Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я. Пинясова«Хитрыйогурчик», стихотворенийА. Пушкина«Зимнееутро», «Вотсевер, тучинагоняя...»иН. Некрасова «Взимниесумерки...»ит.д.1
4. Проанализируйте логику работы над паузами, описанную в книге Омороковой М.И. и др. «Преодоление трудностей» (М., 1990. — С. 47).
Наблюдения за смысловой паузой велись как на материале прозаических, так и стихотворных произведений.
Первый этап — наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.
Следующий этап — наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями. Далее рассматривалась роль поэтической паузы. Сопоставлялись варианты пауз, определялась их смысловая роль.
Велось наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей, настроений).
Темп и ритм— обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Эти выразительные средства связаны между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритма.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.
________________________
1 Обучение чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 125—127.
1)Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Н.А. Некрасов)
2)«Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется...
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны...»
(И.С. Никитин)
3) Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
(И.С. Крылов)
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
(А.Т. Твардовский)
Итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.
Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? А радостных?
Нужно иметь в виду, что внимание слушателей легче сосредоточить на тех местах, которые произносятся медленно. Поэтому наиболее значительное следует читать медленнее. Несколько замедленно нужно читать начальную фразу, чтобы сосредоточить внимание, а также — последнюю, чтобы слушатель почувствовал окончание чтения.
1.Подберите три скороговорки и произнесите их в медленном, среднем и быстром темпе.
Можно ли подобное упражнение предложить детям? В каком классе?
2.Для работы во втором классе А. И. Шпунтов предлагает использовать памятку «Как разучивать скороговорку»1. Выскажите свое мнение о целесообразности работы с этой памяткой.
Прочитайскороговоркумедленно.
Подумай, очемговоритсявскороговорке.
_______________________
1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка // Начальная школа. — 1990. — № 10. — С. 22.
Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Прочитайте стихотворение еще раз в нужном темпе.
Великан и мышь
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил
И мышь — живую! проглотил.
Бедняга прибежал к врачу: —
Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки.
Она пищит в моем желудке...
Был врач умнейший человек.
Он строго глянул из-под век:
Откройте рот, скажите «А».
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы сидите!
Идите кошку проглотите!
Прочитайте, передавая все изменения темпа. Сделайте методический анализ подготовки учащихся к выразительному чтению этого стихотворения.
1)Почемуврачназначилтакоестранноелекарство?
2)Подготовьсяквыразительномучтению:
—определиобщийхарактер, настроениеэтогостихотворения;
- какнужночитатьначалостихотворения—тихо илигромко? Почему? Прочитай.
— найдисловавеликана. Какихнужночитать—с какимчувством, медленноилибыстро, тихоилигромко? Почему?
—найди слова врача. Как нужно произносить их? Спо
койно или взволнованно? Медленно или быстро? Прочитай.
3) Читай стихотворение выразительно.
Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Обычно характер ритма стихотворения определяется размером, которым оно написано. Выбор размера, в свою очередь, связан с характером произведения.
«Ритм, — говорил В.В. Маяковский, — основа всякой поэтической вещи... Ритм — это основная сила, основная энергия стиха»1. Существует интересный прием, показывающий разницу между ритмичной стихотворной и прозаической речью и, таким образом, значение ритма в поэзии.
Учитель записывает на доске небольшое стихотворение в прозаической форме (в строчку). Учащиеся читают текст по книге и с доски и сравнивают их.
1. Подберите стихотворение для организации описанного выше стилистического эксперимента.
Подготовьтесь и в роли учителя в рамках деловой игры проведите стилистический эксперимент на сравнение поэтической и прозаической речи.
_______________________
1 Маяковский В.В. Поли. собр. соч.: В 13 т. — М., 1959. — Т. 12. - С. 100 - 101.
Прочитав стихотворение «Поезд», дети пробуют в движениях одиночкой или большой группой идти ритмическими шагами под свое чтение:
Вдругихслучаяхонимогутотбиватьтактхореяили ямбарукойнапарте.
Такоесочетаниедвиженийсословеснойритмикой наглядно
4. Проанализируйте логику работы над паузами, описанную в книге Омороковой М.И. и др. «Преодоление трудностей» (М., 1990. — С. 47).
Наблюдения за смысловой паузой велись как на материале прозаических, так и стихотворных произведений.
Первый этап — наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.
Следующий этап — наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями. Далее рассматривалась роль поэтической паузы. Сопоставлялись варианты пауз, определялась их смысловая роль.
Велось наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей, настроений).
Темп и ритм— обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Эти выразительные средства связаны между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритма.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.
________________________
1 Обучение чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 125—127.
-
В каком темпе и почему следует читать слова о Вороне и слова о Лисице в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»? Отметьте все изменения темпа при чтении этой басни. Чем они обусловлены? Как провести с учащимися наблюдение за ними? -
В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки? От чего зависит такой выбор? Постройте беседу с учащимися, организующую наблюдение над темпом как выразительным средством.
1)Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Н.А. Некрасов)
2)«Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется...
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны...»
(И.С. Никитин)
3) Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
(И.С. Крылов)
-
...И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
(А.Т. Твардовский)
Итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.
Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? А радостных?
Нужно иметь в виду, что внимание слушателей легче сосредоточить на тех местах, которые произносятся медленно. Поэтому наиболее значительное следует читать медленнее. Несколько замедленно нужно читать начальную фразу, чтобы сосредоточить внимание, а также — последнюю, чтобы слушатель почувствовал окончание чтения.
1.Подберите три скороговорки и произнесите их в медленном, среднем и быстром темпе.
Можно ли подобное упражнение предложить детям? В каком классе?
2.Для работы во втором классе А. И. Шпунтов предлагает использовать памятку «Как разучивать скороговорку»1. Выскажите свое мнение о целесообразности работы с этой памяткой.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 18
Прочитайскороговоркумедленно.
Подумай, очемговоритсявскороговорке.
_______________________
1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка // Начальная школа. — 1990. — № 10. — С. 22.
-
Посмотри, какиесловапохожидругнадругапо звучанию. Какойсогласныйзвук (илисочетаниезвуков) многоразповторяется? -
Проговорискороговоркумедленновслух, постарайсязапомнитьее.
-
Теперьпроговорискороговоркушепотомнесколько раз: сначаламедленно, потомвсебыстрееибыстрее. -
Произнесискороговоркунесколькоразвслухвбыстромтемпе. -
Посоревнуйсястоварищами, ктобезошибокбыстреепроизнесетскороговорку.
-
Прочитайте стихотворение Б. Заходера сначала медленно, затем в среднем и быстром темпе. Определите какой темп более всего соответствует содержанию стихотворения.
Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Прочитайте стихотворение еще раз в нужном темпе.
-
Определите, с чем связаны изменения темпа при чтении стихотворения А. Фройденберга.
Великан и мышь
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил
И мышь — живую! проглотил.
Бедняга прибежал к врачу: —
Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки.
Она пищит в моем желудке...
Был врач умнейший человек.
Он строго глянул из-под век:
Откройте рот, скажите «А».
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы сидите!
Идите кошку проглотите!
Прочитайте, передавая все изменения темпа. Сделайте методический анализ подготовки учащихся к выразительному чтению этого стихотворения.
1)Почемуврачназначилтакоестранноелекарство?
2)Подготовьсяквыразительномучтению:
—определиобщийхарактер, настроениеэтогостихотворения;
- какнужночитатьначалостихотворения—тихо илигромко? Почему? Прочитай.
— найдисловавеликана. Какихнужночитать—с какимчувством, медленноилибыстро, тихоилигромко? Почему?
—найди слова врача. Как нужно произносить их? Спо
койно или взволнованно? Медленно или быстро? Прочитай.
3) Читай стихотворение выразительно.
Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Обычно характер ритма стихотворения определяется размером, которым оно написано. Выбор размера, в свою очередь, связан с характером произведения.
«Ритм, — говорил В.В. Маяковский, — основа всякой поэтической вещи... Ритм — это основная сила, основная энергия стиха»1. Существует интересный прием, показывающий разницу между ритмичной стихотворной и прозаической речью и, таким образом, значение ритма в поэзии.
Учитель записывает на доске небольшое стихотворение в прозаической форме (в строчку). Учащиеся читают текст по книге и с доски и сравнивают их.
1. Подберите стихотворение для организации описанного выше стилистического эксперимента.
Подготовьтесь и в роли учителя в рамках деловой игры проведите стилистический эксперимент на сравнение поэтической и прозаической речи.
-
На основе описания одного из видов работы над ритмическим слухом учащихся составьте свое упражнение.
_______________________
1 Маяковский В.В. Поли. собр. соч.: В 13 т. — М., 1959. — Т. 12. - С. 100 - 101.
Прочитав стихотворение «Поезд», дети пробуют в движениях одиночкой или большой группой идти ритмическими шагами под свое чтение:
Вдругихслучаяхонимогутотбиватьтактхореяили ямбарукойнапарте.
Такоесочетаниедвиженийсословеснойритмикой наглядно