Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всевместемыанализируемпредложение: Вкосышелковыелентывплела, устанавливая, чтосмыслпредложениябудетодним, еслисделатьостановку (паузу) после словакосы, исовсеминым, еслиразделитьпаузойслова шелковые/ленты. Я, конечно, знакомлюдетейстем, что паузы (остановкивречи) делаютсяназнакахпрепинания. Итут, кактребуетпрограммапочтению, мыотрабатываемумениеразличатьпаузыразличнойдлительности: на запятой; точке, вопросительном, восклицательномзнаках имноготочиивконцефразы; точкесзапятой, тиреидвоеточии. Всеэтиумениязакрепляютсявпроцессечтения произведенийучебникаианализачитаемоготекста.
Нов
нашейречипаузыневсегдасовпадаютсознакамипрепинания. Поэтомуяприучаюучащихся, прежде чемсделатьостановкупричтении, хорошоподумать, нужналиэтапауза, какойсмыслприобрететфраза, есливней снятькакие-топаузы, чтопроизойдетстекстом, есливнем обозначитьновыепаузы, ит.д. Постепенноученикипривыкаютпроверятьправильностьпостановкипауз, анализируя текст. Этиупражнениядетивыполняютнадоске, накарточкахипричтенииматериаловучебника. Новвидутогочтов текстеучебнойкнигимынеможемработатькарандашом, всепрактическиеупражненияребятавыполняютнадидактическомматериале, заранееподготовленноммною. Например, учащиесямогут
получитьтакиекарточки.
1 класс
Подумайинаметьпаузывтексте:
«Надеревьяхкмаю
Распустилисьпочки.
Мамафасныйбантик
Завязаладочке».
(3. Александрова)
2 класс
Прочитайстихотворение. Обозначьпаузыиподготовьсякчтениювслух:
«Окнозахлопнулосьсозвоном,
Блеснуламолнияогнем...
Ивдругнадсамойкрышейдома
Раздалсятресккороткийгрома
Итяжкийгрохот».
(И. А. Бунин)
3 класс
Прочитайстихотворныйтекст. Самостоятельнообозначьпаузывтексте:
«Осердиласяпущестаруха,
Пощекеудариламужа.
Кактысмеешь, мужик, споритьсомною,
Сомною, дворянкойстолбовою?
Ступайкморю, говоряттебе, честью;
Непойдешь, поведутпоневоле».
(
А. С. Пушкин)
Заданиярасставитьправильносмысловоеударение иобозначитьместалогическихпаузмоиученикииногдаполучаютнадомнаурокечтения. Вэтомслучаеребятапереписываютдва-трипредложения, указанные мноюиливыбранныеимисамостоятельно, иразмечаюттекст, готовяськвыразительномучтениювклассе. ВконцеIIклассаивIIIклассеужеможнообращать вниманиеучащихсянатакойприемвыразительностиречи ичтения, какпсихологическаяпауза. Ястараюсьпоказатьребятам, чтоэтоособаяэмоциональнаяостановка, спомощьюкоторойчтецпередаетсильноевнутреннее волнение, напряженностьсобытийрассказа. Яберудля практическойработысучащимисясамыепростыеслучаи
определенияместапсихологическойпаузы, которые детямможноосмыслитьбезтруда. Например, когдамы работаемнадрассказомК. Паустовского«Барсучийнос», тонепременновыясняем, почемупослесловонобожжетсявпредложении«Мнехотелоськрикнутьзверьку, чтоонобожжется, // нояопоздал—барсукпрыгнулк сковородкеисунулвнеенос...»нужнадлительнаяостановка. Ученикиговорят, чтоздесьважнозадержать вниманиеслушателянафразеонобожжется, чтобыему понятносталожеланиеавтораотвестибеду, еговолнениезазверька, приближавшегосякраскаленнойсковородке. Ивотэтодостигаетсяспомощьюдолгой, длительнойпаузы. Спсихологическимипаузамидетивстречаютсяприработесомногимипроизведениями, напримерпричтениирассказаЛ. Толстого«Акула»и