Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


  • средний – умеренной частоты – 60 – 90 уд. /мин;

  • редкий – менее 60 уд. /мин;

  • частый – более 90 уд. /мин.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) давно является одним из важнейших параметров, отражающих функциональное состояние организма, при этом определение частоты сердечных сокращений разделяют на ЧСС покоя и нагрузки.

На основании вышеперечисленных данных рассчитывались следующие индексы:

  1. индекс массы тела = Вес (г) / рост (см);

  2. силовой индекс (СИ). СИ служит для оценки силы мышц кисти людей с различной массой тела. Ориентиром служит силовой индекс, полученный в результате усреднения показателей силы модельного класса спортсменов или нетренированных людей. В данном случае и силу мышц, и вес тела мы измеряли в килограммах. Так, СИ = динамометрия кисти (кг) / вес (кг) ×100;

  3. жизненный индекс (ЖИ). ЖИ – это соотношение жизненной емкости легких к массе тела. ЖИ = ЖЕЛ (мл.) / вес (кг). Среднее значение жизненного индекса для мужчин - 65-70 мл/кг; для женщин – 55 – 60 мл/кг; для спортсменов 75 – 80 мл/кг; для спортсменок – 65 – 70 мл/кг;

  4. индекс Робинсона = ЧСС х САД /100 (в у. е.), где ЧСС в покое; САД – систолическое артериальное давление.

Также для определения УФЗ используют время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (время, сек.)

Результаты пяти вышеприведенных показателей оцениваются по соответствующим таблицам в баллах, которые после суммирования определяют интегральную оценку уровня физического здоровья (УФЗ) студентов по методике Г.Л. Апанасенко, в соответствии с которой, выделяется пять УФЗ:

1 – низкий;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – выше среднего;

5 – высокий.

2.2.3 Методы математической статистики



В рамках данного диссертационного исследованы были также использованы методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Метод основан на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя вариационными рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.


Данный метод выявления различий между выборками был предложен в 1945 году американским химиком и статистиком Фрэнком Уилкоксоном.
В 1947 году он был существенно переработан и расширен математиками Х.Б. Манном (H.B. Mann) и Д.Р. Уитни (D.R. Whitney), по именам которых сегодня обычно и называется.

U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественного признака.


2.3 Организация исследования



Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (сентябрь-декабрь 2021 г.) являлся подготовительно-поисковым. Данный этап был посвящен выбору направления и проблемы исследования, и включал в себя анализ литературы по проблеме формирования установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Далее осуществлялась разработка программы и аппарата исследования.

На втором этапе (январь–октябрь 2022 г.) была проведена исследовательская работа. Было проведено экспериментальное исследование сформированности у студенческой молодёжи установки на здоровый образ жизни. База исследования – УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета». В качестве испытуемых выступили обучающиеся данного учреждения образования в количестве 80 человек (девушки). Возраст испытуемых – 19 – 20 лет. Отметим, что данные обследуемые составили две группы: контрольную и экспериментальную (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Характеристика контингента обследованных контрольной и экспериментальной групп

№ п/п

Группа

Количество испытуемых

Средний возраст

1

контрольная

40

19,6

2

экспериментальная

40

19,4


В контрольную группу (n=40) вошли студенты УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета», формирование установки на здоровый образ жизни которых проходило по обычной, традиционной программе обучения и воспитания, реализуемой в данном учреждении. Экспериментальная группа (n=40), в свою очередь, состояла из обучающихся УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета», у которых формирование ЗОЖ происходило в соответствии со специально разработанной моделью управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи.


Третий этап (ноябрь-декабрь 2022 г.) был посвящен анализу и оценке полученных данных. На данном этапе осуществлялась проверка и обработка результатов исследования методами математического анализа и статистики. Проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Результаты сводки и группировки диагностических данных излагались в виде таблиц и графиков. Статистический анализ проведен при помощи расчета U-критерия Манна-Уитни.

Выводы по второй главе



Таким образом, можно заключить, что методологическую основу исследования составляют: концепция непрерывного образования личности; философские законы о единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности; теоретические идеи о физическом, психическом и духовном развитии человека; физиологическая концепция формирования здоровья человека. Также существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, теории педагогических систем, современные разработки педагогической науки в области здорового образа жизни. В качестве основных методов исследования были выбраны опрос (опросники «Отношение к здоровью» и «Изучение мотивов занятий спортом»), метод количественой оценки здоровья (экспресс - оценка уровня физического здоровья по Апанасепко), методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА




3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи



Изучаются различные аспекты сохранения и укрепления здоровья, однако разработке соответствующего педагогического обеспечения мотивационного компонента в структуре формирования ЗОЖ студентов уделяется недостаточное внимание. Сложность и многогранность проблемы обусловили выбор темы исследования, отбор научного материала и цели: исследование путей и условий формирования мотивации студентов на ЗОЖ.

В юношеском возрасте основными побудителями деятельности становятся внутренние мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением и познавательной деятельностью. В
этом возрастном периоде доминируют мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и удовлетворением социально-психологических потребностей личности. Приобретают значимость также мотивы, отражающие чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности [11, с. 25].

Таким образом, юношеский возраст – это период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Личностные умения, навыки, опыт мотивируют студента на освоение необходимых знаний, на установление контактов, новых видов деятельности, расширение сферы деятельности.

Студент, следовательно, выступает субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим направленность своего развития, в основе которой лежат потребности, предполагающие дальнейшее удовлетворение и поэтому порождающие влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые мотивируют студента проявлять активность. Потребность является объективно действующим энергетическим первоисточником поведения личности, исходным и основным началом ориентировки в различных ситуациях.

Эффективность активной деятельности студента связана, прежде всего, с развитием духовных потребностей (в познании, труде, творчестве, самореализации, достижении, признании, одобрении, доверии, социальной включенности, понимании и осмыслении собственного пути и так далее) [3, с. 23]. В число духовных потребностей личности входит и потребность в здоровье, здоровом образе жизни.

Однако в психолого-педагогических исследованиях отмечается, что указанная потребность в студенческом возрасте уступает другим потребностям [36, с. 24]. На первое место у студента выходит потребность в общении, которая способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями, опытом.

Такая же ситуация наблюдается в общей структуре ценностных ориентиров студента, которая включает ценность здорового образа жизни, но воспринимается студентом как ценность-средство для удовлетворения материальных потребностей, достижения карьеры, семейного благополучия и так далее [4, с. 35]. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни воспринимался студентом как ценность-цель, поскольку, по мнению В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой [49, с. 65], это обеспечивает развитие и самореализацию личности, формирование ценностного отношения к здоровью, ценностного поведения как формы участия в сохранении собственного здоровья и соучастия с другими с этой же целью. Будущий специалист еще в студенческие годы должен прийти к осознанию важности и ценности здорового образа жизни, потребности в нем, необходимости оздоровления собственного образа жизни. Однако психологи отмечают, что способность сознательной регуляции студентом своего поведения развита не в полной мере [37, с. 204].