Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Двигательная активность, являясь общебиологическим видом деятельности человека, в перспективе позволяет:

  • снижать риск сердечно-сосудистых заболеваний;

  • способствовать поддержанию оптимального веса, улучшать сбалансированность потребления и расхода энергии;

  • улучшать психологическую тренированность, помогая справляться со стрессами и усталостью;

  • повышать иммунитет и противостоять инфекционным болезням;

  • формировать потребность к активному отдыху и отказ от вредных привычек.

В диссертационном исследовании А.В. Никулина утверждается, что физкультурно-оздоровительная деятельность представляет собой один из факторов формирования здорового образа жизни студентов в образовательном пространстве вуза [40, с. 9].

Во многих вузах России реализуются программы «Здоровье» и идея формирования культуры здоровья студентов, организуются службы, содействующие здоровью будущих специалистов, ведется поиск технологий обучения «Без потерь здоровья» и здоровьесберегающих режимов обучения, действуют волонтерские отряды студентов-приверженцев ЗОЖ и т.д.

В Российском государственном институте интеллектуальной собственности (РГИИС), г. Москва, реализуется идея обеспечения здоровья студентов через здоровьесозидающую среду, главным участником является педагог, который на собственном примере демонстрирует ведение здорового образа жизни [31, с. 31].

На основе многочисленных литературных данных зарубежных и отечественных исследователей можно сделать вывод о том, что сегодня актуальнее всего не физическая культура вообще, а оздоровительная физическая культура [8, 21, 27, 29, 46, 52, 53].

Оздоровительная физкультура – это система средств и методов, направленных на:

1) развитие физиологических систем в соответствии с возрастом и полом;

2) расширение резервных возможностей молодого организма, обеспечивающих развитие основных жизненно важных двигательных качеств (координации, быстроты, силы, выносливости);

3) формирование стойкой потребности человека в ежедневных физических упражнениях и их реализации.

Таким образом, можно заключить, что формирование здорового образа жизни студентов представляет собой целенаправленную профилактическую работу по воспитанию личной ответственности обучающихся за собственное здоровье, формирование у них потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек. В данном направлении основной упор следует сделать на физическую культуру, под которой понимается не только культура двигательной активности, но и культура питания, дыхания, труда и отдыха, отказ от вредных привычек.



1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи



Под фактором традиционно понимается объективная причина, обуславливающая самодвижение человека к вершинам выполняемой деятельности, к эффективным и надёжным результатам достижения. Исходя из положений системной методологии, факторы могут быть общими, особенными и единичными.

Образ жизни и создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов:

  • макросоциальный фактор – конкретные исторические условия и культур­ные традиции государства;

  • микросоциальный фактор – экономическое положение отдельной семьи;

  • психосоциальный фактор – место здоровья в иерархии потребностей кон­кретной семьи;

  • психологический фактор – установки самой личности в вопросе опреде­ления места здоровья в иерархии потребностей;

  • фактор риска – наличие условий и реальности проявления факторов.

В современном обществе здоровый образ жизни является неотъемлемой жизнеутверждающей частью, исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека [50, с. 194].

Особое внимание современной общественности привлечено к сохранению и развитию национальной культуры, возрождению народных традиций, которые в нравственном, физическом, экологическом воспитании и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил, разрешить большинство проблем личности, семьи, школы, нации. Сегодня многие народные традиции утрачены, но именно традиции и обряды всегда были направлены на воспитание, сбережение духовного и физического здоровья [62, с. 13].

Отношение к здоровому образу жизни, как правило, передается из поколения в поколение посредством народной культуры и национальных традиций.

В своих исследованиях ученые В.М. Чижиков и В.В. Чижиков отмечают, что сущность традиционной культуры составляют не только культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые непреходящие общечеловеческие ценности [57, с. 63].


В современной образовательной практике накоплен опыт ознакомления молодежи с основами «здоровье сберегающей» культуры народа. Значительное место в нем отводится формированию и поддержанию здорового образа жизни посредством приобщения к традициям народной культуры в учреждениях образования и спорта. Современная система учреждений и организаций спорта обладает большим потенциалом в формировании культуры здорового образа жизни [62, с. 14].

Семья представляет собой один из факторов, обеспечивающих существование государства, его жизнеспособность и прогресс.   

Семья, будучи носителем социокультурных традиций, по утверждению Е.Е. Сапоговой, создает самобытное микросоциальное пространство – «внутреннее для семьи и первоначально внешнее для ребенка пространство малой культуры» [48, с. 97]. В семье происходит первичная социализация ребенка, в ней создаются важнейшие условия развития личности ребенка, формируются установки, которыми он впоследствии будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своего жизненного пути (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, Д.И. Фельдштейн, В.К. Шабельников).

Семья призвана отбирать и адаптировать значимые для ее членов культурные ценности, стили взаимодействия, формы и типы взаимоотношений и придавать им при трансляции подрастающему поколению статус ориентаций сознания, поведения и личности. Важнейшим вопросом в данной проблеме является специфическое влияние, которое оказывает психологическое развивающее пространство семьи (а это – ведущие цели, ценности и жизненные смыслы семьи, стили и формы взаимодействия членов семьи по горизонтали и по вертикали, психологическая культура общения и многие другие факторы в системе) на состояние и уровень развития личности ребенка, его я-концепцию, его способности и личностные потенциалы, а также на его образ жизни [4, с. 34].

Необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни человека целенаправленно и постоянно (Л.П. Гримак, В.И. Слободчиков, Б.Н. Чумаков) [50, с. 91].

Основные психологические функции семьи как фактора образа жизни можно разделить на два больших класса [4, с. 35]:

  • защитные, реализуя которые семья обеспечивает условия для полноценного развития личности в соответствии с её собственным предназначением и индивидуальными особенностями;

  • воспитательные, реализуя которые семья обеспечивает, главным образом, социализацию личности, её становление в соответствии с социальными нормами.


Сегодня становится все более очевидно, что как пренебрежение какими-либо из этих функций, так и чрезмерное усердие в их реализации одинаково негативно сказываются на личности членов семьи. Также ясно, что основное направление деятельности семьи по реализации всех ее функций должно состоять в духовном наставничестве детей взрослыми (В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов) [50, с. 91].

В последнее время получил распространение термин «социопатическая семья» – семья, где родители (один или оба) ведут в той или иной степени антисоциальный образ жизни, то есть находятся в заключении, страдают алкоголизмом и т.п. [35, с. 97].

Различия в показателях здоровья молодёжи выявлены в зависимости от уровня материального положения семей, в которых они воспитывались. Так, исследование, проведенное Д.Ю. Лебедевым [32, с. 59], дало возможность получить социально-гигиенический портрет бедной с семьи, воспитывающей детей. Основными характеристиками таких семей были: низкий уровень образования отцов и матерей, занятие преимущественно малоквалифицированным трудом, проживание в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, незарегистрированном браке или неполной семье, низкий уровень доходов, наличие частых конфликтов, низкой медицинской активности. Примерно у 50% детей из бедных семей в показателях физического развития отмечалось отставание от нормы. Более 30,1% детей имели хроническую патологию [34, с. 72].

Устойчивость внутрисемейных отношений в значительной степени зависит от психологического климата в ней, в конечном итоге определяющего развитие, как детей, так и взрослых. Однако состояние психологического климата не может быть неизменным, данным навсегда. Будет он благоприятным или неблагоприятным, зависит от поведения членов семьи, и именно от этого зависит, каким он будет [61, с.200].

Таким образом, психологический климат семьи можно определить, как результат семейной коммуникации, то есть характерный для нее более или менее устойчивый эмоциональный настрой.

Например, признаками благоприятного психологического климата являются: возможность всестороннего развития личности всех ее членов, высокая доброжелательная их требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье