Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даетучащемусявозможностьпонятьритмкак способпередачиявленийдействительности.

Раскрытьпередучащимисяспособностьсловапе­редаватьритмомявленияжизнизначитдатьпочув­ствоватьсилуритмическойвыразительностислова1.
3.Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, от­меченные ударением. Следите за отчетливостью про­изношения каждого звука.


_______________________

1 Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русско­го языка в начальной школе. — М., 1941. — С 108.


Можно ли это упражнение провести с младшими школьниками? Нужно ли при этом подключать мото­рику по аналогии с предыдущим упражнением?

4.Выработают ли у детей чувство ритма следующие упражнения?

1) «Чтение (пение) с ударением» схем слов, разных по своей слоговой структуре:



Подборсловкозвученнымсхемамидетгораздоус­пешнее, чемк«немым», воспринимаемымтолькогла­зами. Большойинтересуучащихсявызываютупраж­нения, направленныенанахождение (выделение) слов, соответствующих
предъявляемойучителемзвуковой схеме. Например, учительпредлагаетотобратьслова ксхеметатата:



Схемавследзапреподавателемозвучиваетсявсем классомитемсамымостаетсявсознаниикаждогоре­бенкакакнекийслого-ритмическийэталон. Затемучи­тельназываетрядслов, отчетливовыделяяударные слоги(карандаш, машина, солдаты, курица, таракан, кукушка, комарикидр.). Детихлопкамиотмечают слова, совпадающиесритмическимэталоном. Анало­гичноможетбытьпроизведенотборсловклюбойиз схем (кстати, схемуудобно«оживлять»испомощью какого-либомузыкальногоинструмента, имеющегосяв классе).

Однимизвариантовназванногоупражненияявляет­сячтениесхемслов, азатемисамихсловспере­мещением в них знакаударения1.

______________________

1 Бондаренко А. Интересен ли знак ударения? // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С. 21 - 22.




  1. Ярасскажухлопкамичетверостишие, авыугадае­те, чтоярассказал:



Ктозапомнил, чтояпрохлопал? Япрохлопаюеще раз, авыслушайте, запоминайтеипроверяйтезамной пальцамиполадошке, беззвука. (Повторяет.) А теперь всевместехлопками. Три, четыре! (Так несколькораз, исправляяошибкималышей, поканестанетполучать­ся.) Ктоугадал, чтоэтозастихотворение? Неугадали еще? Тогдапопробуйтерассказатьэтостихотворениепо-лягушачьи, кваканьем.

Дети(покоманде).

Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-ква,

Ква-квА, ква-квА, ква-квА.

Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-
ква,

Ква-квА-ква-ква, ква-квА.


Ю.А,1Молодцы, «лягушки»! Подскажувам, чтоэто застихотворение. Этодетскаяпесенка. Последнеесло­вовотрывке, которыйвыпроквакали, «была». Да­вайтерасскажемегоещеразхлопками, анапоследних двуххлопкахскажем«была».
_________________________

1 Ю.А. — инициалы вымышленного педагога.



Ю.А.Оченьхорошо! Подскажуещерифмукслову «была»«росла». Давайтепрохлопаемстихотворение, агденадо, скажем«была»и«росла».

Дети(вместеспедагогом):

Ю.А.Ещеподскажупервыеслова: «Влесу». Хлопа­емипроизносимизвестныеслова, три, четыре! (Воттут малышиузнаютпесенкупроелочкуиоченьрадуются. Упражнениенужнопроделатьнесколькораз