Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Всевместемыанализируемпредложение: Вкосышел­ковыелентывплела, устанавливая, чтосмыслпредло­жениябудетодним, еслисделатьостановку (паузу) после словакосы, исовсеминым, еслиразделитьпаузойслова шелковые/ленты. Я, конечно, знакомлюдетейстем, что паузы (остановкивречи) делаютсяназнакахпрепинания. Итут, кактребуетпрограммапочтению, мыотрабатыва­емумениеразличатьпаузыразличнойдлительности: на запятой; точке, вопросительном, восклицательномзнаках имноготочиивконцефразы; точкесзапятой, тиреидвое­точии. Всеэтиумениязакрепляютсявпроцессечтения произведенийучебникаианализачитаемоготекста.

Нов
нашейречипаузыневсегдасовпадаютсозна­камипрепинания. Поэтомуяприучаюучащихся, прежде чемсделатьостановкупричтении, хорошоподумать, нуж­налиэтапауза, какойсмыслприобрететфраза, есливней снятькакие-топаузы, чтопроизойдетстекстом, есливнем обозначитьновыепаузы, ит.д. Постепенноученикипривы­каютпроверятьправильностьпостановкипауз, анализируя текст. Этиупражнениядетивыполняютнадоске, накарточ­кахипричтенииматериаловучебника. Новвидутогочтов текстеучебнойкнигимынеможемработатькарандашом, всепрактическиеупражненияребятавыполняютнадидак­тическомматериале, заранееподготовленноммною. На­пример, учащиесямогут

получитьтакиекарточки.
1 класс

Подумайинаметьпаузывтексте:
«Надеревьяхкмаю

Распустилисьпочки.

Мамафасныйбантик

Завязаладочке».

(3. Александрова)

2 класс
Прочитайстихотворение. Обозначьпаузыиподготовь­сякчтениювслух:
«Окнозахлопнулосьсозвоном,

Блеснуламолнияогнем...

Ивдругнадсамойкрышейдома

Раздалсятресккороткийгрома

Итяжкийгрохот».

(И. А. Бунин)

3 класс
Прочитайстихотворныйтекст. Самостоятельнообо­значьпаузывтексте:
«Осердиласяпущестаруха,

Пощекеудариламужа.

Кактысмеешь, мужик, споритьсомною,

Сомною, дворянкойстолбовою?

Ступайкморю, говоряттебе, честью;

Непойдешь, поведутпоневоле».

(
А. С. Пушкин)


Заданиярасставитьправильносмысловоеударение иобозначитьместалогическихпаузмоиученикииногдаполучаютнадомнаурокечтения. Вэтомслучаеребятапереписываютдва-трипредложения, указанные мноюиливыбранныеимисамостоятельно, иразмеча­юттекст, готовяськвыразительномучтениювклассе. ВконцеIIклассаивIIIклассеужеможнообращать вниманиеучащихсянатакойприемвыразительностиречи ичтения, какпсихологическаяпауза. Ястараюсьпока­затьребятам, чтоэтоособаяэмоциональнаяостановка, спомощьюкоторойчтецпередаетсильноевнутреннее волнение, напряженностьсобытийрассказа. Яберудля практическойработысучащимисясамыепростыеслу­чаи
определенияместапсихологическойпаузы, которые детямможноосмыслитьбезтруда. Например, когдамы работаемнадрассказомК. Паустовского«Барсучийнос», тонепременновыясняем, почемупослесловонобож­жетсявпредложении«Мнехотелоськрикнутьзверьку, чтоонобожжется, // нояопоздалбарсукпрыгнулк сковородкеисунулвнеенос...»нужнадлительнаяос­тановка. Ученикиговорят, чтоздесьважнозадержать вниманиеслушателянафразеонобожжется, чтобыему понятносталожеланиеавтораотвестибеду, еговолне­ниезазверька, приближавшегосякраскаленнойсково­родке. Ивотэтодостигаетсяспомощьюдолгой, дли­тельнойпаузы. Спсихологическимипаузамидетивстре­чаютсяприработесомногимипроизведениями, напри­мерпричтениирассказаЛ. Толстого«Акула»и