Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья
2.2.3 Методы математической статистики
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
На правах рукописи
УДК
Жак Алеся Дмитриевна
Физкультурно-оздоровительная деятельность студенческой молодежи
в системе формирования установки на здоровый образ жизни
(на примере Международного государственного экологического института
им. А.Д. Сахарова БГУ)
Диссертация на соискание академической степени магистра
по специальности 1-08 80 04 «Физическая культура и спорт»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Кобринский Михаил Ефимович
Минск 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 9
ГЛАВА 1 11
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 11
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования 11
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи 17
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 29
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методология исследования 29
2.2 Методы исследования 30
2.2.1 Опрос и опросные методы 30
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья 32
2.2.3 Методы математической статистики 34
2.3 Организация исследования 34
Выводы по второй главе 35
ГЛАВА 3 36
ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА 36
3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи 36
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи 41
3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни 49
Делаете ли Вы утреннюю зарядку? 50
Мотивы занятия физической культурой и спортом 57
Контрольная группа 57
Экспериментальная группа 57
Констатирующий этап исследования 57
1 58
3,16 58
3,31 58
2 58
3,15 58
3,22 58
3 58
3,49 58
3,58 58
4 58
2,79 58
2,91 58
5 58
3,16 58
3,5 58
6 58
3,49 58
3,74 58
7 58
3,84 58
4,12 58
8 58
3,12 58
3,34 58
Контрольный этап исследования 58
1 58
3,19 58
3,33 58
2 58
3,13 58
2,82 58
3 58
3,51 58
3,07 58
4 58
2,77 58
2,87 58
Окончание таблицы 3.4 58
5 58
3,19 58
3,42 58
6 58
3,5 58
3,21 58
7 58
3,82 58
4,35 58
Выводы по третьей главе 66
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ЗОЖ – здоровый образ жизни
УФЗ – уровень физического здоровья
ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких
ЧСС – частота сердечных сокращений
ЧССп – частота сердечных сокращений в покое
СИ – силовой индекс
ЖИ – жизненный индекс
САД – систолическое артериальное давление
МГЭИ – Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы охраны и укрепления здоровья молодежи на современном этапе являются первостепенной задачей общества. Рассматривая физическое воспитание как социально-педагогический процесс, направленный в конечном итоге на достижение физического совершенства, необходимо, в первую очередь, выделить такие его основополагающие факторы как оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, развивающий – повышается уровень физических (двигательных) способностей и качеств, образовательный – расширяется и совершенствуется объем знаний, двигательных навыков и умений. Одним из факторов, определяющих состояние физического здоровья молодежи, является двигательная активность во всем своем многообразии средств и методов воздействия на организм участников педагогического процесса.
Ряд исследований, проведенных в высших учебных заведениях Республики Беларусь, свидетельствуют о низком уровне состояния физического здоровья почти у половины студентов, обучающихся в университетах [14, 15, 16, 25, 26, 27, 28, 43, 44, 45, 55, 58]. Так, прослеживается устойчивая тенденция снижения уровня физического здоровья и роста ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, заболеваний уха, горла, носа и дыхательной системы, нарушений рефракции населения, проживающего на территории Республики Беларусь. Количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья увеличивается с каждым годом. В Республике Беларусь по разным данным от 20% до 40% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, и число их в процессе обучения в вузе неуклонно растет. Низкий уровень физического здоровья наблюдается более чем у 60% молодых людей [16].
М.Я. Виленский, Э.М. Казин, Г.А. Калачев, О.Л. Трещева и др. отмечают, что из года в год сокращается количество здоровых студентов, а число здоровых абитуриентов, поступающих в вузы и отличающихся удовлетворительным здоровьем, не превышает 30 – 40%. Данные авторы констатируют не только отдельные моменты неблагополучного состояния здоровья студентов (окружающая среда, стиль жизни, наследственность), но и выделяют целый комплекс отрицательных факторов: отсутствие целенаправленной пропаганды и просвещения в области валеологии и экологии личности в высших учебных заведениях; недостаток методик в области обучения и воспитания здорового образа жизни студентов вуза; недостаточное внимание к формированию потребностей, мотивации и установок на здоровый образ жизни молодежи в учебных заведениях − слабая разработанность критериев и показателей в области оценки уровня сформированности культурных навыков в процессе формирования здорового образа жизни у студентов.
Эффективным средством повышения уровня физического здоровья является использование физических упражнений. Е.С. Григорович, К.Ю. Романов, А.Г. Фурманов отмечают, что только использование научно-обоснованных форм, средств и методов физического воспитания с оздоровительной направленностью будет способствовать эффективному решению оздоровительных задач по физической культуре в вузах. Однако в настоящее время существует ограниченное количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимальных физических нагрузок, форм, средств и методов физической культуры со студентами. Выявлен дефицит рациональных научно-обоснованных методик организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в вузе. В связи с этим оптимизация физического воспитания студентов является актуальной проблемой и требует исследования.
Следует отметить, что формирование здорового образа жизни у обучающихся является весьма актуальной проблемой для многих исследователей. Так, различные аспекты, отражающие содержание категорий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование здорового образа жизни», стратегические ориентиры, пути и условия формирования здорового образа жизни студента отражены в работах М.Н. Алиева, Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.К. Зайцева, Г. Татарниковой, A.B. Чоговадзе и др. В исследованиях A.A. Деркача, A.M. Столяренко и др. анализируются вопросы формирования здорового образа жизни обучающихся в процессе их профессионального становления, выявлены медицинские и психологические аспекты проблемы.
Изучение современной научной литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить труды, посвящённые различным аспектам сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся вузов:
-
определение содержания и организации валеологического воспитания учащихся и студентов – В.А. Бороненко, Ю.Л. Варшамов, М.Я. Виленский, В.Н. Волков, М.С. Захаров, А.А. Семёнов, Т.И. Прокопенко; -
разработка здоровьесберегающих технологий, режимов, принципов обучения студентов – Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Г.А. Калачев; -
обоснование здоровьеориентированных воспитательных систем вузов – В.Н. Ирхин, И.В.Ирхин, Т.В.Никулина.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что к настоящему времени наукой накоплен значительный потенциал знаний по формированию здорового образа жизни у обучающихся, но специфика формирования здорового образа жизни у студентов вуза в контексте использования различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности изучена недостаточно. Таким образом, проблемой исследования является поиск оптимальных форм и методов формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель и задачи исследования
Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование формирования установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
1) определить социальные факторы, оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи;
2) разработать модель управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи;
3) провести всесторонний анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни.
Объектом диссертационного исследования выступает физкультурно-оздоровительная деятельность как средство формирования установки на здоровый образ жизни.
Предметом исследования выступают формы и методы физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования установки на здоровый образ жизни студенческой молодёжи.
В исследовании были использованы общенаучные методы (сравнение, обобщение, индукция, дедукция, анализ и синтез), методы эмпирического и теоретического исследования (педагогическое тестирование, опрос, описание, формализация), методы математической статистики.
Положения, выносимые на защиту
1) Определены социальные факторы, оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи (макросоциальный фактор, микросоциальный фактор, психосоциальный фактор, психологический фактор, фактор риска) и содержание понятия ценностное отношение к здоровью, которое определяется как поведение, направленное на сохранение здоровья, в основе которого лежит осознание значимости здоровья как ценности, и активное участие в его сохранении и укреплении.
2) Модель управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи, основывающаяся на деятельностно-аксиологическом подходе, представляет собой совокупность функционально связанных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного.
3) Эффективность модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи подтверждается повышением следующих параметров: улучшение отношения человека к собственному здоровью, формирование представления о физической культуре как об одном из эффективных средств улучшения самочувствия и улучшения здоровья, повышение уровня физического здоровья, повышение физической активности.