Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я. Пинясова«Хитрыйогурчик», стихотворенийА. Пушкина«Зим­нееутро», «Вотсевер, тучинагоняя...»иН. Некрасова «Взимниесумерки...»ит.д.1

4. Проанализируйте логику работы над паузами, опи­санную в книге Омороковой М.И. и др. «Пре­одоление трудностей» (М., 1990. — С. 47).

Наблюдения за смысловой паузой велись как на ма­териале прозаических, так и стихотворных произведений.

Первый этап — наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Следующий этап — наблюдения и практические уп­ражнения в постановке пауз между синтагмами, сло­восочетаниями. Далее рассматривалась роль поэтической паузы. Сопоставлялись варианты пауз, опре­делялась их смысловая роль.

Велось наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей, настроений).
Темп и ритм— обязательные компоненты, уча­ствующие в создании определенной интонации. Эти вырази­тельные средства связаны между собой. Станиславский объе­динял их в единое понятие темпоритма.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, сред­ним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — при­ем, помогающий передать в устном слове характер читаемо­го текста и намерения чтеца.


________________________

1 Обучение чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 125—127.


  1. В каком темпе и почему следует читать слова о Вороне и слова о Лисице в басне И.А. Крылова «Воро­на и Лисица»? Отметьте все изменения темпа при чте­нии этой басни. Чем они обусловлены? Как провести с учащимися наблюдение за ними?

  2. В каком темпе нужно читать следующие сти­хотворные строки? От чего зависит такой выбор? По­стройте беседу с учащимися, организующую наблю­дение над темпом как выразительным средством.


1)Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

2)«Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется...
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны...»

(И.С. Никитин)

3) Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)


  1. ...И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

(А.Т. Твардовский)
Итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, пере­живания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоцио­нального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.


Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? А радостных?


Нужно иметь в виду, что внимание слушателей легче сосредоточить на тех местах, которые произносятся медлен­но. Поэтому наиболее значительное следует читать медлен­нее. Несколько замедленно нужно читать начальную фразу, чтобы сосредоточить внимание, а также — последнюю, что­бы слушатель почувствовал окончание чтения.


1.Подберите три скороговорки и произнесите их в медленном, среднем и быстром темпе.

Можно ли подобное упражнение предложить де­тям? В каком классе?

2.Для работы во втором классе А. И. Шпунтов пред­лагает использовать памятку «Как разучивать скоро­говорку»1. Выскажите свое мнение о целесообразности работы с этой памяткой.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

Прочитайскороговоркумедленно.

  • Подумай, очемговоритсявскороговорке.


    _______________________

    1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка // Начальная школа. — 1990. — № 10. — С. 22.

    1. Посмотри, какиесловапохожидругнадругапо звучанию. Какойсогласныйзвук (илисочетаниезвуков) многоразповторяется?

    2. Проговорискороговоркумедленновслух, поста­райсязапомнитьее.




    1. Теперьпроговорискороговоркушепотомнесколько раз: сначаламедленно, потомвсебыстрееибыстрее.

    2. Произнесискороговоркунесколькоразвслухвбы­стромтемпе.

    3. Посоревнуйсястоварищами, ктобезошибокбыс­треепроизнесетскороговорку.




    1. Прочитайте стихотворение Б. Заходера сначала медленно, затем в среднем и быстром темпе. Опреде­лите какой темп более всего соответствует содержа­нию стихотворения.



    Кискино горе
    Плачет киска в коридоре.

    У нее

    Большое горе:

    Злые люди

    Бедной киске

    Не дают

    Украсть

    Сосиски!

    Прочитайте стихотворение еще раз в нужном темпе.

    1. Определите, с чем связаны изменения темпа при чтении стихотворения А. Фройденберга.


    Великан и мышь


    Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

    Жил великан один когда-то.

    Во сне вздохнул он что есть сил

    И мышь — живую! проглотил.

    Бедняга прибежал к врачу:

    Я мышку съел! Я не шучу!

    Помилуйте, какие шутки.

    Она пищит в моем желудке...

    Был врач умнейший человек.

    Он строго глянул из-под век:

    Откройте рот, скажите «А».

    Живую мышь? Зачем? Когда?

    Сейчас? Так что же вы сидите!

    Идите кошку проглотите!
    Прочитайте, передавая все изменения темпа. Сделайте методический анализ подготовки учащихся к выразительному чтению этого стихотворения.
    1)Почемуврачназначилтакоестранноелекарство?

    2)Подготовьсяквыразительномучтению:
    определиобщийхарактер, настроениеэтогости­хотворения;
    - какнужночитатьначалостихотворениятихо илигромко? Почему? Прочитай.

    найдисловавеликана. Какихнужночитатьс какимчувством, медленноилибыстро, тихоилигромко? Почему?

    найди слова врача. Как нужно произносить их? Спо­
    койно или взволнованно? Медленно или быстро? Прочитай.

    3) Читай стихотворение выразительно.
    Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ос­лабление голоса.

    Обычно характер ритма стихотворения определяется раз­мером, которым оно написано. Выбор размера, в свою оче­редь, связан с характером произведения.

    «Ритм, — говорил В.В. Маяковский, — основа всякой поэтической вещи... Ритм — это основная сила, основная энергия стиха»1. Существует интересный прием, показываю­щий разницу между ритмичной стихотворной и прозаичес­кой речью и, таким образом, значение ритма в поэзии.

    Учитель записывает на доске небольшое стихотворение в прозаической форме (в строчку). Учащиеся читают текст по книге и с доски и сравнивают их.


    1. Подберите стихотворение для организации опи­санного выше стилистического эксперимента.

    Подготовьтесь и в роли учителя в рамках деловой игры проведите стилистический эксперимент на срав­нение поэтической и прозаической речи.

    1. На основе описания одного из видов работы над ритмическим слухом учащихся составьте свое упражнение.



    _______________________

    1 Маяковский В.В. Поли. собр. соч.: В 13 т. — М., 1959. — Т. 12. - С. 100 - 101.


    Прочитав стихотворение «Поезд», дети пробуют в дви­жениях одиночкой или большой группой идти ритмичес­кими шагами под свое чтение:


    Вдругихслучаяхонимогутотбиватьтактхореяили ямбарукойнапарте.

    Такоесочетаниедвиженийсословеснойритмикой наглядно