: // лопочут ушами,
Сами ни с места; // я взял одного...
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли // в мешок /
Я их поклал — // и домой приволок...
Вынес я их на лужок; // из мешка /
Вытряхнул, ухнул — // и дали стречка!
(Н.А. Некрасов)
Не случайно в качестве примеров неверной расстановки пауз приводились стихотворные отрывки. В чтении этих текстов кроется дополнительная трудность, обусловленная необходимостью сохранить ритм стиха путем соблюдения построчных (ритмических) пауз, иногда вовсе не совпадающих с логическими.
Какие ошибки могут возникнуть у детей при чтении следующих отрывков? Опишите способы их предупреждения.
клоками повисла на суках дубов ...
(А.С. Пушкин)
2)... И вот сентябрь! и вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
(Е. А. Баратынский)
Прочитайте данные отрывки выразительно.
2. Прочитайте дважды.
а) Словно как с испугу
Раскричавшись, / к югу
Журавли летят...//
(АА. Фет)
Сделайте вывод: нужна ли построчная пауза? Для чего? Построчные (ритмические) паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер. Однако некоторые учителя, борясь с механической расстановкой построчных пауз, требуют расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу. Например:
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу...
(А. С. Пушкин)
(Здесь после слова «караван» нужна пауза, но, во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная определенным
содержанием, предполагающая продолжение.)
Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «"К расноречивое молчание"и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения». Он замечал, что она «непременно всегда активна, богата внутренним содержанием»1.
Г.В. Артоболевский, предупреждая о необходимости использовать психологические паузы осмотрительно и умеренно, делает попытку выделить из них три наиболее распространенных вида; но тут же заявляет, что этими категориями не исчерпывается их многообразие2. Он приводит впечатляющий пример из «Руслана и Людмилы»:
_______________________
1Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — М, 1954. — Т. 3. — С. 105.
2 См.: Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. - М., 1959. - С. 31.
...смотрит храбрый князь—
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // живая голова.
Уже произнося слово «чудо», исполнитель увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на два счета) после местоимения «ним». Эту паузу можно сделать еще более заметной, если ее выдержать с чуть приоткрытым в расстерянности ртом.
Психологическая пауза может иметь место: а) в начале фразы или перед каким-то словом; б) внутри фразы, между словами — тогда она подчеркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями; в) в конце фразы, после прочитанных слов — тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Знание о роли психологических пауз, а также умение ими пользоваться необходимо учителю, так как многие тексты требуют их применения.
1) ... Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н. А. Некрасов)
2) Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Смелого штык не берет.
(А. С у р к о в)
А пред нею разбитое корыто.
(А.С. Пушкин)
Отдельными видами психологических пауз можно считать паузы начальные и финальные.
Начальная пауза готовит чтеца к исполнению, а слушателей к восприятию.
Финальная пауза предполагает нахождение в той психологической атмосфере, которая была создана чтением, в течение нескольких секунд. Один из мастеров декламации Н.Ф. Першин утверждает, что без такой паузы «немыслимо представить себе завершение изложенного... Если чтец сразу оборвет ... рассказ, если он не выдержит необходимой, насыщенной психологической паузы, фраза сразу потеряет свой смысл и впечатление от рассказа будет сразу испорчено»1.
________________________
1 Першин Н. Звучащее слово. — М, 1961. — С. 54.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Подготовьтесь и прочитайте выразительно. Подумайте, как организовать работу с младшими школьниками над паузами этого стихотворения.
Бригадастроителей, обычноперевыполняющаяплан, сегодняпочему-тоработалахуже. ОдинлишьПетров, каквсегда, перевыполнилнорму. Вконцеднярадиоузел стройкисообщил: «СегоднятолькоПетровперевыполнилплан». ЧерезнесколькоминутПетровзашелкдикторуиобиженнозаявил, чтоонвсегдаперевыполняет план. Каквыдумаете, какуюошибкудопустилдиктор? Какмогпредотвратитьэтуошибкуредакторпередачи?
3. Расставьте паузы (/ — короткая, // — длинная) в двух первых строфах стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?..
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Сделайте выводы: 1) всегда ли наличие запятой предполагает паузу? 2) всегда ли отсутствие знака препинания означает отсутствие паузы? 3) всегда ли один знак препинания (в данном случае запятая) обозначает равные по длительности паузы?
При ответах ссылайтесь на материал данного упражнения.
4. Найдите факты несоответствия знаков препинания и пауз.
1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном...
(Н. Некрасов)
2) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена...
(А. С. Пушкин)
5. Какова конкретная методическая цель упражнения, описанного ниже?
На доске написан отрывок из произведения «Осень в лесу» И.С. Соколова-Микитова с размеченными паузами: «Пришел сентябрь. // После знойного лета, / после августовских теплых дней / наступила золотая осень //».
-
Дети читают текст про себя. -
Учитель спрашивает: «Всегда ли паузы совпадают со знаками препинания? Какая пауза не совпадает со знаком препинания?» -
Обсуждается длительность пауз. -
Проводятся пробы чтения.
-
Делается вывод: паузы надо делать в зависимости от смысла читаемого текста. Они могут и не совпадать со знаками препинания.
-
Закрепление сведений на новом тексте с неразмеченными паузами.
Разработайте последний из названных этапов урока.
-
Найдите ошибки в расстановке пауз, внесите коррективы. Прочитайте.
-
День пригреет — возле дома //
Пахнет позднею травой...//
Отошли грибы, / орехи, /
Смотришь, утром со двора //
Скот не вышел. //
(А. Т. Твардовский)
2) Все прошло: с зимой холодной //
Нужда, голод настает...//
(И. А. Крылов)
3) С каждой минутой вода поднималась
К бедным зверькам, // уж под ними осталось/
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: // лопочут ушами,
Сами ни с места; // я взял одного...
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли // в мешок /
Я их поклал — // и домой приволок...
Вынес я их на лужок; // из мешка /
Вытряхнул, ухнул — // и дали стречка!
(Н.А. Некрасов)
Не случайно в качестве примеров неверной расстановки пауз приводились стихотворные отрывки. В чтении этих текстов кроется дополнительная трудность, обусловленная необходимостью сохранить ритм стиха путем соблюдения построчных (ритмических) пауз, иногда вовсе не совпадающих с логическими.
Какие ошибки могут возникнуть у детей при чтении следующих отрывков? Опишите способы их предупреждения.
-
Пришла, рассыпалась;
клоками повисла на суках дубов ...
(А.С. Пушкин)
2)... И вот сентябрь! и вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
(Е. А. Баратынский)
Прочитайте данные отрывки выразительно.
2. Прочитайте дважды.
а) Словно как с испугу
Раскричавшись, / к югу
Журавли летят...//
(АА. Фет)
Сделайте вывод: нужна ли построчная пауза? Для чего? Построчные (ритмические) паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер. Однако некоторые учителя, борясь с механической расстановкой построчных пауз, требуют расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу. Например:
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу...
(А. С. Пушкин)
(Здесь после слова «караван» нужна пауза, но, во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная определенным
содержанием, предполагающая продолжение.)
Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «"К расноречивое молчание"и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения». Он замечал, что она «непременно всегда активна, богата внутренним содержанием»1.
Г.В. Артоболевский, предупреждая о необходимости использовать психологические паузы осмотрительно и умеренно, делает попытку выделить из них три наиболее распространенных вида; но тут же заявляет, что этими категориями не исчерпывается их многообразие2. Он приводит впечатляющий пример из «Руслана и Людмилы»:
_______________________
1Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — М, 1954. — Т. 3. — С. 105.
2 См.: Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. - М., 1959. - С. 31.
...смотрит храбрый князь—
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // живая голова.
Уже произнося слово «чудо», исполнитель увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на два счета) после местоимения «ним». Эту паузу можно сделать еще более заметной, если ее выдержать с чуть приоткрытым в расстерянности ртом.
Психологическая пауза может иметь место: а) в начале фразы или перед каким-то словом; б) внутри фразы, между словами — тогда она подчеркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями; в) в конце фразы, после прочитанных слов — тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Знание о роли психологических пауз, а также умение ими пользоваться необходимо учителю, так как многие тексты требуют их применения.
-
Укажите место и назначение психологической паузы в приведенных ниже отрывках.
1) ... Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н. А. Некрасов)
2) Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
-
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
(А. С у р к о в)
-
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
(А.С. Пушкин)
Отдельными видами психологических пауз можно считать паузы начальные и финальные.
Начальная пауза готовит чтеца к исполнению, а слушателей к восприятию.
Финальная пауза предполагает нахождение в той психологической атмосфере, которая была создана чтением, в течение нескольких секунд. Один из мастеров декламации Н.Ф. Першин утверждает, что без такой паузы «немыслимо представить себе завершение изложенного... Если чтец сразу оборвет ... рассказ, если он не выдержит необходимой, насыщенной психологической паузы, фраза сразу потеряет свой смысл и впечатление от рассказа будет сразу испорчено»1.
-
Расставьте паузы в стихотворном отрывке «Гонимы вешними лучами...» из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
________________________
1 Першин Н. Звучащее слово. — М, 1961. — С. 54.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Подготовьтесь и прочитайте выразительно. Подумайте, как организовать работу с младшими школьниками над паузами этого стихотворения.
-
Выберите любое произведение детской литературы, подготовьтесь и прочитайте его с соблюдением всех необходимых пауз, в том числе начальной и финальной. -
Определите и выскажите свое отношение к тому, как учитель проводит работу над паузами.