Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даетучащемусявозможностьпонятьритмкак способпередачиявленийдействительности.
Раскрытьпередучащимисяспособностьсловапередаватьритмомявленияжизни—значитдатьпочувствоватьсилуритмическойвыразительностислова1.
3.Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.
_______________________
1 Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. — М., 1941. — С 108.
Можно ли это упражнение провести с младшими школьниками? Нужно ли при этом подключать моторику по аналогии с предыдущим упражнением?
4.Выработают ли у детей чувство ритма следующие упражнения?
1) «Чтение (пение) с ударением» схем слов, разных по своей слоговой структуре:
Подборсловкозвученнымсхемамидетгораздоуспешнее, чемк«немым», воспринимаемымтолькоглазами. Большойинтересуучащихсявызываютупражнения, направленныенанахождение (выделение) слов, соответствующих
предъявляемойучителемзвуковой схеме. Например, учительпредлагаетотобратьслова ксхеметатата:
Схемавследзапреподавателемозвучиваетсявсем классомитемсамымостаетсявсознаниикаждогоребенкакакнекийслого-ритмическийэталон. Затемучительназываетрядслов, отчетливовыделяяударные слоги(карандаш, машина, солдаты, курица, таракан, кукушка, комарикидр.). Детихлопкамиотмечают слова, совпадающиесритмическимэталоном. Аналогичноможетбытьпроизведенотборсловклюбойиз схем (кстати, схемуудобно«оживлять»испомощью какого-либомузыкальногоинструмента, имеющегосяв классе).
Однимизвариантовназванногоупражненияявляетсячтениесхемслов, азатемисамихсловсперемещением в них знакаударения1.
______________________
1 Бондаренко А. Интересен ли знак ударения? // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С. 21 - 22.
Ктозапомнил, чтояпрохлопал? Япрохлопаюеще раз, авыслушайте, запоминайтеипроверяйтезамной пальцамиполадошке, беззвука. (Повторяет.) А теперь всевместехлопками. Три, четыре! (Так несколькораз, исправляяошибкималышей, поканестанетполучаться.) Ктоугадал, чтоэтозастихотворение? Неугадали еще? Тогдапопробуйтерассказатьэтостихотворениепо-лягушачьи, кваканьем.
Дети(покоманде).
Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-ква,
Ква-квА, ква-квА, ква-квА.
Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-
ква,
Ква-квА-ква-ква, ква-квА.
Ю.А,1Молодцы, «лягушки»! Подскажувам, чтоэто застихотворение. Этодетскаяпесенка. Последнееслововотрывке, которыйвыпроквакали, —«была». Давайтерасскажемегоещеразхлопками, анапоследних двуххлопкахскажем«была».
_________________________
1 Ю.А. — инициалы вымышленного педагога.
Ю.А.Оченьхорошо! Подскажуещерифмукслову «была»—«росла». Давайтепрохлопаемстихотворение, агденадо, скажем«была»и«росла».
Дети(вместеспедагогом):
Ю.А.Ещеподскажупервыеслова: «Влесу». Хлопаемипроизносимизвестныеслова, три, четыре! (Воттут малышиузнаютпесенкупроелочкуиоченьрадуются. Упражнениенужнопроделатьнесколькораз
Раскрытьпередучащимисяспособностьсловапередаватьритмомявленияжизни—значитдатьпочувствоватьсилуритмическойвыразительностислова1.
3.Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.
_______________________
1 Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. — М., 1941. — С 108.
Можно ли это упражнение провести с младшими школьниками? Нужно ли при этом подключать моторику по аналогии с предыдущим упражнением?
4.Выработают ли у детей чувство ритма следующие упражнения?
1) «Чтение (пение) с ударением» схем слов, разных по своей слоговой структуре:
Подборсловкозвученнымсхемамидетгораздоуспешнее, чемк«немым», воспринимаемымтолькоглазами. Большойинтересуучащихсявызываютупражнения, направленныенанахождение (выделение) слов, соответствующих
предъявляемойучителемзвуковой схеме. Например, учительпредлагаетотобратьслова ксхеметатата:
Схемавследзапреподавателемозвучиваетсявсем классомитемсамымостаетсявсознаниикаждогоребенкакакнекийслого-ритмическийэталон. Затемучительназываетрядслов, отчетливовыделяяударные слоги(карандаш, машина, солдаты, курица, таракан, кукушка, комарикидр.). Детихлопкамиотмечают слова, совпадающиесритмическимэталоном. Аналогичноможетбытьпроизведенотборсловклюбойиз схем (кстати, схемуудобно«оживлять»испомощью какого-либомузыкальногоинструмента, имеющегосяв классе).
Однимизвариантовназванногоупражненияявляетсячтениесхемслов, азатемисамихсловсперемещением в них знакаударения1.
______________________
1 Бондаренко А. Интересен ли знак ударения? // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С. 21 - 22.
-
Ярасскажухлопкамичетверостишие, авыугадаете, чтоярассказал:
Ктозапомнил, чтояпрохлопал? Япрохлопаюеще раз, авыслушайте, запоминайтеипроверяйтезамной пальцамиполадошке, беззвука. (Повторяет.) А теперь всевместехлопками. Три, четыре! (Так несколькораз, исправляяошибкималышей, поканестанетполучаться.) Ктоугадал, чтоэтозастихотворение? Неугадали еще? Тогдапопробуйтерассказатьэтостихотворениепо-лягушачьи, кваканьем.
Дети(покоманде).
Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-ква,
Ква-квА, ква-квА, ква-квА.
Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-
ква,
Ква-квА-ква-ква, ква-квА.
Ю.А,1Молодцы, «лягушки»! Подскажувам, чтоэто застихотворение. Этодетскаяпесенка. Последнееслововотрывке, которыйвыпроквакали, —«была». Давайтерасскажемегоещеразхлопками, анапоследних двуххлопкахскажем«была».
_________________________
1 Ю.А. — инициалы вымышленного педагога.
Ю.А.Оченьхорошо! Подскажуещерифмукслову «была»—«росла». Давайтепрохлопаемстихотворение, агденадо, скажем«была»и«росла».
Дети(вместеспедагогом):
Ю.А.Ещеподскажупервыеслова: «Влесу». Хлопаемипроизносимизвестныеслова, три, четыре! (Воттут малышиузнаютпесенкупроелочкуиоченьрадуются. Упражнениенужнопроделатьнесколькораз