Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Важность повышения физической активности студенческой молодёжи мы видим в том, что она оказывает непосредственной влияние на общую работоспособность обучающегося, улучшает сон и концентрацию внимания, стабилизирует эмоциональное состояние. Кроме того, физическая активность оказывает положительное влияние на работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Так, обобщив результаты пяти исследований, можно заключить, что реализация модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи способствовала следующему:

  • формированию активной позиции студентов, направленной на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту, а также стремлению овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения;

  • формированию у студентов представления о физической культуре как об одном из эффективных средств улучшения самочувствия и улучшения здоровья;

  • повышению уровня физического здоровья студентов;

  • повышению физической активности студенческой молодёжи.

Кроме того, полученные результаты об эффективности разработанной модели подтверждаются данными математической статистики (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Результаты сравнительного анализа результатов исследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Тест

Uэмп

Uкр

N

p=≤0.01

p≤0.05

Контрольная группа

Отношение к здоровому образу жизни

6

1

4

40

Место мотива улучшения самочувствия и здоровья в системе мотивации занятием физической культурой и спортом

9,5

1

4

Уровень физического здоровья

7,7

1

4

Уровень физической активности

6,11

1

4

Экспериментальная группа

Отношение к здоровому образу жизни

-2

1

4

Место мотива улучшения самочувствия и здоровья в системе мотивации занятием физической культурой и спортом

-1,5

1

4

Уровень физического здоровья

-3

1

4

Уровень физической активности

-1

1

4



Из таблицы 3.7 видно, что в контрольной группе испытуемых результаты первичного и контрольного исследования по четырем тестам не имеют существенных различий (отношение к здоровому образу жизни – Uэмп  = 6, при p≤0.05; место мотива улучшения самочувствия и здоровья в системе мотивации занятием физической культурой и спортом – Uэмп  = 9,5, при p≤0.05; уровень физического здоровья – Uэмп  = 7,7, при p≤0.05; уровень физической активности – Uэмп  = 6,11, при p≤0.05), что позволяет констатировать, что обычная, традиционная программа обучения и воспитания, реализуемая в УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета» оказывает существенного влияния на формирование у студентов установки на здоровый образ жизни.

Что касается студентов экспериментальной группы, то у них различия в результатах контрольного и экспериментального исследования по всем четырем тестам (отношение к здоровому образу жизни – Uэмп  = -2, при p≤0.05; место мотива улучшения самочувствия и здоровья в системе мотивации занятием физической культурой и спортом – Uэмп  = -1,5, при p≤0.05; уровень физического здоровья – Uэмп  = -3, при p≤0.05; уровень физической активности – Uэмп  = -1, при p≤0.05) существенны: критическая точка Ukp(0.05) > Ukp(0.01), а Uкр < Uэмп, в связи с чем, можно говорить об эффективности разработанной модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи.

Выводы по третьей главе



Теоретико-экспериментальное обоснование формирования здорового образа жизни через физкультурно-оздоровительную деятельность в институте имени А.Д. Сахарова БГУ позволило сделать следующие выводы:

  1. с целью организации работы по повышению физкультурно-оздоровительной активности обучающихся вузов был использован метод моделирования с целью разработки модели данной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода, который, согласно Е.В. Киприяновой, представляет собой методологический принцип, реализация которого позволяет формировать ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуальной и групповой деятельности субъектов образовательного процесса. На основе данного подхода, была разработана модель по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Эта модель представляет собой совокупность функционально связанных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного. Данные компоненты оставляют определенную целостную систему и позволяют обеспечить формирование установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи;

  2. в рамках данной магистерской работы было проведено эмпирическое исследование, цель которого – анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки студентов на здоровые образа жизни. Непосредственно проведение эмпирического исследования проходило с использованием следующих методик: опросник «Отношениестудентов к здоровому образу жизни»; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников); тест для оценки уровня физического здоровья студентов; анкета «Моя физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант). Обобщив результаты пяти исследований, был сделан вывод, что реализация модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи способствовала следующему:

  • формированию активной позиции студентов, направленной на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту, а также стремлению овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения;

  • формированию у студентов представления о физической культуре как об одном из эффективных средств улучшения самочувствия и улучшения здоровья;

  • повышению уровня физического здоровья студентов

  • повышению физической активности студенческой молодёжи.


Кроме того, полученные результаты об эффективности разработанной модели подтверждаются данными математической статистики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Организовывая любую деятельность со студентами, рекомендуем придерживаться следующих принципов работы:

  • принцип гуманизма к субъектам воспитания;

  • принцип демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

  • принцип уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректности, толерантности, соблюдения этических норм;

  • принцип преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к Беларуси, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в родном университете.

Кроме того, считаем целесообразным специалистам разных уровней и специальностей, организовывая работу со студенческой молодёжью в сфере формирования здорового образа жизни, использовать следующие направления воздействия:

  1. Информационное. В основе этого направления лежит предоставление студентам актуальной и достоверной информации по проблеме здорового образа жизни. Информационное воздействие целесообразно сочетать с другими направлениями, что позволит существенно расширить каналы донесения информации и повысить эффективность организуемой работы.

Кроме того, рекомендуем при использовании данного направления учитывать специфику информационного воздействия:

  • использование фактора страха должно быть минимальным и рационально обоснованным. Сознание человека довольно быстро адаптируется к часто повторяемой «устрашающей» информации, переставая воспринимать её как реальную угрозу. Кроме того, человеческий мозг, защищаясь от агрессивного напора внешних раздражителей, включает защитные механизмы, позволяющие абстрагироваться от нежелательной информации. Нельзя исключить, что некоторые студенты после получения такой информации испытают панику, стресс, у них может начаться депрессия. Такая реакция помешает рационально оценить поступающую информацию. В результате и оставшиеся равнодушными, и воспринявшие информацию чересчур эмоционально, перестанут реагировать на устрашающие факты и призывы, тем самым исключив себя из сферы информационного воздействия;

  • информация должна соответствовать возможностям студенческой молодёжи. При превышении предела информационного запроса, передаваемые сообщения могут вызвать неадекватный интерес, потребность проверить сказанное на практике или, наоборот, - обесценить и упростить проблему. В каждом из этих случаев желаемый результат информационного воздействия не достигается;

  • на основании предварительного исследования должна быть просчитана ожидаемая реакция студентов на информационное воздействие. Представление о том, что подумает и что захочет предпринять данная категория населения под влиянием полученной информации, позволит разработать понятный для неё призыв к какому-либо действию, который должен быть обязательным компонентом информационных сообщений.


  1. Направление развития жизненно необходимых навыков, убеждений и ценностей. В основе этого направления лежит формирование ценностных установок, убеждений, развитие жизненных навыков и повышение личной уверенности. Это направление предлагаем реализовывать в форме тренингов, ролевых игр, индивидуального медико-психологического консультирования.

  2. Направление ценностной альтернативы. В основе этого направления лежит формирование мотивации студентов к изменению поведения на основе полученной аргументации в пользу новых моделей поведения – здоровьесберегающих. Направление ценностной альтернативы предполагает демонстрацию обучающимся новых моделей поведения взамен ранее практиковавшихся. Его рекомендуем реализовывать в групповых тренингах, в предоставлении информации о жизненных перспективах, во встречах с людьми, которые изменили свой образ жизни, и добились больших высот в личностном и профессиональном становлении.

  3. Включение социальных сетей. Это направление предполагает привлечение к системному воздействию на студентов со стороны представителей значимого для них окружения: педагогов, родителей, сверстников, кумиров, других авторитетных для конкретной целевой группы лиц. Использование этих ресурсов даёт возможность персонифицировать профилактическую работу и существенно расширить её потенциал. Данное направление предлагаем реализовывать в индивидуальных беседах, тематических мероприятиях, массовых акциях, вовлечении самих студентов в профилактическую работу.

По нашему мнению, независимо от того, в каком сочетании и последовательности будут осуществляются вышеуказанные направления, результат будет направлен на изменение отношения, убеждённости, мотивации и поведения человека.