Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельности школьников (основой умения учиться).

Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе


На сегодняшний день ответственность за организацию и проведение оценивания в классе возлагается на школу. Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляет образовательное учреждение с его уставом. В ФГОС НОО, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года говорится: «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: …формирование основ умения учится и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [31]. Такой подход к оцениванию учебных достижений отвечает технология формирующего оценивания.

Формирующее оценивание это новый подход к обучению и оцениванию, который эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:

  1. изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебный процесс;

  2. оценивание должно быть частью эффективного планирования обучения и учения;

  3. результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания;

  4. изменение личного педагогического стиля учителя;


К проведению формирующего оценивания существует несколько подходов. Так, Dylan Wiliam и Paul Black предлагают на первом этапе работы определять намерения обучающихся и критерии успеха, затем необходимо организовать эффективную работу в классе, создать такую обратную связь, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед, активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки и объяснить учащимися, что они являются организаторами своего собственного обучения [57].

М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивания и определить, достигнуты ли планируемые результаты [29].

Согласно стратегии, предложенной в образовательной системе «Школа 2100», на первом этапе работы определяются предметные и метапредметные результаты, подлежащие оценке. Затем производится совместное определение учителем и учеником критериев отметки и оценки. На следующем этапе определяется количество выставляемых оценок, время их выставления и места накапливания. Определяется система выставления итоговых оценок.

Изучив разные подходы исследователей к проведению формирующего оценивания, деятельность учителя можно представить в виде алгоритма. На

наш взгляд, наиболее удобный подход к проведению, разработанный И. С. Фишман и Г. Б. Голуб [43]:

    1. определить планируемые результаты обучения;

    2. организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата;

    3. сопровождение процесса достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.


Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать методы и приемы, которые необходимы ему исходя из поставленных целей.

Выделяют несколько групп методов и приемов формирующего оценивания:

      1. по цели оценивания:

  • оценивающие результат;

  • оценивающие метапознавательный процесс;

      1. по времени проведения:

  • регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока);

  • используемые после прохождения определенного блока (темы, правила и т. д.);

      1. по возможности использования:

  • универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);

  • предметные (оценивающие только предметные результаты);

      1. с точки зрения участников оценивания:

  • оценивание производится только учителем;

  • самооценивание;

  • взаимооценивание;

  • комбинированное оценивание [6].

М.А.Пинская [27] предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

  • критериальное самооценивание;

  • критериальное взаимооценивание;

  • карта понятий;

  • составление тестов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке
командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Карта понятий это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

Составление тестов этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа,

которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

В настоящее время разработано огромное количество интересных методик и приемов проведения формирующего оценивания в начальной школе, которые