Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья
2.2.3 Методы математической статистики
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
Личный вклад магистранта
Текст диссертации подготовлен автором самостоятельно на основе исследования теоретического и эмпирического материала, а также многолетней педагогической деятельности магистранта в системе высшего образования, участия в конференциях и подготовки публикаций по проблеме исследования.
Структура и объем диссертации
Магистерская диссертация состоит из перечня условных обозначений и терминов, введения, общей характеристики работы, 3 глав, 9 разделов, заключения, списка использованных источников, 7 приложений, 9 рисунков, 13 таблиц, представленной в основном тексте, что соответствует цели, задачам и специфике проведенного исследования.
Полный объем диссертации составляет 102 страницы, в том числе 67 страниц основного текста, 6 страниц списка использованных источников, включающего 65 наименований использованных источников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
Ретроспективный анализ литературы показал, что понятие «здоровье» имеет большое количество определений. Сложность однозначной трактовки этого понятия, на мой взгляд, вызвана тем, что различные научные дисциплины (философия, медицина, педагогика, психология, социология и др.) выделяют специфические цели и задачи, а также содержание этого феномена.
Существительное «здоровье», согласно «Этимологическому словарю русского языка» А.Г. Преображенского, образовано от корня «дорв–». От этого же корня происходит существительное «дерево», которое, в свою очередь, означало «быть крепким и сильным» [42, с. 66].
Одним из первых дал определение понятию «здоровье» Алкмеон: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [7, с. 101].
Классическое определение понятия «здоровье», являющееся общепринятым в мировом масштабе, предложено в 1948 г. Организацией Объединенных Наций и поддержано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [12, с. 74].
П.И. Калью отмечает, что при определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие – как динамический процесс [22, с. 30]. Отечественные и зарубежные ученые склоняются к тому, что здоровье – это процесс. Так, К. Байер, Л. Шейнберг определяют здоровье как достижение человеком физического, психического и социального благополучия в ходе жизнедеятельности [6, с. 98].
В.И. Дубровский дает определение здоровью, в котором трактует феномен как динамический процесс приспособления индивидуума к окружающей среде [18, с. 213].
Основываясь на результатах сравнительного анализа различных подходов к определению понятия «здоровье», можно заключить, что оно представляет собой многокомпонентную характеристику конкретного индивида, являющуюся основой для полноценной реализации его функций в нескольких аспектах:
-
физическом: индивидуальное развитие морфологических и функциональных характеристик организма человека, его способность адаптироваться к различным условиям окружающей среды; -
психическом: качества личности, обеспечивающие ей гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, позволяющие успешно адаптироваться в той или иной социальной среде; -
социальном: умение выстраивать позитивные межличностные отношения в семье, обществе; -
духовно-нравственном: сформированность системы моральных, нравственных, этических, духовных ценностей, умение проявлять эмпатию, быть терпимым и снисходительным по отношению к другим людям, воспитанность и культура поведения в обществе.
Для того чтобы человек мог пребывать в состоянии физического, психического, социального, духовно-нравственного благополучия, ему необходимо уметь влиять на факторы, от которых зависит его здоровая жизнедеятельность.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья человека, традиционно выделяемых Всемирной организацией здравоохранения, особое место занимает образ жизни. Доля влияния этого фактора составляет 50 – 55%.
Н.Г. Закревская дает следующее определение понятия «образ жизни»: это совокупность существенных характеристик и типичных видов жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом [19, с. 64].
Понятие «здоровый образ жизни» активно разрабатывалось около полувека назад представителями медицины, которые рассматривали данный феномен как поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, достижение активного долголетия и обеспечение высокого уровня работоспособности на основе научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов.
Э.Н. Вайнер трактует понятие «здоровый образ жизни» как «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [11, с. 217]. Автор выделяет два основных фактора, влияющие на здоровье человека: генетическую обусловленность психофизического состояния и условия жизнедеятельности человека.
В современной научной литературе можно выделить три основных направления исследования проблемы здорового образа жизни:
-
философско-социологическое (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, О.А. Мильштейн, В.П. Казначеев и др.); -
психолого-педагогическое (М.Я. Виленский, А.Б. Серых, Б.Ф. Ломов, Л.И. Лубышева, В.И. Ирхин, Л.Н. Волошина и др.); -
медико-биологическое (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Г.И. Куценко, В.Р. Кучма, А.П. Лаптев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, А.Д. Степанов, Г.И. Царегородцев и др.).
В рамках первого направления исследователями акцентируется внимание на том, что здоровый образ жизни является глобальной социальной проблемой, составным компонентом образа жизни и одним из показателей культуры личности и общества.
Характерной особенностью второго направления ученые считают факт, что формирование здорового образа жизни человека возможно при благоприятных физиологических, социальных и психологических условиях его жизнедеятельности
По мнению исследователей, развивающих третье направление, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих гармоничному развитию организма, повышению общей работоспособности, сбережению и укреплению здоровья. В качестве факторов, благоприятно влияющих на здоровье человека, ими рассматриваются такие, как сбалансированное питание, регулярная двигательная активность, отдых, стрессоустойчивость, материальное благополучие
Н.П. Абаскалова в содержании здорового образа жизни выделяет следующие компоненты [1, с. 142]:
-
целевой – понимание поставленной цели здорового образа жизни; -
содержательно-операционный – наличие знаний и практических умений, необходимых для успешной реализации здоровой жизнедеятельности; -
мотивационно-ценностный – сформированность системы ценностей личности касательно сбережения и укрепления здоровья и отношение к здоровому образу жизни; -
программно-ориентировочный – проектирование и реализация программы жизнедеятельности индивида в соответствии с принципами здорового образа жизни; -
эмоционально-волевой – достижение поставленной цели на основе проявления волевых качеств и эмоциональная оценка результатов деятельности; -
деятельностный – реализация в собственной жизнедеятельности целостной системы здорового образа жизни или отдельных ее составляющих, а также пропаганда здорового образа жизни среди окружающих; -
оценочный – комплексная оценка результатов здорового образа жизни (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) и на основе этого внесение изменений в организационный и содержательный аспекты здоровой жизнедеятельности.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать поведение человека, отражающее определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены [59, с. 47].
Основными компонентами здорового образа жизни являются: физическая активность; рациональное питание; личная гигиена; закаливание организма; отказ от вредных привычек; психоэмоциональная культура; оптимальный режим труда и отдыха.
Образ жизни студентов мы рассматриваем как процесс взаимодействия между условиями их жизни и личностными качествами, в том числе знаниями, убеждениями, культурой, воспитанием. Образ жизни студентов как социальной группы определяется взаимодействием реальных условий жизни (политических, экономических, социальных и пр.) и бытующих среди студентов традиций, ценностных ориентиров, особенностей культуры.
На сегодняшний день, студенты составляют особую социальную группу общества, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Характерными факторами, формирующими образ жизни студентов, являются:
1) учебный труд как процесс, связанный с напряженной умственной (психической) и физиологической деятельностью;
2) сочетание условий, благоприятствующих выбору спутника жизни и вступлению в брак;
3) конфликт между социальной и материальной ролью и физиологическими потребностями индивида, потребностями в самоутверждении и самореализации;
4) социальная значимость ЗОЖ для перспектив развития общества [51, с. 165].
По данным Минздрава Республики Беларусь и результатам научных исследований специалистов разного профиля, состояние подрастающего поколения республики – критическое. Число детей с отклонениями здоровья от первого к выпускному классу увеличивается более чем в 5 раз. Хронические патологии, сочетание от 2 до 5 заболеваний у одного учащегося диагностируются у 70 – 80% выпускников школ [33, с. 22]. В высшие учебные учреждения приходят первокурсники, имеющие аналогичные школьникам показатели здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса и его реализация в вузах требует соответствия функциональным возможностям учащейся молодежи.
Так, например, экспериментальная проверка первокурсников лингвистического университета г. Минска и Витебского медицинского университета, проведённая в мае 2019 года, показала, что в СМГ включено 60% студентов [33, с. 23].
Кроме того, в республике остро стоят проблемы, связанные с потреблением алкоголя среди молодежи. Так, проведенные в 2020 году А.И. Шпаковым и др. в г. Гродно исследования отношения к алкоголю школьников и студентов в возрасте от 10 до 19 лет на основе анонимного анкетирования показали, что большинство опрошенных считает алкоголь вредным для здоровья. Однако с возрастом укрепляется мнение, что вредны только большие дозы или только некачественные напитки. Благодушное отношение подростков к употреблению алкоголя подтверждает тот факт, что слабоалкогольные напитки (пиво, шампанское, ликеры) во всех возрастных группах являются желаемыми, – с этим согласилось около 40% анкетируемых всех возрастов, причем среди девочек этот показатель был еще выше (43,9%) [60].
Еще одной актуальной проблемой для Беларуси является рост потребления наркотиков среди населения, особенно среди молодежи, что, в основном, связано с наличием стрессовой ситуации, обусловленной социально-экономической напряженностью, неуверенностью в будущем, низким уровнем доходов населения, а также высокой миграцией и прозрачностью границ. По данным официальной статистики, основу состоящего на наркологическом учете контингента составляют молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет, из них 9,3% – от 15 до 19 лет, 76,4% – от 20 до 34 лет.
В Канаде и Европе проводились исследования по выявлению влияния вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков), а также рационального питания (включая диеты) и физических упражнений на здоровье студентов и была установлена прямая зависимость положительных оценок психического и физического здоровья от рационального питания, физической активности и отказа от вредных привычек [63, с. 17].
Аналогичные исследования проводились в университете Гонконга. Было показано, что физические упражнения оказывают стимулирующее действие на формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Кроме того, физическая активность помогает снижать состояние тревоги, возникающей из-за стрессовых ситуаций в процессе учебы [64, с. 65].
Так, можно говорить о том, что среди мероприятий, способных влиять на уровень функциональных возможностей молодого организма, на первом месте стоит использование физической культуры для формирования здоровья [14, 15, 39, 51, 52].