Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

, а также ответственность и сплоченность семьи [61, с. 97].

Также рассматривая данный вопрос, следует отметить, что человек подвергается комплексному воздействию взаимосвязанных и взаимообуславливающих факторов.

Одни факторы позитивно влияют на состояние здоровья населения, другие, наоборот, оказывают отрицательное воздействие.

Факторы риска ‒ это факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний [17, с. 240].

Для развития патологического процесса помимо фактора риска требуется действие конкретного причинного фактора. Но в отличие от непосредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т.д.), факторы риска действуют опосредованно, создавая неблагоприятный фон для возникновения и развития болезней.

Принято считать, что здоровье на 50% и более зависит от условий и образа жизни, на 20% от состояния окружающей внешней среды, на 20% от генетических факторов и на 10% от состояния здравоохранения [17, с.240].

На формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи оказывают влияние такие отрицательные факторы образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, адинамия и гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации.

Всё вышеперечисленное ‒ факторы риска, то есть факторы, которые гипотетически связаны с развитием того или иного заболевания и ассоциируются как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний.

Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько (таблица 1.1) [13, с. 70].
Таблица 1.1 – Влияние неблагоприятных факторов на здоровье населения (по Ю.П. Лисицину)

Сфера влияния

Факторы риска

Доля факторов в %

Образ жизни

Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, вредные условия труда, гиподинамия, низкая медицинская активность, низкий культурный и образовательный уровень

49 ‒ 53

Генетика, биологические факторы

Предрасположенность к наследственным болезням (хромосомным, генетическим), предрасположенность к хроническим заболеваниям (генетический риск)

15 ‒ 20

Внешняя среда (экологическая)

Загрязнение воздуха, воды, почвы химическими, физическими, биологическими вредными для здоровья веществами; резкая смена атмосферных явлений; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения

17 ‒ 20

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мер, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи

8 ‒ 10





1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи



Жизнь любого человека строится на достижении целей, которые должны соответствовать имеющимся у него ценностям. Только тогда, когда ценность и цель находятся в гармонии друг с другом, достижение цели вполне вероятно. Следует подчеркнуть, что ценностный ряд современного человека должен отвечать требованиям действительности. В этом ряду далеко не последнее место занимает ценность здорового образа жизни. Прежде чем перейти к раскрытию его содержания, считаю необходимым обратиться к определению самого феномена ценности. «Ценность – любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» [41, с. 316].

Как отмечает Б.С. Братусь, ценности выполняют две функции. Первая из них связана с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации. Вторая заключается в том, что деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Опорой нравственной оценки являются смысловые образования, которые становятся личностными ценностями [10, с. 14].

Значимый вклад в развитие теории ценностей внес М. Рокич, который трактует ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [65, с. 29].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценность – это состояние человека, сформированное под влиянием окружающего мира, оказывающее положительное влияние на процесс его жизнедеятельности.

Доказано, что на разных этапах жизни человека присутствуют доминантные ценности, но есть ряд ценностей, которые не теряют своей доминантности на протяжении всей его жизни. Именно к таким ценностям относится ценность здоровья.


Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. отмечают, что ценностное отношение к здоровью – это «отношение человека к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья» [56, с. 50].

О.В. Латыговская определяет ценностное отношение к здоровью, как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека) и результат этого процесса, выраженный в желании участвовать в различных видах деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья [30, с. 166].

К сожалению, в современном обществе сложилась ситуация, когда нездоровых людей становится все больше, а болезни молодеют. При этом люди готовы тратить большие средства и прилагать огромные усилия к излечению, но лишь небольшая часть людей готова заниматься профилактикой, вкладывая силы и средства в свое здоровье. Ценность здоровья, скорее, декларируется, нежели становится реальной целевой установкой [47, с.157].

Опираясь на мнение Г.С. Никифорова, исхожу из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:

  • когнитивный компонент (субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния, понимание роли здорового образа жизни в жизнедеятельности, знания основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное влияние на здоровье субъекта);

  • эмоциональный компонент (определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением самочувствия);

  • поведенческий компонент (реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, особенности мотивации в области здорового образа жизни и действия, направленные на сохранение здоровья);

  • потребностный компонент (наличие потребности в ведении образа жизни, сохраняющем и укрепляющем здоровье);

  • оценочно-рефлексивный компонент (самоанализ и оценка своего отношения к здоровью) [38, с. 64].

Р.А. Березовская подчеркивает при этом
, что основным механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.

При этом важную роль играет рефлексия, дающая возможность оценивать и корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья [9, с. 24].

Для определения критериев изменения и оценки ценностного отношения к здоровью необходимо определиться с параметрами, характеризующими это свойство студенческой молодёжи. Это, как уже упоминалось ранее, компоненты ценностного отношения: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный аспект ценностного отношения студенческой молодёжи к здоровью представляет собой осуществление психических процессов, связанных с познанием явлений здоровья, здорового образа жизни, здоровьесбережения.

Этот аспект означает, что студент имеет теоретические знания об анатомии, физиологии, гигиене, питании, здоровом образе жизни, представление о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему.

Потребностный компонент ценностного отношения студентов к здоровью обусловлен, прежде всего, системой их потребностей.

Эмоциональный компонент ценностного отношения студенческой молодёжи к здоровью характеризуется внешним, эмоциональным проявлением его чувств и отношений к здоровью, эмоциональное отношение к проблемам здорового образа жизни [3, с. 12].

По критериям длительности, интенсивности, предметности или неопределенности эмоции также различаются между собой. В.Н. Мясищев подразделяет их на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Постоянство положительных эмоций к здоровью предполагает наличие у молодёжи эмоционального отношения к нему.

Но на стадии становления ценностного отношения имеет значение и наличие позитивных эмоциональных реакций и состояний [37, с. 107].

Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью проявляется в деятельности, в поведении молодёжи.

Студент активно проявляет себя в здоровом образе жизнедеятельности, создает образы и продукты труда, в которых выражает свое отношение к жизни, к живым существам, к здоровью.

Оценочно-рефлексивный компонент ценностного отношения к здоровью проявляется в способности осмысливать, анализировать и давать оценку своему отношению к здоровью.

Развитие в студенческом возрасте к рефлексии влечет за собой развитие этого компонента и его достижение им достаточной зрелости.