Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А




ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




2.1 Методология исследования



Методологическую основу исследования составляют: концепция непрерывного образования личности; философские законы о единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности; теоретические идеи о физическом, психическом и духовном развитии человека; физиологическая концепция формирования здоровья человека.

В исследовании процесса формирования здорового образа жизни студентов посредством физкультурно-оздоровительной деятельности были использованы содержательно-функциональный, системно-структурный, культурологический подходы к анализу педагогических систем.

Существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения о единстве личности и деятельности (JI.C. Выготский, A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, A.M. Рубинштейн); теории педагогических систем (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, И.П. Радченко, Т.П. Руднева); современные разработки педагогической науки в области здорового образа жизни (Ю.П. Андреев, В.К. Бальсевич, Н.В. Барышева, М.Я. Виленский, Т.А. Вайник, В.И. Дубровский, В.П. Петленко); основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.В. Давыдов, М.А. Данилов, B.В. Краевский, М.Н. Скаткин).

Кроме того, следует обратить внимание на концепции здоровья и здорового образа жизни (Н. М. Амосов, Н. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Э. М. Казин и др.) и социально-философскую концепцию здоровья (Н. А. Бердяев, В. И. Гарбузов, Л. Н. Гумилев и др.), согласно которым здоровье человека понимается как состояние соответствия жизнедеятельности организма природной гармонии, а нарушение этого соответствия как дисгармония (болезнь). В соответствии с социально-культурной концепцией здоровья (В. П. Казначеев, Л. Г. Матрос, Ю. Н. Давыдов и др.), исследуются социально-культурные факторы труда, отдыха, образа жизни, способствующие укреплению или разрушению здоровья индивида, социального слоя, этноса, общества, всего человечества. Представители системного подхода (Э. М. Казин, Ю. А. Конаржевский, В. П. Кузьмин, Т. С. Панина и др.) рассматривают ЗОЖ как систему основных и взаимонезаменяемых элементов
, ряда культур: культуры питания, культуры движения, интеллектуальной культуры и культуры эмоций. И, наконец, согласно процессному подходу (В. П. Зайцев, В. Н. Ирхин, В. В. Колбанов и др.), организация ЗОЖ как и в рамках данного диссертационного исследования рассматривается в процессе обучения студентов и представляет собой результат формирования культуры здоровья; комплексного (В. Г. Афанасьев, М. С. Безруких, Ф. Ф. Королев и др.


2.2 Методы исследования




2.2.1 Опрос и опросные методы



Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.

В рамках данного диссертационного исследования был использован письменный опрос с использованием опросника «Отношение студентов к здоровому образу жизни», методика «Ценностные ориентации М. Рокича», опросника «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников), анкета «Физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант).

Опросник «Отношение студентов к здоровому образу жизни» (приложение А) состоит из 9 вопросов.

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников) (приложение Б) предназначена для выяснения степени важности различных причин (ситуаций) обстоятельств, которые побудили и побуждают личность продолжать заниматься спортом.

Сравнивается степень выраженности у человека того или иного мотива или потребности. Обработка полученных данных по методике производится по 11 шкалам, таким как: общение, познание, материальных благ, развитие характера и психических качеств, физического совершенства, улучшение самочувствия и здоровья, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретение полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа, желание славы, коллективистская направленность.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича направленна на изучение ценностно-мотивационной сферы человека (приложение В). Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич, в свою очередь, выделил два класса ценностей:


  1. Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

  2. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Рассмотренное деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

  • предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);

  • индифферентные, безразличные (7 – 12);

  • отвергаемые, незначимые (13 – 18 ранг иерархии).

Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них. Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:

  • чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;

  • чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

Также мы использовали метод анкетирования. Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

В рамках данного диссертационного исследования была использована анкета «Моя физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант) (приложение Г), состоящая из 7 вопросов. Следует отметить, что данная анкета может использоваться в эпидемиологических исследованиях для определения факторов, влияющих или связанных с физической активностью. Также она может приняться для оценки физической активности индивидуума в динамике.

Для точечной оценки уровня физической активности индивидуума в данный момент времени мы посчитали целесообразным воспользоваться следующими граничными условиями для суммы баллов за анкетирование.

О гиподинамии свидетельствует сумма:

  • для лиц молодого возраста, подростков – менее 21 баллов;

  • для лиц среднего возраста – менее 14 баллов;

  • для лиц пожилого возраста – менее 7 баллов.

Пониженный уровень физической активности – 28 баллов;

Умеренный уровень физической активности – 35 баллов;

Повышенный уровень физической активности – 42 балла;

Гипердинамия – 49 баллов


2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья



В рамках данного диссертационного исследования с помощью экспресс-оценки уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [5] была произведена оценка уровня физического здоровья студентов (приложение Д).  Методика основана на балльной оценке целого ряда морфофункциональных показателей: весо-ростового индекса, жизненного индекса, индекса Робинсона, времени восстановления после 20 приседаний за 30 секунд. Так, для оценки уровня здоровья нами были проведены следующие измерения:

  1. Рост.

  2. Вес.

  3. АД

  4. Измерение жизненной ем­кости легких (ЖЕЛ) посредством спирометрии. Жизненная емкость легких – это объем воздуха, который испытуемый может выдохнуть при максимальном выдохе после максимального глубокого вдоха.

ЖЕЛ является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Величину ЖЕЛ обычно выражают в единицах объема. Она позволяет косвенно оценить величину площади дыхательной поверхности легких, на которой происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров. Чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность, большей может быть глубина дыхания и легче достигается увеличение объема вентиляции.

Для измерения ЖЕЛ нужно сделать максимальный плавный вдох, а затем, зажав нос, плавно равномерно выдохнуть в спирометр. Продолжительность выдоха – 5 – 7 с.

5) Измерение мышечной силы рук. Данное измерение производиться с помощью ручного динамометра. Он имеет овальную форму и представлен стальной пружиной, степень сжатия которой регистрируется стрелкой.

Процедура динамометрии заключается в следующем: испытуемый берет кистевой динамометр в правую руку и отводит ее в сторону так, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол. Вторую руку он опускает свободно вниз вдоль туловища. После этого испытуемый сжимает пальцы правой кисти с максимальной силой пять раз подряд, без рывка, делая интервалы в 1 – 2 мин и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти. Через некоторое время подобную операцию испытуемый проделывает с левой рукой.

  1. Частота сердечных сокращений в покое (ЧССп). Частота сокращения сердца (пульс) – величина непостоянная, может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от состояния организма: