Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее, во втором параграфе теоретической главы мы рассмотрели сущность понятия «учебная самостоятельность» в психолого-педагогической литературе, и пришли к выводу, что под учебной самостоятельностью понимают качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников.

Затем, мы дали характеристику структуре учебной самостоятельности, выделили основные уровни проявления данного качества, а так же рассмотрели составляющие её компоненты: потребностно-мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально волевой компоненты.

Важным для нашего исследования являлось выявление психолого-педагогических условий эффективного формирования учебной самостоятельности младших школьников как во время уроков, так и во внеклассной работе.

В практической части нашей исследовательской работы мы представили содержание и результаты собственной опытно-экспериментальной деятельности по формированию учебной самостоятельности младших школьников.

Наше исследование проходило на базе МБОУ Мальчевская СОШ во 2 «Б» классе.

На этапе констатирующего эксперимента нами было проведено изучение уровня сформированности учебной самостоятельности в соответствии с её компонентами. Мы использовали следующие диагностические методики: для исследования уровня сформированности потребностно-мотивационного компонента учебной самостоятельности – методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации». Для изучения уровня сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности - задания «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности». Для исследования уровня сформированности эмоционально-волевого компонента – методика Л.В. Балясникова «Оценка уровня развития силы воли».

На основании результатов диагностики в ходе формирующего этапа эксперимента мы спланировали и реализовали систему деятельности по формированию учебной самостоятельности младших школьников. Данная деятельность осуществлялась на уроках и во внеклассной работе. К работе были привлечены как обучающиеся 2 «Б» класса, так и их родители.

После реализации преобразующей деятельности, мы осуществили контрольное диагностическое исследование, проанализировали его результаты и сделали соответствующие выводы о результативности и эффективности проведенной нами работы.


В результате повторного проведения методик на контрольном этапе эксперимента мы сделали вывод о том, что нам удалось достичь относительно высоких результатов по формированию учебной самостоятельности, благодаря составленной и реализованной преобразующей деятельности.

Оценив результаты экспериментального исследования, нами были предложены практические рекомендации будущим учителям, которые будут формировать учебную самостоятельность обучающихся. Конечно, эти рекомендации несут общий характер, для разработки индивидуальных программ формирования учебной самостоятельности младших школьников необходима дополнительная диагностика.

Таким образом, основные цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были реализованы, а гипотетическое предположение, о том, что деятельность учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно, если учитель будет:

- реализовывать комплекс мероприятий, направленный на формирование учебной самостоятельности в урочной и внеклассной деятельности;

- осуществлять целостную систему деятельности по формированию учебной самостоятельности с привлечением субъектов образовательного процесса;

- мотивировать учащихся на процесс собственного развития,

нашло свое подтверждение.

Данная тема, несмотря на её значительную разработанность в науке, открыта для изучения педагогами-практиками и может найти различные исследовательские направления.


ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Н.В., Рыдзе О.А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. – 72 с.

2. Гаврилычева Г.Ф. Воспитание самостоятельности. // Воспитание учащихся. – 2018. – №6. – С. 33-38.

3. Гагарина С.Ф. Активизация учебно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. // Пачатковая школа. – 2017. – № 9. – С. 65-66.

4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: АРКТИ, 2003. – 201 с.

5. Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. - СПб.: Сова, 2013. – 187.

6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Магистр, 1979. – 128 с.

7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Просвещение, 2013. – 88 с.

8. Каиров И.А. Педагогика. – М.: Академический Проект, 2004. – 458 с.

9. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. – М.: АРКТИ, 2018. - 80 с.

10. Колесников К.А., Санникова, Н.Г. Формы педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками при формировании учебной самостоятельности. // Педагогика. Общество. Право. - 2019. - №1. - C. 27-36.

11. Коновалец, Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся. // Педагогика. - 2011. - № 2. – С. 70-80.

12. Кудейко М.В. Развитие творческой активности младших школьников на занятиях художественным конструированием. // Пачатковая школа. – 2019. – № 2. – С. 6-9.

13. Кушнер Н.Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. // Актуальные проблемы подготовки детей к школе. – 2002. – № 6. – С. 20-30.

14. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.

15. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2014. – 214 с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - СПб.: Питер, 2012. – 458 с.

17. Орлов В.И. Активность и самостоятельность обучающихся. // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 44-48.

18. Педагогика. Учебное пособие для студентов вуза. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996. – 602 с.

19. Половникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников. // 1 сентября. - 2018. - № 5.- С. 8-13.

20. Попова Д.В., Сергеева Б.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников. // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6. – С. 114-122.


21. Ткачёва Н.В. Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы работы обучения // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/03/16/formirovanie-samostoyatelnosti.

22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2005. - 310 с.

24. Шинтарь З.Л. Интеллектуальная самостоятельность младших школьников. // Пачатковая школа. – 2017. – №8. – С.12-16.

25. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2020. – 288 с.

26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974. - 142 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1
Методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации»
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Возраст: 7-10 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.
Инструкция: В этом задании нет правильных или неправильных вариантов ответа. Ваша задача – прочитать вопрос и поставить галочку на тот вариант ответа, который тебе подходит.
Вопросы анкеты
:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ; - нравится; - не нравится;

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью;

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

  • не знаю; - остался (осталась) бы дома; - пошёл (пошла) бы в школу;

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто; - редко; - не рассказываю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?


- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;

  1. У тебя в классе много друзей?

- мало; - много; - нет друзей;

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся; - не очень; - не нравятся.
Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки на замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.